Научная статья на тему 'Роль рецепционной установки в читательской деятельности школьника'

Роль рецепционной установки в читательской деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
27
1
Поделиться
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИОННАЯ УСТАНОВКА / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Антоненкова Алена Александровна

В статье рассматривается понятие «установка» на чтение как один из этапов читательской деятельности школьника, предшествующий процессу восприятия. Обозначена роль рецепционной установки, формируемой на предкоммуникативном этапе изучения литературного произведения. Рассмотрены примеры организации установки учителем на уроке литературы.

Текст научной работы на тему «Роль рецепционной установки в читательской деятельности школьника»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82

РОЛЬ РЕЦЕПЦИОННОЙ УСТАНОВКИ В ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

А. А. Антоненкова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет,

г. Челябинск

В статье рассматривается понятие «установка» на чтение как один из этапов читательской деятельности школьника, предшествующий процессу восприятия. Обозначена роль рецепционной установки, формируемой на предкоммуникативном этапе изучениялитературного произведения. Рассмотрены примеры организацииустанов-киучителем науроке литературы.

Ключевые слова: рецепционная установка, читательская деятельность, предкомму-никативный этап.

Вопрос о формировании мотивации школьников к чтению, создании установки на чтение приобретает особую актуальность в век информационных технологий. Чтению как виду человеческой деятельности невольно приходится конкурировать с телевидением, радио и Интернетом, побуждая учителей-словесников находить новые методические подходы, повышающие мотивацию учеников к изучению литературы.

Современная социокультурная ситуация такова, что ребенок, прежде получавший информацию в основном из книг и на уроках, теперь первым делом устремляется к компьютеру и интернету. Фрагментарность и отрывочность обретенных таким путем знаний очевидна для нас, педагогов, но для ученика это прежде всего самый простой способ извлечь необходимые сведения.

Что же может вернуть интерес ребенка к книге, к уроку литературы? Как помочь школьнику обрести в книге друга и собеседника? Нужно показать, что в отличие от интернета, создающего потребительскую культуру, книга способна ответить на вопросы, волнующие ребенка, помочь прислушаться к себе, задуматься. Личностный интерес к произведению может стать тем ключом, который откроет ученику дверь навстречу литературному произведению. Таким образом, одной из приоритетных задач литературного образования становится развитие у обучающихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к чтению. Возможности стимулирования ученического чтения связаны с использованием в этих целях теории установки.

В психологии термин «установка» означает состояние или предрасположенность индивида к действию. Однако это понятие приобрело междисциплинарный характер, активно используясь в социологии, эстетике, методике преподавания литературы и других науках. Наиболее соответствующим для методики вариантом, на наш взгляд, является понятие рецепционной установки, то есть «предварительной настроенности на восприятие, действующей на протяжении всего процесса художественного переживания» [1. С. 444].

Само словосочетание «предварительной настроенности» определяет фазу, в рамках которой будет возникать установка на предкоммуникативном этапе работы с произведением. Именно предкоммуникативная фаза восприятия произведения «предполагает актуализацию смыслов литературного произведения, сопряжение контекста литературного и

современного социального контекста, а также личного жизненного опыта ученика через создание внутренней читательской установки: какие важные жизненные открытия совершил автор в произведении? Что в жизни, в мире, во мне самом откроет чтение этого произведения? В чем ценность этих открытий для меня?» [2. С. 140].

Почему же так важно, чтобы установка формировалась именно на предкоммуникатив-ном этапе читательской деятельности? Если школьник не включится в работу с текстом сразу, если на первом этапе урока не возникнет потребность познакомиться с произведением, то вряд ли это произойдет в дальнейшем.

Значимость рецепционных установок возрастает в силу того, что интерес к произведению, вызванный внешним воздействием со стороны учителя при помощи определенных методических приемов, влияет на формирование читательских компетенций. Чем больше читателю хочется погрузиться в мир художественного произведения, тем выше вероятность того, что он этот мир полюбит, поймет и воссоздаст в своем воображении.

Главной задачей учителя становится пробуждение у ребенка определенных вопросов, догадок, ассоциаций, которые настроят ученика на диалог с автором. Однако «в ситуации, когда у современных учеников зачастую превалируют прагматические установки на чтение, в том числе и художественной литературы, и чтение становится актом «деловым», только появление внутренних, личностных мотивов, сознательная установка на диалог с автором, поиск в произведении ответов на жизненно важные для самого ученика вопросы может стать стимулом эстетической читательской активности, заинтересованности в анализе произведения [2. С. 120].

В методической литературе можно найти разнообразные виды установки в трудах Р. Ф. Брандесова, И. В. Сосновской, Н. П. Терентьевой, Л. И. Стрелец, О. А. Ноздренковой.

Приведем примеры организации предкоммуникативного этапа изучения литературного произведения в школе. На уроке литературы, посвященном творчеству А. С. Пушкина, а именно - прологу «У лукоморья» (из поэмы «Руслан и Людмила»), на этапе знакомства с произведением нами была реализована установка «лексический, этимологический разбор ключевого слова, лежащего в основе идеи произведения» (классификация И. В. Сосновской) [3].

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об уже знакомом вам тексте - об отрывке «У лукоморья» из поэмы A.C. Пушкина «Руслан и Людмила». Оно вам известно? (Дети отвечают, что знакомы с этим текстом и даже заучивали его в начальной школе).

Замечательно! А знаете ли вы, что ... Согласно славянской мифологии, лукоморье -заповедное место, где стоит мировое древо - ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги. Пушкинское Лукоморье, как считают комментаторы его текстов, могло располагаться на Чёрном море, или на Азовском, или даже в Сибири. В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях как одно из мест обитания половцев, кочевого народа тюркского происхождения. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра» (покажем на карте). Обратимся к строению слова. Как вы думаете, из каких частей оно состоит? Правильно, из частей «лука» и «морье». «Лука моря» означает «изгиб морского берега». [4]

Результатом воздействия установки на сознание ребенка является повышенный интерес к тексту; дети заново осмысляют отрывок, создают в воображении образ волшебного дерева, подключая фантазию.

Еще одним примером создания учителем рецепционной установки может стать эмоционально-ассоциативный комментарий учителя. Необходимо привлечь другой текст, который будет близок эмоционально и тематически тому тексту, который предстоит изучать. Цель приема - направить восприятие на определенный ракурс и, возможно, пред-

восхитить в какой-то мере идею произведения. Так, например, на уроке, предваряющем чтение рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина, можно прочитать стихотворение А. Дементьева «Доброту не купишь на базаре»:

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом. Этот вот - от чванства занемог. Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.

После чтения стихотворения учащимся предлагаются вопросы беседы:

- Как вы считаете, достаточно ли быть умным и образованным, чтобы быть хорошим человеком?

- Какими качествами должен обладать настоящий человек?

- Как вы понимаете словосочетание «уроки доброты»? Кто их может преподать?

Об этом и рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

Создавать установку на восприятие произведения могут и другие приемы. Например, актуализация мировоззренческих представлений читателей-школьников (классификация Н. П. Терентьевой) [2]. Приведем пример такого комментария перед чтением стихотворения М .В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру»:

«Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, кто впервые сказал, что наша земля вертится вокруг солнца, а не наоборот? Насколько шокирующим и неправдоподобным для людей того времени был этот факт? Это сейчас каждый первоклассник знает, что наша система - гелиоцентрическая, то есть солнечная, а значит, все планеты вертятся вокруг солнца. Подумайте, сколько смелости нужно было ученому Копернику, чтобы всем об этом рассказать! М. В. Ломоносов в стихотворении «Случились вместе два астронома в пиру» не только поддержал идею Коперника, но и организовал встречу двух людей, которых разделяют сотни лет!»

Установкой перед чтением и анализом может стать эпиграф к уроку, если он соотносится с основной мыслью произведения и с тем, какие примеры в связи с его анализом будут обсуждаться. Например, эпиграфом к уроку по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» могут быть слова автора: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Это может быть и небольшое четверостишие Е. Запяткина:

Учитель! Чтоб без нервов жить,

Смотря на детские проказы,

С тоскою можешь ты не быть,

Но с юмором ты быть обязан.

Предлагаем детям проанализировать оба высказывания:

- Как вы понимаете слово «юмор»?

- Как вы думаете, можно ли при помощи юмора указать человеку на его ошибки?

- Необходимо ли учителю иметь чувство юмора? Зачем?

Дома вы познакомитесь с произведением Ф. А. Искандера, которого тоже волновали эти вопросы. Возможно, то, что он сказал в своем произведении, будет близко и нам.

Еще один интересный методический ход к этому произведению можно применить, если обратить внимание на название произведения. В классификации Н. П. Терентьевой этот вид установки связан с «преодолением стереотипов восприятия» [2]:

- Какие ассоциации у вас вызывает название «Тринадцатый подвиг Геракла»? К чему оно нас отсылает?

- Вспомните, сколько подвигов совершил Геракл на самом деле? Назовите некоторые из них.

- Возможно ли, что был найден текст, повествующий о новом подвиге? Если же подвиг совершил не Геракл, то почему автор упоминает его в заглавии?

Действительно, первые ассоциации, которые возникают у нас в связи с названием рассказа, отсылают нас к древнегреческой мифологии. Однако маловероятно, что Ф. А. Искандер обнаружил еще один миф о Геракле, так как двенадцатый подвиг героя заканчивается тем, что Геракл, прекратив службу у царя Эврисфея, возвращается в Фивы. Поэтому мы делаем вывод: скорее всего герой произведения - не Геракл. Тогда кто же? И почему мы раньше никогда не знали об этом подвиге? Приводим цитату из рассказа: «Мы сразу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками». Дома вам предстоит выяснить, кем был этот герой и какой подвиг он совершил.

Цель таких приемов - вызвать у учащихся вопросы, на которые они стремились бы найти ответы в тексте, привести их в особое расположение духа, близкое авторскому, помочь определиться с «горизонтом ожиданий».

Создание на уроках литературы установки на восприятие содействует повышению интереса к произведению, помогает выявить идею текста, способствует возникновению диалога между автором и читателем.

Список литературы

1. Борев, Ю. Б. Эстетика: учебник [Электронный ресурс] / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с. - URL: https://ru.scribd.com/doc/71952194/BopeB-ro-B-3cTeTHKa-Учебник

2. Терентьева, Н. П. Концепция аксиологизации литературного об~ра-зования: монография [Текст] /Н. П. Терентьева. - Челябинск: Изд-воЧеляб. гос. пед. ун-та, 2013. - 352 с.

3. Сосновская, И. В. Создание мотивационной установки перед чтением и анализом художественного произведения на уроке литературы [Текст] / И. В. Сосновская // Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования. - Киров: Изд-во «Радуга-ПРЕСС», 2015.-246 с.

4. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс [Электронный ресурс] / Н. В. Егорова. - 5-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 400 с. - URL: http://www. fb2archive.ru/vako/pourochnye-razrabotki-po-literature/.

ROLE OF RECEPTION PURPOSE IN READER'S ACTIVITY OF THE SCHOOL CHILDREN

A. A. Antonenkova

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Mial5_15@mail.ru

In the article the concept "purpose" on reading as one of the stages of reader's activity of the school children preceding perception process is considered. The role of reception purpose formed at a precommunicative stage of studying of the literary work is designated. Examples of organization of purpose by the teacher at a literature lesson are reviewed.

Keywords: reception purpose, reader's activity, precommunicative stage.

References

1. Borev, Yu. B. (2002) Estetika: Uchebnik [=Aesthetics: A Textbook], Moscow, 511 p., available at: http: // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Borev/_Index. hpp.pdf, accessed 12.10.2017. (InRuss.).

2. Terent'eva, N. P. (2013) Kontseptsiya aksiologizatsii literaturnogo obrazovaniya: mono-grafiya [=The concept of axiology ofliterary education], Chelyabinsk, 352 p. (In Russ.).

3. Sosnovskaya, I. V. (2015) Sozdanie motivatsionnoy ustanovki pered chteniem i analizom khudozhestvennogo proizvedeniya na uroke literatury [=Creation of a motivational attitude before reading and analyzing a work of art at a literature lesson], in: Innovatsionnyy poisk slovesnikov: praktiki gumanitarnogo obrazovaniya [=Innovative search for language teachers: the practice ofhumanities education], Kirov, pp 114-123. (In Russ.).

4. Egorova, N. V. (2013) Pourochnye razrabotkipo literature. 5 klass [=Pourochnye development of literature. Grade 5], Moscow, 400 p., available at: http: II www.fb2archive.ru/vako/ pourochnye-razrabotki-po-literature/.pdf, accessed 12.10.2017. (InRuss.).

Антоненкова Алена Александровна - магистрант филологического факультета, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Mial5_15@mail.ru