Научная статья на тему 'Роль региональных политических элит в современной политике России'

Роль региональных политических элит в современной политике России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические элиты / региональные политические элиты / политический процесс / political elites / regional political elites / political process / political management

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Л.А.

В статье дано определение региональной политической элиты, определено ее место и значение в структуре власти, а также оценена эффективность ее работы. Рассматриваются механизмы взаимодействия и взаимовлияния региональных акторов, таких как органы власти, местные органы власти, политические элиты. В исследовании подчеркивается, что политические элиты определяют региональное социально-политическое и экономическое развитие и несут прямую ответственность за поддержание стабильности и устойчивости общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional political elites in contemporary Russian politics

The work defines the regional political elite, defines its place, importance and effectiveness. It examines the mechanisms of interaction and mutual influence between regional actors, such as government, local authorities, political elites and business representatives. The study emphasises that political elites determine regional socio-political and economic development and are directly responsible for maintaining the stability and sustainability of society.

Текст научной работы на тему «Роль региональных политических элит в современной политике России»

Иванова Л.А.

Ассистент кафедры социологии, Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева.

Роль региональных политических элит в современной политике России

В науке накоплено недостаточно знаний о региональных элитах, понимаемых как избранные политики и высшие государственные служащие, занимающие уровень власти и управления между местным и национальным уровнями [2].

Состав политической элиты имеет отношение к содержанию государственной политики, а социальное происхождение членов региональной элиты отчасти определяет приоритеты их политики.

Следовательно, социальные характеристики элиты на начальном этапе являлись ключевыми при определении их соответствия требованиям в процессе рекрутирования и партийного выдвижения. И наоборот, анализ мнений и установок, принятых местной политической элитой, играет важную роль в описании этой группы.

Говоря о взглядах, восприятии, мнениях и установках региональной политической элиты и исходя из предположения, что предпочтения, ориентации и ценности лидеров имеют большее значение, чем ценности масс, выделяют четыре основные ориентации в установках политической элиты:

- когнитивные ориентации (предрасположенности, на основе которых индивиды интерпретируют существующую реальность; например, отношение к социальному конфликту);

- нормативные ориентации (оценки того, каким должно быть общество; например, идеологически мотивированное отношение к экономическому равенству);

- межличностные ориентации (восприятие других сегментов политической элиты);

- стилистические ориентации («структурные характеристики систем убеждений политической элиты») [].

Определенные ценности, принятые представителями местной политической элиты, могут быть объяснены их социальным происхождением. Например, ожидается, что выходцы из семей низшего класса будут

склонны к экономическому равенству.

Другие ценности приобретаются в процессе социализации, которая включает в себя тип полученного образования, эпизоды первичной социализации и т.п. Эти ценности и ориентации далее вступают в политическое взаимодействие с другими группами. В конечном счете политика - это личное взаимодействие людей, преследующих одну и ту же цель, людей, преследующих разные цели; институтов, институтов и других групп, институтов и граждан и т.д.

Региональные политические элиты в современных переходных государствах занимают разные позиции в проектах демократических реформ. Они вмешиваются в функционирование политических систем и политических институтов на разных уровнях. В этатизированных политических системах, т.е. в посткоммунистических и постсоветских странах, модер-низационные функции региональных политических элит связаны с разгосударствлением, демократическим принятием политических решений и участием общественности в процессе управления [3].

Статус региональной элиты отражает характер и степень трансляции воли федеральной элиты в регион, реализацию федеральной политики и лояльность региональной элиты по отношению к федеральной элите и федеральному центру в целом [1].

Региональная политическая элита занимает важное место в современной политической системе России. Современное общество не должно строится на полном подчинении правящего меньшинства подчиненному большинству. Хотя начало изучения политических элит относится к началу XX века, эта тема до сих пор не является до конца исследованной. Необходимой становится разработка и применение оптимальной модели региональных политических элит, которыми нельзя манипулировать, но которые хорошо взаимодействуют с центром.

Анализ различных исследований, в которых раскрываются особенности национальных элит республик, их профессиональный и социальный состав и т.д., показывает специфику региональных элит (не только в сравнении с федеральной элитой, но и с отдельными регионами).

В постсоветской России ресурсы региональных политических элит постоянно меняются. Эти изменения приводят к качественно новой роли данных факторов в политическом процессе в их взаимодействии с федеральными элитами.

Сегодня регионы играют все большую роль в системах управления, будь то политика, политическое или государственное измерение. Регионы постепенно приобретают политические полномочия в таких облас-

тях, как сельское хозяйство, образование, иммиграция, планирование, транспорт или социальное обеспечение. Регионы не только получили больше самоуправления, но и зачастую усилили свое формальное влияние на процесс определения национальной политики.

Регионы стали значимыми игроками на своей территории, на территории страны в целом и на наднациональном уровне. Учет значимости региональных властей и информация о предпочтениях региональной элиты становятся важными для дальнейшего понимания того, как развивалась и будет развиваться в будущем архитектура правительства.

Действительно, региональные элиты не были пассивными в процессах децентрализации и надгосударственности. Они также активно участвуют в процессах национализации, ведут лоббистскую деятельность как на национальном, так и на наднациональном уровне, мобилизуются по финансовым и законодательным вопросам.

Конечно, эти тенденции не следует преувеличивать. Однако справедливо будет сказать, что региональные элиты играют важную роль в организации дебатов и предложении решений. Например, региональные элиты обычно участвуют в переговорах по новым соглашениям. Движущей силой территориальных реформ часто становятся партии, занимающие региональные посты [5].

Они также исходят от существующих региональных правительств, которые определяют повестку дня, используя межправительственные каналы диалога, чтобы поставить перед центральным правительством свои требования об изменении распределения полномочий.

Сегодня главным итогом эволюции региональных элит является всеобщее признание их решающей роли в новой парадигме российской политики. Вектор их дальнейшей трансформации задан, но при любых сценариях путь трансформации региональных групп в более значимое сообщество региональной элиты, имеющей наряду с федеральным центром необходимые для устойчивости системы отдельные контрольные функции, будет лежать через достижение компромиссов во взаимодействии элит разного уровня.

Монополизация регионального политического процесса правящей партией ставит политический класс и политические партии в двойственное положение. С одной стороны, существует избирательное соглашение с местными органами власти, что создает очень благоприятную ситуацию и значительно повышает шансы на проведение выборов. С другой стороны, возможности политических партий в этих регионах иногда очень ограничены, поскольку потребность в государственной поддержке партий снижается [4].

Важной особенностью региональных элит является их достаточно

жесткая иерархия и ориентация на персоналии, будь то глава регионального отделения политической структуры или влиятельное лицо в руководстве области, края или республики.

Скорее, региональные элиты функционируют как уровень поддержки для одного из первых лиц политического класса региона. В этом причина кланового характера отношений, стремления к размежеванию и негативных ожиданий от найма новых политиков, которые рассматриваются в первую очередь как конкуренты в борьбе за влияние в центре. Разделение элиты на правящую и политическую является следствием кланового политического поведения региональных элит.

Приоритеты региональной политической элиты в отношении муниципальной публичной политики в различных сферах представляют собой инструмент для описания их ориентации, их представлений о проблемах города, где они оказывают свое влияние и власть, и их взглядов на возможности поиска решений этих проблем.

Таким образом, решение общественных проблем повышает репутацию и популярность местных политических элит. Социально-демографический профиль, взаимодействие с другими группами и ценностные ориентации местного руководства (как и политической элиты на национальном и региональном уровнях власти), как правило, влияют на определенную приоритетность стратегии на местном уровне.

Однако эти зависимые переменные, в свою очередь, формируются под влиянием независимых факторов (институциональных, культурных или исторических).

Список литературы:

1. Бахлова О.В. Региональные политические элиты в системе коммуникаций федеративного государства // Регионология. 2011. № 1 (74). С. 16-25.

2. Ветренко И.А., Жуков И.К. Региональная политическая элита: основные тенденции в системе рекрутирования // ПОЛИТ-ЭКС. 2013. № 3. С. 62-73.

3. Гриценко Н.П. Региональные политические элиты и бизнес в современной России: проблемы взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4. С. 117-124.

4. Рыбалка С.В. Региональные политические элиты в процессах политической модернизации: структурные предпосылки и проблемы трансформации // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 7-8. С. 73-77.

5. Шарин И.А. Региональные политические элиты // Скиф. 2019. № 3 (31). С. 164-170.

6. Смирнов Д.С. Ценностные ориентации политической элиты как фактор ее эффективности. // ВЛАСТЬ. 2007. № 2. С 18-22.

Bibliography

1. Bahlova O.V. Regional political elites in the communication system of a federal state // Regionology. 2011. № 1 (74). Р. 16-25.

2. Vetrenko I.A., Zhukov I.K. Regional political elite: main trends in the recruiting system // POLITEKS. 2013. № 3. Р. 62-73.

3. Gritsenko N.P. Regional political elites and business in modern Russia: problems of interaction // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2012. № 4. Р. 117-124.

4. Fishing S.V. Regional Political Elites in the Processes of Political Modernization: Structural Preconditions and Problems of Transformation // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 7-8. Р. 73-77.

5. Sharin I.A. Regional political elites // Skif. 2019. № 3 (31). Р. 164-170.

6. Smirnov D.S. Value Orientations of the Political Elite as a Factor of Its Efficiency. // POWER. 2007. № 2. Р. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.