Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ'

РОЛЬ РЕГИОНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / REGIONAL POLICY / ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE MECHANISM / TERRITORIAL DEVELOPMENT OF REGIONS / SOCIAL PROCESSES / REGIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Чупин Ю.Н.

В соответствии с мировыми тенденциями роль регионов в социально-экономическом развитии заметно усиливается. Глобализации экономики повсеместно сопутствует ее регионализация: с размыванием национальных границ в современных экономических процессах регионы становятся как основной территориальной экономической единицей, так и субъектами конкуренции, вплоть до геоэкономической. Государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Чупин Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONS IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

In accordance with global trends, the role of regions in socio-economic development is noticeably increasing. The globalization of the economy is everywhere accompanied by its regionalization: with the blurring of national borders in modern economic processes, regions become both the main territorial economic unit and subjects of competition, up to geo-economic. State regional policy is a broader concept of regional policy. Regional policy in the Russian Federation refers to the system of goals and tasks of state authorities for managing the political, economic and social development of the country's regions, as well as the mechanism for their implementation. Regional policy regulates the relationship between the center and the regions, defines the rights and powers of administrative divisions, develops its own practice of influence of the center on the regions and, conversely, the regions on the center, enclosed in a stable or changing legal framework.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ»

УДК 332.055

РОЛЬ РЕГИОНОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ The role of regions in socio-economic development

Б. А. Воронин, д.ю.н., профессор Уральского государственного аграрного университета И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета Я. В. Воронина, ст. преподаватель Уральского государственного аграрного Университета Ю. Н. Чупин, аспирант Уральского государственного аграрного Университета

Аннотация

В соответствии с мировыми тенденциями роль регионов в социально-экономическом развитии заметно усиливается. Глобализации экономики повсеместно сопутствует ее регионализация: с размыванием национальных границ в современных экономических процессах регионы становятся как основной территориальной экономической единицей, так и субъектами конкуренции, вплоть до геоэкономической.

Государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Ключевые слова: региональная политика, экономическое развитие, государственный механизм, территориальное развитие регионов, социальные процессы, региональные программы.

Abstract

In accordance with global trends, the role of regions in socio-economic development is noticeably increasing. The globalization of the economy is everywhere accompanied by its regionalization: with the blurring of national borders in modern economic processes, regions become both the main territorial economic unit and subjects of competition, up to geo-economic.

State regional policy is a broader concept of regional policy. Regional policy in the Russian Federation refers to the system of goals and tasks of state authorities for managing the political, economic and social development of the country's regions, as well as the mechanism for their implementation.

Regional policy regulates the relationship between the center and the regions, defines the rights and powers of administrative divisions, develops its own practice of influence of the center on the regions and, conversely, the regions on the center, enclosed in a stable or changing legal framework.

Keywords: regional policy, economic development, state mechanism, territorial development of regions, social processes, regional programs.

Важной характеристикой государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной.

С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру [4].

Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой.

С содержательной точки зрения структурное рассмотрение социального аспекта государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику.

Содержательная модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность регулятивных мер, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения определенного качественного состояния последнего [2].

В структуре социального аспекта государственной региональной политики региона можно выделить три крупных блока:

- политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной политики для достижения общегосударственных целей;

- политика, направленная на реализацию целей региона;

- регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития.

В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).

К основным направлениям региональной политики, касающимся муниципального развития, относятся:

1. Планирование территориального развития региона, выделение территориальных зон, формирование «опорных каркасов», управленческих округов. Определение роли и места территориальных образований в обеспечении устойчивого развития региона, преобразование территориальной структуры (объединение муниципальных образований, объединение администрации района и поселения, являющегося центром района и т.д.).

2. Организация межбюджетных отношений, выравнивание бюджетной обеспеченности территорий, софинансирование с местными бюджетами отдельных расходов, финансирование переданных государственных полномочий, стимулирование органов МСУ к повышению эффективности расходов и увеличению собственной доходной базы.

3. Финансирование и софинансирование государственных программ развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры территориальных образований.

4.Создание и приоритетное развитие муниципальных образований и зон: особых экономически зон, промышленных и индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, специализированных институтов территориального развития по привлечению инвестиций.

5. Повышение эффективности местного самоуправления, предусматривающего разработку и реализацию муниципальных программ [3].

Региональная политика, реализуемая на разных территориальных уровнях, должна опираться на систему принципов, которыми обязаны руководствоваться федеральные, региональные и муниципальные органы управления. Наиболее важными среди них авторы выделяют следующие:

1. Принцип единства действий и разделения полномочий между властными структурами. Региональная политика, проводимая на всех уровнях и подчиняющаяся общей социальной цели, должна быть согласована по времени, ресурсам, приоритетам. В то же время необходимо разделение функций и сфер деятельности региональной политики, проводимой конкретными органами управления. Отношения между властными структурами должны строиться на основе партнерства и сотрудничества.

2. Принцип непротиворечивости. Региональная политика, являясь преломлением общегосударственной и региональной стратегии, не должна ей противоречить. Реализация данного принципа предполагает необходимость соблюдения главенства Конституции РФ и федеральных законов над местными указами, постановлениями, законами, политическими решениями.

3. Принцип приоритетности. Разработка и реализация региональной политики должна осуществляться на основе ранжирования решаемых вопросов, выделения мероприятий, имеющих для региона приоритетное значение. При ограниченности средств и ресурсов «распыление» их по территории регионов представляется крайне неэффективным и расточительным. В этих условиях желательна концентрация инвестиций в наиболее прогрессивных сферах и центрах, которые могут стать «полюсами» (фокусами) роста. Интенсивное их развитие позволит не только быстро окупить вложения, но и оживить прилегающую территорию.

4.Принцип компромиссов. Региональная политика призвана решить совокупность территориальных проблем, возникших в результате обострения противоречий между функциональными блоками в структуре регионов, центром и периферией, а также

интересами территорий и органов управления и т.д. Решение большинства проблем возможно лишь путем согласования интересов на компромиссной основе.

5. Принцип эффективности. Разработка и реализация региональной политики, принятие управленческих решений осуществляются лишь в том случае, если приносят социальный, экономический и экологический эффект [1].

В качестве источников финансирования исполнения региональных программ выступают:

- федеральный бюджет;

- региональный бюджет;

- внебюджетные источники.

Под последними понимают:

- целевые отчисления от прибыли предприятий, участвующих в программе;

- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации программ;

- средства общественных организаций и фондов;

- средства российских и иностранных инвестиций;

Иностранные инвесторы участвуют в реализации программ только на основе долевого участия.

Для получения государственной поддержки все проекты делятся на 4 категории:

а) проекты, направленные на создание продукции, не имеющей мировых аналогов

б) проекты, направленные на создание продукции не сырьевых отраслей, подтвержденной российскими патентами или любыми другими заграничными документами

в) проекты, направленные на создание продукции импортозамещающих отраслей при условии более низких цен, чем на импортную продукцию

г) проекты, направленные на создание продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке [5].

В зависимости от категории проекта средства федерального бюджета могут выделяться на следующей основе (в % от стоимости проекта): категория а - 50%б - 40% в -30% г - 20%.

Для получения бюджетных средств на реализацию коммерческой целевой программы претендент должен выполнить ряд условий:

- срок окупаемости проекта не должен превышать 2 года с момента получения бюджетных ресурсов

- доля собственных средств инвестора, включая прибыль, амортизацию, продажу акций, должна быть не менее 80% по годам реализации проекта

- утвержденный и прошедший экспертизу бизнес-план

Претендент обязан оплатить пользование бюджетными ресурсами, исходя из У ставки финансирования ЦБ.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, определены в статье ФБ «энергетика, промышленность и строительство». Средства ФБ, выделяемые на реализацию некоммерческих целевых программ, выделяются по статье ФБ «наука и научное обслуживание». Все государственные заказчики обязаны вести реестр ФЦП в виде паспорта целевой программы; в паспорт входят:

- наименование программы;

- номера нормативных актов о разработке проекта программы и утверждения программы;

- государственный заказчик и разработчики программы;

- важнейшие целевые индикаторы;

- объем финансирования программы на данный финансовый год;

- ожидаемые конечные результаты программы [4].

Таким образом, рассмотрев теоретические основы государственной региональной политики, можно сделать вывод, что важнейшей задачей региональной политики является обеспечение согласования общегосударственных интересов с региональными, а также общественных (в рамках регионов), коллективных и личных интересов людей. Исследовать региональную политику стоит с точки зрения различных сфер, охватывающих как экономику, политику, так и социальное развитие.

На основе своих целей и механизмов такая политика может быть экономической, демографической. Важным определяется тот факт, что такие системы в целом взаимосвязаны и могут иметь некоторые общие задачи. Социально-экономическая система региона и конкретные субъекты хозяйствования выступают объектом региональной политики и играют важную роль в реализации и повышении конкурентных преимуществ территории, в том числе при решении ключевых социальных задач. В качестве субъектов региональной политики признаются органы исполнительной власти центрального, местного уровня и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с социально-экономическим развитием региона.

Библиографический список

1.Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики // Вестник Иркутского государственного университета. 2018. № 2. С. 26 - 30.

2. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. Т. 2. № 28. С. 146 - 149.

3. Космина И. А. Теорико - правовые аспекты взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 80. С. 12 - 16.

4. Соловьева Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе // Известия Уральского государственного университета. 2017. № 49. С. 153 - 162.

5. Федоляк В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 10. № 1. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.