Научная статья на тему 'Роль птицепродуктового подкомплекса сельского хозяйства в решении вопроса продовольственной безопасности Ростовской области'

Роль птицепродуктового подкомплекса сельского хозяйства в решении вопроса продовольственной безопасности Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль птицепродуктового подкомплекса сельского хозяйства в решении вопроса продовольственной безопасности Ростовской области»

Тем не менее, Правительство Российской Федерации продолжает предпринимать попытки организовать цивилизованный продовольственный рынок. Однако, процесс этот довольно затяжной и результаты его развития пока незначительны. Принятые в последние годы документы: приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2005 г.); Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.); Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (2007 г.) не способствуют в полной мере приостановлению негативных процессов в мясном животноводстве и агропромышленном производстве в целом. В сельхозпредприятиях прирост производства скота и птицы за

2007 г. составил 13,5 % [1]. Рост производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий обеспечен за счет наращивания объемов производства мяса птицы (на 16,5%), а также свиней (на 10,0%). Подобная тенденция обусловлена тем, что в птицеводстве и в свиноводстве период выращивания в несколько раз меньше чем в скотоводстве, поэтому, значительно выше коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Этим в основном обуславливается выбор приоритетов развития отраслей мясного животноводства.

В условиях усиливающегося влияния мирового экономического кризиса одной из актуальных проблем эффективного функционирования рынка является несовершенство ценообразования. Ценовые эквиваленты в последние годы складывались крайне неблагоприятно для мясного производства. По расчетам отдельных ученых за 2000-2006 гг. ущерб сельских товаропроизводителей от диспаритета цен более чем в 4 раза превысил кредиторскую задолженность [2]. Неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями мясного подкомплекса сохранилась и в 20072008 годах. В результате сельскохозяйственные производители не могут осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство.

Для обеспечения продовольственной безопасности России и формирования цивилизованного рынка необходимо усиление регулирующей роли государства. При этом государственное регулирование рынка должно представлять собой систему, включающую в себя долгосрочную стратегию его развития, а также оптимальное сочетание экономи-

ческих и организационно-административных мер, основанных на законодательной базе:

- осуществить кардинальные изменения в аграрной политике, базируясь на принятии научно обоснованной целевой антикризисной программы;

- обеспечить протекционизм по отношению к мясному подкомплексу;

- усовершенствовать экспортно-импортную политику;

- улучшить финансовое состояние и восстановить платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей, реструктуризация их задолженности по кредитам;

- пересмотреть торгово-экономические отношения с другими странами мира, отстаивая национальные интересы России.

В вопросе защиты внутреннего рынка и выравнивания условий производства целесообразно применять опыт западных стран, которые через целую системы рычагов (индикативное планирование, финансово-кредитное регулирование, государственное регулирование внешнеэкономических связей и др.) осуществляют целенаправленное воздействие на экономику, рассматривая поддержку фермеров как обязательный элемент государственной политики. Однако, не должно быть простого копирования зарубежного опыта, подходы регулирования рынка мяса и мясопродуктов должны быть пересмотрены применительно к условиям современной экономической ситуации в России.

Под влиянием мирового экономического кризиса разрушительные процессы в агропромышленном производстве усиливаются. Предпринимаемые правительством РФ антикризисные меры в основном направлены лишь на сдерживание роста инфляции и не решают накопленных проблем. В создавшейся ситуации, когда экономически развитые страны находятся в условиях кризиса, России предоставляется возможность укрепить свои позиции на мировом рынке, но для этого необходимы самые радикальные меры, взвешенная, учитывающая интересы отечественных товаропроизводителей аграрная политика, обеспечивающая продовольственную безопасность России.

Источники

1. http://www.mcx.ru/dep doc

2. Шутьков А.А. Повысить уровень продовольственной безопасности // Экономика сельского хозяйства России. -2008. - № 4. - С. 29-33.

РОЛЬ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Пахомова, к.э.н. доц., А.П. Пахомов д.с.-х.н., проф. Донского государственного аграрного университета

Финансовый кризис обострил вопрос продовольственной безопасности страны, который включает в себя широкий круг вопросов, и не ограничивается только на независимости государства от импортных продуктов питания, но и оказывает воздействия на сырьевые потребности отечественной промышленности, здоровье нации, что в результате отражается на социально-экономическом состоянии государства. Но в настоящее время, к сожалению, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции ниже по сравнению с импортом товаров. Не смотря на принимаемые меры со стороны правительства ситуация на рынке показывает неготов-

ность АПК РФ обеспечить в настоящее время даже продовольственную независимость не говоря уже о безопасности страны. По уровню питания Российская Федерация занимает 67 место в мире. В то время как по отдельным показателям, ситуация намного катастрофичнее. В 2008 г. потребление яиц на душу населения в стране составило 257 шт., в то время как в 1990 г. данный показатель был равен 297 шт. Несмотря на то, что рынок яиц и яйцепро-дуктов в стране формируется в основном за счет отечественного производства, около 1% составляют поставки из Белоруссии и Украины. Данные показатели весьма оптимистичны, если рассматривать

только пищевое потребление яиц. Так как рынок непищевого использования яиц и яйцепродуктов захвачен полностью зарубежными производителями. Производство яиц в стране в 2008 г. по сравнению с 1990 г. в сельскохозяйственных предприятиях сократилось на 24,8%, по всем категориям хозяйств на 19,1%.

Не смотря на рост производства мяса птицы в

2008 г. по равнению с 1990 г. по сельскохозяйственным предприятиям и во всех категориях хозяйств соответственно на 42,6 и 22,2%, импорт мяса птицы составил 1300 тыс. т. Насыщенность рынка данной категорией товаров отечественного производства недостаточна. На 2009 г. тарифная квота на импорт домашней птицы составит 1 млн т, что, в свою очередь, должно положительно отразиться на отечественном производстве. В настоящее время продукция птицеводства является весьма востребованной и доступнее для различных слоев населения. В отличие от млекопитающих у птицы резко разграничивается белое и темное мясо. Белое мясо, в отличие от темного содержит мало жира, но богато креатином и растворимыми азотистыми веществами. Сравнительный состав основных питательных веществ мяса и мяса птицы представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Состав основных питательных веществ мяса и мяса птицы и его калорийность

Вид мяса Вода, % Белок, % Жир, % Калорийность 1GG г, кал.

Говядина I категории 70,5 18,0 10,5 171

Телятина I категории 72,8 19,0 7,5 121

Свинина 50,6 20,3 18,6 325

Цыплята- бройлеры 68,3 18,0 10,0 175

Куры 65,3 22,3 11,1 180

Индейки 63,0 23,0 23,0 170

Утки 65,3 20,0 15,0 190

Гуси 63 21 16,2 220

По данным Росптицесоюза, душевое потребление мяса птицы отечественного производства к 2010 г. достигнет 15 кг против 14,5 кг в 2008 г. По своим качественным характеристикам отечественное мясо птицы, превосходит импортные поставки. Но такие птицепродукты, как мороженное мясо грудки без кости и мороженные окорочка импортного производства на 15-20% дешевле по сравнению с отечественным производством.

Обеспечения продовольственной безопасности страны в целом необходимо начинать с продовольственной независимости ее регионов.

Несмотря на то, что аграрный сектор Ростовской области, как и России в целом переживает период глубоких системных преобразований, сельхозтоваропроизводители в целом 2008 г. закончили с положительным результатом. Удельный вес прибыльных предприятий достиг 88,8% от их общего количества, что выше на 3% по сравнению 2007 г. и на 13% по сравнению с 2004 г. Темп роста валовой продукции в 2008 г. составил по сравнению с 2007 г. - 143%. В птицепродуктовом подкомплексе также прослеживается положительная динамика. Так за прошедший год поголовье птицы увеличи-

лось на 9% и достигло 8596 тыс. голов, производство мяса птицы выросло на 31% и составило 79874 т. В то же время сокращено производство яиц - на 6,9%. В отдельных хозяйствах спад производства носит критический характер, и составляет более 50%, по сравнению с 2007 г. Необходимо отметить, что рост цен на данную продукцию, по сравнению с 2007 г., достигает более 40%. Однако непосредственно сельскохозяйственные товаропроизводители не отмечают значительных финансовых результатов.

Производства продукции птицеводства Ростовской области, в полном объеме обеспечивающее население продуктами питания, может обеспечить продовольственную безопасность региона в том случае, если формирование правильной аграрной политики, направленное на поддержку сельхоз-производства, будет являться приоритетным направлением развития региона. Социально-экономическая ситуация в Ростовской области сегодня не позволяет обеспечить инвестициями в необходимом объеме весь агропромышленный комплекс. В таких условиях целесообразно вложение средств в направления сельскохозяйственного производства, являющиеся базой для дальнейшего формирования аграрной политики. Наиболее восприимчивым к вложению инвестиций является птицепродуктовый подкомплекс. Рост инвестиций и объемов производства в птицепродуктовом подкомплексе Ростовской области необходим для обеспечения продовольственной независимости страны, однако достичь его без решения сложившихся проблем невозможно. Как показывают проведенные исследования, каждое птицеводческое предприятие обладает значительным инновационным потенциалом, за счет которого можно самостоятельно преодолеть кризис, и обеспечив рост производства продукции и достижение продовольственной независимости региона. Для этого, прежде всего, необходимо организация стратегического управления на птицеводческих предприятиях Ростовской области. Используя апостериорный подход к проведению типологии конкурентных стратегий, можно выделить следующие типы конкурентных стратегий:

- достижения лидерства на рынке за счет низких издержек;

- диверсификации производства;

- дифференциации на локальном рынке;

- обслуживания малых сегментов рынка;

- интеграции и кооперации.

Применение каждой из перечисленных стратегий определяется особенностями конкурентной среды, на товарном рынке и экономическими возможностями самого предприятия.

Индивидуальная стратегия представляет собой совокупность методов, приемов и мер, направленных на укрепление конкурентных позиций птицеводческого предприятия, конкретное содержание которых зависит от особенностей конкурентной среды предприятия и его конкурентного стратегического потенциала. В индивидуальной (частной) конкурентной стратегии находят отражение как конкретные пути реализации выбранной типовой конкурентной стратегии в зависимости от возможностей организации, так и решения о поведении в отношении основных конкурентов.

Разработка и реализация индивидуальных конкурентных стратегий развития птицеводческих предприятий Ростовской области позволит создать в птицепродуктовом подкомплексе Ростовской области мощную материально-техническую базу, что приведет

к возможности повышения производства птицеводче- других важных социальных проблем: повышение маской продукции. При этом будет решаться не только териального благосостояния граждан, снижение без-

важные задачи по решению продовольственной про- работицы и социальной напряженности в сельской

блемы, обеспечению ценной диетической продукцией местности.

дошкольных учреждений, школ и больниц, но и ряд

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И

ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Е.А. Юрьева, магистр Российского университета дружбы народов

Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние десять лет. С 1999 по 2007 г. объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4% .

Однако с 2002 г. наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999-2001 гг. среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8%, то в 20022006 гг. только 2,3%. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

Конечно, на развитие сельского хозяйства РФ оказывают влияние не только внутренние факторы, но и внешние. Одной из чертой мирового сельского хозяйства в сфере производства продовольствия является контроль ограниченного числа развитых стран, определяющих мировые цены и рост этих цен на продукты питания. А это негативно сказывается на сельском хозяйстве стран-импортеров, в том числе и на России. Из этого можно сделать вывод, что главной стратегией развития современного сельского хозяйства, становится снижение импорта, то есть продовольственная независимость российского рынка от мирового, а для этого надо решить проблемы сельского хозяйства, не дающие ему активно развиваться.

В сфере продовольственного обеспечения скрещиваются основные узловые проблемы проведения аграрной реформы, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, степени его зависимости от мирового рынка, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

За годы политических и организационно-экономических преобразований в стране произошел обвальный спад производства сельскохозяйственной продукции, резко возросла зависимость от импорта продовольственных товаров, часто низкого качества, снизилось потребление населением продуктов питания, ухудшилась структура пищевых рационов, возрос белковый дефицит.

По отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,9 раза.

По данным Росстата, в 2007 г., по сравнению с 2000 г., импорт продуктов питания возрос более чем на 30%, в том числе мяса с 517 до 1 515 тыс. т, или в 3 раза, мяса птицы - с 694 до 1 280 тыс. т (в сравнении с 1992 г., разрыв становится просто колоссальным с 41 до 869 тыс. т), молока и молочных продуктов с 77 до 250 тыс. л, рыбы с 328 до 865 тыс. т.

Несмотря на огромный импорт продуктов питания, их потребление населением сократилось по сравнению с уровнем 1990 г.: мяса и мясопродуктов па 19%, молока и молочной продукции на 38,7%, рыбы и рыбопродуктов на 32,5%. Но с 2000 г. ситуация в стране начинает изменять в лучшую сторону. С 2000 г. увеличивается потребление мясо и мясопродуктов в среднем на 10%, рыбы - на 4%, овощей на 15%, молока - на 7%.

Вследствие изменения структуры потребляемых продуктов питания, в 2007 г. дефицит белка в рационе населения составил 26%, витаминов - 50%. За 2000-2007 гг. основные виды продуктов питания подорожали в 4.5 раза, тогда как доходы населения возросли в 1,2 раза.

Изменения в аграрной политике привели к обвальному спаду производства сельскохозяйственной продукции в равнении с серединой 90-х гг. Но с 1999 г. наблюдается оживление, однако до результатов 1990-1995 гг. еще далеко. Заметено увеличение производства мясо и мясопродуктов 9 на (10%), производства семян подсолнечника и сахарной свеклы (почти в 2 раза). Однако падает производство зерна, молока, овощей и фруктов.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60% сельских жителей имеют средний денежный доход и 35% - доход ниже прожиточного уровня.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускоре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.