Научная статья на тему 'Роль региона и его научно-технического потенциала в достижении целей устойчивого развития'

Роль региона и его научно-технического потенциала в достижении целей устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотухина А. В.

В современных российских условиях все большую актуальность приобретает проблема эффективного использования регионального научно-технического потенциала как инструмента формирования так называемой «устойчивой» экономики (в рамках принятой в мировом сообществе концепции устойчивого развития). В настоящей работе уточнено понятие «научно-технический потенциал региона», выделены разные методологические подходы к его анализу, сделан вывод о его влиянии на перспективы устойчивого развития. Показана значимость регионального аспекта устойчивого и инновационного развития, обусловленная той специфической ролью, которую играют регионы страны как активные субъекты рыночных отношений и системообразующие элементы национальной экономики, имеющие креативный и инновационно восприимчивый характер. Охарактеризованы проблемы регионального развития, препятствующие реализации концепции устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль региона и его научно-технического потенциала в достижении целей устойчивого развития»

РОЛЬ РЕГИОНА И ЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А. В. ЗОЛОТУХИНА, кандидат философских наук,доцент кафедры управления инновациями и инвестициями Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Уточнено понятие «научно-технический потенциал региона», выделены разные методологические подходы к его анализу, сделан вывод о его влиянии на перспективы устойчивого развития. Показана значимость регионального аспекта устойчивого и инновационного развития, обусловленная той специфической ролью, которую играют регионы страны - как активные субъекты рыночных отношений и системообразующие элементы национальной экономики, имеющие креативный и инновационно восприимчивый характер.

Ключевые слова:регион, научно-технический потенциал, устойчивое развитие, инновационное развитие.

В условиях недостаточной стабильности социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, когда, с одной стороны, продолжается формирование рыночной системы и федеративных отношений а, с другой — осуществляется переход от индустриальной экономики к постиндустриальной, инновационной (экономике знаний), что, к тому же, происходит на фоне мирового экономического кризиса, необходимость обеспечения устойчивости развития экономики приобретает все более значимый характер.

При этом под устойчивостью социально-экономических систем, в общем виде, понимается неизменность их свойств и связанных с этими свойствами параметров, обеспечение их способности выполнять свои функции, несмотря на непрерывное изменение внешней и внутренней среды (в том числе под воздействием разнообразных негативных факторов, обусловленных переходными процессами и кризисными явлениями в экономике) [3]. Поскольку же одной из наиболее существенных кризисных тенденций не только в

России, но и во всем мире является обострение экологической ситуации, понятие устойчивости на современном этапе развития наполняется новым содержанием, интегрируя теории экономического роста, безопасности и качества жизни, сочетающие долгосрочное воспроизводство экономики, социальное развитие, экологический баланс и внедрение инноваций [14].

Еще в 1992 г., на конференции ООН по окружающей среде и развитию, проводившейся в Рио-де-Жанейро, было принято решение глав правительств 179 государств о необходимости отказа от существующей традиционной природозатратной модели эколого-экономического взаимодействия и перехода к устойчивому (равновесному, гармоничному) социально-экономическому развитию, не разрушающему собственной природной основы [16]. Подобное развитие общества (экономики) может быть достигнуто, прежде всего, путем наращивания и повышения эффективности использования научно-технического (инновационного) потенциала стран (регионов, территорий), поскольку сохранение природы при дальнейшем экономическом росте, возможно, только путем замещения использования природных ресурсов новыми природоохранными технологиями производства на основе инновационных форм его организации.

Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов инновационного и устойчивого развития на основе реализации научно-технического потенциала детерминируется как природой современных социально-экономических явлений (в которых наука, знания, инновации играют все более значимую, определяющую роль), так и содержанием

понятийного аппарата концепции устойчивого развития. Согласно определению, предложенному в докладе специально созданной ООН Международной комиссии по окружающей среде и развитию, под устойчивым следует понимать «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [8]. Тем самым устойчивое развитие, как процесс, ориентировано, в отличие от традиционных социально-экономических процессов, не столько на настоящее, сколько на будущее, потенциально возможное состояние, которое, в свою очередь, может быть достигнуто путем разработки, внедрения и практического применения разнообразных новшеств [15]. Любое развитие, по сути, и есть процесс перехода объекта (в частности, социально-экономической системы) в новое — более качественное, сложное, совершенное — состояние, характеризуемое определенным потенциалом (возможностью).

Само слово «потенция» (лат. р^епйо — мощь, сила) в переводе на русский язык означает «то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях» [10]. С экономической точки зрения потенциал следует понимать как способность обеспечивать определенный результат соответствующей деятельности на основе эффективного использования необходимых для ее осуществления ресурсов при заданных условиях [2]. То есть вероятностная смысловая окраска данного термина подразумевает, что имеющиеся ресурсы могут при рациональном использовании и благоприятных обстоятельствах (условиях) дать положительный результат (экономический эффект), а могут и не быть реализованными эффективно и в полной мере — остаться неиспользованными.

С такой неопределенностью и связана существующая неоднозначность подходов к определению понятия «научно-технический потенциал региона», среди которых наиболее распространенными и общеупотребляемыми являются три:

1. Ресурсная трактовка сущности научно-технического потенциала — как совокупности имеющихся ресурсов научно-технической деятельности, обусловливающих возможность ее целенаправленного и эффективного осуществления, включая реализацию конечных результатов этой деятельности в хозяйственной практике. При таком подходе основное внимание при характеристике научно-технического потенциала региона, очевидно, уделяется его структурной организации, с точки

зрения которой он предстает как совокупность взаимосвязанных компонентов (организационного, информационного, материально-технического, финансового, кадрового, правового), взаимодействующих в рамках социально-экономической системы региона и обусловливающих ее инновационное развитие.

2. Научно-технический потенциал есть совокупность способностей (средств, умений, навыков, оснований) субъектов региональной экономики к осуществлению научно-технической деятельности и практическому использованию ее результатов (в таком ключе понятие научно-технического потенциала практически смыкается с термином «инновационная активность региона»),

3. Под научно-техническим потенциалом понимаются перспективы реализации в регионе научно-технической (инновационной) деятельности. В данном случае научно-технический потенциал выражает результативность функционирования научно-технической (инновационной) сферы региона — в частности, с точки зрения влияния на развитие его социально-экономической системы [7].

Обобщая данные подходы к рассмотрению термина «научно-технический потенциал региона», сформулируем его комплексное определение в рамках концепции устойчивого развития. Научно-технический потенциал как основа формирования устойчивой экономики представляет собой совокупность необходимых для осуществления научно-технической деятельности ресурсов (кадровых, интеллектуальных, материально-технических, финансовых, информационных и др.), реализуемых в виде новых научных знаний, информации, технологий, новой техники и организационных форм посредством функционирования соответствующих организационно-управленческих структур в системе «наука (образование) — техника — экономика» при решении задач совершенствования производственно-хозяйственной деятельности в регионе на инновационной и экологобезопасной основе.

При этом следует отметить, что совокупный национальный научно-технический потенциал представлен сложноструктурированной системой научно-технических потенциалов регионов, которая формируется и реализуется на основе функционирования государственной инновационной системы (национальной инновационной системы с ее региональными звеньями).

Подобное рассмотрение научно-технического потенциала (с точки зрения системного подхода) целесообразно, прежде всего, в связи с повыше-

нием самостоятельности субъектов Российской Федерации в процессе формирования рыночных, конкурентных отношений с федеральным центром и в межрегиональном экономическом пространстве. В этих условиях отдельные регионы России начинают играть все более существенную, определяющую роль в обеспечении перехода страны к устойчивомуразвитию [13], проявляя, какособые субъекты экономических отношений, активность в достижении целей последнего, в проведении эффективной научно-технической (инновационной) политики. Важность и значимость регионального аспекта устойчивого и инновационного развития экономики России обусловлены следующими моментами [11, 17]:

1. Регионы исторически выступают наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период своего существования специфические и относительно обособленные хозяйственные комплексы, ориентированные на определенную отраслевую специализацию с учетом имеющегося регионального социально-экономического и научно-технического потенциала.

2. Регион является организующим, системообразующим звеном национальной экономики, увязывающим ее важнейшие структурно-функциональные элементы, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

а) активные элементы (субъекты, «целеноси-тели»):

• население с присущими ему культурой, традициями и условиями жизни — в том числе, с соответствующим объемом потребления ресурсов и инновационной восприимчивостью (которая обусловливается социально-психологическими особенностями населения региона: степенью инертности и консервативности менталитета, развитостью инновационной мотивации и пр.);

• бизнес-среда, субъекты производственно-хозяйственной деятельности, внедряющие новые технологии;

• инновационная подсистема (научное сообщество, образовательный сектор, инновационно-активные предприятия) как сфера генерации и диффузии новшеств;

• органы управления (власти), координирующие процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг в регионе (в том числе инновационной продукции), а также решающие проблему внешних эффектов — негативных последствий производственно-хо-

зяйственной деятельности — и ее совершенствования, то есть, в общем виде, организующие мероприятия в области инновационного и устойчивого развития региона; б) пассивные элементы (обеспечивающие, обслуживающие):

• материально-производственная среда (техносфера) с соответствующей сервисной, коммерческой, транспортной, коммуникационной и т.п. инфраструктурой, составляющая основу регионального развития, основанная на непрерывном потреблении природных ресурсов с последующим преобразованием их в необходимые продукты (работы, услуги) и возникающие при этом промышленные и бытовые отходы;

• экосистема (взаимосвязанная единая функциональная совокупность живых организмов и среды их обитания) со своим природно-ре-сурсным потенциалом и биоразнообразием, в которой функционирует социально-экономическая система региона и куда внедряются любые научно-технические разработки.

3. В федеральном государстве в связи с удаленностью центра от локальных социально-эколого-экономических систем (которыми и являются регионы) затруднены властные полномочия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Регионы же выступают более управляемой структурой, занимающей, можно сказать, равноудаленное положение в эколого-социально-экономическом и инновационном пространстве страны (в системе «федеральный центр — регионы — муниципалитеты — отдельные субъекты экономики: природопользователи или инноваторы»).

Что же касается непосредственно инновационной направленности экономики, то при осуществлении научно-технической политики на общегосударственном уровне (при управлении весьма значительной территорией страны) для нее характерна существенная инерционность и статичность (инновационный процесс осуществляется в течение длительного периода времени, изменения слишком медленны и трудно реализуемы, возникает отставание от административно-территориальных образований с высоким научно-технологическим потенциалом по уровню новизны и масштабам коммерциализации НИОКР).

4. Региональные социально-экономические системы гораздо лучше приспособлены к инновационной деятельности, поскольку эта деятельность, креативная по самой своей природе, тяготе-

ет, очевидно, к децентрализации (как к выражению большей свободы, самостоятельности, гибкости и способности к быстрым переменам), в то время как центральные структуры управления больше приспособлены для решения стратегических задач и не обладаютподобными преимуществами [1].

5. Физическая (в рамках не слишком большой территории региона) приближенность источников и получателей новых знаний и технологий, инновационной продукции и услуг существенно активизирует восприимчивость хозяйствующих субъектов к этим результатам научно-технической деятельности. Дело в том, что, несмотря на формирование так называемой «виртуальной» экономики (развитие информационно-коммуникационной сети, электронных баз данных и т.п.), технико-технологическая диффузия (распространение инноваций) и в целом инновационный процесс до сих пор остаются явлениями, сильно обусловленными географически.

6. На региональном уровне, на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более тесного и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного, научного и промышленного потенциалов, что является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов региона позволяют региональной администрации находить решения, учитывающие местную специфику, что, очевидно, способно существенно активизировать процесс формирования устойчивой и инновационной экономики.

Так, например, организация взаимодействия между всеми основными участниками регионального инновационного процесса (представителей бизнес-сообщества, вузов, научных организаций и органов власти региона) лежит в основе современной системы активного управления региональным развитием, появившейся за рубежом и начинающей внедряться в России, носящей название «форсайт».

Форсайт (от англ. foresight — предвидение) представляет собой новую для России методологию национального (регионального) прогнозирования, базирующуюся на отборе социально-экономических и/или научно-технологических направлений

стратегического управления при учете мнения (в ходе экспертного обсуждения) всех ключевых участников развития страны в целом или отдельных ее регионов относительно возможных путей социально-экономического прогресса и долгосрочных приоритетов в разных отраслях [12]. Форсайт начал использоваться в 1980-хгг. в США как инструмент, который позволяет учитывать изменения во всевозможных сферах региональной социально-экономической системы и предполагает долгосрочное прогнозирование (на период 25—30 лет), нацеленное на повышение конкурентоспособности и достижение максимальной эффективности.

И наиболее эффективно форсайт может применяться именно в региональной практике планирования и прогнозирования, поскольку применяемые в процессе его осуществления методы — с преобладанием экспертных процедур, таких как: SWOT-aнaлиз (выявление сильных и слабых сторон регионального развития); метод мозгового штурма; метод Дельфи (опрос большого числа экспертов); построение сценариев (на основе анализа будущих возможностей и альтернативных траекторий развития) — не всегда могут быть использованы в рамках территории всей страны в связи с ее масштабностью и неравномерностью развития отдельных административно-территориальных образований.

7. В Российской Федерации ввиду значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического и научно-технического развития (что обусловлено как различиями в природно-ресурсном потенциале регионов страны, так и длительностью исторического развития регионов, характеризующей развитость их территориально-хозяйственных комплексов) существуют специфические территориальные особенности реализации концепции устойчивого развития, которые обусловлены следующими характерными чертами региональной экономики:

• стартовыми условиями функционирования минерально-сырьевой базы региона (обеспеченностью природными ресурсами, состоянием окружающей природной среды);

• производственным потенциалом, который характеризует степень негативного воздействия на окружающую природную среду (состояние основного капитала и степень его износа по отраслям региональной экономики; уровень технологической оснащенности и специализации производства);

• преобладающим технологическим укладом, то есть совокупностью взаимосвязанных научно-

технических направлений (ведущих отраслей, доминирующих технологий, основных профессий, перспективных форм организации инновационных процессов), выражающих ядро определенного этапа в развитии технико-технологической базы региона [6];

• особенностями политико-правовой системы: наличием и степенью бюрократизации региональной экономики (системы административных барьеров, государственного регулирования и поддержки различных видов экономической деятельности), эффективностью и своевременностью нормативно-правового обеспечения экономической деятельности (в частности, инновационной, инвестиционной, природоохранной);

• развитостью рыночного механизма координации принятия хозяйственных решений (сфор-мированностью рыночной инфраструктуры, емкостью региональных рынков, уровнем развития предпринимательского сектора экономики);

• сбалансированностью отраслевой структуры экономики региона (прежде всего, развитостью промышленности, научно-технической, образовательной и информационно-коммуникационной сфер), что обусловливаетвозмож-ности структурной перестройки экономики в направлении ее экологизации на основе приоритетного развития высокотехнологичного сектора и сферы услуг;

• инвестиционной привлекательностью региона (объемом привлекаемых в регион национальных и иностранных инвестиций), его кредитным рейтингом (способностью и готовностью региональных органов власти своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства), что отражает состояние финансовой базы устойчивого развития;

• трудовым потенциалом и демографической обстановкой в регионе (численностью и половозрастной структурой населения, уровнем и динамикой занятости по отраслям регионального производственно-хозяйственного комплекса, образовательному и профессиональному уровню), обусловливающими возможность обеспечения процесса перехода к устойчивому и инновационному развитию высококвалифицированными специалистами, способными интенсифицировать данный процесс;

• социальными особенностями (уровнем жизни отдельных социальных слоев, дифференциа-

ции населения по уровню доходов, развития социально-бытовой инфраструктуры), которые предопределяют возможности ресурсосбережения в хозяйственно-бытовой сфере, а также спрос населения на экологически безопасную продукцию и новые технологии;

• характером и масштабами внешнеэкономической деятельности территории, структурой экспорта и импорта (в случае сырьевой направленности региональной экономики, характерной для многих регионов России, степень ее устойчивости, очевидно, является весьма слабой).

Все перечисленные особенности регионального развития, оказывая весьма существенное влияние на перспективы реализации в стране концепции устойчивого развития, требуют адекватного учета при разработке региональных стратегий (программ) и принятия соответствующих мер. При этом следует принять во внимание и то обстоятельство, что региональное развитие в Российской Федерации сопряжено с определенными трудностями, обусловленными как процессами становления рыночных и федеративных отношений, формирования экономики знаний, так и кризисными тенденциями в экономике страны и ее регионов. Можно выделить следующие проблемы развития регионов страны, влияющие на эффективность процесса перехода к устойчивому развитию:

А. Обусловленные становлением рыночных отношений.

1. Политико-правовые и организационно-управ-летеские:

• несовершенство и неустойчивость законодательных норм экономической деятельности в регионах: в действующем законодательстве пока отсутствует четкая регламентация взаимосвязи основных документов социально-экономического планирования и управления федерального и регионального уровня. В частности, в субъектах Российской Федерации не разработаны соответствующие нормативные акты, отражающие специфику перехода конкретного региона к устойчивому развитию;

• значительная степень бюрократизации региональной экономики, коррупция и высокий уровень административных барьеров (достаточно сложные процедуры лицензирования и передачи права собственности, процедуры оценки, экспертизы, сертификации и технического регулирования; значительные государственные полномочия по контролю

и надзору за деятельностью хозяйствующих субъектов), что замедляет процесс рыночного и инновационного реформирования, снижает экономическую (а значит, и социальную, и экологическую) устойчивость регионального развития, не позволяя быстро и эффективно внедрять прогрессивные формы организации и технологии производства;

• недостаточная координация и согласованность действий по реализации региональной политики (слабое взаимодействие между соответствующими ведомствами, нечеткое разграничение полномочий, дублирование функций), отсутствие оптимального сочетания механизмов рыночного саморегулирования и государственного планирования при обеспечении общих правовых регуляторов для субъектов региональной экономики и четкого регламента компетенции федеральных, субфедеральных и местных органов власти. Тем самым существенно ограничиваются возможности проведения региональными органами власти эффективной научно-технической политики, направленной на достижение целей устойчивого развития, которые, несмотря на региональную специфику, должны быть едиными на всех уровнях экономики страны, в одном инновационно-экономическом пространстве;

• недостаточная децентрализация фискального механизма [4] — слабая самостоятельность регионов в отношении проведения собственной социально-экономической и бюджетной политики и, как следствие, существенное недофинансирование регионального развития (что, очевидно, подрывает финансовую базу регионального инновационного процесса как основы устойчивого развития экономики);

• неэффективность системы регионального учета и мониторинга (неполнота и недостаточная точность данных, основанных на системе государственной статистики; отсутствие единой системы оценки социально-экономического, научно-технического и устойчивого развития регионов; неразвитость механизма регионального мониторинга как инструмента государственного управления). Между тем оценка уровня инновационного и устойчивого развития региона выступает важнейшим компонентом механизма перехода к такому развитию, позволяя корректировать его цели, задачи, инструменты для интенсификации данного процесса;

• проблемы управления ресурсно-экологической сферой региона (распределения прав на природные ресурсы и проблемы охраны окружающей среды), обусловленные несовершенным правовым и организационно-экономическим механизмом природопользования, означающим его неэффективность и высокую затратность и ведущие к снижению качества локальной (и глобальной) природной среды. Данный механизм в условиях перехода к инновационной и устойчивой экономике должен приобрести сетевой характер, то есть в регионе должна быть создана сеть (непрерывно функционирующая система) соответствующих экономических институтов (эко-банков, эко-инвестиционных и страховых компаний, экологических фондов и др.), регулирующих возникновение негативного воздействия на окружающую природную среду (внешних эффектов). При этом должны быть установлены международные стандарты данного регулирования, походы к расчету и анализу индикаторов устойчивого развития;

2. Социально-экономические:

• отсталость и технологическая неразвитость материально-технической базы регионов, снижение производственных мощностей в результате изношенности технологического оборудования (при недостаточной эффективности механизмов финансирования его модернизации и несовершенстве системы налогообложения). Это, очевидно, ведет к низкому уровню развития научно-технического потенциала, к неустойчивости функционирования производственно-хозяйственной системы региона (повышенный риск аварийности, негативного воздействия на природу и социум, неконкурентоспособность продукции региона на межрегиональном и международном рынках);

• недостаточная активность предпринимательского сектора региональной экономики в связи со слабой правовой защищенностью предпринимательства; организационными проблемами взаимодействия малого бизнеса с рынком и с региональными властными структурами; неразвитостью механизмов финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности в регионах; значительным налоговым прессом (особенно на первом этапе создания бизнеса); недоступностью инвестиционных ресурсов и

недостаточностью стартового капитала либо условий для его формирования; нехваткой квалифицированных кадров и др. Между тем, как отмечалось выше, именно бизнес-среда является той сферой, которая осуществляет внедрение и коммерциализацию нововведений, обеспечивая, в конечном счете, изменение технико-технологического базиса региона как фундамента устойчивого развития;

• низкий уровень жизни населения: отсутствие платежеспособного спроса на дорогостоящую, а также инновационную продукцию (особенно в регионах с низким уровнем развития, экономика которых представлена преимущественно агропромышленным комплексом), высокая заболеваемость и низкая продолжительность жизни. В результате, с одной стороны, усиливается специфический менталитет «экономического человека» (Homo economics), проявляющийся в нацеленности на получение сиюминутной максимальной выгоды, в ущерб окружающей среде и будущим поколениям, ас другой стороны, снижается содержательность человеческого капитала (навыков и способностей субъектов инновационной деятельности, умения адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности), как одной из важнейших составляющих научно-технического потенциала региона;

• проблемы регионального рынка труда, связанные, прежде всего, с существенными диспропорциями в оплате труда (значительной поляризацией доходов, низким уровнем заработной платы как в абсолютном выражении, так и по отношению к производительности труда), а также с вызываемой подобной несоразмерностью «утечкой мозгов». Тем самым региональный процесс перехода к устойчивому и инновационному развитию в России пока не обеспечен в достаточной мере квалифицированными специалистами, имеется недостаток соответствующим образом подготовленного управленческого аппарата в крупных промышленных организациях региона и органах власти.

Б. Проблемы перехода региона к устойчивому развитию, связанные с формированием экономики знаний:

1) проблемы установления и защиты права собственности на нематериальные активы (знания, информацию, технологии), отсутствие четкого механизма защиты авторских прав, сложная процедура получения патентов, что усугубляется неразви-

тостью института интеллектуальной собственности на региональном уровне. В результате значительная доля проведенных НИОКР не получает своего практического внедрения и распространения, что снижает темпы и интенсивность инновационного процесса и негативно влияет на устойчивость регионального развития;

2) низкий уровень и недостаточная эффективность информатизации регионов, развития информационно-коммуникационных технологий в России: неразвитость информационных баз данных, их несовместимость (разные форматы представления данных); слабая доступность для пользователей; отсутствие эффективного межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, регулирующими региональное развитие; несовершенство законодательства в области сбора, хранения, использования, распространения и уничтожения информации [9]. Между тем знания, информация (внутренний, неограниченный и неисчерпаемый ресурс, в отличие от истощаемого природного капитала) создают необходимую основу для устойчивого развития региона и являются источником нововведений; производство знаний (в виде высокотехнологичной, научной продукции, высококвалифицированных услуг и образования) в условиях перехода к устойчивой и инновационной экономике становится определяющим.

В. Последствия неблагоприятного влияния на региональную экономику, мирового экономического кризиса [5] — выражают недостаточную ресурсную (финансовую, кадровую) обеспеченность процесса перехода региона к устойчивому и инновационному развитию:

• рост циклической безработицы и снижение уровня доходов населения (так, в начале 2009 г. 57 субъектов РФ отнесены к группе повышенного риска);

• проблемы функционирования финансово-кредитной сферы: снижение объема кредитов, выданных физическим лицам (в 63 субъектах РФ); рост объема просроченных юридическими лицами кредитов (в 90% регионов); сокращение доходной части региональных бюджетов за счет снижения налогооблагаемой базы в результате спада производства и роста доли убыточных предприятий наблюдалось в конце 2008 г. в половине регионов. Что касается последнего, то, по оценке Минрегиона России, в 2009 г. 25 регионов столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов, 33 реги-

она частично профинансируют капитальные вложения и только 14 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства. Большинство субфедеральных бюджетов на 2009 г. приняты с дефицитом; • снижение объема инвестиций к началу 2009 г. произошло в 39 субъектах Российской Федерации, причем наибольшее снижение инвестиционной активности наблюдалось (среди крупных регионов) в Архангельской, Иркутской, Московской и Сахалинской областях — более чем на20 %.

В целом все приведенные здесь многочисленные проблемы регионального развития в определенной степени влияют на устойчивость региональной экономики, требуя принятия определенных мер исходя из сложившихся условий и имеющихся ресурсов и резервов. Необходимо, прежде всего, становление эффективной системы федеративных отношений, повышение самостоятельности регионов в осуществлении собственной социально-экономической, финансово-бюджетной, инвестиционной, инновационной и экологической политики, а также их согласование, взаимоувязка и эффективная координация в целях реализации концепции устойчивого, не противоречащего эволюции биосферы регионального развития на основе учета специфических региональных особенностей и имеющегося потенциала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы формирования Российской инновационной системы: URL: http:// old-opec.hse.ru/library/article.asp?d_no=770&c_ no=19.

2. АнчишкинА. И. Прогнозирование роста экономики. М.: Экономика, 1973. С. 150.

3. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Грицюк Т. В. Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Доклад о социально-экономическом положении регионов по состоянию на 30 января 2009 г.:

URL: http://www.minregion.ru/WorkItems/ ListNews. aspx?PageID=421.

6. Краснощекое П. А. Структура технологического уклада // Инновации. 2008. № 2. С. 56-59.

7. Научно-технический потенциал России и его использование / Под общ. ред. В. И. Кушлина, А.Н. Фоломьева. М.: СканруС, 2001.

8. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. С. 50.

9. Нечаев В. А., Изосимова Т.Е. Информационные системы и ресурсы как факторы социально-экономического развития региона // Регио-нология, 2008. № 1. С. 221-232.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1990.С. 569.

И. Пчелинцев О. С., Любовный В. Я., Воякина А. Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики //Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 62-68.

12. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1. С. 8-15: URL: http://www. hse.ru/data/380/621/1234/Whatforesight.pdf

13. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации кустойчивому развитию» // Российская газета, 1996. 9 апреля. С.5,6.

14. Умаханов М. И. Устойчивое развитие региона: модель, основные направления, концепция. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

15. Урсул А. Д. Образование для устойчивого развития: инновационно-опережающие процессы: URL: http://www.mgeu.ru/razvitie/index. php?ELEMENT_ID=77.

16. Урсул А. Д., Романович А. Л. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности, 2001: URL: http://of.ugntu.ru/gsen/res_glob/ sustainable_growth. htm

17. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание регионального развития: междисциплинарный подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 3. Т.4. С. 134-139.

09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»

www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.