Научная статья на тему 'Роль религиозных конфессий в формировании ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел'

Роль религиозных конфессий в формировании ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль религиозных конфессий в формировании ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел»

лигиозная культура должны взаимодействовать, — считал философ. Ценности религии наделяют рассудок свободой, а знанию придают действительную силу.

С.Л. Франк определяет «морализм» итогом взаимодействия научного образования и православной культуры. Этим понятием он характеризует российскую интеллигенцию, подчеркивая неприятие отечественными интеллектуалами знания ради знания, признание ограниченности исключительно рационального отображения мира, не имеющего национально-культурных духовных оснований1.

Согласно учению П.А. Флоренского, «есть, в конечном итоге, только два опыта мира — опыт общечеловеческий и опыт «научный», то есть кантовский, как есть два типа культуры — созерцательно-творческая и хищнически-механистическая»2. Русская культура, считал П.А. Флоренский, должна быть целостной и органичной. Смыслы этой культуры не всегда доступны рассудку, но и не исключительно иррациональны. Русская культура «сверхрассудочна», она гармонична, гуманна, духовна. Таковой должна стать и наука, являясь неотъемлемым элементом современной национальной культуры.

Таким образом, религиозная культура призвана способствовать одухотворению профессионального образования, наделению чистого научного знания ценностным смыслом, способствующим становлению гармоничной личности профессионала и развитию национальной культуры.

В.В. Васильев, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Роль религиозных конфессий в формировании ценностных оснований непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел

Во второй половине 2016 года произошла смена на только руководства Минобрнауки Российской Федерации, но и коренного отношения к вопросу внутреннего содержания и практического наполнения образовательной деятельности в рамках непрерывного образования. Своеобразный итог данных изменений подвел Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ. Он указал, что образование есть не только непосредственно обучение, но и его единство с целенаправленной деятельностью по воспитанию обучающихся.

Согласно Конституции РФ Россия является светским государством. С 1917 года в ней церковь отделена от государства и школа от церкви, однако данный аспект вовсе не означает, что в деятельности по воспитанию подрастающего поколения вообще и обучающихся в образовательных организациях в частности не может быть задействован огромный, накопленный веками опыт воспитательной и просветительской деятельности традиционных религиозных конфессий.

Система непрерывного «полицейского» образования включает две группы образовательных организаций. В первую из них входят организации, реализующие общее образование и подведомственные Минобрнауки России. К ним необходимо отнести профильные кадетские классы общеобразовательных школ, кадетские корпуса и суворовские училища, по окончании которых обучающиеся получают среднее общее образование. Ко второй группе необходимо отнести образовательные организации высшего образования, подведомственные МВД России, в которых реализуется высшее образование, подготовка кадров высшей категории, профессиональная подготовка, дополнительное образование. Все образование, и «полицейское» не является исключением, базируется на ценностных основаниях. Одним из важнейших является патриотизм. Мы считаем, что к воспитанию сотрудника органов внутренних дел в духе истинной любви к Родине, жертвенного служения своему Отечеству, к его духовно-нравственному просвещению могут и должны быть привлечены лучшие представители традиционных религиозных конфессий России.

Роль религиозных конфессий в формировании патриотизма как ценностного основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел трудно переоценить. Обозначим лишь наиболее перспективные направления воспитательной работы религиозных деятелей среди сотрудников ОВД (полиции).

1 Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) / Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 170.

2 Флоренский П. У водоразделов мысли // Собр. соч. в 30 т. Paris, 1985. Т. 16. С. 138.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)

307

Воспитание через чувства. Одной из заповедей христианского Нового завета является: «Возлюби ближнего, как себя самого». Толкование данной догмы удачнее всего предоставить православному священнослужителю, который сможет объяснить кадету, суворовцу, сотруднику ОВД, что уважительное отношение к гражданам, «ближним», способность защищать их права и свободы, рискуя собственной жизнью, возможно у правоохранителя, умеющего уважать, «любить» себя как личность и представителя государства. Мусульманский священник сможет дать толкование изречению Пророка «И пусть правая твоя рука не ведает, что делает левая», воспитывая в школьнике и полицейском чувство и дух нестяжательства, любви к гражданам и Родине, патриотизма.

Воспитание через обучение. Вся многовековая история государства Российского неразрывно переплетена с религией и традиционными конфессиями. Раскрытие этой исторической данности через обучение основам религии позволяет осуществить одномоментное решение двух задач:

— воспитание обучающегося в любви к Родине и ее истории;

— обучение будущего и действующего правоохранителя основам традиционных для России, «классических» религиозных верований. В современных условиях роста экстремистских проявлений, прежде всего религиозного характера, усиления миграционных потоков из ближнего и дальнего зарубежья российский правоохранитель должен обладать начальными навыками разграничения легальных и деструктивных религиозных проявлений.

Совместная воспитательная деятельность руководящего состава, соответствующих служб и подразделений ОВД, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций в сотрудничестве со священнослужителями традиционных для России религиозных конфессий во всех элементах, составных частях непрерывного «полицейского» образования способны дать России сотрудника ОВД как истинного патриота своего Отечества — Российской Федерации.

Е.А. Вызулин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

Потенциал религии в формировании образовательными организациями высшего образования МВД России профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел

Сложно организованная педагогическая деятельность в образовательных организациях высшего образования МВД России столкнулась с проблемой, требующей стратегического решения. Анализ педагогической деятельности образовательных организаций высшего образования МВД России показывает, что воспитанию уделяется меньше внимания, чем обучению. Это приводит к отсутствию формирования умений и навыков организации своей деятельности, ответственности, самовоспитания, честности и других важных личностных качеств обучающихся.

Такая проблема образовательного процесса образовательной организации ведомственного высшего образования имеет исторические, культурные и социально-педагогические причины. Это заложено при формировании новейшей отечественной системы образования и в направленности на дидактическую составляющую более, чем на воспитательную. Основным назначением образовательной организации высшего образования МВД России является подготовка профессионала в правоохранительной сфере жизнедеятельности общества. Показателем профессионализма является критерий наличия сформированных профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), необходимых для организации этого вида деятельности. Воспитанность рассматривается как качество желательное, но не обязательное, в чем и состоит главное заблуждение.

Дидактическая модель педагогики препятствует переходу от концепции знаниево-ориентированного педагогического процесса к концепции сочетания личностно-гностико-ориентированного и компетент-ностного. Воспитание ставит своей целью формирование качеств развивающейся личности, а обучение направлено на формирование у обучающегося компетенций (знаний, умений и навыков). Несмотря на разную функцию процессов воспитания и обучения, они не могут существовать друг без друга.

Таким образом, огромен потенциал религии в формировании образовательными организациями высшего образования МВД России профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в рамках модели «гражданин — патриот — профессионал». В первую очередь необходимо сформировать духовный мир личности, а на такой благодатной почве подготовить профессионала своего дела.

308

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.