Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕНТГЕНОВСКОЙ ДЕНСИТОМЕТРИИ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТЕОПОРОЗА ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛ А ПОЗВОНОЧНИКА ПРИ ОСТЕОАРТРИТЕ '

РОЛЬ РЕНТГЕНОВСКОЙ ДЕНСИТОМЕТРИИ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТЕОПОРОЗА ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛ А ПОЗВОНОЧНИКА ПРИ ОСТЕОАРТРИТЕ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Абишева С.Т., Батпенов Н.Д., Мермуканова А.И., Нажмудинова Ш.С., Землянская Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕНТГЕНОВСКОЙ ДЕНСИТОМЕТРИИ В ДИАГНОСТИКЕ ОСТЕОПОРОЗА ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛ А ПОЗВОНОЧНИКА ПРИ ОСТЕОАРТРИТЕ »

роль рентгеновской денситометрии в диагностике остеопороза поясничного отдела

24 ч. после вмешательства был достоверно ниже, чем в I группе. ДНЛЖ у старческого возраста оставался повышенным на всех этапах исследования. Достоверное изменения ДНЛЖ выявлены на последнем этапе исследования — оно снизилось по сравнению с предыдущим этапом, и составило 15,74±1,38 мм рт.ст.

На всех этапах исследования во II группе мы выявили значительные изменения сосудистого тонуса (табл.2,). УПС был значительно выше должных значений и результатов I группы (р.<0,05, по сравнению с I группой предыдущим этапом). УПС повысился на 10,02% перед анестезией и на 13,9 после операции в сравнении с предыдущим измерением. Через сутки по операции сохранялось недостоверное повышение УПС на 8,29%, по сравнению с исходным, однако, по сравнению с послеоперационными данными, снизился на 13,65% (р.<0,05). Таким образом, у пациентов старческого возраста через сутки после операции сохранялись признаки повышенного артериального тонуса, несмотря на наметившуюся тенденцию к его нормализации.

В целом изменения гемодинамики у больных старческого возраста можно охарактеризовать следующим образом. В предоперационном периоде вследствие измененной частоты сердечного ритма и психоэмоциональной нагрузки сохранялась тахикардия на фоне проведенной подготовки и анестезиологического пособия сохранялась артериальная гипертензия, в основном обусловленная повышением постнагрузки. СИ, УИ и ИУРЛЖ снижались до некритического уровня вследствие ухудшения сократительной способности миокарда в ответ на средства анестезии и острую кровопотерю. [5]. Повышение ДНЛЖ у данной категории больных необходимо считать проявлением нарушений регуляции венозного тонуса и скрытой сердечной недостаточности.

выводы: Сравнивая гемодинамику больных старческого и пожилого возраста можно отметить следующие особенности:

1. У пациентов пожилого возраста в перио-перационном периоде изменения гемодинамики были менее выражены, чем у больных старческого возраста.

2. В предоперационном периоде у больных

старческого возраста не смотря на отсутствие признаков декомпенсации сопутствующих заболеваний сердечнососудистой системы, отмечалась тенденция к тахикардии вследствие измененной регуляции сердечного ритма.

3. У больных старческого возраста на всем протяжении периоперационного периода сохранялись артериальная гипертензия некритическое снижение сердечного индекса, ударного индекса и ударной работы левого желудочка как проявления сниженной сократительной способности миокарда и измененного сосудистого тонуса.

4. В группе больных старческого возраста высокое удельное периферическое сопротивление регистрировалось на всех этапах исследования, что позволяет предположить нарушения нейрогу-моральной регуляции сосудистого тонуса в пери-операционном периоде у лиц данной возрастной категории.

5. Вследствие изменений пред — и постнагрузки, сократительной способности миокарда и эластических свойств сердечной стенки у больных повышалось давление наполнения левого желудочка, что можно считать одним из признаков скрытой сердечной недостаточности.

литература

1. Андреев. Ю. В. Трансфузиологическая тактика при эн-допротезировании тазобедренного сустава у больного апластической анемией [Текст] / Ю.В.Андреев // Проблемы гематологии и переливания крови. — 1996. — №2-С.51-52.

2. Ежевская. А.А. Сравнительная оценка эффективности регионарного обезболивания у пожилых пациентов после операций на тазобедренном суставе и бедре [Текст] / А.А.Ежевская // Вестник интенсивной терапии. -2006. -№5.-С.107-1103. Лист. В. Анестезия у пожилых больных [Текст]/В.Лист//Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии -1998.-С. 67-71.

4. Барабаш. И.В. Влияние операции эндопротезирования на центральную и периферическую гемодинамику у больных с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями тазобедренного сустава. / Барабаш И.В. / Травм. и ортоп. России.—1996: №2-.С.5-8.

5. Барабаш.И.В.Изменение адаптационных возможностей сердечнососудистой системы при воздействии факторов операционной агрессии у больных после тотального эндопротезирования тазобедренного суста-ва.//Авторская диссертация доктора мед. наук;1440022 Иркутск,1997.27с.

роль рентгеновской денситометрии в диагностике остеопороза поясничного отдела позвоночника

при остеоартрите

Абишева С.Т., Батпенов Н.Д., Мермуканова А.И., Нажмудинова Ш.С., Землянская Н.С.

Медицинский университет Астана, нии травматологии и ортопедии.

ОА объединяет группу суставных заболе -ваний, различных по этиологии, но сходных по биологическим, морфологическим, клиническим

признакам и исходу. Все они приводят к потере гиалинового хряща и сопутствующему поражению других компонентов сустава, и в том числе

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

костной ткани. Остеопороз (ОП) — наиболее частый вариант метаболических заболеваний скелета, характеризующийся прогрессирующим снижением костной массы с увеличением риска переломов. Риск перелома шейки бедренной кости в возрасте 50 лет составляет 15,6%. По данным ВОЗ, почти у 25 % женщин в возрасте до 65 лет уже имеются компрессионные переломы позвонков, а у 20%- переломы костей предплечья.

Минеральная плотность костной ткани (МПКТ) поясничного отдела позвоночника была оценена у 297 женщин с ОА. Обследуемую группу на параметры МПКТ женщин составили 6 групп: 0 — группа (МП0)

— 86 женщины с сохраненным менструальным циклом. В зависимости от длительности менопаузы женщины в постменопаузе с ОА распределены на 5 групп: 1- группа — 76 женщины в постменопаузе (длительность менопаузы от 1 -5 лет); 2 группа- 46 женщины в постменопузе (длительность менопаузы от 6-10 лет); 3- группа — 28 женщины в постменопаузе (длительность менопаузы от 11-15 лет); 4 — группа—26 женщины в постменопаузе (длительность менопаузы от 16-20 лет); 5—группа—35 женщины в постменопаузе (длительность менопаузы 20 лет и более).

Минеральная плотность костной ткани поясничного отдела позвоночника, проксимального отдела бедра измерялись количественно, методом биэнергетической рентгеновской абсорбциомет-рии. Все измерения проводились в рентгенологическом отделении. Для обеспечения воспроизводимости агрегатов осуществлялась ежедневная калибровка прибора, ошибка воспроизводимости составляла от 0,5-2%. При обследовании определялись: абсолютное значение проекционной МПКТ (в г/см2), индексы Т и Z, в соответствии с рабочей классификацией ВОЗ, 1994 г. Проекционная минеральная плотность костной ткани определялась в поясничном отделе позвоночника (в каждом из 4 поясничных позвонков Ш^4).

Исследование поясничного отдела позвоночника проводилось в прямой проекции. При этом оценивалась МПКТ как трабекулярной, так и кортикальной кости, соотношение которых в позвонках составляет приблизительно 50:50. При оценке проекционной костной плотности значения МПКТ могут завышаться за счет включения в общую массу солей кальция, локализованных в стенке аорты, и остеофитов на углах тел позвонков. Для более детальной степени снижения костной массы нами анализировалась МПКТ каждого из четырех позвонков. По наименьшему из полученных значений определялась минимальная МПКТ поясничного отдела позвоночника (МПКТмин).

При анализе частоты ОП выялено, что частота ОП в Л1 у женщин с ОА была в пределах от 3%

— наименьшая (в группе женщин с сохраненным менструальным циклом), до 33,3% — максимальная (3-я группа). В 2-й группе остеопороз составил 29,5%, была значимо выше (р<0,05) в 1-й группе

(21,5%). Частота остеопении в Л1- у женщин с ОА составила 20% — (женщины с сохраненным менструальным циклом), 50%- в 5-й группе. Обнаруживается увеличение частоты остеопении в 1-й, 2-й и 3-й группе (21,5% ,29,5 % и 40,7% соответственно). В 4-й группе в Л1 остеопения составила 25%. Частота ОП в Л2 у женщин с ОА варьировала от 4% — наименьшая (в группе женщин с сохраненным менструальным циклом) до 37% — максимальная (3-я группа). В 1-й и 2-й группе частота остеопороза (18% и 18% соответственно) в Л2 была одинаковой.

Частота остеопении в Л2 была в пределах от 16% (женщины с сохраненным менструальным циклом) до 50 % (5-я группа). Выявлено увеличение (р<0,05) частоты остеопении в Л2 во 2-й и

3-й группе (41% и 37% соответственно). В 1-й и

4-й группе частота остеопении составила (21% и 29% соответственно). Частота ОП в Л3 у женщин с ОА была значимо выше в 3-й группе (25%) при сравнении с 4-й группой (5%) женщин в постменопаузе (р<0,05). В 1-й и 2-й группе женщин с ОА частота ОП составила (9% и 18% соответственно). В группе женщин с сохраненным менструальным циклом (0-группа) также у 6,5% пациентов выявлен остеопороз в Л3. Частота остеопении в Л3 варьировала от 13,5% (группа с сохраненным менструальным циклом) и до 50% (4-я и 5-я группа). В 1-й и 2-й группе женщин с ОА частота остеопении в Л3 была одинаковой (43% и 43% соответственно). Частота ОП в Л4 у женщин с ОА была в пределах от 5%- наименьшая (4-я группа), до 18% — максимальная (3-я группа). Частота ОП в Л4 в 1-й и 2-й группе была (13% и 16% соответственно) приблизительно равной. В группе женщин с ОА с сохраненным менструальным циклом в Л4 остеопороз составил 6,5%. Частота остеопении в Л4 также варьировала от 12% (группа с сохраненным менструальным циклом) и до 50% (5-я группа). Частота остеопении была значимо и одинаково выше (р<0,05) во 2-й и 4-й группе (41% и 41% соответственно). А также выявлено значимое увеличение частоты остеопении в 3-й группе (37%) чем в 1-й группе (17%) женщин с ОА в постменопаузе. Частота ОП в ЛТо у женщин с ОА была в пределах от 4% (группа с сохраненным менструальным циклом), до 22,5% (3-я группа). В 1-й и 2-й группе в ЛТО частота ОП составила 9% и 21% соответственно (р<0,05). Частота остеопении в ЛТО варьировала от 20% — наименьшая (группа с сохраненным менструальным циклом), до 55% — максимальная (3-я группа). Частота остеопении в ЛТО была значимо выше (р<0,05) в 5-й и 4-й группе (50% и 46% соответственно). В ЛТО частота остеопении в 1-й и 2-й группе составила 21% и 36% соответственно. Значения минеральной плотности на два стандартных отклонения ниже нормы у нормальных женщин в пременопаузе являются пороговым уровнем для развития переломов позвоночника. Следует

196

№ 3, май 2012

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

отметить, что ОА относится к невоспалительным ревматическим заболеваниям, с преимущественным поражением лиц пожилого возраста. Частота остеопороза в поясничном отделе позвоночника и шейке бедренной кости в этих сообщениях варьировала в достаточно больших пределах (от 5% и 40%). В литературе имеются единичные работы, в которых проводилась сравнительная оценка минеральной плотности костной ткани у больных с воспалительными и невоспалительными ревматическими заболеваниями.

Таким образом, детальный анализ частоты остеопороза в осевом скелете у женщин с ОА показал, что у женщин с сохраненным менструальным циклом остеопороз встречается от 4% и

6,5% (в Л2 и Л3 соответственно), в группе женщин с менопаузой — во 2-й группе 18% и 18% (в Л2 и Л3 соответственно) и 3-й группе частота ОП составил 37% и 25% (в Л2 и Л3 соответственно, р<0,05). Частота остеопороза диагностированного с помощью рентгеновской абсорбциометрии в поясничном отделе позвоночника у женщин с сохраненным менструальным циклом ниже, чем в группе женщин в постменопаузы. В осевом скелете нарушение минерализации костной ткани чаще выявляется в L3-L4 в группе женщин с длительностью менопаузы от 5 до 15 лет (2-й, 3-й группы). Снижение минерального обмена костной ткани в осевом скелете имеет корреляционную взаимосвязь с длительностью менопаузы (р< 0,05).

сравнительный анализ лечения сочетанных

повреждений головного мозга и органов зрения традиционным методом и комплексной патогенетической терапии

Шамуратов У. А.

НИЦ "Медицина катастроф" (директор - д.м.н. Маманазаров Дж.) ТГБ г. Ош (директор - д.м.н., доцент Муратов А. А.)

Резюме: В данной работе автором приведены данные сравнительного анализа традиционных методов лечения и комплексной патогенетической терапий. Автор отмечает преимущества комплексной патогенетической терапии.

Rezume: In given work by author are brought benchmark analysis data traditional method in treatments and complex patogenetichesko therapy. The Offered author notes the advantage complex patogenetichesko therapy.

Повреждения органов зрения составляют: 22,8% из числа обратившихся по поводу травмы (Б.О.Сулеева, С.Е. Мамбетов, С.З.Жуматаев 2002).

Удельный вес повреждений глазного яблока и его придатков в структуре множественных сочетанных травм достигают 25-30 %. Проникающие повреждения глазного яблока составляют 3-5 %. Проникающие ранения, полное разрушение глазного яблока часто сопровождаются переломами костей орбиты и лицевого черепа (М.А.Кайназаров 2002). 42-51 % от всех травм составляют контузии (А.Ю. Кутуков, Е.Е.Сомов, 2002)

По нашим данным, травматические катаракты в результате контузии составили 8,21 % , травматические кератиты 17,39 %. Особое место занимают проникающие ранения глаз — 29 случаев, что составило 7%. Серьезную угрозу для потери зрения представили травматические гемофтальмы у 9 пострадавших (2,17 %), в 5 случаев обнаружены разрывы сосудистой оболочки (1,2 %). Самое грозное повреждение было у 7 пострадавших - кровоизлияние в сетчатки глаз (1,69%).

Нами проведен, анализ функциональных изменений органов зрения при сочетанной черепно-

мозговой травме и органов зрения, пролеченных традиционными методами лечения.( табл. № 1.)

В таблице № 2 приводятся данные результатов комплексной терапии сочетанных повреждений головного мозга и органов зрения в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.

Хорошие результаты получены у 63,7 % (88 случая), в том числе при сотрясении 71 %, ушибе мозга легкой степени 65 %, средней степени 58%, тяжелой степени 37 %.

Удовлетворительные результаты получены в 27,5 %, в том числе при сотрясении головного мозга 23 %, при ушибе мозга легкой степени 30%, при ушибе мозга средней степени 30 %, при ушибе тяжелой степени 43 %.

Неудовлетворительные результаты — 8,8 %, в том числе при сотрясении головного мозга 5,4 %, при ушибе мозга легкой степени 5 %, при ушибе мозга средней степени 12 %, при ушибе тяжелой степени 20 % (таб. 1).

Анализируя проведенное комплексное лечение сочетанных повреждений головного мозга и органа зрения, мы пришли к следующим выводам:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.