Научная статья на тему 'Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей'

Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1561
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолог в медицине / клиническая психология / психологическое сопровождение работы врача / психологическая помощь пациенту / совладание со стрессом / профилактика выгорания / коммуникативная компетентность / psychologist in medicine / clinical psychology / psychological support of doctor’s work / psychological help to a patient / coping with stress / burnout prevention / communicative competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абросимов Илья Николаевич, Заоева Зарина Олеговна, Втюрина Милана Борисовна, Суркова Ирина Михайловна

Статья посвящена определению роли психолога в сложной и комплексной структуре современного медицинского учреждения. Авторы рассматривают основные аспекты и предлагают некоторые разработки по таким важным направлениям, как интеграция специалиста-психолога в уже действующую систему здравоохранения, профилактика феномена выгорания среди врачей и медицинских работников, а также повышение коммуникативной компетентности как задача дополнительного психологического образования в медицине. Приведены результаты исследования мнения 600 врачей о работе психолога в лечебном учреждении, проводимого с применением онлайн-анкетирования. Полученные результаты указывают на то, что врачи более четко формулируют задачи для психолога в работе с самими медицинскими работниками (преодоление стресса, выгорания, отработка коммуникативных навыков) и менее определенно – в психологическом сопровождении пациента (адаптация к болезни, совладание со стрессом и эмоциями, разрешение конфликтов). Большинство врачей указывает на свою готовность к участию в междисциплинарных и образовательных проектах, направленных на интеграцию психологического аспекта в работу системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абросимов Илья Николаевич, Заоева Зарина Олеговна, Втюрина Милана Борисовна, Суркова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a psychologist in the health care system: analysis of doctors’ opinions

The article is devoted to the problem of determining the role of a psychologist in a complex and complex structure of a modern medical institution. The authors have considered the basic aspects and offered some developments in such important directions as: integration of the psychologist into the existing system of the healthcare, prevention of the burnout phenomenon among the doctors and medical workers as well as increasing of the communicative competence as a task of the additional psychological education in medicine. The data of the research of 600 doctors’ opinions about the work of a psychologist in a medical institution, conducted by means of online questionnaires, are also given. The results indicate that doctors more clearly formulate tasks for the psychologist in the work with medical workers themselves (overcoming stress, burnout, practicing communication skills) and less clearly define the role of the psychologist in psychological support of the patient (adaptation to the disease, coping with stress and emotions, conflict resolution). Also doctors in the majority indicate their readiness to participate in interdisciplinary and educational projects aimed at the integration of the psychological aspect in the work of the healthcare system.

Текст научной работы на тему «Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей

1 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии», 129344, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127473, г. Москва, Российская Федерация

3 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии имени Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы, 117152, г. Москва, Российская Федерация

Статья посвящена определению роли психолога в сложной и комплексной структуре современного медицинского учреждения. Авторы рассматривают основные аспекты и предлагают некоторые разработки по таким важным направлениям, как интеграция специалиста-психолога в уже действующую систему здравоохранения, профилактика феномена выгорания среди врачей и медицинских работников, а также повышение коммуникативной компетентности как задача дополнительного психологического образования в медицине.

Приведены результаты исследования мнения 600 врачей о работе психолога в лечебном учреждении, проводимого с применением онлайн-анкетиро-вания. Полученные результаты указывают на то, что врачи более четко формулируют задачи для психолога в работе с самими медицинскими работниками (преодоление стресса, выгорания, отработка коммуникативных навыков) и менее определенно - в психологическом сопровождении пациента (адаптация к болезни, совладание со стрессом и эмоциями, разрешение конфликтов).

Большинство врачей указывает на свою готовность к участию в междисциплинарных и образовательных проектах, направленных на интеграцию психологического аспекта в работу системы здравоохранения.

Ключевые слова:

психолог в медицине; клиническая психология; психологическое сопровождение работы врача; психологическая помощь пациенту; совладание со стрессом; профилактика выгорания, коммуникативная компетентность

Абросимов И.Н.1' 2, Заоева З.ОЛ 3, Втюрина М.Б.1, Суркова И.М._

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Абросимов И.Н., Заоева З.О., Втюрина М.Б., Суркова И.М. Роль психолога в системе здравоохранения: анализ мнения врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 3. С. 22-33. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-22-33 Статья поступила в редакцию 29.07.2022. Принята в печать 29.08.2022.

The role of a psychologist in the health care system: analysis

of doctors' opinions

Abrosimov I.N.12, 1 International Institute of Process-Oriented Psycho-

Zaoeva Z.O.1-3, logy and Psychotraumatology, 129344, Moscow, Rus-

Vtyurina M.B.1, sian Federation

Surkova I.M. 2 A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine

and Dentistry of the Ministry of Health of the Russian

Federation, 127473, Moscow, Russian Federation

3 Research Clinical Institute of Otorhinolaryngology

named after L.I. Sverzhevsky, 117152, Moscow, Russian

Federation

The article is devoted to the problem of determining the role of a psychologist in a complex and complex structure of a modern medical institution. The authors have considered the basic aspects and offered some developments in such important directions as: integration of the psychologist into the existing system of the healthcare, prevention of the burnout phenomenon among the doctors and medical workers as well as increasing of the communicative competence as a task of the additional psychological education in medicine. The data of the research of 600 doctors' opinions about the work of a psychologist in a medical institution, conducted by means of online questionnaires, are also given. The results indicate that doctors more clearly formulate tasks for the psychologist in the work with medical workers themselves (overcoming stress, burnout, practicing communication skills) and less clearly define the role of the psychologist in psychological support of the patient (adaptation to the disease, coping with stress and emotions, conflict resolution). Also doctors in the majority indicate their readiness to participate in interdisciplinary and educational projects aimed at the integration of the psychological aspect in the work of the healthcare system.

Keywords:

psychologist in medicine; clinical psychology; psychological support of doctor's work; psychological help to a patient; coping with stress; burnout prevention; communicative competence

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

For citation: Abrosimov I.N., Zaoeva Z.O., Vtyurina M.B., Surkova I.M. The role of a psychologist in the health care system: analysis of doctors' opinions. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (3): 22-33. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-22-33 (in Russian) Received 29.07.2022. Accepted 29.08.2022.

Период пандемии С0УШ-19 и борьбы с ней во многом модернизировал внутреннее функционирование отечественной системы здравоохранения [1]. При этом были выявлены как ее уникальные ресурсы и важные преимущества в сравнении с другими системами мира, так и имеющиеся в ней ограничения и ее потребности [2]. Фокус внимания на ограничениях и потребностях позволяет сформулировать мишени для дальнейшего развития и усовершенствования медицинской отрасли в нашей стране [3].

Одной из ключевых потребностей развития медицины нам представляется необходимость внедрения психологического сопровождения лечебного процесса и профессиональной деятельности врача на системном уровне. Усиление психологического компонента оказания медицинской помощи отвечает множеству современных трендов развития и решает широкий спектр задач по ее усовершенствованию - от увеличения коммерческой составляющей до повышения гуманизации медицинской среды [4].

На сегодняшний день психологическая помощь человеку, обратившемуся за медицинской помощью, достаточно широко и качественно реализована в некоторых отраслях здравоохранения, в первую очередь в психиатрии и наркологии, а также в онкологических, хирургических и в кардиологических клиниках [5, 6]. Однако психологическим аспектам профессиональной деятельности врача пока уделяется недостаточное внимание, хотя их важность и необходимость являются безоговорочными на сегодняшний день [7].

Дискуссионным, но требующим поиска практических решений остается вопрос о делегировании психологического компонента в условиях клиники. Речь идет о различных вариантах, в частности о:

■ расширении функционала врача до решения психокоррекционных задач путем повышения его квалификации;

■ внедрении специалиста - медицинского психолога - в штат на уровне отделений для решения им узкопрофессиональных, дополнительных к основному процессу лечения задач;

■ создании междисциплинарных команд, которые включают медицинских работников, психолога, социального работника, самого пациента и его родственников.

Для достижения наиболее объективных позиций в данном вопросе мы считаем необходимым предложить к обсуждению ключевые психологические аспекты профессиональной деятельности врача:

■ создание и соблюдение оптимальных психолого-организационных, корпоративных условий для поэтапной интеграции психолога в структуру лечебно-профилактического учреждения;

■ профилактика и ранняя диагностика феноменов профессиональной деформации и эмоционального выгорания медицинских работников;

■ развитие коммуникативной компетентности как одного из профессиональных инструментов врача.

Алгоритм внедрения специалистов-психологов в структуру и общее функционирование лечебно-профилактического учреждения

Интеграция специалистов-психологов в общую организацию медицинского учреждения должна иметь поэтапный алгоритм, так как на разных уровнях функционирования учреждения предъявляются различные запросы и должностные требования [8].

Первый этап подразумевает включение психолога как полноценной штатной единицы для оказания психологической помощи и поддержки пациентам, поскольку их большая часть обращается в лечебное учреждение не только с явной целью избавления от недуга, но и с психологической потребностью быть выслушанными, одобренными или принятыми в их болезни, страдании [9, 10].

Современный пациент очень хорошо ориентирован в своей болезни благодаря большому количеству источников, в том числе интернет-ресурсов, которые, к сожалению, зачастую с точки зрения доказательной медицины располагают сомнительной информацией. Мно-

гие пациенты не могут найти соответствующую поддержку в своем микросоциальном окружении и, как следствие, не могут обсудить, принять и психологически концептуализировать для себя свою болезнь, что является ощутимым барьером для формирования внутренней картины болезни - главного психологического инструмента саморегуляции личности в условиях болезни [11].

Медицинский психолог - это тот важный элемент системы здравоохранения, который необходим для ее полноценного функционирования в реалиях современного высокотехнологичного и высокоинформативного мира.

Второй этап - это интеграция психолога в систему учреждения как специалиста, помогающего самому врачу. В настоящий момент врач подвергается колоссальной нагрузке на своем рабочем месте ввиду ряда организационных причин и условий (высокий документооборот, ограниченный лимит времени на прием, работа с цифровыми порталами и т.п.) [12]. Здесь должностные обязанности медицинского психолога как специалиста, помогающего справиться со стрессом и проводящего профилактику выгорания, должны быть адресованы непосредственно сотрудникам медицинского учреждения.

Третий этап интеграции - это реализация практико-ориентированных программ дополнительного образования и тренингов для медицинского персонала с целью повышения коммуникативной компетентности, а также общего качества работы с пациентами на всех уровнях, от младшего медицинского персонала и врача до администрации.

В рамках этого этапа может быть реализован проект «Школа пациентов», который уже успешно работает в некоторых областях и направлениях медицины (например, онкология, ревматология, наркология, ВИЧ), но не имеет системного алгоритма и структуры. Школы пациентов традиционно направлены на адаптацию личности к условиям болезни в групповом образовательном формате и включают семинары, образовательные лекции, психологические тренинги навыков и группы поддержки [13].

Проблема профилактики эмоционального выгорания медицинских работников

Эмоциональное выгорание среди медицинских работников все еще остается значимой проблемой даже для современной системы здравоохранения [14].

В новой Международной классификации болезней 11-го пересмотра выгорание определяется как синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться [15]. В рамках психологического контекста эмоциональное выгорание рассматривается как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].

Основные проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ):

■ собственное эмоциональное истощение специалиста;

■ эмоциональное дистанцирование в рамках коммуникаций в профессиональной сфере (деперсонализация);

■ субъективная редукция профессиональных достижений с формированием негативного отношения к работе [14].

Подробно описаны негативные последствия субъективно игнорируемого СЭВ на персональном (межличностные конфликты, зависимое и аутодеструктивное поведение, депрессия) и на профессиональном (снижение качества и продуктивности выполняемой работы, удовлетворенности пациентов) уровнях [17].

Исследования в данной области помогают описать новые грани данного феномена и уйти от ригидных установок его восприятия, таких как «врачу нельзя выгорать», «у хорошего врача никогда не будет синдрома выгорания» и т.п.

Сегодняшнее понимание феномена эмоционального выгорания делает больший акцент на психологические механизмы его возникновения и протекания и фокусирует свое внимание на таком процессе, как эмпатический дистресс - собственные, личные чувства человека в ответ на негативные переживания другого в результате длительного или ранящего эмпатического сопереживания («усталость от сострадания») [18].

Важно понимать, что в условиях повышенной стрессогенности находится не только врач, но и все участники лечебного процесса: пациент, его родственники, средний медицинский персонал, администрация лечебного учреждения [19].

И у всех у них могут быть депривированы (игнорированы) важные психологические потребности (быть услышанным, быть защищенным, быть подготовленным, быть поддержанным и др.), которые и могут приводить к различным формам дезадаптивного совладания со стрессом, в частности к СЭВ [17].

Новые подходы к профилактике и коррекции эмоционального выгорания могут основываться на концепциях майндфулнесс (осознанности) и самосострадания, эффективность применения которых была научно доказана на практике.

Осознанность - тренируемый навык управления своим произвольным вниманием, позволяющий безоценочно и полно наблюдать свое состояние в течение настоящего момента и не быть захваченным им [20, 21].

Самосострадание как одна из форм заботы о себе, которая также базируется на осознанности (в противопоставление импульсивному реагированию), дополнительно включает чувство сообщности с близкими (в противопоставление тенденции к самоизоляции, закрытости) в условиях стресса и доброжелательный паттерн отношения к себе (в противопоставление самокритике и внутреннему буллингу) [22].

А системные решения этой многокомпонентной проблемы должны учитывать важность увеличения ставок специалистов-психологов в лечебных учреждениях, а также числа психологических служб и образовательных мероприятий психологической направленности для медицинских работников [23].

Проблема коммуникативной компетентности в медицинской практике

Еще одной ключевой потребностью развития медицины является необходимость дополнительного психологического образования медицинских работников. Обусловлено это следующей особенностью: любая болезнь может стать источником психической травмы, с одной сто-

роны, или выступить материальным отражением уже имеющихся нарушений в работе психики, с другой. Умение выстроить диалог с пациентом таким образом, чтобы не только не усугубить имеющийся психологический дистресс, но и не обусловить новый, требует от персонала любого лечебно-профилактического учреждения определенных специализированных знаний и навыков в области эффективной профессиональной коммуникации [24].

Важно понимать, что в век цифровых технологий, когда человек имеет неограниченный доступ к информационным ресурсам медицинской направленности, врач на приеме часто вынужден сталкиваться с больным, несущим в себе иллюзию информационного равенства и противопоставляющим знания, полученные в интернете, профессиональным навыкам специалиста. Решение этой задачи можно осуществить в парадигме когнитивно-поведенческого подхода, который позволяет выявлять и корректировать когнитивные искажения на уровне мыслей, убеждений или отношения, что в дальнейшем дает возможность изменить и поведение [25].

Одна из основных задач, стоящих перед врачом любого профиля, - возращение пациента в поле подконтрольных ему процессов. Как правило, здесь мы имеем дело с изменением образа жизни в виде нормализации графика сна, гармонизации режимов труда и отдыха, коррекции питания, а также с привлечением к лечебному процессу психологов с целью обучения пациента приемам стрессоустойчивости [26, 27].

Не менее актуальна правильная расстановка ролей между врачом и пациентом: выход из ролевых установок «жертва-спасатель» или «ребенок-родитель» в равнозначное взаимодействие двух взрослых людей (или модель «взрослый-взрослый»), где ответственность за собственное здоровье человек несет самостоятельно, без попыток передать эту функцию врачу.

Далее, необходимо учитывать базовую потребность человека в роли пациента: первое -быть выслушанным, второе - быть выслушанным без критики. Только удовлетворив потребность пациента быть выслушанным, можно рассчитывать на взаимодействие с положительным

результатом. Важный аспект для соблюдения этого принципа - временной ресурс, т.е. достаточное количество времени на одного пациента у врача [28].

В диалоге с пациентом важно вернуть ему право испытывать страх перед болезнью, особенно это касается мужчин, в контексте тендерной парадигмы сильного пола вынужденных запрещать себе испытывать определенный спектр эмоций. Не менее важно развенчать иллюзии пациента об эксклюзивности его заболевания. В качестве обратной связи положительным терапевтическим эффектом обладают клинические примеры благоприятного разрешения проблем со здоровьем, подобных имеющимся у каждого конкретного человека [29].

В процессе медицинской консультации не менее важно донести до пациента логику развития имеющегося у него заболевания, объяснить доступным языком все медицинские термины, из которых состоит диагноз, а далее дать четкий алгоритм действий, включающий, помимо медикаментозной терапии, рекомендации по коррекции образа жизни. Причем необходимо помнить, что приверженность пациентов назначаемым лекарственным препаратам существенно возрастает, когда повышается их информированность о действии лекарства и его эффектах, а также оказывается психологическая поддержка в принятии выбора, связанного с лечением [30, 31].

Таким образом, успешная врачебная консультация включает, помимо правильной диагностики и лечения, способность вернуть пациенту устойчивую взрослую позицию, веру в собственные силы и понимание, откуда черпать ресурсы на самовосстановление.

Исследование мнения врачей о роли психолога в медицинском учреждении

В ходе работы конгресса «0ргздрав-2022» был проведен круглый стол с участием авторов данной статьи - преподавателей АНО ДПО «Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии» (г. Москва). Онлайн-слушателям было предложено пройти дистанционный опрос в виде анкетирования.

Цель настоящего исследования - анализ мнений врачей о роли и месте специалиста-психолога в медицинском учреждении.

Задачи исследования:

■ Оценить актуальность темы психологического сопровождения лечебного процесса среди медицинских работников.

■ Проанализировать представления врачей о возможном вкладе специалиста-психолога в эффективную работу медицинского учреждения.

■ Изучить видение врачами функционала специалистов-психологов в работе с сотрудниками и пациентами медицинского учреждения.

■ Оценить скрининг мотивации врачей к повышению клинико-психологической компетентности в своей практической деятельности.

Материал и методы

Исследование проводилось в форме онлайн-анкетирования, опросник был составлен группой специалистов - врачей и клинических психологов. В исследовании приняли участие 600 практикующих врачей различных специальностей.

Анкета содержала следующие вопросы:

1. Нужен ли в лечебном учреждении психолог для работы с коллективом?

2. Если да, решению каких задач может быть посвящена его деятельность?

3. Нужен ли в лечебном учреждении психолог для работы с пациентами?

4. Если да, каким может быть круг его задач?

5. Какие специалисты, на ваш взгляд, должны получать специальные психологические компетенции при работе со сложными пациентами и в стрессовых ситуациях?

6. Интересно ли Вам участие в работе регулярной площадки «Психологический разбор» для обсуждения психологических феноменов в медицинской деятельности?

Методы обработки полученных данных: контент-анализ и частотный анализ ответов.

Результаты и обсуждение

При ответе на вопрос «Нужен ли в лечебном учреждении психолог для работы с коллективом?» ответы распределились следующим образом (рис. 1).

Большинство респондентов (490 человек, 82%) ответили утвердительно, они разделяют идею необходимости присутствия специалиста-психолога в медицинском учреждении. Часть специалистов медицинского профиля не поддерживает данную идею (110 человек, 18%).

Полученные результаты представляются нам вполне естественными и могут быть обусловлены все еще неопределенными и несформиро-ванными общими личными представлениями о профессиональной деятельности, компетенциях и задачах специалиста-психолога. Преодолеть такое диффузное отношение можно, например, информированием о важности психологического компонента медицинской деятельности и профилактики феномена эмоционального выгорания с опорой на современные научные данные и опыт успешного включения психологов в штат сотрудников лечебного учреждения.

Частотный анализ ответов на вопрос «Решению каких задач может быть посвящена деятельность психолога (в отношении сотрудников)?» показал, что врачи чаще всего нуждаются в помощи специалиста-психолога при решении

двух больших групп проблем, встречающихся в их ежедневной работе (рис. 2). Первая группа проблем связана с негативными эмоциональными и физическими состояниями (включает выгорание, стресс, высокую нагрузку), вторая -с коммуникативными барьерами (общение с пациентами, конфликты, недоброжелательная атмосфера в коллективе). Стоит отметить, что небольшая часть ответов описывала не только имеющиеся трудности в работе врачей, но и отражала некоторый запрос на психологическую помощь и поддержку в виде индивидуальных консультаций и групповых тренингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частотный анализ встречаемости ответов на диаграмме показывает, что современные врачи видят себя специалистами, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей сталкивающимися с серьезным стрессом, физическими и эмоциональными нагрузками, которые чаще приводят к межличностному непониманию и конфликтам. Это в свою очередь снижает уровень безопасности и доброжелательности в атмосфере лечебного учреждения - места, в которое люди обращаются за помощью и с надеждой на понимание.

Позитивный момент - варианты ответов респондентам не были сформулированы заранее и не предлагались на выбор, а были даны в открытой форме, т.е. участники опроса име-

300

250 246 200 150 100 50 0

87

71

64

46 44

Эй

о о то х >:

& £ Ё = § <р то £ 2

о о .р. о о

^ ~ -г

о ^

Б &

22

о _о

I- ^

Да

I Нет

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Нужен ли психолог в лечебном учреждении для работы с сотрудниками?»

Рис. 2. Частота встречаемости ответов респондентов на вопрос «Решению каких задач может быть посвящена деятельность психолога (в отношении сотрудников)?»

ют высокую осознанность в отношении своих проблем и состояний и даже могут их назвать и охарактеризовать. А с общепринятых психотерапевтических позиций обозначение проблемы и ее признание являются важным этапом и залогом успешной дальнейшей работы по ее преодолению.

Ответы на вопрос «Нужен ли в лечебном учреждении психолог для работы с пациентами?» распределились в таком же соотношении, что и в вопросе о сотрудниках: 82% опрошенных дали утвердительный ответ, 18% ответили отрицательно (рис. 3).

Полученные данные вселяют оптимизм по поводу интеграции психологического компонента в лечебный процесс на современном этапе -большинство врачей видят необходимость специалиста-психолога в штате клиники. Сомнения по этому поводу могут быть обусловлены тем, что некоторые врачи и по своему мнению, и по факту уже выполняют некоторые психологические интервенции в отношении пациентов (выслушивают, поддерживают, мотивируют и т.п.) [32]. Однако все же чаще подобным образом обстоят дела в коммерческом сегменте медицинских услуг, но они не характеризуют положение дел во всей системе здравоохранения.

Важно подчеркнуть, что врач, работая в системе «человек-человек», поневоле сталкивается с интенсивными эмоциями пациентов и коллег, вынужден искать пути совладания с ними и сохранять свою профессиональную эффективность [33]. Разделение этой сложной задачи с профильным специалистом-психологом могло бы послужить ощутимой помощью врачу в рамках выполнения его профессиональных задач.

Контент-анализ ответов, полученных в ходе опроса, показал, что на вопрос «Какой может быть круг задач психолога в работе с пациентом?» врачи дают более разобщенные и широкие по своей феноменологии ответы (рис. 4). В целом ответы отражают гуманистическую и клиент-центрированную ориентацию современных врачей - они замечают эмоциональные страдания и дискомфорт пациентов и хотели бы, чтобы им и их родственникам были оказаны соответствующая поддержка и помощь.

Да

I Нет

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Нужен ли в лечебном учреждении психолог для работы с пациентами?»

Также в представлениях медицинских работников можно проследить идею, что работа психолога в стенах лечебного учреждения сводится к созданию более удобного пациента. По их мнению, психолог должен способствовать мотивации пациента лечиться, принимать свою болезнь,

70

59 60 _

50 40 30 20 10

40 40

35

38

24 24

15

10

^ о <Ю О чо

О X

^ 3

<

Рис. 4. Частота встречаемости ответов респондентов на вопрос «Какой может быть круг задач психолога в работе с пациентом?»

0

В Всем

■ Врачам

□ Медсестрам

■ Администраторам (регистраторам)

■ Руководителям

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие специалисты, на ваш взгляд, должны получать специальные психологические компетенции при работе со сложными пациентами и в стрессовых ситуациях?»

преодолевать конфликты в процессе лечения или избегать их. При этом эмоции пациента для самих врачей являются барьером, который необходимо устранить: психолог должен снизить тревогу, агрессию, депрессию пациентов, повысив их стрессоустойчивость и коммуникативную компетентность. Стоит отметить, что с психологической точки зрения реализация всех этих задач по сути направлена на лишение человечности пациента и превращение его в механистичный объект лечебных манипуляций.

Полученные результаты, хотя и демонстрируют некоторое расхождение между запросами врачей и профессиональными возможностями психолога, представляют огромный интерес для дальнейших междисциплинарных дискуссий, обсуждений и поиска общих точек соприкосновения.

Два последних вопроса в анкетировании («Какие специалисты, на ваш взгляд, должны получать специальные психологические компетенции при работе со сложными пациентами и в стрессовых ситуациях?» и «Интересно ли Вам участие в работе регулярной площадки "Психологический разбор" для обсуждения психологических феноменов в медицинской деятельности?»), на наш взгляд, отражают скрининговый показатель общей готовности медицинского сообщества к интеграции с психологическим и поиску общих путей развития.

Так, например, большинство опрошенных врачей (80%) считают, что все сотрудники лечебного учреждения, а не отдельные его представители должны повышать свою психологическую компетентность для более эффективного решения актуальных профессиональных задач (рис. 5).

При этом, хоть и с меньшей готовностью, большинство участников анкетирования (68%) выказали готовность к участию в регулярной работе по совместному обсуждению и психологическому разбору случаев из собственной практики.

В целом, полученные показатели производят позитивное впечатление, поскольку современные врачи не только механистически лечат людей, но и эмпатически прислушиваются к своим психологическим потребностям и потребностям пациентов, отмечают трудности в своей работе и формируют образы желаемого развития. Складывается впечатление, что мо-тивационная готовность для интеграции медицинской и психологической практики созрела и готова к реализации в рамках совместных междисциплинарных проектов, направленных на общие цели по повышению эффективности, гуманизации и привлекательности работы системы здравоохранения.

Выводы

1. Задача психологического сопровождения лечебного процесса и профессиональной деятельности врача актуальна для современных медицинских работников и системы здравоохранения в целом. Преобладающая часть участников настоящего исследования считает необходимым введение медицинского психолога в штат лечебного учреждения для оптимизации его функционирования и повышения качества работы.

2. По мнению врачей, вклад специалиста-психолога в эффективную работу медицинского учреждения должен реализовываться в психологической работе со всеми участниками лечебного процесса: как с пациентами и их родственниками, так и с сотрудниками и представителями

администрации. Психологическая помощь для сотрудников представляется ими сфокусированной на преодолении выгорания и повышении коммуникативной эффективности в медицинской среде. Психологическое сопровождение пациента в первую очередь воспринимается врачами как важная составляющая лечебного процесса, направленная на снижение эмоциональной дисрегуляции и повышение стрессо-устойчивости обратившегося за помощью.

3. Скрининг мотивации врачей показывает их общую готовность к участию в развитии и обеспечении работы психологической службы учреждения в форме совместных медико-психологических разборов пациентов, психологических тренингов, семинаров и курсов повышения квалификации для врачей. Это отражает общую тенденцию развития современных систем здравоохранения в сторону организации мультидисциплинарных команд и реализации бригадного подхода.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Абросимов Илья Николаевич (Ilya N. Abrosimov) - кандидат психологических наук, доцент, преподаватель АНО ДПО «МИПОПП»; доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: i.abrosimov@bk.ru http://orcid.org/0000-0003-1981-4170

Заоева Зарина Олеговна (Zarina O. Zaoeva) - кандидат медицинских наук, преподаватель АНО ДПО «МИПОПП»; старший научный сотрудник отдела сурдологии и патологии внутреннего уха ГБУЗ «НИКИО им. Л.И. Свержевского» ДЗМ, Москва, Российская Федерация E-mail: zarinazaoeva@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-2501-0200

Втюрина Милана Борисовна (Milana B. Vtyurina) - кандидат медицинских наук, врач высшей категории, психоневролог, преподаватель АНО ДПО «МИПОПП», Москва, Российская Федерация E-mail: 1731393@gmail.com http://orcid.org/0000-0003-0923-7912

Суркова Ирина Михайловна (Irina M. Surkova) - кандидат психологических наук, психолог, Москва, Российская Федерация E-mail: prsim@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-2650-2442

ЛИТЕРАТУРА

1. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях корона-вируса: психологическое содержание и связь с поведением // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва : ИД «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2021. С. 117-132. DOI: https://doi.org/10.11621/rpo. 2021.00

2. Барабанщикова В.В., Баулина М.Е., Белоусов В.В. и др. Методические рекомендации по проведению психологического тренинга для медицинского персонала, работающего в условиях COVID-19 // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва : ИД «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2021. С. 562-584. DOI: ог^10.11621/гро.2021.00

3. Ялтонский В.М., Сирота Н.А., Ялтонская А.В. и др. Аддикции во время COVID-19 // Материалы международной научно-практической конференции «Зейгарниковские чтения. Диагностика

и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований». Москва, 2020. С. 168-170.

4. Журавлева М.В., Мудунов А.М., Улумбекова Г.Э. Вектор на персонализированную медицину: от внедрения в практику до ожидаемых результатов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4 (26). С. 51-63. DOI: о^10.33029/2411-8621-2021-7-4-51-63

5. Абросимов И.Н. Угроза жизни как предиктор выбора копинг-стратегий, уровня приверженности лечению и качества жизни у взрослых пациентов с муковисцидозом // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12, № 1. С. 60-69.

6. Щелкова О.Ю., Усманова Е.Б., Горбунов И.А. и др. Психологическая адаптация к болезни и качество жизни пациентов с опухолевым поражением костей // Ученые записки СПбГМУ имени академика И.П. Павлова. 2018. Т. 25, № 3. С. 62-72. 001: doi.org/10.24884/1607-4181-2018-25-3-62-72

7. Сирота HA, Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. и др. Эмоциональное выгорание врачей // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 4 (10). С. 42-51.

В. Консон К., Фролова Е.В., Костюкович О.М. Мультидис-циплинарный подход в гериатрии // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. 201В. Т. 10, № 4. С. 49-54. DOI: https://doi.org/10.17B16/ mechnikov201810449-54

9. Исаева Е.Р. Психологические адаптационные ресурсы личности в условиях здоровья и болезни // Медицинская психология в России. 2015. № 1 (30). С. В.

10. Кунельская HA, Байбакова Е.В., Заоева З.О. Психогенное головокружение // Журнал неврологии и психиатрии имени C.C. Корсакова. 2019. Т. 119, № 10. С. В9-93. DOI: https:// doi.org/10.17116/jnevro2019119101B9

11. Ялтонский В.М., Дияжева Л.В., Абросимов И.К Совлада-ющее поведение подростков, больных муковисцидозом // Медицинская психология в России. 2011. № 6 (11). С. 14.

12. Кривенко КВ., Куклин А.А., Аверьянов О.Ю. Междис-циплинарность в здравоохранении: вклад в обеспечение социально-демографической безопасности региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 6 (74). С. 5-20. DOI: https://doi.org/10.29141/2073-1019-2017-74-6-1

13. Малыгин В.Л., Искандирова А.С., Пахтусова Е.Е. и др. Проблема обучения навыкам эффективных коммуникаций будущих врачей-стоматологов // Cathedra-Кафедра. Стоматологическое образование. 2017. № 59. С. 54-57.

14. Водопьянова H.E., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие. Москва : Юрайт, 2021. 299 с.

15. МКБ-11. Глава 06. Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития. Статистическая классификация / под ред. Г.П. Костюка. Москва : КДУ, Университетская книга, 2021. 432 с. DOI: https://doi.org/10.31453/ kdu.ru.91304.0143

16. Хрущев С.О., Выборных Д.Э., Рассказова Е.И. и др. Увлеченность работой и благополучие при работе в клинике тяжелых соматических заболеваний: роль личностных особенностей у врачей-клиницистов и сотрудников лабораторий // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 1. С. 1В7-203. DOI: https://doi. org/doi:10.17759/exppsy.2021140109

17. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1 (23). С. 42-62. DOI: https://doi.org/10.330 29/2411-В621-2021-7-1-42-62

1В. Rzeszutek M., Schier K. Temperament traits, social support, and burnout symptoms in a sample of therapists // Psychotherapy (Chicago, Ill.). 2004. Vol. 51, N 4. P. 574-579. DOI: https://doi. org/10.1037/a0036020

19. Chen D.W., Gerolamo A.M., Harmon E. et al. Interprofessional collaborative practice in the medical intensive care unit: a survey of caregivers' perspectives // J. Gen. Intern. Med. 201B. Vol. 33,

N 10. P. 1708-1713. DOI: https://doi.org/10.1007/s11606-018-4623-3

20. Пенман Д., Уильяме М. Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 288 с.

21. Chadi N., Kaufman M., Weisbaum E. et al. In-person versus ehealth mindfulness-based intervention for adolescents with chronic illness: protocol for a randomized controlled trial // JMIR Res. Protoc. 2017. Vol. 6, N 11. P. 241. DOI: https://doi.org/10.2196/ resprot.7700

22. Нефф К., Гермер К. Как пережить трудные минуты жизни. Целительное сочувствие к себе. Санкт Петербург : Питер, 2021. 256 с.

23. Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Кузиева Г.Д. Зарубежный опыт работы мультидисциплинарных команд специалистов в первичном звене // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2016. № 4. С. 379-384.

24. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компетентности врача // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 2. С. 115-121.

25. Сирота Н.А., Видерман Н.С., Ялтонский В.М. Психологические аспекты горевания // Паллиативная медицина и реабилитация. 2022. № 1. С. 42-48.

26. Helgeson V.S., Zajdel M. Adjusting to chronic health conditions // Ann. Rev. Psychol. 2017. Vol. 68. P. 545-571. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044014

27. Pouls B., Vriezekolk J.E., Bekker C.L. et al. Effect of interactive ehealth interventions on improving medication adherence in adults with long-term medication: systematic review // J. Med. Internet Res. 2021. Vol. 23, N 1. Article ID e18901. DOI: https://doi. org/10.2196/18901

28. Баракат Н.В. Модели взаимодействия как фактор эффективности медицинской интеракции // Альманах современной науки и образования. 2013. № 6 (73). С. 19-21.

29. Манулик В.А., Михайлюк Ю.В. Содержание и структура коммуникативной компетентности врача в контексте профессионально-личностного становления // Медицинский журнал. 2014. № 2 (48). С. 153-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ridd M., Shaw A., Lewis G. et al. The patient-doctor relationship: a synthesis of the qualitative literature on patients' perspectives // Br. J. Gen. Pract. 2009. Vol. 59, N 561. P. 116-133. DOI: https://doi.org/10.3399/bjgp09X420248

31. Stevenson J.K., Campbell Z.C., Webster A.C. et al. eHealth interventions for people with chronic kidney disease // Cochrane Database Syst. Rev. 2019. Vol. 8, N 8. CD012379. DOI: https://doi. org/10.1002/14651858.CD012379.pub2

32. Wang Z., Zhu Y., Cui L. et al. Electronic health interventions to improve adherence to antiretroviral therapy in people living with HIV: systematic review and meta-analysis // JMIR mHealth uHealth. 2019. Vol. 7, N 10. Article ID e14404. DOI: https://doi. org/10.2196/14404

33. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совла-дание со стрессом: теория и психодиагностика. Санкт Петербург : Речь, 2010. 191 с.

REFERENCES

1. Rasskazova E.I., Emelin V.A., Tkhostov A.Sh. Categorical beliefs about the causes, manifestations, and effects of coronavirus: psychological content and relationship to behavior / in «Psychological support for the COVID-19 pandemic». Moscow: ID «Moskovsky gosu-darstvenniy universitet imeni M.V. Lomonosova», 2021: 117-32. DOI : https://doi.org/10.11621/rpo.2021.00 (in Russian)

2. Barabanshchikova V.V., Baulina M.E., Belousov V.V., et al. Methodological recommendations for psychological training for medical personnel working in COVID-19 conditions/ in «Psychological

support for the COVID-19 pandemic». Moscow: ID «Moskovsky gosu-darstvenniy universitet imeni M.V. Lomonosova», 2021: 562-84. DOI: https://doi.org/10.11621/rpo.2021.00 (in Russian)

3. Yaltonsky V.M., Sirota N.A., Yaltonskaya A.V., et al. Addictions during COVID-19. In:L Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii «Zeygarnikovskie chteniya. Diagnostika i psik-hologicheskaya pomoshch' v sovremennoy klinicheskoy psikhologii: problema nauchnykh i eticheskikh osnovaniy» [Proceedings of the International Scientific-Practical Conference «Zeigarnik's Readings.

Diagnostics and psychological help In modem clinical psychology: the problem of scientific and ethical foundations»]. Moscow, 2020: 168-70. (in Russian)

4. Zhuravleva M.V., Mudunov A.M., Ulumbekova G.E. Vector on personalized medicine: from implementation to expected results. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZ-DRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 4 (26): 51-63. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-51-63 (in Russian)

5. Abrosimov I.N. Threat to life as a predictor of coping strategies, treatment adherence, and quality of life in adult patients with cystic fibrosis. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Journal of Psychology]!. 2015; (1): 60-9. (in Russian)

6. Shchelkova O.Yu., Usmanova E.B., Gorbunov I.A., et al. Psychological adaptation to the disease and quality of life in patients with bone tumor lesions. Uchenye zapiski SPbGMU imeni akademika I.P. Pavlova. [The Scientific Notes of the I.P. Pavlov Saint Petersburg State Medical University]. 2018; 25 (3): 62-72. DOI: https://doi. org/10.24884/1607-4181-2018-25-3-62-72 (in Russian)

7. Sirota N.A., Yaltonsky V.M., Yaltonskaya A.V., et al. Emotional burnout of doctors. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniya. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2017; 4 (10): 42-51. (in Russian)

8. Konson K., Frolova E.V., Kostyukovich O.M. Multidisciplinary Approach in Geriatrics // Vestnik Severo-Zapadnovgo gosudarstven-novo meditsinskogo universiteta imeni I.I. Mechnikova [Bulletin of the North-Western State Medical University Named after I.I. Mech-nikov]. 2018; 10 (4): 49-54. DOI: https://doi.org/10.17816/mech-nikov201810449-54 (in Russian)

9. Isaeva E.R. Psychological adaptive resources of personality in health and illness. Meditsinskaya psykhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 2015; 1 (30): 8. (in Russian)

10. Kunel'skaya N.L., Baybakova E.V., Zaoeva Z.O. Psychogenic dizziness. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry named after S.S. Korsakov]. 2019; 119 (10): 89-93. DOI: https://doi.org/10.17116/jnevro201911910189 (in Russian)

11. Yaltonsky V.M., Diyazheva L.V., Abrosimov I.N. Coping behavior of adolescents with cystic fibrosis. Meditsinskaya psykhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia]. 2011; 6 (11): 14. (in Russian)

12. Krivenko N.V., Kuklin A.A., Aver'yanov O.Yu. Interdisci-plinarity in health care: a contribution to the social and demographic security of the region. Izvestiya Ural'skogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Ural State University of Economics]. 2017; 6 (74): 5-20. DOI: https://doi. org/10.29141/2073-1019-2017-74-6-1 (in Russian)

13. Malygin V.L., Iskandirova A.S., Pakhtusova E.E., et al. The problem of teaching effective communication skills to future dentists. Cathedra-Kafedra. Stomatologicheskoe obrazovanie [Cathedra-Department. Dental Education]. 2017; (59): 54-7. (in Russian)

14. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Burnout Syndrome. Diagnosis and prevention: a practical guide. Moscow: Yurayt, 2021: 299 p. (in Russian)

15. ICD-11. Chapter 06. Mental, behavioural or neurodevelop-mental disorders. Moscow: KDU, Universitetskaya kniga, 2021: 432 p. DOI: https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0143 (in Russian)

16. Khrushchev S.O., Vybornykh D.E., Rasskazova E.I., et al. Job passion and well-being in the clinic of severe somatic diseases: the role of personality traits in clinicians and laboratory staff. Eksperimental'naya psikhologiya [Experimental Psychology]. 2021; 14 (1): 187-203. DOI: https://doi.org/doi:10.17759/ exppsy.2021140109 (in Russian)

17. Khudova I.Yu., Ulumbekova G.E. Burnout in Health Care Workers: Diagnosis, Treatment, and Features in the Age of

COVID-19. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obucheniya. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 1 (23): 42-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-42-62 (in Russian)

18. Rzeszutek M., Schier K. Temperament traits, social support, and burnout symptoms in a sample of therapists. Psychotherapy (Chicago, Ill). 2004; 51 (4): 574-9. DOI: https://doi.org/10.1037/ a0036020

19. Chen D.W., Gerolamo A.M., Harmon E., et al. Interprofessional collaborative practice in the medical intensive care unit: a survey of caregivers' perspectives. J Gen Intern Med. 2018; 33 (10): 1708-13. DOI: https://doi.org/10.1007/s11606-018-4623-3

20. Penman D., Uil'yams M. Mindfulness. How to find harmony in our crazy world. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2020: 288 p. (in Russian)

21. Chadi N., Kaufman M., Weisbaum E., et al. In-person versus ehealth mindfulness-based intervention for adolescents with chronic illness: protocol for a randomized controlled trial. JMIR Res Protoc. 2017; 6 (11): 241. DOI: https://doi.org/10.2196/resprot.7700

22. Neff K., Germer K. How to survive the difficult moments of life. Healing empathy for yourself. Saint Petersburg : Piter, 2021: 256 p. (in Russian)

23. Tulebaev K.A., Turdalieva B.S., Kuzieva G.D. Foreign experience of multidisciplinary teams of specialists in primary care. Vestnik Kazakhkogo natsional'nogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Kazakh National Medical University]. 2016; (4): 379-84. (in Russian)

24. Ledvanova T.Yu., Kolomeychuk A.V. Formation of doctor's communicative competence. Byulleten' meditsinskikh Internet-konferentsiy [Bulletin of Medical Internet Conferences]. 2015; 5 (2): 115-21. (in Russian)

25. Sirota N.A., Viderman N.S., Yaltonsky V.M. Psychological aspects of grieving. Palliativnaya meditsina i reabilitatsiya [Palliative Medicine and Rehabilitation]. 2022; (1): 42-8. (in Russian)

26. Helgeson V.S., Zajdel M. Adjusting to chronic health conditions. Ann Rev Psychol. 2017; 68: 545-71. DOI: https://doi. org/10.1146/annurev-psych-010416-044014

27. Pouls B., Vriezekolk J.E., Bekker C.L., et al. Effect of interactive ehealth interventions on improving medication adherence in adults with long-term medication: systematic review. J Med Internet Res. 2021; 23 (1): e18901. DOI: https://doi.org/10.2196/18901

28. Barakat N.V. Interaction Patterns as a Factor in the Effectiveness of Medical Interaction. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education]. 2013; 6 (73): 19-21 (in Russian)

29. Manulik V.A., Mikhaylyuk Yu.V. Content and structure of doctor's communicative competence in the context of professional and personal development. Meditsinskiy zhurnal [Medical Journal]. 2014; 2 (48): 153-7. (in Russian)

30. Ridd M., Shaw A., Lewis G., et al. The patient-doctor relationship: a synthesis of the qualitative literature on patients' perspectives. Br J Gen Pract. 2009; 59 (561): 116-33. DOI: https://doi. org/10.3399/bjgp09X420248

31. Stevenson J.K., Campbell Z.C., Webster A.C., et al. eHealth interventions for people with chronic kidney disease. Cochrane Database Syst Rev. 2019; 8 (8): CD012379. DOI: https://doi. org/10.1002/14651858.CD012379.pub2

32. Wang Z., Zhu Y., Cui L., et al. Electronic health interventions to improve adherence to antiretroviral therapy in people living with HIV: systematic review and meta-analysis. JMIR mHealth uHealth. 2019; 7 (10): e14404. DOI: https://doi.org/10.2196/14404

33. Vasserman L.I., Ababkov V.A., Trifonova E.A. Coping with stress: theory and psychodiagnostics. Saint Petersburg: Rech', 2010: 191 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.