Научная статья на тему 'Роль ресурсного центра инклюзивного образования в повышении профессиональной компетентности педагогов'

Роль ресурсного центра инклюзивного образования в повышении профессиональной компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривуть М.Л.

В статье приводится опыт работы ресурсного центра инклюзивного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет» по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль ресурсного центра инклюзивного образования в повышении профессиональной компетентности педагогов»

УДК 378

РОЛЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

© 2019 М. Л. Кривуть

методист ресурсного центра инклюзивного образования e-mail: krivut@mail.ru

Республика Беларусь, г. Барановичи, УО «Барановичский государственный университет»

В статье приводится опыт работы ресурсного центра инклюзивного образования учреждения образования «Барановичский государственный университет» по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная компетентность, ресурсный центр инклюзивного образования

Стремительное развитие белорусской науки, направленной на повышение качества образования и в то же время включение в образовательный процесс каждого ребёнка, не смотря на его особые образовательные потребности, требует постоянного повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Несмотря на значимость проблемы профессиональной компетентности специалиста, в определении данного понятия наблюдаются разногласия (см. табл.).

Определения понятия профессиональная компетентность

Определение Автор

совокупность личностно-социально-деятельностных компетенций, обеспечивающих успешность освоения какой-либо профессиональной деятельности, эффективность её исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие Колбасова 2009

о н главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью Деркач 2004

.а н CJ О = н = н <и в способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности Суходольский 1976

S о X - а = .а Ч « = о = CJ совокупность знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности Митина 2004

потенциальное интегративное качество личности при условии сформированности профессиональной готовности личности к различным аспектам деятельности: процессу, объекту и результату деятельности, а также к себе, как к субъекту деятельности Адольф, Ильина, 2007

■е о а С многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) Дружилов 2005

способность к оптимальному выполнению культуросообразных видов деятельности; интегральное единство интеллектуальных и навыковых составляющих, личностных характеристик, ценностных ориентаций специалиста, позволяющих человеку успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности Онищенко 2010

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на разногласия в определениях профессиональной компетентности, многие исследователи указывают на то, что это многокомпонентное, постоянно развивающееся образование, определяющее успешность специалиста в профессиональной деятельности. Новые образовательные условия, связанные с принятием Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, требуют повышения многих компетентностей, входящих в состав профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования.

На базе Учреждения образования «Барановичский университет» был создан ресурсный центр инклюзивного образования (далее РЦИО). Основными целями РЦИО являются:

- накопление, систематизация, обобщение и распространение опыта осуществления инклюзивного образования при подготовке и повышении квалификации педагогических кадров и опыта создания условий, обеспечивающих доступность образования для всех участников образовательного процесса;

- методическое и научное обеспечение сопровождения профессионально-педагогической деятельности педагогических работников в условиях интегрированного и инклюзивного образовании.

Одним из наиболее активно действующих направлений деятельности РЦИО является просветительское направление. В рамках данного направления на основе анализа накопленного инклюзивного опыта, новейших методических разработок, авторских методик и технологий работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями разработана серия образовательных программ, рассматривающих актуальные вопросы инклюзивного образования. Образовательные программы ведутся как сотрудниками университета, так и практикующими педагогами города, имеющими богатый опыт работы. Участниками данных программ становятся педагоги, в том числе и учителя-дефектологи г. Барановичи и Барановичского района. Наиболее востребованными на сегодняшний день являются следующие темы образовательных программ:

- Инклюзия - специфика, перспективы образования;

- Инклюзивное образование: создание инклюзивной культуры;

- Инклюзивное образование: психологическое сопровождение;

- Дискриминация. Способы борьбы с дискриминацией;

- Использование электронных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста в условиях интегрированного и инклюзивного образования;

- Адаптация образовательной среды в условиях инклюзивного образования;

- Психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с сенсорными нарушениями;

- Креатив-технологии в организации детского инклюзивного коллектива;

- Дети с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Пути помощи;

- Коммуникативное развитие детей с РАС;

- Личностные и когнитивные особенности одарённых детей, работа с ними в инклюзивном классе;

- Диагностика и прогноз развития одарённых детей;

- Использование мастер-классов по декоративно-прикладному искусству в работе педагогов в условиях интегрированного и инклюзивного образования;

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Кривуть М. Л. Роль ресурсного центра инклюзивного образования в повышении профессиональной компетентности педагогов

- Формы работы с родителями в инклюзивном образовательном пространстве.

Тематика образовательных программ предлагается РЦИО, а также разрабатывается на основе запроса педагогов учреждений образования города и района.

Каждая образовательная программа направлена на повышение определённых профессиональных компетентностей. Наиболее популярной формой работы с участниками программ являются семинары-тренинги, так как позволяют не только сообщать новую информацию, но и в процессе тренинга закреплять изучаемый материал.

Анализ запросов педагогической общественности позволил разработать учебную программу курсов повышения квалификации «Актуальные аспекты профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования». Программа составляет тридцать шесть часов и направлена на повышение профессиональной компетентности педагога для работы в условиях инклюзивного образования.

На базе РЦИО собрана библиотека научно-методических материалов по вопросам инклюзивного образования, позволяющая самостоятельно повышать свою профессиональную компетентность всем желающим.

Таким образом, посредством образовательных программ и курсов повышения квалификации деятельность РЦИО направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, что необходимо не только для повышения качества профессиональной деятельности педагога, работающего в условиях инклюзивного образования, но и для формирования инклюзивной культуры в обществе.

Библиографический список

Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск: ККИПКиППРО, 2007. 204 с.

Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.

Дружилов С.А. Профессиональная компетенность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44.

Колбасова Л.О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве // ВЕСТНИК ОГУ. 2009. №7(101). С. 26-31.

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: 22.07.2015 № 608. URL: http:// autismschool.by>...obrazovanie...obrazvoaniya-lic-s...v... (дата обращения: 01.02.2018).

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

Онищенко Н.Э. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов. Ижевск, 2010. 221 с.

Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.