Научная статья на тему 'Роль психоэмоциональных нарушений при атоническом дерматите у детей'

Роль психоэмоциональных нарушений при атоническом дерматите у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
496
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОНИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЛЕЧЕНИЕ / ДЕТИ / ATOPIC DERMATITIS / PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS / TREATMENT / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоренко О. А., Короткий Николай Гаврилович

В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ АТОНИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ У ДЕТЕЙ. АВТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОКОРРИГИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШИЛО ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоренко О. А., Короткий Николай Гаврилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PSYCHO-EMOTIONAL DISTRESSES IN CHILD ATOPIC DERMATITIS

THIS ARTICLE STUDIES THE RELATION BETWEEN VEGETATIVE AND PSYCHO-EMOTIONAL DISTRESSES IN CASES OF CHILD ATOPIC DERMATITIS. THE AUTHORS APPLIED INSTRUMENTAL RESEARCH METHODS TO ESTIMATE THE CONDITION OF VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM (CARDIOINTER-VALOGRAPHY) TOGETHER WITH ANAMNESTIC ANALYSIS AND CLINICAL-PSYCHOPATHOLOGICAL METHODS. AUTHORS ESTABLISHED THE METHODS OF CORRECTING DIAGNOSED DISTRESSES. USING PSYCHO-CORRECTIVE THERAPY SIGNIFICANTLY INCREASES THE EFFICIENCY OF COMPLEX TREATMENT OF ATOPIC CHILD DERMATITIS.

Текст научной работы на тему «Роль психоэмоциональных нарушений при атоническом дерматите у детей»

PF 2-2008 BLOK coll

О.А. Сидоренко, Н.Г. Короткий

Российский государственный медицинский университет, Москва

Роль психоэмоциональных нарушений при атопическом дерматите у детей

В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ АТОПИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ У ДЕТЕЙ. АВТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОКОРРИГИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШИЛО ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ, ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ЛЕЧЕНИЕ, ДЕТИ.

Контактная информация:

Короткий Николай Гаврилович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой дерматовенерологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета Адрес: 117513, Москва,

Ленинский проспект д. 117, тел. 8 (495) 936-93-88 Статья поступила 25.10.2007 г., принята к печати 14.02.2008 г.

Психопатологические состояния играют важную роль при атопическом дерматите (АтД). Они определяются у 89-95% больных, причем прослеживается связь между тяжестью патологического процесса, давностью заболевания и выраженностью аффективных расстройств [1, 2]. Психосоматические расстройства при АтД рассматриваются как особо важные неспецифические механизмы в патогенезе этого заболевания [3]. Особое значение в поддержании хронического характера воспаления при АтД придают сочетанию психических и вегетативных расстройств.

Депрессивные расстройства у детей, страдающих АтД, в подавляющем большинстве случаев выявляются как субдепрессивные состояния. Наиболее часто — это тревожное или астено-тревожное состояние. По мнению некоторых авторов, депрессия является важным фактором патогенеза психосоматической кожной патологии у детей и подростков [4].

Мы провели анализ психоэмоциональных расстройств у 95 детей в возрасте от 12 до 16 лет с АтД и определили факторы, предрасполагающие развитию этих аффектов. Средний возраст пациентов на момент начала заболевания составил 1,2 ± 1,1 года.

Анамнестические и клинико-психологические данные позволили установить у обследуемых больных наличие факторов риска возникновения психических расстройств, которые были представлены как биологическими (генетическими и церебрально-органическими), так и психосоциальными факторами (табл. 1).

В числе генетических факторов преобладали патологические особенности личности, которые наблюдались у 94 (98,9%) больных АтД, преимущественно, в виде акцентуированных черт характера по лабильно-истероидному типу у 28 (29,4%), эмоционально-лабильному типу у 21 (23,3%), тревожно замкнутому у 17 (17,9%), истероидному типу у 13 (13,7%). Акцентуация характера выступала как предрасполагающий фактор при реактивных нервно-психических расстройствах (рис. 1). У 56 родственников 1-2-й степени родства выявлены психосоматические заболевания, причем у 27 (28,4%) с дерматологическими заболеваниями.

Церебрально-органические факторы риска развития психических расстройств были связаны с остаточными явлениями раннего органического поражения головного мозга (минимальные проявления мозговой дисфункции) у

54

O.A. Sidorenko, N.G. Korotkiy

Russian State Medical University, Moscow

Role of psycho-emotional distresses in child atopic dermatitis

THIS ARTICLE STUDIES THE RELATION BETWEEN VEGETATIVE AND PSYCHO-EMOTIONAL DISTRESSES IN CASES OF CHILD ATOPIC DERMATITIS. THE AUTHORS APPLIED INSTRUMENTAL RESEARCH METHODS TO ESTIMATE THE CONDITION OF VEGETATIVE NERVOUS SYSTEM (CARDIOINTER-VALOGRAPHY) TOGETHER WITH ANAMNESTIC ANALYSIS AND CLINICAL-PSYCHOPATHOLOGICAL METHODS. AUTHORS ESTABLISHED THE METHODS OF CORRECTING DIAGNOSED DISTRESSES. USING PSYCHO-CORRECTIVE THERAPY SIGNIFICANTLY INCREASES THE EFFICIENCY OF COMPLEX TREATMENT OF ATOPIC CHILD DERMATITIS.

KEY WORDS: ATOPIC DERMATITIS, PSYCHO-EMOTIONAL DISORDERS, TREATMENT, CHILDREN.

Рис. Типы акцентуации у больных атопическим дерматитом

17%

35%

26%

I Лабильно-истероидный □ Эмоционально-лабильный

I Тревожно-замкнутый □ Истероидный

78 (78,9%) детей; с патологией беременности у 64 (67,4%); с патологически протекавшими родами у 33 (34,7%). Патология новорожденных выявлена у 39 (41%) больных; нарушение вскармливания как биологический фактор у 41 (43,1%); психопатологические проявления на первом году жизни (органическая невропатия) у 17 (17,8%); травмы, операции, тяжело протекавшие заболевания у 24 (25,2%); у 10 (10,5%) детей отмечалось нарушение психомоторного развития.

Большую роль в развитии психических нарушений играют психосоциальные факторы. Патология воспитания выявлена у 71 (74,7%) больного, чаще в виде гиперпротекции (35,4%) и эгоцентрического воспитания (20,8%); нарушения системы мать-дитя (53,6%). В определенных условиях отрицательными факторами являются наличие братьев, сестер (50,5%) у 48 больных; посещение детских учрежде-

ний — 41 (43,1%); неустойчивые отношения с родителями, одноклассниками, учителями — 58 (63%). Дополнительные занятия в 9,4% случаев (9 больных), психоэмоциональные перегрузки в 26,3% случаев (25 больных) оказали серьезное влияние на психическое состояние детей. Такие психосоциальные факторы как конфликты в семье (26 детей — 27,4%), проживание в неполной семье (15 детей — 15,8%), смерть родственников (7 детей — 7,4%) и болезнь родственников (8 — 8,4%), алкоголизм родителей (6 — 6,3%) и плохие материально-бытовые условия (2 — 2,1%) оказались весьма значимыми факторами риска развития психических расстройств (табл. 2).

Общий средний показатель отягощенности факторами риска развития психических расстройств у больных АтД в 5,5 раз превышает аналогичный показатель у здоровых детей.

Мы определяли уровень тревожности у больных атопическим дерматитом (по шкале Спилбергера-Ханина), позволяющий оценить уровень реактивной тревожности, характеризующей состояние в данный момент, а также личностную тревожность, как постоянное свойство индивида. По шкале реактивной тревожности у 61 (64,2%) больного АтД показатели не превышали 30 баллов, что соответствует низкому уровню тревожности, а у 34 (35,8%) пациентов отмечен умеренный уровень реактивной тревожности. В отношении личностной тревожности при обследовании было выявлено у 55 (57,9%) больных преобладание высоких значений (30-45 баллов) и у 40 (42,1%) больных выявлен умеренный уровень личностной тревожности.

Анализ результатов показал, что у детей с АтД уровень реактивной тревожности находится в пределах 28,32 ± 2,70, а уровень личностной тревожности в пределах 46,20 ± 2,75 балла. Таким образом, у детей с АтД в структуре тревожных расстройств отмечается доминирование личностной составляющей тревоги над ситуативным компонентом.

Таблица 1. Частота генетических факторов риска психических расстройств у детей с атопическим дерматитом

55

Генетические факторы риска Больные атопическим дерматитом (п = 95)

Психические заболевания 16

• психотического характера 4

• непсихотического характера 12

Психосоматические расстройства 44

• той же системы 27

• кожного покрова 14

Личностные особенности

• отца 40

• матери 73

Общее число факторов риска 263

Таблица 2. Отягощенность факторами риска у больных атопическим дерматитом

Факторы риска Средний показатель, больные АтД (п = 95)

Генетические 3,5

Церебрально-органические 3,6

Психосоциальные 4,0

Общий показатель отягощенности факторами риска 11,1

ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2008/ ТОМ 5/ № 2

а

х

и

а

с

В

Дальнейшее клинико-психопатологическое исследование позволило выявить у всех обследуемых больных депрессивные расстройства невротического уровня, характеризующееся в основном выраженной подавленностью настроения, тревожными (внутреннее беспокойство, напряжение, тревога, страхи, нередко навязчивые) и астеническими (усталость, вялость, утомляемость, раздражительность, настроенность на конфликт, гиперестезия) проявлениями.

Преобладающим вариантом депрессивных расстройств был тревожный, характеризующийся понижением настроения, чувством внутреннего напряжения, тревоги, беспокойства, нарастающие вечером, затруднениями при выполнении целенаправленных действий. У этих детей отмечались суетливость, непоседливость, малопродуктивная двигательная активность. Сон поверхностный, тревожный, прерывистый с затрудненным засыпанием. Астено-тревожный вариант депрессии характеризовался утомляемостью, вялостью, пассивностью. У детей были выявлены следующие симптомы: нежелание что-либо делать, непереносимость громких звуков, беспокойство, конфликтность, раздражительность, тревожный и поверхностный сон. В большинстве случаев депрессия имела психогенное (реактивное состояние) происхождение. Психоэмоциональные расстройства у детей поддерживались длительным течением обострения, сильным зудом и нарушением сна, пребыванием в стационаре. Аффективные расстройства проявлялись тревожным состоянием, раздражительностью, нарушением сна, недовольством своей внешностью, отсутствием уверенности в выздоровлении, в ряде случаев трудностями общения со сверстниками и взрослыми. Депрессивные расстройства отрицательно влияют на течение патологического процесса и требуют адекватной коррекции состояния. Психокорригирующее воздействие при комплексном лечении атопического дерматита необходимо проводить с учетом типологических особенностей аффективных расстройств, выявляемых практических у всех больных атопическим дерматитом.

Больным атопическим дерматитом в возрасте 12-13 лет применяли гидроксизин (Атаракс), а от 13 до 16 лет — пирлиндол (Пиразидол).

Гидроксизин обладает анксиолитическим, седативным, антигистаминным действием, блокирует центральные М-холино- и гистаминовые рецепторы, угнетая активность определенных субкортикальных зон головного мозга. При биотрансформации в печени гидроксизин превращается в основной метаболит — цетиризин, который является блокатором гистаминовых Н1-рецепторов. Гидроксизин не обладает побочными действиями, оказывает положительное действие на когнитивные способности, улучшает память и внимание. Гидроксизин применяли у детей со средней степенью тяжести и при тяжелом течении атопического дерматита с установленными тревожными расстройствами в возрасте 12-13 лет по 15-25 мг

в сутки в среднем 28-30 дней. Детям в возрасте от 13 до 15 лет при тревожных и астено-тревожных состояниях применяли пирлиндол. Препарат обладает выраженным антидепрессивным действием при отсутствии побочных эффектов, показан при аффективных расстройствах с явлениями соматизированной тревоги легкой степени тяжести, обладает вегетостабилизирующим действием [5]. Пирлиндол обладает мягким стимулирующим влиянием, в то же время слабым, но достаточным для тревожных расстройств легкой и средней степени седативным действием. Возможно его сочетание с антигистаминными препаратами без побочных явлений. Пиразидол назначали по 50-75 мг в сутки, преимущественно до 16-17 часов, длительность терапии составляла в среднем 28 дней. Всем больным проводили комплексную терапию, включающую применение препаратов иммуносупрессивного действия, коррекцию психоэмоциональных расстройств, наружное лечение. Наряду с редукцией симптомов атопического дерматита мы отмечали положительную динамику в психоэмоциональном состоянии.

В группе больных в возрасте 12-13 лет, получавших гидроксизин, уменьшение зуда способствовало нормализации сна, снижению беспокойства и напряжения, раздражительности. В процессе терапии мы наблюдали позитивные изменения в поведении и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети общались между собой, играли, обсуждали игры. Наблюдались улучшение концентрации внимания, сосредоточенности во время игр и обучения. В процессе обсуждения проблем лечения, дети не испытывали страха, появился настрой на выздоровление, уверенность в необходимости проведения терапии.

Среди детей в возрасте от 13 до 16 лет было больше больных с тяжелым течением атопического дерматита распространенного характера и длительным течением, что привело к развитию астено-тревожных аффективных состояний. Психокорригирующее воздействие с применением пирлиндола быстро оказывало положительное влияние, нормализуя процессы засыпания и пробуждения. значительно уменьшались тревожные настроения в вечернее время, плаксивость, уход от общения со сверстниками и взрослыми. На фоне проводимой терапии и уменьшении воспалительных явлений исчезала раздражительная слабость, утомляемость, страхи, связанные с дальнейшим течением основного заболевания. Формировалась уверенность в положительном результате лечения. Таким образом, проведенные исследования подтверждают важную роль неспецифических механизмов, способствующих поддержанию хронического воспаления при атопическом дерматите. Своевременная диагностика тревожно-депрессивных расстройств имеет большое значение, так как они способствуют более тяжелому течению и прогрессированию болезни. Применение медикаментозных психокорригирующих средств при атопическом дерматите способствует наступлению длительной ремиссии в более короткие сроки.

56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов О.Л., Новоселов В.С., Острижко В.В. Диагностика психических расстройств и их коррекция у больных атопическим дерматитом // Тезисы докл. VII Российского съезда дерматологов и венерологов (5-7 июня 1996 г., Казань). Часть I. — С. 34.

2. Львов А.Н. Особенности психосоматического статуса у больных атопическим дерматитом и пути их комплексной коррекции: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2001.

3. Суворова К.Н. Атопический дерматит: иммунопатогенез и стратегия иммунотерапии // РМЖ. — 1998. — № 6. — С. 363-367.

4. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. М., 2000. — С. 305.

5. Смулевич А.Б., Козырев В.Н., Сыркин А.Л. Депрессии у соматических больных. — М., 1998. — С. 108.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.