Научная статья на тему 'РОЛЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБУЧЕНИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

РОЛЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБУЧЕНИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
вокал / Китай / образование / этнические меньшинства / интеграция / музыка. / vocals / China / education / ethnic minorities / integration / music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Люй Синь

в настоящем исследовании проводится определение роли вокальной и музыкальной культуры этнических меньшинств Китая в процессе обучения будущих вокалистов. Автором приводится краткая характеристика современного состояния национального вокального образования, а также причины игнорирования музыкальной культуры местных этнических меньшинств. Актуальность исследования заключается в том, что музыкальная культура этнических меньшинств представляет собой кладезь как материальной, так и нематериальной культуры, которую необходимо изучать и популяризировать среди молодого населения посредством включения в учебные планы. Значение интеграции преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах в музыкальную культуру этнических меньшинств рассматривается в рамках следующих аспектов: интеграция богатого вокального материала в учебных заведения Китая, всестороннее развитие студентов как самостоятельных и индивидуальных личностей, а также их вокальных навыков, музыкального, эстетического и критического мышления, укрепление национальной гордости и развитие идентичности. В статье также предлагаются следующие меры по интеграции музыкальной культуры этнических меньшинств в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая: повышение уровня квалификации и теоретических знаний педагогического персонала, корректировка содержания преподавания вокальной музыки и выражение очарования национальной культуры, укрепление практики вокальной музыки этнических меньшинств и использование современных информационных технологий в обучении. В результате установлено, что что изучение композиций этнических меньшинств Китая представляет собой общую тенденцию интеграции их музыкальной в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DEVELOPMENT OF MUSIC OF NATIONAL MINORITIES IN TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

this study determines the role of the vocal and musical culture of China's ethnic minorities in the process of training future vocalists. The author provides a brief description of the current state of national vocal education, as well as the reasons for ignoring the musical culture of local ethnic minorities. The relevance of the study lies in the fact that the musical culture of ethnic minorities is a storehouse of both tangible and intangible culture, which needs to be studied and popularized among the young population through inclusion in curricula. The importance of integrating vocal music teaching in colleges and universities into the musical culture of ethnic minorities is examined through the following aspects: integration of rich vocal material into educational institutions in China, comprehensive development of students as independent and individual individuals, as well as their vocal skills, musical, aesthetic and critical thinking , strengthening national pride and developing identity. The article also proposes the following measures to integrate the musical culture of ethnic minorities into the teaching of vocal music in educational institutions in China: improving the qualifications and theoretical knowledge of teaching staff, adjusting the content of teaching vocal music and expressing the charm of national culture, strengthening the practice of vocal music of ethnic minorities and using modern information technologies in education. As a result, it was found that the study of the compositions of China's ethnic minorities represents a general trend of integrating their music into the teaching of vocal music in educational institutions in China.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБУЧЕНИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

THE ROLE OF DEVELOPMENT OF MUSIC OF NATIONAL MINORITIES IN TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Lyu S. (Republic of Belarus)

Lu Xin - master's student, BELARUSIAN NATIONAL TECHNICAL UNIVERSITY MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: this study determines the role of the vocal and musical culture of China's ethnic minorities in the process of training future vocalists. The author provides a briefdescription of the current state of national vocal education, as well as the reasons for ignoring the musical culture of local ethnic minorities. The relevance of the study lies in the fact that the musical culture of ethnic minorities is a storehouse of both tangible and intangible culture, which needs to be studied and popularized among the young population through inclusion in curricula. The importance of integrating vocal music teaching in colleges and universities into the musical culture of ethnic minorities is examined through the following aspects: integration of rich vocal material into educational institutions in China, comprehensive development of students as independent and individual individuals, as well as their vocal skills, musical, aesthetic and critical thinking, strengthening national pride and developing identity. The article also proposes the following measures to integrate the musical culture of ethnic minorities into the teaching of vocal music in educational institutions in China: improving the qualifications and theoretical knowledge of teaching staff, adjusting the content of teaching vocal music and expressing the charm of national culture, strengthening the practice ofvocal music of ethnic minorities and using modern information technologies in education. As a result, it was found that the study of the compositions of China's ethnic minorities represents a general trend of integrating their music into the teaching of vocal music in educational institutions in China. Keywords: vocals, China, education, ethnic minorities, integration, music.

РОЛЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОБУЧЕНИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Люй С. (Республика Беларусь)

Люй Синь - магистрант, Белорусский национальный технический университет г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в настоящем исследовании проводится определение роли вокальной и музыкальной культуры этнических меньшинств Китая в процессе обучения будущих вокалистов. Автором приводится краткая характеристика современного состояния национального вокального образования, а также причины игнорирования музыкальной культуры местных этнических меньшинств. Актуальность исследования заключается в том, что музыкальная культура этнических меньшинств представляет собой кладезь как материальной, так и нематериальной культуры, которую необходимо изучать и популяризировать среди молодого населения посредством включения в учебные планы. Значение интеграции преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах в музыкальную культуру этнических меньшинств рассматривается в рамках следующих аспектов: интеграция богатого вокального материала в учебных заведения Китая, всестороннее развитие студентов как самостоятельных и индивидуальных личностей, а также их вокальных навыков, музыкального, эстетического и критического мышления, укрепление национальной гордости и развитие идентичности. В статье также предлагаются следующие меры по интеграции музыкальной культуры этнических меньшинств в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая: повышение уровня квалификации и теоретических знаний педагогического персонала, корректировка содержания преподавания вокальной музыки и выражение очарования национальной культуры, укрепление практики вокальной музыки этнических меньшинств и использование современных информационных технологий в обучении. В результате установлено, что что изучение композиций этнических меньшинств Китая представляет собой общую тенденцию интеграции их музыкальной в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая.

Ключевые слова: вокал, Китай, образование, этнические меньшинства, интеграция, музыка.

В Китае как стране с многоэтнической интеграцией и долгой историей, музыкальная культура этнических меньшинств находится на высоком уровне развития. В пример можно привести народные песни Хубэя Туцзя «Восемнадцать изгибов горной дороги» и «Встреча дочерей Туцзя», которые деликатно описывают местные обычаи этнических меньшинств. При этом необходимо отметить, что преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая основано на изучении иностранных и ханьских песен, игнорируя традиционную музыкальную культуру местных этнических меньшинств [3, c. 4]. Это

выражается в том, что у студентов попросту отсутствуют знания в данной области искусств. Именно поэтому необходимо интегрировать музыкальную культуру этнических меньшинств в учебные репертуары, результатом чего может быть:

1. Расширение кругозора студентов;

2. Воспитание в них нравственных и благородных чувств;

3. Обогащение учебных ресурсов в классе;

4. Повышение уровня интереса студентов к изучению вокальной музыки;

5. Обогащение современной музыкальной культуры Китая [5, c. 27].

Музыкальная культура этнических меньшинств представляет собой кладезь как материальной, так и нематериальной культуры, которую необходимо изучать и популяризировать среди молодого населения посредством включения в учебные планы. В этом и заключается актуальность настоящего исследования.

Состояние развития образования вокальной музыки в учебных заведениях Китая

Преподавание вокальной музыки в национальных учебных заведения развивается быстрыми темпами и в настоящее время достигло хороших результатов. Однако все еще существуют некоторые недостатки в данной области, которые необходимо активно исправлять. С точки зрения классного времени преподавание вокала в Китае делится на две категории:

1. Общее изучение вокала;

2. Изучение вокала на основе специальных дисциплин.

При этом необходимо понимать, что в рамках общего изучения вокала не учитываются индивидуальные особенности студентов, не говоря уже об исследовании музыкальной культуры этнических меньшинств [4, c. 186]. При изучении вокала на основе специальных дисциплин учебный план более подробный и конкретный, однако даже в такие репертуары не включены рассматриваемые в настоящем исследовании вокальные композиции. Из этого можно сделать промежуточный вывод, что интеграция музыкальной культуры этнических меньшинств Китая представляется довольно сложной. Усугубляет ситуацию тот факт, что большинство педагогов имеют слабые теоретические знания в данной сфере искусства, в связи с чем они преподают традиционные стили пения и bel canto [1, c. 15]. У них также отсутствует понимание того, что при изучении любого вида искусства необходимо передавать материальное и нематериальное культурное наследие. Именно поэтому интеграция музыкальной культуры этнических меньшинств в образовательный процесс учебных заведений Китая имеет далеко идущее значение.

Значение интеграции преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах в музыкальную культуру этнических меньшинств

Музыкальная культура этнических меньшинств Китая обширна, глубока и красочна. При этом необходимо отметить, что в течение длительного времени она смешивалась с музыкальной культурой ханьцев. В связи с этим в учебные планы предоставляется возможность включать конкретные вокальные произведения, которые отражают особенности как национальной, так и культуры этнических меньшинств. Это может оказать беспрецедентное влияние и значение для развития вокальной музыки Китая с точки зрения следующих аспектов:

1. Интеграция богатого вокального материала в учебных заведения Китая.

Музыка и культура китайского этнического меньшинства в основном включают в себя инструментальные композиции, оперу, народные песни, танцы и т. д. Ее историческое развитие имеет долгую историю и является обширным и довольно глубоким. Результатом такого процесса стало появление превосходных вокальных произведений этнических меньшинств. В пример можно привести следующие композиции: гаошаньская народная песня «Пестики», народная песня "Дударь и Мария", уйгурская народная песня "Аважигуль" и т. д. Поэтому педагоги должны в полной мере использовать роль музыкальной культуры этнических меньшинств в преподавании вокальной музыки, осуществлять эффективную интеграцию учебных ресурсов и обогащать когнитивные и эмоциональные способности студентов.

2. Всестороннее развитие студентов как самостоятельных и индивидуальных личностей, а также их вокальных навыков, музыкального, эстетического и критического мышления.

В процессе преподавания вокальной музыки в учебных заведениях Китая педагогам необходимо изучать особенности местной национальной музыкальной культурой, а затем на основе полученного опыта формировать необходимый учебный материал и репертуар, в который включены музыкальные произведения различных жанров и стилей. Таким образом, в дополнение к уже освоенным музыкальным произведениям студентам предоставляется возможность изучать локализованную превосходную китайскую национальную вокальную музыку этнических меньшинств. Это способствует обогащению музыкальных горизонтов учащихся, расширению каналов передачи материального и нематериального культурного наследия, а также всестороннему развитию не только студентов, но и населения Китая в целом.

3. Укрепление национальной гордости и развитие идентичности.

Как важная часть национальной культуры, вокальная музыка китайских этнических меньшинств включает в себя произведения 56 этнических групп, которые проживают на территории страны [2, с. 23]. Так, многовековая музыкальная культура отражает обширную творческую деятельность и достижения предков, показывает красочную социальную жизнь этнических меньшинств и вносит большой вклад в китайское наследие. Это лучшее доказательство того, что Китай является одной из четырех древних цивилизациямй мира. Патриотические чувства, пронизывающие процесс развития музыкальной культуры этнических меньшинств, играют уникальную роль в развитии национальной гордости, самообытности и самооценки студентов.

Далее внимание необходимо обратить на меры по интеграции музыкальной культуры этнических меньшинств в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая.

1. Повышение уровня квалификации и теоретических знаний педагогического персонала.

Для того, чтобы наиболее эффективно интегрировать музыкальную культуру этнических меньшинств в преподавание вокала, первое, что нужно сделать, это усилить подготовку педагогов в данной области образования. Именно поэтому им необходимо постоянно совершенствовать собственные знания вокальной культуры меньшинств Китая, понять ее очарование и затем использовать на практических занятиях. В то же время педагогам также необходимо обогатить свое понимание музыки этнических меньшинств на основе полевых исследований, т. е. посещения культурно значимых мест, поселений и т. д. Например, для изучения и понимания музыки Туцзя, в дополнение к консультированию с культурной классикой Сяньгуана, более важно углубиться в район Туцзя на юго-западе Хубэя, послушать, как местные жители исполняют свои вокальные композиции и сформировать собственное понимание и повысить уровень исполнительских навыков. Для того, чтобы воспитать отличную команду педагогов вокальной музыки, в дополнение к повышению уровня их компетенции, необходимо приглашать представителей этнических меньшинств для наиболее эффективной подготовки педагогов и лучшего содействия интеграции музыки этнических меньшинств в учебные планы.

2. Корректировка содержания преподавания вокальной музыки и выражение очарования национальной культуры.

Поскольку многие университеты склоняются к западному стилю преподавания вокального искусства, теоретическое и практическое содержание обучения фокусируется на изучении западной теории, практики и даже инструментальной музыки [11, с. 6]. По этой причине для того, чтобы музыка этнических меньшинств лучше интегрировалась в преподавание вокального искусства в учебных заведения Китая, необходимо скорректировать содержание учебных программ с целью отражения в них национальные культурных и музыкальных особенностей. В данном случае внимание необходимо обратить на три аспекта:

1. Прежде всего, при изучении теории вокальной музыки следует увеличить долю композиций этнических меньшинств и постоянно знакомить студентов с ними;

2. Во-вторых, в курсе преподавания вокальной музыки также необходимо создать учебную среду, более близкую к пению вокальной музыки этнических меньшинств;

3. Наконец, инструментальная музыка меньшинств также должна быть интегрирована в преподавание инструментальной музыки ввиду того, что такие вокальные композиции нельзя исполнять под аккомпанемент западных инструментов.

Важно понимать, что представители этнических меньшинств часто используют большое количество традиционных китайских инструментов, среди которых важное значение имеют:

1. Гучжэн - цитра;

2. Дагу - китайский барабан;

3. Дизи - флейта из бамбука;

4. Пайбан - китайская хлопушка;

5. Пипа - традиционный китайский струнный инструмент;

6. Эрху - скрипка;

7. Янцинь - цимбала и т. д. [6, с. 96]

Только когда музыкальные инструменты этнических меньшинств и вокальная музыка этнических меньшинств одновременно проводятся, можно поднять преподавание музыки этнических меньшинств на более высокий уровень и может быть лучше культивироваться. Национальная культура и музыкальные эмоции.

3. Укрепление практики вокальной музыки этнических меньшинств и использование современных информационных технологий в обучении.

Только на основе практики появится возможность интерпретации достижений и повышения уровня преподавания вокальной музыки этнических меньшинств Китая. Поэтому при изучении вокальной музыки для этнических меньшинств следует уделять внимание практической деятельности, которая может осуществляться в трех формах, представленных ниже:

1. Во-первых, создание специальной платформы, в рамках которой китайские университеты будут проводить конкурсы по исполнению вокальных композиций национальных этнических меньшинств, а также иные мероприятия и семинары, направленные на изучение их музыкальной культуры.

2. Во-вторых, организация поездок в места проживания этнических меньшинств Китая. Это необходимо для того, чтобы по-настоящему почувствовать обычаи этнических меньшинств и затем успешно интегрировать их в учебные планы дисциплин по изучению искусства вокала.

3. В-третьих, использование сочетания современных информационных технологий с исполнительской практикой вокальной музыки этнических меньшинств. В настоящее время существует большое количество современных цифровых платформ, которые пользуются популярностью среди студентов и молодежи в целом [10, с. 3787]. Среди них необходимо отметить такие, как WeChat, Weibo, TikTok и т. д. Эти платформы могут использоваться для изучения и формирования понимания достижений вокальной музыки этнических меньшинств и повышения уровня их интеграции в студенческую практику. Такого рода платформы могут также стать отличным каналом для распространения и популяризации нематериальной и материальной музыкальной культуры в целом;

4. Интегрировать особенности музыкальной и вокальной культуры этнических меньшинств в современные композиции. Это возможно на основе нового направления китайской популярной музыки -«Чжунго Фэн» [8, с. 5]. Его важная особенность заключается в интеграции традиционного музыкального стиля посредством вокальных партий и аккомпанемента. Во многих музыкальных композициях Чжунго Фэн используется минорная гамма и пентатоника, благодаря чему синтезируются как китайские, и так и западные музыкальные традиции. При этом многие аранжировки часто основаны на традиционных китайских инструментах, в то время как в вокальных партиях могут содержаться прямые цитаты из классических китайских произведений [9, с. 8]. В своей работе В. Фанг указывает, что «Чжунго Фэн» отражает синтез традиционных текстов и современных текстов, мелодий, аранжировок и т. д. [7, с. 112].

4. Развитие способности студентов самостоятельно изучать вокальную и музыкальную культуру этнических меньшинств Китая.

Форма предлагаемого обучения заключается в том, что несмотря на то, что педагог передают знания студентам, окончательный результат обучения находится в руках учащихся. Поэтому очень важно развивать способность студентов изучать музыкальную культуру этнических меньшинств независимо после занятий, что неотделимо от тщательного обучения и педагогического контроля, а также от важности, которую колледжи и университеты придают музыке этнических меньшинств. Конечно, самое главное - это любовь студентов к музыке этнических меньшинств и их чувство идентичности и принадлежности к китайской культуре.

Подводя итог следует отметить, что изучение композиций этнических меньшинств Китая представляет собой общую тенденцию интеграции их музыкальной в преподавание вокальной музыки в учебных заведениях Китая. Именно поэтому необходимо энергично содействовать развитию культурных начинаний и индустрий, а также обеспечивать их богатой духовной пищей. Музыкальная культура этнических меньшинств является важной частью культуры Китая. Только на основе эффективного продвижения превосходной музыкальной культуры нации нации, Китай может занимать важной место среди народов мира.

Список литературы /References

1. Аньюй У., Бэйхай В. Создание и внедрение местных курсов музыкальной культуры для музыкальных специальностей в университетах Хусян // Образовательная наука в университетах. 2015. № 3. С. 13-17.

2. Бин Л. Анализ особенностей написания современных народных песен // Художественное пространство. 2011. № 3. С. 23-24.

3. Мэнюнь В., Яковлева Е.Н. Современное музыкальное образование в Китае: тенденции и перспективы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. №2 (58). С. 1-7.

4. СиньланьX Исследование наследия региональной музыкальной культуры в музыкальном образовании в местных университетах: исследование на примере Хунаньского технологического института // Музыкальная композиция. 2015. № 10. С. 185 - 187.

5. Ся Ч., Чжиган Н. Исследование реформы режима преподавания музыкального образования в политехнических колледжах на основе мультикультурализма // Образование и карьера. 2015. № 3. С. 26-29 .

6. Шалаева А.А. Об интеграции методических принципов вокальных школ в практике зарубежных преподавателей вокального искусства в системе высшего музыкального образования Китая // Культура и искусство. 2020. №1. С. 92-99.

7. Fang V. Blue and White Porcelain-The Word Secret Hidden in the Glaze. Beijing: Writers Publishing House, 2008. 299 p.

8. Lee K., Wong D. Chinese popular music as a musical heritage and cultural marker of the Chinese // International Journal of Heritage Studies. 2017. № 23. Pp. 1-13.

9. Lin C. Relocating the Functions of Chineseness in Chinese Popular Music after the China Wind // China Perspectives. 2020. № 4. Pp. 7-14.

10. Shi Y. The use of mobile internet platforms and applications in vocal training: synergy of technological and pedagogical solutions // Interactive Learning Environments. 2023. № 6. Pp. 3780-3791,

11. Wang Y. Vocal education in higher educational institutions in China: student motivation and creativity. Interactive Learning Environments // Asian Studies. 2022. № 4. Pp. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.