Научная статья на тему 'Роль риск-менеджмента в конкурентоспособности вуза'

Роль риск-менеджмента в конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ РИСКОВ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / UNIVERSITY COMPETITIVENESS / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ / RISKS CLASSIFICATION / СТРАТЕГИИ ВУЗА / UNIVERSITY STRATEGY / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL RISKS / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РИСКИ / SPECIFIC RISKS / ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ / INNOVATIVE RISKS / RISKS IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заярная И. А.

В статье продемонстрирована роль риск-менеджмента в управлении конкурентоспособностью вуза. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг ставит перед высшими учебными заведениями множество задач, выполнение которых зачастую сопровождается различными рисками. Значительное место в материале отведено классификации рисков в системе образования, а также описанию процедуры оценки рисков, необходимой для разработки управленческих решений, направленных на сокращение степени влияния рисков на конкурентоспособность высшего учебного заведения. Предлагаемый в статье вариант классификации позволит более точно осуществлять идентификацию рисков. Являясь начальным этапом анализа рисков, идентификация позволяет выявить возможные проблемы, которые снижают эффективность развития вуза и уменьшают его конкурентоспособность. Управление рисками становится невозможным, если руководству ничего не известно о свойствах или существовании рисков. Соответственно, существенную важность приобретает задача выявления рисков и степени их воздействия на вуз. Подобная задача вполне выполнима при создании в высшем учебном заведении системы риск-менеджмента. При этом основная цель риск-менеджмента заключается в обеспечении максимально эффективного управления рисками вуза. В статье отмечено, что исследование риск-менеджмента и его роли в управлении образовательными учреждениями началось сравнительно недавно. Современные изменения на рынке услуг высшего образования повышают актуальность темы исследования. Обострение конкуренции вызывает необходимость выявления и анализа рисков, а также прогнозирования изменений внешней и внутренней среды вуза, способных сформировать риски. Опираясь на разработки и достижения отечественных и зарубежных ученых, осуществленные в рамках предмета исследования, автор статьи выявляет степень важности и основные проблемы формирования системы риск-менеджмента в организациях системы высшего образования. Современное состояние рынка высшего образования характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции, которая сопровождает развитие вузов, а также процесс реализации вузами услуг. Стремясь сохранить и укрепить позиции на рынке, высшие учебные заведения решают одну из главных задач: наращивают свои конкурентные преимущества. Решение названной задачи сопряжено с рисками. Одной из немаловажных причин воз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management role in university’s com petitiveness administration

The paper shows the role of risk management in university’s competitiveness administration. Competitiveness intensification at the market of educational services sets a lot of objectives for universities, fulfilling of which are accompanied with various risks. The most part of the material is given for risks’ classification in the educational system, and also description of risk assessment procedure, which is obligatory for managerial decisions’ development aimed at reduction of risks’ influence at competitiveness of university. The offered type of classification will allow more precise identification of risks. Being an initial stage of risks’ analysis, the identification allows exposing possible problems which decrease university’s efficiency and reduce its competitiveness. Risk management is impossible if administration doesn’t know about properties or risks presence. Hence, the significant importance is got by risks revelation objective and theirs influence on university. This objective can be easily gained if there is a system of risk management. The main aim of risk management is providing maximum efficiency management of university’s risks. The paper notes that risk management research and its role in educational institutions’ administration has been started recently. The modern changes at higher education services market promote the urgency of this research. Growth or intensification of competitiveness provoke a necessity of exposure and analysis of risks, and also prediction of changes in internal and external environment of university, which can form risks. Taking into account the researches and achievements of domestic and foreign scientists, carried out within the frames of research object, the author exposes an importance degree and basic problems of risk management system formation in universities. The paper uses theoretical methods: method of research and generalization, method of theoretical analysis and synthesis. Another one important method used is a comparison.

Текст научной работы на тему «Роль риск-менеджмента в конкурентоспособности вуза»

Роль риск-менеджмента в конкурентоспособности вуза

Заярная И. А.

В статье продемонстрирована роль риск-менеджмента в управлении конкурентоспособностью вуза. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг ставит перед высшими учебными заведениями множество задач, выполнение которых зачастую сопровождается различными рисками. Значительное место в материале отведено классификации рисков в системе образования, а также описанию процедуры оценки рисков, необходимой для разработки управленческих решений, направленных на сокращение степени влияния рисков на конкурентоспособность высшего учебного заведения. Предлагаемый в статье вариант классификации позволит более точно осуществлять идентификацию рисков. Являясь начальным этапом анализа рисков, идентификация позволяет выявить возможные проблемы, которые снижают эффективность развития вуза и уменьшают его конкурентоспособность. Управление рисками становится невозможным, если руководству ничего не известно о свойствах или существовании рисков. Соответственно, существенную важность приобретает задача выявления рисков и степени их воздействия на вуз. Подобная задача вполне выполнима при создании в высшем учебном заведении системы риск-менеджмента. При этом основная цель риск-менеджмента заключается в обеспечении максимально эффективного управления рисками вуза. В статье отмечено, что исследование риск-менеджмента и его роли в управлении образовательными учреждениями началось сравнительно недавно. Современные изменения на рынке услуг высшего образования повышают актуальность темы исследования. Обострение конкуренции вызывает необходимость выявления и анализа рисков, а также прогнозирования изменений внешней и внутренней среды вуза, способных сформировать риски. Опираясь на разработки и достижения отечественных и зарубежных ученых, осуществленные в рамках предмета исследования, автор статьи выявляет степень важности и основные проблемы формирования системы риск-менеджмента в организациях системы высшего образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Заярная И.А. Роль риск-менеджмента в конкурентоспособности вуза // Дискуссия. - 2018. - Вып. 88. - С. 48-53.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Риск-менеджмент, конкурентоспособность вуза, система управления, классификация рисков, стратегии вуза, финансовые риски, специфические риски, инновационные риски, идентификация рисков.

Современное состояние рынка высшего образования характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции, которая сопровождает развитие вузов, а также процесс реализации вузами услуг. Стремясь сохранить и укрепить позиции на рынке, высшие учебные заведения решают одну из главных задач: наращивают свои конкурентные преимущества. Решение названной задачи сопряжено с рисками. Одной из немаловажных причин воз-

никновения рисков вуза является неопределенность, которая возникает в связи с тем, что образовательной организации сложно определить вероятность возникновения тех или иных событий и результат их проявления. Исследованию неопределенности посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов, среди которых Р.М. Евстратов [1], Р.И. Климанов [2], Ф.Х. Найт [3], Дж. Сорос [4], Н.В. Титова [5] и др.

Полагаясь на опыт исследователей и обобщая их представления о названной категории, можно отметить, что неопределенность — это своего рода недостаток или полное отсутствие необходимой информации.

В процессе увеличения конкурентных преимуществ вузы разрабатывают различного рода стратегии, реализация которых требует внедрения инновационных подходов к управлению вузовской системой, повышению эффективности формирования и использования финансовых, материальных и кадровых потоков, наращиванию качества услуг и пр. Внедрение инновационных подходов, освоение новой стратегии, как правило, сопровождается рисками. Причем риски возникают как во внутренней, так и во внешней среде вуза. Отсюда прослеживается тесная взаимосвязь двух выделенных категорий: риск и конкурентоспособность.

Таким образом, можно констатировать, что причиной возникновения рисков, влияющих на конкурентоспособность вуза, могут стать необходимость выбора различных вариантов конкурентной стратегии; наличие неопределенности; невозможность точно оценить вероятность наступления тех или иных событий.

Влияние рисков отрицательно сказывается на укреплении конкурентоспособности, поэтому перед высшими учебными заведениями встает но-

вая немаловажная задача, связанная с выбором наиболее эффективных мер по погашению рисков. Решение названной задачи становится возможным при формировании в вузе комплексной системы управления рисками — риск-менеджмента.

Становление риск-менеджмента в среде вузов России — молодое и слабо изученное явление. Система высшего образования нашей страны достаточно долго получала финансирование из федерального и муниципальных бюджетов, поэтому в деятельности высших учебных заведений практически отсутствовали финансовые и экономические риски. Ярко выраженная централизация управления системой высшего образования не давала почвы для развития конкуренции. Соответственно, не было нужды в формировании системы риск-менеджмента в вузах.

Новые условия, в которых функционируют вузы, вызывают необходимость исследовать сущность риск-менеджмента, определить модели его применения в образовательных организациях. С учетом того, что большая часть научных исследований посвящена формированию риск-менеджмента в предпринимательской среде и практически не затрагивает высшее образование, сложность задачи повышается.

Отечественные исследователи М.В. Шолохова и М. М. Вирин утверждают, что формирование си-

стемы риск-менеджмента дает возможность снизить различного рода риски, в том числе и финансовые, что приводит к росту конкурентоспособности экономического субъекта и более стабильному положению на рынке [6].

Риск-менеджмент высшего учебного заведения можно отождествить с совокупностью приемов и стратегий, которые используются для снижения степени рисков, достижения эффективности развития в условиях неопределенности. Внедрение риск-менеджмента в вузе предполагает создание экспертной группы, которая призвана выполнять ряд основных функций: распознавать риски, выявлять причины их возникновения, осуществлять оценку рисков и разрабатывать мероприятия по реагированию на риски. Создание экспертной группы — важное мероприятие. От того, насколько члены экспертной группы компетентны, будут зависеть выбор способов управления рисками и эффективность риск-менеджмента вуза.

Для того, чтобы способы были выбраны верно, необходимо на первоначальном этапе осуществить идентификацию рисков. Поскольку идентификация рисков представляет собой их обнаружение, распознавание и описание, важно понимание того, к какой классификационной категории относятся риски.

В настоящее время существует множество подходов к классификации, различающихся по тому, какой признак взят в качестве основного. Названный вопрос нашел отражение в работах Н. М. Бобровой [ 7 ], Дж. М. Кейнса [ 8 ], А.В. Лебедевой [9], Э. Холмса [10] и др. Наиболее интересной и приемлемой для вуза, по мнению автора, может быть признана классификация, предложенная И.Б. Батовой [11]. Классифицируя риски по ряду принципов (время возникновения, фактор возникновения, место возникновения, характер последствий, род опасности, уровень возникновения и т.д.), И. Б. Батова выделяет риски перспективные, текущие и ретроспективные, экономические и политические, внутренние и внешние, финансовые, инвестиционные, предсказуемые, непредсказуемые, известные и т.д. Расширяя приведенную И.Б. Батовой классификацию, автор статьи считает необходимым включить в нее еще один признак, по которому можно распознать риски вуза. Речь идет о признаке «степень сформированности компетенций». В сфере высшего образования в настоящее время понятия «компетентностный подход» и «компетенции» определены стандартами к подготовке бу-

дущих специалистов. Компетентностный подход можно признать объективным явлением в образовании, которое имеет педагогические, социальные и экономические предпосылки. Внедрение названного подхода и формирование компетенций представляют собой реакцию высшего образования на современные рыночные условия, в которых к специалистам предъявляются новые требования, ранее недостаточно учтенные в программах обучения. Соответственно, в создавшейся ситуации вузу важно определить для себя цели, которые так или иначе связаны с формированием определенного набора компетенций и у выпускников, и у преподавателей. Отсюда включение признака «степень сформированности компетенций» в предложенную классификацию позволит повысить эффективность процесса идентификации рисков вуза. Согласно данному признаку, можно в ходе идентификации классифицировать риски, связанные с недостаточным уровнем сформированности компетенций у выпускников и преподавателей, отсутствием у них развития некоторых компетенций.

Процесс идентификации рисков — это первый этап риск-менеджмента. После завершения названного этапа необходимо осуществить идентификацию опасностей. Идентификацию опасностей необходимо проводить с целью выявления вредных и опасных факторов. Результаты названной идентификации следует вносить в специальные карты. По итогу идентификации опасностей в картах важно указать условия безопасной работы вуза по исследуемым участкам рисковых ситуаций, отметить ответственных за контроль и выполнение указанных условий.

Далее необходимо осуществить анализ и оценку выявленных рисков. Для того, чтобы оценка рисков стала возможной, выявленные риски предполагается ранжировать. С этой целью большинство современных вузов применяют процедуру построения карты рисков и деревьев релевантности, реализуют БШОТ-анализ.

Осуществляя оценку конкретных рисков, применяют формулы. К примеру, в 1БО/1ЕС 31010:2009. Менеджмент рисков. Методики оценки рисков [12] приведены формулы, позволяющие оценить риски, которые связаны с недостаточным финансированием деятельности вуза; риски, обусловленные недостатком квалифицированных кадров; риски, связанные с недостаточной обеспеченностью информационными ресурсами; риски, обусловленные несовершенством материально-тех-

нической базы; риски, которые возникают вследствие отказа организаций, заключивших договор на оказание образовательных услуг, от сотрудничества и т.д. Наличие указанного стандарта существенно облегчает процедуру оценки рисков.

Результаты анализа и оценки рисков являются основой для определения возможных вариантов реагирования на риск. Создание системы риск-менеджмента предполагает разработку четкой стратегии и выбор тактики управления рисками. При управлении рисками высшего учебного заведения важно определить способ управления риском и рисковой ситуацией. Это может быть перераспределение риска, уклонение от риска, сокращение риска или его принятие.

Для того, чтобы риск-менеджмент был результативен, важно проведение регулярного анализа и контроля за исполнением выбранных стратегии и тактики управления рисками. Результативность можно охарактеризовать по нескольким параметрам: снижение выявленных опасностей, сокращение степени влияния рисков на деятельность вуза, повышение конкурентоспособности.

Если по результатам анализа и контроля выявлены отклонения от намеченных стратегических и тактических целей риск-менеджмента, важно выявить причины возникновения подобных от-

Список литературы

1. Евстратов P. M. Методологические особенности управления финансовыми рисками компании // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 25-28.

2. Климанов Р. И. Неопределенность и риск при принятии инвестиционных решений // Статистика и экономика. 2011. № 6. С. 70-73.

3. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2005. 231 с.

4. СоросДж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Soros/_index. php (дата обращения: 20.04.2018 г.).

5. Титова Н. В. Исследование риска и неопределенности как факторов инновационной деятельности // Вестник университета. 2013. № 21. С. 234-238.

6. Шолохова М. В., Вирин М. М. Риск-менеджмент как один из методов повышения конкурентоспособности предприятия // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.

клонений. После этого необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на выравнивание ситуации и доведение фактических результатов управления рисками до запланированных. Результаты проведенного анализа и контроля важно оформлять в виде отчетов о функционировании риск-менеджмента, предоставляемых руководству вуза.

Построенная подобным образом система риск-менеджмента позволит провести комплексную работу по реагированию на риски и укреплению конкурентоспособности вуза.

Подводя итог вышесказанному, сделаем некоторые выводы: функционирование современного вуза сопровождается рядом рисков, снижающих конкурентоспособность образовательной организации; рост конкуренции на рынке высшего образования обостряет рисковые ситуации; высокая степень динамичности рыночной среды порождает неопределенность, в условиях которой обостряются риски вуза. С целью повышения эффективности развития высшего учебного заведения, функционирующего в условиях риска, необходимо создание системы риск-менеджмента, которая обеспечит своевременное реагирование на риски и укрепление конкурентоспособности вуза.

7. Боброва Н.М. Основные подходы к определению и классификации рисков инновационной деятельности // Российское предпринимательство. 2012. Т. 13, № 8. С. 44-48.

8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sociol.ine. ru/files/5/316/keyns.pdf (дата обращения: 20.04.2018 г.).

9. Лебедева А.В. Анализ существующих подходов к определению сущности стратегических рисков // Дискуссия. 2010. № 8. С. 35-38.

10. ХолмсЭ. Риск-менеджмент: [перевод с англ. В. В. Хмелевская]. М.: Эксмо, 2007. С. 304.

11. Батова И. Б. Классификация рисков и причины их возникновения [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. Режим доступа: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11976 (дата обращения: 20.04.2018 г.).

12. ISO/IEC31010:2009. Менеджмент рисков. Методики оценки рисков. М.: Стандартинформ, 2009. 94 с.

Информация об авторе

Заярная И. А., кандидат экономических наук, доцент, Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Новороссийск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Информация о статье

Дата получения статьи: 20.04.2018 © Заярная И. А., 2018.

Дата принятия к публикации: 25.05.2018

Risk management role in university's competitiveness administration

Zayarnaya I. A.

The paper shows the role of risk management in university's competitiveness administration. Competitiveness intensification at the market of educational services sets a lot of objectives for universities, fulfilling of which are accompanied with various risks. The most part of the material is given for risks' classification in the educational system, and also description of risk assessment procedure, which is obligatory for managerial decisions' development aimed at reduction of risks' influence at competitiveness of university. The offered type of classification will allow more precise identification of risks. Being an initial stage of risks' analysis, the identification allows exposing possible problems which decrease university's efficiency and reduce its competitiveness. Risk management is impossible if administration doesn't know about properties or risks presence. Hence, the significant importance is got by risks revelation objective and theirs influence on university. This objective can be easily gained if there is a system of risk management. The main aim of risk management is providing maximum efficiency management of university's risks. The paper notes that risk management research and its role in educational institutions' administration has been started recently. The modern changes at higher education services market promote the urgency of this research. Growth or intensification of competitiveness provoke a necessity of exposure and analysis of risks, and also prediction of changes in internal and external environment of university, which can form risks. Taking into account the researches and achievements of domestic and foreign scientists, carried out within the frames of research object, the author exposes an importance degree and basic problems of risk management system formation in universities. The paper uses theoretical methods: method of research and generalization, method of theoretical analysis and synthesis. Another one important method used is a comparison.

FOR CITATION APA

Zayarnaya I.A. (2018). Risk management role in university's competitiveness administration. Diskussiya [Discussion], 88, 48-53.

KEY WORDS

Risk management, university competitiveness, management system, risks classification, university strategy, financial risks, specific risks, innovative risks, risks identification.

References

1. Evstratov P.M. MetodoLogicheskie osoben-nosti upravLeniya finansovymi riskami kompa-nii [Methodological features of financial risk management of the company]. Osnovy ehkono-miki, upravLeniya i prava. 2012. № 2 (2). S. 25-28. (In Russian)

2. KLimanov R.I. NeopredeLennost' i risk pri prin-yatii investicionnyh reshenij [Uncertainty and risk in making investment decisions]. Statistika i ehkonomika. 2011. № 6. S. 70-73. (In Russian).

3. Najt F.K. Risk, neopredeLennost' i pribyL' [Risk, uncertainty and profit]. M.: DeLo, 2005. 231 s. (In Russian)

4. Soros Dzh. Krizis mirovogo kapitaLizma. Otkrytoe obshchestvo v opasnosti [Crisis of world capitalism. Open society at risk]. URL: http://www. gumer.info/bibLiotek_Buks/History/Soros/_index. php. (In Russian).

5. Titova N.V. IssLedovanie riska i neopredeLen-nosti kak faktorov innovacionnoj deya-

teL'nosti [Research of risk and uncertainty as factors of innovative activity]. Vestnik universiteta. 2013. № 21. S. 234-238. (In Russian)

6. SHoLohova M.V., Virin M.M. Risk-menedzhment kak odin iz metodov povysheniya konkurento-sposobnosti predpriyatiya [Risk management as one of the methods of increasing the competitiveness of the enterprise]. Sovremennye probLemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 3. (In Russian).

7. Bobrova N.M. Osnovnye podhody k opredeLe-niyu i kLassifikacii riskov innovacionnoj deya-teL'nosti [Basic approaches to the definition and cLassification of innovation risks]. Rossijskoe predprinimateL'stvo. 2012. T. 13, № 8. S. 44-48. (In Russian).

8. Kejns Dzh.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, pro-centa i deneg [GeneraL theory of empLoyment, interest and money]. Rezhim dostupa: http://soci-

oLine.ru/fiLes/5/316/keyns.pdf. (In Russian).

9. Lebedeva A.V. AnaLiz sushchestvuyushchih pod-hodov k opredeLeniyu sushchnosti strategich-eskih riskov [AnaLysis of existing approaches

to determining the nature of strategic risks]. Diskussiya. 2010. № 8. S. 35-38. (In Russian).

10. HoLms EH. Risk menedzhment [Risk-management]:[perevod s angL. V. V. HmeLevskaya]. M.: EHksmo, 2007. S. 304. (In Russian).

11. Batova I.B. KLassifikaciya riskov i prichiny ih vozniknoveniya [CLassification of risks and their causes]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauch-nyj vestnik. 2015. № 1. Rezhim dostupa: http:// www.eduheraLd.ru/ru/articLe/view?id=11976. (In Russian).

12. ISO/IEC 31010:2009. Menedzhment riskov [Risk management. Risk assessment techniques.]. Metodiki ocenki riskov. M.: Standartinform, 2009. 94 s. (In Russian).

Author Info

Zayarnaya I.A., Candidate of Economics, Docent, Novorossiysk branch of Financial University Under the Government of the Russian Federation (Novorossiysk, Russian Federation). Corresponding author: [email protected].

Article Info

Received for publication: 20.04.2018 Accepted for publication: 25.05.2018

© Zayarnaya I.A., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.