Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные демографические программы / стимулирование рождаемости / поддержка молодых семей / демографическая политика. / regional demographic programs / fertility stimulation / support for young families / demographic policy.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Репей А.О.

Статья посвящена анализу региональных демографических программ в России, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку молодых семей. Цель: изучить роль региональных программ в обеспечении социально-демографической безопасности территорий. Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования. Результаты. Рассмотрены инициативы различных регионов, таких как Красноярский край, Воронежская область, Свердловская и Калужская области, включая меры по стимулированию приобретения жилья для молодых семей, участие частного сектора в повышении рождаемости и предотвращение прерывания беременности. Особое внимание уделено роли региональных программ в повышении уровня рождаемости и значимости учета региональных особенностей в формировании эффективной демографической политики. Выводы. Сделан вывод о том, что для улучшения демографической ситуации в стране необходим комплексный подход, включающий разработку и реализацию региональных демографических программ, учитывающих специфику и потребности каждого региона, а также усиление взаимодействия между федеральным и региональным уровнями демографической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL PROGRAMS IN ENSURING THE SOCIO-DEMOGRAPHIC SECURITY OF TERRITORIES

The article is devoted to the analysis of regional demographic programs in Russia aimed at stimulating the birth rate and supporting young families. Object: to study the role of regional programs in ensuring the socio-demographic security of territories. Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem. Findings. The initiatives of various regions, such as the Krasnoyarsk Territory, Voronezh Region, Sverdlovsk and Kaluga Regions, were considered, including measures to stimulate the purchase of housing for young families, private sector participation in increasing the birth rate and preventing abortion. Particular attention is paid to the role of regional programs in increasing the birth rate and the importance of taking into account regional characteristics in the formation of effective demographic policy. Conclusions. It is concluded that to improve the demographic situation in the country, an integrated approach is needed, including the development and implementation of regional demographic programs that take into account the specifics and needs of each region, as well as strengthening interaction between the federal and regional levels of demographic policy.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.43.63.001 УДК 316

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ

Репей А.О.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация. Статья посвящена анализу региональных демографических программ в России, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку молодых семей.

Цель: изучить роль региональных программ в обеспечении социально-демографической безопасности территорий.

Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизации научных источников по проблеме исследования.

Результаты. Рассмотрены инициативы различных регионов, таких как Красноярский край, Воронежская область, Свердловская и Калужская области, включая меры по стимулированию приобретения жилья для молодых семей, участие частного сектора в повышении рождаемости и предотвращение прерывания беременности. Особое внимание уделено роли региональных программ в повышении уровня рождаемости и значимости учета региональных особенностей в формировании эффективной демографической политики.

Выводы. Сделан вывод о том, что для улучшения демографической ситуации в стране необходим комплексный подход, включающий разработку и реализацию региональных демографических программ, учитывающих специфику и потребности каждого региона, а также усиление взаимодействия между федеральным и региональным уровнями демографической политики.

Ключевые слова: региональные демографические программы, стимулирование рождаемости, поддержка молодых семей, демографическая политика.

THE ROLE OF REGIONAL PROGRAMS IN ENSURING THE SOCIO-DEMOGRAPHIC SECURITY OF TERRITORIES

Artem O. Repey

Belgorod State National Research University

Abstract. The article is devoted to the analysis of regional demographic programs in Russia aimed at stimulating the birth rate and supporting young families.

Object: to study the role of regional programs in ensuring the socio-demographic security of territories.

Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of scientific sources on the research problem.

Findings. The initiatives of various regions, such as the Krasnoyarsk Territory, Voronezh Region, Sverdlovsk and Kaluga Regions, were considered, including measures to stimulate the purchase of housing for young families, private sector participation in increasing the birth rate and preventing abortion. Particular attention is paid to the role of regional programs in increasing the birth rate and the importance of taking into account regional characteristics in the formation of effective demographic policy.

Conclusions. It is concluded that to improve the demographic situation in the country, an integrated approach is needed, including the development and implementation of regional demographic programs that take into account the specifics and needs of each region, as well as strengthening interaction between the federal and regional levels of demographic policy.

Keywords: regional demographic programs, fertility stimulation, support for young families, demographic policy.

Введение.

Политика в области демографии представляет собой важный аспект социально-экономической

стратегии государства. Она применяется с целью осуществления контроля и управления демографическими изменениями.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Влияние такой политики распространяется на два ключевых аспекта репродуктивного выбора общества:

- на удовлетворение желаний по числу детей;

- на создание условий, при которых личные и семейные предпочтения в плане количества детей совпадают с общественными потребностями.

Для достижения этих целей используются меры экономического, правового и социо-психоло-гического характера. Особенностью таких мер является их продолжительное воздействие, обусловленное тем, что процессы в демографии отличаются заметной задержкой в реакции, связанной с прочно укоренившимися моделями демографического поведения.

Действия в рамках демографической политики, как правило, направлены на изменение демографических трендов косвенным образом, воздействуя на решения и поведение людей.

Обсуждение. Результаты.

В основе демографической стратегии лежат два основополагающих компонента, характерных для любой политики: определение и артикуляция целей данной стратегии, и планирование, вместе с реализацией, конкретных действий для достижения этих целей.

Для оценки состояния социально-демографической безопасности в настоящее время используется набор индикаторов по системе, разработанной М.С. Сюповой и Н.А. Бондаренко. Анализ показателей за период с 2014 по 2019 год позволяет сделать следующие выводы:

1. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума превышает установленное пороговое значение в 6 % на протяжении всего периода, показывая небольшое улучшение с 13.4 % в 2015 году до 12.3 % в 2019 году.

2. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму остается ниже порога в 5 раз, колеблясь от 3.37 в 2014 году до 3.20 в 2019 году, что указывает на недостаточный уровень доходов населения.

3. Коэффициент фондов значительно превышает максимальное пороговое значение в 7 раз, поддерживаясь на уровне около 15.5 раз в течение анализируемого периода, что может свидетельствовать о недостаточной доступности жилья или его высокой стоимости.

4. Коэффициент рождаемости в начале периода также превышает установленный максимум в 10 на 1000 человек, снижаясь с 13.3 в 2014 году до 10.1 в 2019 году, что может указывать на снижение уровня воспроизводства населения.

5. Коэффициент смертности находится на высоком уровне во всем анализируемом периоде, начиная с 13.1 в 2014 году и уменьшаясь до 12.3

в 2019 году, что значительно выше порогового значения в 0.

6. Коэффициент младенческой смертности снижается с 7.4 в 2014 году до 4.9 в 2019 году, однако начальные значения превышали порог в 5 на 1000 человек.

7. Коэффициент смертности в трудоспособном возрасте также снижается с 5.7 в 2014 году до 4.7 в 2019 году, но остается выше установленного порога в 3 на 1000 человек [3Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Региональная демографическая стратегия предполагает прямое участие государственных структур в управлении как естественными, так и миграционными процессами населения для достижения конкретных целей, характерных для отдельных территорий. Эффективное решение задач, связанных с развитием регионов, может обеспечиваться через региональные программы, направленные на поддержку демографического воспроизводства, которые должны быть интегрированы в общий план социально-экономического развития региона и финансироваться из местного бюджета.

В свою очередь, региональная демографическая политика подразумевает активное вовлечение государственных органов в регулирование как природных, так и миграционных движений населения в целях достижения определенных задач, специфичных для каждой территории. Эффективное выполнение этих задач может быть достигнуто посредством региональных программ, ориентированных на поддержку демографического развития, которые должны быть включены в общую стратегию социально-экономического улучшения территории и финансироваться за счет средств местного бюджета.

Реализация успешной стратегии в области демографии невозможна без учета территориальных особенностей населения. Аналитика, направленная на изучение социально-демографических тенденций в различных федеральных округах, должна быть тесно связана с целями, стоящими перед местной политикой, включая демографическую составляющую. Отличительная черта исследований на региональном уровне заключается в их способности дополнять стратегию на уровне всей страны, принимая во внимание уникальные демографические характеристики каждой республики и области. В этой связи выделяется необходимость в тщательном разграничении подходов к демографической политике на региональном уровне, с обеспечением соблюдения общенациональных демографических стратегий, при этом адаптируя их к специфике каждой территории.

В рамках настоящего исследования были изучены программы, разработанные региональными властями Российской Федерации, направленные на стимулирование увеличения уровня рождаемости. Информация была предоставлена представителями 16 субъектов федерации, включая

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Свердловскую, Брянскую, Калужскую, Челябинскую, Воронежскую, Орловскую, Ульяновскую, Курскую, Тюменскую, Ярославскую, Тверскую области, Пермский, Красноярский, Алтайский края, Республику Бурятию и Ханты-Мансийский автономный округ.

Анализ представленных данных позволил выделить пять основных категорий мер, направленных на факторы, способствующие повышению рождаемости на территории субъектов РФ:

1. Материальная поддержка: охватывает систему выплат, связанных с рождением детей, включая единовременные и регулярные пособия, а также различные формы денежных компенсаций.

2. Социальные инициативы: направлены на обеспечение поддержки семьям через содействие в трудоустройстве, предоставление возможностей для приобретения или улучшения жилищных условий, льготы при поступлении детей в образовательные учреждения и организацию питания [7].

3. Медицинские услуги: включают комплекс мероприятий по диспансеризации женщин и мужчин фертильного возраста, проведение профилактических осмотров и медицинской помощи при родах, а также предоставление процедур экстракорпорального оплодотворения для семей, столкнувшихся с проблемами бесплодия [5].

4. Информационное обеспечение: стратегии, направленные на повышение осведомлённости среди старшеклассников и женщин фертильного возраста, касающиеся всех доступных форм поддержки для семей и беременных женщин через консультации и распространение информационных материалов.

5. Профилактика абортов: включает проведение консультаций и анкетирования среди женщин, склонных к прерыванию беременности, с целью снижения числа абортов.

Таким образом, разработанные региональные программы представляют собой комплексный подход к решению демографических задач, охватывая широкий спектр мер, направленных на стимулирование рождаемости и поддержку семей на территории Российской Федерации.

В контексте разработки и реализации региональных стратегий по повышению уровня рождаемости, анализируемых в данном исследовании, было установлено, что подавляющее большинство субъектов Российской Федерации внедряют разнообразные формы материальной поддержки семей. Спектр предложенных мер включает в себя, в частности, выплаты материнского капитала на региональном уровне, суммы которого колеблются от 50000 рублей за второго ребенка в Калужской области до 200000 рублей за третьего и последующих детей в Брянской области. Обеспечение финансовой поддержки населения осуществляется как через ежемесячные выплаты (например, выплаты в размере

прожиточного минимума для третьего и последующих детей в Свердловской области), так и через единовременные пособия (включая выплаты в размере 10000 рублей за рождение ребенка в Брянской области) [6]. В дополнение к этому, в некоторых регионах предусмотрены специфические виды пособий, такие как «Материнская слава» и «Семейная доблесть» в Челябинской области [4Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В результате проведенного анализа, были выявлены инициативы по стимулированию приобретения или строительства жилья для молодых семей, представленные, в частности, в Красноярском крае, где предполагается охватить поддержкой 603 семьи до 2025 года. Кроме того, отмечается участие частного сектора в повышении рождаемости, как, например, в Воронежской области, где бизнес стимулируется к включению в коллективные договоры положений о дополнительных гарантиях для работающих женщин с детьми.

Важным аспектом региональных программ является противодействие прерыванию беременности, включая предоставление женщинам, склонным к абортам, индивидуализированной информационной, медицинской и психологической поддержки. В частности, разработаны «речевые модули» для врачей для работы с такими женщинами, как указывается в программах Свердловской и Калужской областей. Дополнительно, в рамках программ повышения рождаемости, реализуются меры по сексуальному просвещению и повышению репродуктивной ответственности среди подростков и молодежи. В этом контексте, например, в Пермской области были изданы информационные материалы, направленные на профилактику абортов и формирование ответственного отношения к репродуктивному здоровью.

Таким образом, комплексный подход к решению проблемы снижения рождаемости в регионах включает в себя разработку и реализацию многопрофильных программ, ориентированных на создание условий для повышения рождаемости и поддержку семей, что предполагает активное взаимодействие государственного и частного секторов, а также адресную поддержку населения.

В конце мая 2023 года вице-премьер Татьяна Голикова в ходе расширенного заседания коллегии Минтруда сообщила, что регионы разрабатывают программы поддержки рождаемости, так как федеральных мер недостаточно.

В связи с этим, местным властям было поручено провести анализ по методическим указаниям Минтруда и на их основе составить список демографических мер. Поручение разработать программы стимулов дал президент России. О том, что все субъекты запустили программы по повышению рождаемости, Владимир Путин объявил на заседании Совета по стратегическому

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

развитию и национальным проектам 22 августа 2023 года [8].

В региональные программы включены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, развитие системы господдержки семей при рождении и воспитании детей, расширение вариативности форм дошкольного образования и повышение его доступности, улучшение жилищных условий, поддержку работающих родителей, повышение информированности населения о таких мерах и др. На федеральном уровне для оценки эффективности программ сформированы линейки целевых значений числа рождений на 2023-2025 гг. Согласно опубликованным ответам от представителей субъектов, в Воронежской области, например, региональная программа должна дополнительно простимулировать рождаемость 16000 детей в 2023 г., 16500 - в 2024 г. и 17000 - в 2025 г. В Орловской области цель по приросту установлена соответственно на уровне 4715, 4703 и 4815 детей [10].

В рамках научного анализа демографической политики Российской Федерации, внедрение меры материнского капитала можно рассматривать как значимый фактор, оказывающий влияние на рост числа рождений вторых и последующих детей в период с 2007 по 2021 годы [9]. Исследователь в области демографии, С.Я. Ве-селовский, подчеркивает, что программа материнского капитала способствовала увеличению населения на 2-2,5 млн детей, другие данные исследования ВШЭ указывают на то, что программа не смогла обеспечить продолжительного устойчивого роста рождаемости [2]. Это указывает на сложность оценки влияния демографических программ и на то, что одна и та же мера может иметь различные краткосрочные и долгосрочные эффекты.

Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Елена Вакуленко указывает на наличие положительного эффекта от региональных демографических программ , подчеркивая , что их значимость может быть усилена при условии приравнивания региональных выплат к уровню федеральной поддержки. Анализ, проведенный НИУ ВШЭ, демонстрирует, что государственная поддержка через механизмы материнского капитала вносит существенный вклад в увеличение уровня рождаемости в стране, занимая второе место среди причин, способствующих демографическому росту [1]. Тем не менее ля обеспечения устойчивого долгосрочного роста рождаемости необходимо дальнейшее развитие и адаптация данной меры в сочетании с другими демо-

графическими инициативами. Таким образом, мера материнского капитала, вместе с региональными инициативами, является ключевым элементом демографической политики Российской Федерации, направленным на стимулирование увеличения численности населения за счет рождения вторых и последующих детей.

Заключение.

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо сформулировать и обобщить следующие выводы:

1. Региональные демографические программы оказывают положительное влияние на уровень рождаемости, что подтверждается проведенным анализом данных и обобщением результатов исследований, включая анализ программ в различных регионах. Эти программы, особенно при поддержке механизмов, аналогичных федеральному материнскому капиталу, могут значительно способствовать демографическому росту.

2. В условиях реформ и обретения большей независимости регионами, важность национального фактора в формировании демографической политики возрастает. Это подчеркивает необходимость учета региональных особенностей и социально-экономических условий при разработке и реализации демографических программ.

3. Невозможно вести эффективную демографическую политику без учета региональных особенностей. Региональные социально-демографические исследования необходимы для дополнения общегосударственной демографической политики, учитывая специфику демографической ситуации в различных регионах.

4. Существует высокая вероятность развития социально-демографических кризисов, связанных с дефицитом молодежи, миграционными потоками, уменьшением численности коренного населения и опустением сельских территорий. Эти вызовы требуют немедленных действий для социально-демографического улучшения ситуации в регионах.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что для улучшения демографической ситуации в стране необходим комплексный подход, включающий разработку и реализацию региональных демографических программ, учитывающих специфику и потребности каждого региона, а также усиление взаимодействия между федеральным и региональным уровнями демографической политики.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Бантикова О.И. Региональные демографические процессы: состояние и перспективы / О.И. Бантикова, Л.М. Туктамышева // АНИ: экономика и управление. 2021. № 1(34). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ regionalnye-demograficheskie-protsessy-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения 02.02.2024).

2. Вакуленко Е.С. Эффекты периода, возраста и когорты в динамике рождаемости россиян 1990-2021 гг. / Е.С. Вакуленко // Мониторинг. 2023. № 2(174). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-perioda-vozrasta-i-kogorty-v-dinamike-rozhdaemosti-rossiyan-1990-2021-gg (дата обращения 02.02.2024).

3. Веселовский С.Я. Глобализация и проблема неравенства доходов в современном мире / С.Я. Весе-ловский // Глобализация и проблема неравенства доходов в современном мире. 2017. № 2017. URL : https://cyberleninka.rU/article/n/globalizatsiya-i-problema-neravenstva-dohodov-v-sovremennom-mire (дата обращения 02.02.2024).

4. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад - 2022 / Т.К. Ростовская, А.А. Шабунова [и др.]; Отв. ред. Т.К. Ростовская. А.А. Шабунова; ФНИСЦ РАН. М. : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА». 2022. 220 с.

5. Денисенко В.Д. Обоснование направлений обеспечения охраны здоровья и улучшения медико-демографической ситуации / В.Д. Денисенко // Синергия. 2017. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/ n/obosnovanie-napravleniy-obespecheniya-ohrany-zdorovya-i-uluchsheniya-mediko-demograficheskoy-situat sii (дата обращения 02.02.2024).

6. Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка. Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области. URL : https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka/gosudar stvennaya-podderzhka-semey-s-detmi/dopolnitelnoe-edinovremennoe-posobie-pri-rozhdenii-rebenka.php

7. Зайцева Е.В. Социально-демографическое развитие Свердловской области: сегодня и завтра? / Е.В. Зайцева, А.Е. Казанцева // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XIII Международной конференции, Екатеринбург, 15-17 ноября 2018 года. Екатеринбург : ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2019. Т. 1. С. 539-549.

8. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL : http://kremlin.ru/ events/president/news/72084 (дата обращения 02.02.2024).

9. Захарова А.С. Влияние материнского капитала на повышение рождаемости в России / А.С. Захарова // Скиф. 2019. № 5-2(33). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-materinskogo-kapitala-na-povyshenie-rozhdaemosti-v-rossii (дата обращения 02.02.2024).

10. Костенко Я. Регионы подготовили программы стимулирования рождаемости / Я. Костенко Ведомости. 2023. 29 августа. URL : https://www.vcdomosti.ru/economics/articles/2023/08/29/992317-rcgioni-podgotovili-programmi-stimulirovaniya-rozhdacmosti (дата обращения 02.02.2024).

References:

1. Bantikova O.I. Regional demographic processes: state and prospects / O.I. Bantikova, L.M. Tuktamysheva // ANI: economics and management. 2021. № 1(34). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-demo graficheskie-protsessy-sostoyanie-i-perspektivy (date of the application 02/02/2024).

2. Vakulenko E.S. Effects of period, age and cohort in the dynamics of the birth rate of Russians 1990-2021 / E.S. Vakulenko // Monitoring. 2023. № 2(174). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-perioda-vozrasta-i-kogorty-v-dinamike-rozhdaemosti-rossiyan-1990-2021-gg (date of the application 02/02/2024).

3. Veselovsky S.Ya. Globalization and the problem of income inequality in the modern world / S.Ya. Veselovsky // Globalization and the problem of income inequality in the modern world. 2017. № 2017. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-problema-neravenstva-dohodov-v-sovremennom-mire (date of the application 02/02/2024).

4. Demographic health of Russian regions. National demographic report - 2022 / T.K. Rostovskaya, A.A. Sha-bunova [et al.]; Executive Editor T.K. Rostovskaya. A.A. Shabunova; FNISC RAS. M. : ITD «Perspective». 2022. 220 p.

5. Denisenko V.D. Justification of directions for ensuring health protection and improving the medical and demographic situation / V.D. Denisenko // Synergy. 2017. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-napravleniy-obespecheniya-ohrany-zdorovya-i-uluchsheniya-mediko-demograficheskoy-situatsii (date of the application 02/02/2024).

6. Additional lump sum benefit for the birth of a child. Department of Social Policy and Employment of the Bryansk Region. URL : https://www.uszn032.ru/sotsialnaya-podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi/dopolnitelnoe-edinovremennoe-posobie-pri-rozhdenii-rebenka.php

7. Zaitseva E.V. Socio-demographic development of the Sverdlovsk region: today and tomorrow? / E.V. Zaitse-

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

va, A.E. Kazantseva // Russian regions in the focus of change: Collection of reports of the XIII International Conference, Yekaterinburg, November 15-17, 2018. Ekaterinburg : LLC Publishing House UMC UPI, 2019. Vol. 1. P. 539-549.

8. Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects. URL : http://kremlin.ru/events/presi dent/news/72084 (date of the application 02/02/2024).

9. Zakharova A.S. The influence of maternal capital on increasing the birth rate in Russia / A.S. Zakharova // Skif. 2019. № 5-2(33). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-materinskogo-kapitala-na-povyshenie-rozhdaemosti-v-rossii (date of the application 02/02/2024).

10. Kostenko Y. Regions have prepared programs to stimulate the birth rate / Y. Kostenko Vedomosti. 2023. August 29. URL : https://www.vcdomosti.ru/economics/articles/2023/08/29/992317-rcgioni-podgotovili-program mi-stimulirovaniya-rozhdacmosti (date of the application 02.02.2024).

Информация об авторе

Репей Артем Олегович

аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет Art.Repei@yandex.ru

Artyom O. Repey

Postgraduate Student of the Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod State National Research University Art.Repei@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.