ВЕСТНИК 10/2012
УДК 351.777.61
Л.А. Шилова
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В МЕХАНИЗМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Рассмотрена текущая ситуация в области образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ с целью унификации эколого-эконо-мического механизма природопользования. Предложен новый методологический подход в сфере платы за размещение отходов производства и потребления, который требует региональной привязки. Предложено ввести коэффициент региональной геоэкологической напряженности, который будет учитывать как экологический фактор, так и факторы социально-экономической ситуации в регионе.
Ключевые слова: коэффициент региональной геоэкологической напряженности, механизмы управления обращения с отходами, отходы производства и потребления, стратегия социально-экономического развития ЦФО, Центральный федеральный округ РФ.
Одна из старейших проблем человечества — вопрос сбора и утилизации отходов производства и потребления. Согласно ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) к отходам производства и потребления принято относить остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.
Отходы производства и потребления подразделяют на промышленные, твердые бытовые (ТБО), медицинские, биологические, радиоактивные, древесно-рас-тительные, крупногабаритный мусор, строительные отходы и грунты, осадки очистных сооружений водопровода и канализации, осадки ливневых очистных сооружений.
По официальным данным ежегодных статистических сборников, в России ежегодно образуется от 3,0 до 4,0 млрд т отходов (рис. 1): порядка 2,7 млрд т промышленных отходов, 700 млн т жидких отходов птицеводства и животноводства, 35.. .40 млн т ТБО, 30 млн т осадков сточных вод, 3 млн т медицинских отходов. Общий объем не-утилизированных (накопленных) отходов — 82 млрд т, из них более 1,5 млрд т высокотоксичны [1].
Обстановка, которая сегодня сложилась в России в области образования, использования и обезвреживания, а также захоронения отходов производства и потребления, неуклонно ведет к необратимому загрязнению окружающей среды, неэффективному использованию природных ресурсов, экономическому ущербу в области охраны окружающей среды и порой несет угрозу здоровью населения.
На рис. 2. приведена диаграмма образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ в 2009 г. (миллионов тонн) по наиболее востребованным отраслям [2].
Из рис. 2 видно, что темп образования отходов намного опережает темп использования и обезвреживания отходов производства и потребления, что свидетельствует о необходимости выработки новых методов и механизмов природопользования.
млн. т 4000
3000
2000
1000
0-
2002 2003 2004 2005 2006
2007 2008
Рис. 1. Динамика образования отходов производства и потребления в РФ за 2002—2008 гг. Источник: Росстат
Производство и распределение энергии, газа и воды
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
Химическое производство
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
1985
500 1000 1500 2000
□Образование □ Использование и обезвреживание
2500
Рис. 2. Диаграмма образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в РФ в 2009 г. Источник: Росстат
0
Основными положениями государственной политики в области экологического развития страны и обращения с отходами являются:
обеспечение охраны здоровья человека, в т.ч. сохранение, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды и биологического разнообразия;
обеспечение устойчивого развития с учетом экологических и экономических интересов общества;
внедрение инновационных ресурсосберегающих и малоотходных технологий; уменьшение объема/количества отходов за счет комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов;
вестник 10/2012
обеспечение и поддержание международных отношений государства в области обращения с отходами [3, 4].
Согласно «Основам государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.», утвержденным Президентом РФ 30 апреля 2012 г., при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:
а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов [5].
Центральный федеральный округ, в состав которого входят 18 субъектов РФ (17 областей и город федерального значения — Москва), занимает площадь в 650,2 тыс. км2 (3,8 % территории РФ) и является базовым макрорегионом страны. Кроме того, ЦФО объединил два экономических района: Центральный и ЦентральноЧерноземный. Средний ежегодный темп прироста отходов производства и потребления по официальным данным составляет 14 %. Ежегодный прирост объема ТБО в регионах ЦФО по оценкам «Гринпис России» и Росстата составляет около 10 %. На рис. 3 представлена карта распределения количества мусора, кг/год, на душу населения областных городов ЦФО по данным за 2008 г .
Согласно Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р, основными подходами к развитию Центрального федерального округа являются:
рациональная организация территории округа, позволяющая наиболее эффективно использовать его природный и эволюционный потенциал;
рациональная организация, сохранение и воспроизводство человеческого потенциала, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности каждого жителя округа;
рациональная организация инфраструктурного потенциала округа, позволяющая решить наиболее острые проблемы и обеспечить условия для долгосрочного эффективного функционирования транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;
рациональная организация промышленного, сельскохозяйственного и интеллектуального потенциала округа, позволяющая устранить избыточную конкуренцию регионов и проводить скоординированную политику на общих для регионов рынках товаров, услуг, труда и капитала.
Рис. 3. Количество мусора, кг/год, на душу населения областных городов ЦФО по данным за 2008 г. Источник: Росстат
Базовым принципом является развитие Центрального федерального округа на основе максимальной ресурсоэффективности, природосбережения, локализации полного производственного цикла, использования транзитных возможностей территории, проведения модернизации и усиления инновационно сти экономики и социальной сферы [6].
Таким образом, ключевой внутренней угрозой развития ЦФО — экологической проблемой в округе, которая нашла свое место наряду с проблемами демографическими, энергетическими и транспортными — является ухудшение экологической обстановки (загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды, неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности).
В таблице приведены данные по территории и городским населенным пунктам ЦФО и затратам на охрану окружающей среды по ЦФО в 2009 г., в т.ч. на охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления.
Затраты на охрану окружающей среды по ЦФО в 2009 г.* (в фактически действовавших ценах; млн р.)
Из них на
РФ и субъекты ЦФО Площадь территории, тыс. км2 Численность населения, тыс. человек Число жителей на 1 км2 Затраты на охрану окружающей среды. Всего охрану и рациональное использование водных ресурсов охрану атмосферного воздуха охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления
Российская Федерация 17098,2 142914 8,4 183655 112840 32911 30531
Центральный федеральный округ 650,2 38457 59,1 33701 23618 5471 4258
ВЕСТНИК
10/2012
Окончание табл.
Из них на
РФ и субъекты ЦФО Площадь территории, тыс. Численность населения, Число жителей на 1 км2 Затраты на охрану окружающей охрану и рациональное использование водных ресурсов охрану атмосферного воздуха охрану земли от загрязнения отходами
км2 тыс. человек среды. Всего производства и потребления
Белгородская область 27,1 1533 56,5 2850 1780 701 341
Брянская область 34,9 1276 36,6 283 231 36 13
Владимирская область 29,1 1442 49,6 934 735 68 89
Воронежская область 52,2 2335 44,7 1845 975 587 252
Ивановская область 21,4 1061 49,5 278 224 16 22
Калужская область 29,8 1010 33,9 140 88 24 23
Костромская область 60,2 666 11,1 243 185 30 23
Курская область 30,0 1125 37,5 956 647 108 184
Липецкая область 24,0 1171 48,7 2748 1628 1036 78
Московская область 45,8 7104 155,1 4709 3056 898 623
Орловская область 24,7 786 31,9 295 252 20 14
Рязанская область 39,6 1152 29,1 1068 862 158 43
Смоленская область 49,8 983 19,7 402 273 22 102
Тамбовская область 34,5 1090 31,6 422 292 74 57
Тверская область 84,2 1350 16,0 641 330 235 66
Тульская область 25,7 1550 60,4 1410 1025 166 183
Ярославская область 36,2 1271 35,1 2466 1418 932 116
г. Москва 1,1 11552 10588,4 12010 9618 362 2031
*По данным Статистического сборника 2010 г. «Охрана окружающей среды в России» [7].
Из табл. видно, что затраты на охрану окружающей среды в ЦФО колеблются от 10 до 650 млн р., в первую очередь эта цифра зависит от плотности населения и расположенных на рассматриваемой территории производств. Так, например, на охрану земли от загрязнения отходами производства и потребления в Московской области было затрачено 623 млн р. (Научно-промышленный комплекс Московской области с населением на территории области в 7104 тыс. человек включает предприятия металлургии, машиностроения, химической, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов), а в Брянской области — всего
13 млн р. (население — 1276 тыс. человек, в структуре ВРП области наибольшую долю занимает сфера услуг, промышленность, транспорт, сельское хозяйство.)
Ежегодно тратятся миллионы рублей в целях компенсации вредного воздействия отходов на окружающую среду, однако нельзя забывать, что отходы являются уникальным по своему многокомпонентному составу ресурсом, обладающим непрерывностью и стабильностью воспроизводства, что является неотъемлемым условием при планировании перерабатывающих производств на долгий срок.
С целью унификации эколого-экономического механизма природопользования, а также с целью реализации стратегии социально-экономического развития ЦФО, в методологический подход в сфере платы за размещение отходов производства и потребления, который требует региональной (в отдельных случаях муниципальной) привязки, при расчетах можно ввести кРГЭн — коэффициент региональной геоэкологической напряженности, который будет учитывать экологические условия региона, а также социальные факторы.
Коэффициент кРГЭн главным образом зависит от площади территории и удельной численности населения, и рассчитать его можно по формуле (1)
т Ррег. т
РЦФО
где рЦФО — число жителей на 1 км2 по ЦФО, ррег — число жителей на 1 кв. км рассматриваемого региона, кЭф — коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние почвы) по территориям экономических регионов РФ согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.
На рис. 4 приведены данные по коэффициенту региональной геоэкологической напряженности для регионов ЦФО за исключением города Москвы, для которого коэффициент будет завышен из-за большого притока трудовых мигрантов (численность населения г. Москвы — 11552 тыс. человек).
Московская область Белгородская область Липецкая область Тульская область Воронежская область Ивановская область Владимирская область Курская область Брянская область Ярославская область Калужская область Тамбовская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тверская область Костромская область
1,5 2 2,5 3 3,5 4
Коэффициент региональной геоэкологической напряженности
Рис. 4. Расчет коэффициента региональной геоэкологической напряженности для регионов ЦФО РФ
Таким образом, наблюдается простая закономерность: чем коэффициент &РГЭн выше, тем геоэкологическая напряженность в регионе больше, тем большие затраты идут на охрану окружающей среды.
ВЕСТНИК 10/2012
Кроме того, возможно развитие данного направления в плане процентного учета утилизации отходов в рассматриваемом регионе, что в дальнейшем должно отражаться в выше предлагаемой формуле.
Библиографический список
1. Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬА^/^^ш рог1а1-81оуо.ги/гтрге88юш8т/41496.рЬр?РЫКТ=У. Дата обращения: 12.07.2012.
2. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М. : 2010. 326 с.
3. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. / А.Е. Воробьев и др. ; под ред. проф. В.В. Дьяченко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. 544 с.
4. Кураев С.Н., Мамин Р.Г. Экологическая конверсия и устойчивое развитие Российской Федерации. М. : ТИССО, 2003. 88 с.
5. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://кгет1т. га/пе%^/15177. Дата обращения: 2.07.2012.
6. Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р.
7. Охрана окружающей среды в России. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010. 303 с.
Поступила в редакцию в августе 2012 г.
Об авторе: Шилова Любовь Андреевна — аспирант кафедры гидроэнергетики и использования водных ресурсов, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(495) 28749-19, доб. 1356, [email protected].
Для цитирования: Шилова Л. А. Роль регионального фактора в механизмах управления обращением с отходами (на примере центрального федерального округа) // Вестник МГСУ 2012. № 10. С. 240—247.
L.A. Shilova
THE ROLE OF THE REGIONAL FACTOR IN THE MECHANISMS OF WASTE MANAGEMENT (EXEMPLIFIED BY CENTRAL FEDERAL DISTRICT)
The problem of waste collection and disposal is one of the oldest in the history of mankind. Currently, the main purpose of waste management consists in the prevention of the harmful effect on the human health and the environment.
The author discusses the current situation in the area of use and disposal of waste in Russia. The author proposes a new methodological approach to the calculation and introduction of waste disposal fees to consolidate the ecological and economic constituents of the problem. This approach requires modification of the local legislation and introduction of the local geo-ecological stress factor to take account of the environmental status of regions, as well as the social and economic situation of regions. The geo-ecological stress factor is based on the local terrain and the population figures.
Key words: geo-ecological stress factor, waste management mechanism, waste production and disposal, social and economic development strategy, Central Federal District.
References
1. «Slovo» ["Word"] Educational Portal. Available at: http://www.portal-slovo.ru/impression-ism/41496.php?PRINT=Y. Date of access: 07.12.2012.
2. Zhilishchnoe khozyaystvo i bytovoe obsluzhivanie naseleniya v Rossii [Residential Housing and Consumer Services in Russia]. Statistical Yearbook, Moscow, Rosstat Publ., 2010, 326 p.
3. Vorob'ev A.E.; D'yachenko V.V., editor. Osnovy prirodopol'zovaniya: ekologicheskie, ekonomi-cheskie ipravovye aspekty [Fundamentals of Environmental Management: Environmental, Economic and Legal Aspects]. Rostov-Don, Feniks Publ., 2006, 544 p.
4. Kuraev S.N., Mamin R.G. Ekologicheskaya konversiya i ustoychivoe razvitie Rossiyskoy Feder-atsii [Ecological Conversion and Sustainable Development of the Russian Federation]. Moscow, TISSO Publ., 2003, 88 p.
5. Official website of the President of the Russian Federation. Available at: http://kremlin.ru/ news/15177. Date of access: 07.12.2012.
6. Strategy for Social and Economic Development of Central Federal District of the Russian Federation through 2020, approved by the RF Governmental Decree no. 1540-r issued on September 6, 2011.
7. Okhrana okruzhayushchey sredy v Rossii [Environmental Protection in Russia]. 2010, Statistical Yearbook, Moscow, Rosstat Publ., 2010, 303 p.
About the author: Shilova Lyubov' Andreevna — postgraduate student, Department of Hydraulic Engineering and Water Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26
Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected], +7 (495) 287-49-19, ext. 1356.
For citation: Shilova L.A. Rol' regional'nogo faktora v mekhanizmakh upravleniya obrashcheniem s otkhodami (na primere tsentral'nogo federal'nogo okruga) [The Role of the Regional Factor in the Mechanisms of Waste Management (Exemplified by Central Federal District)]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 10, pp. 240—247.