Научная статья на тему 'Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации'

Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9033
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Л- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 338.24 ББК 65.261.4

РОЛЬ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.А. Бархатова, З.П. Кузнецова

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Развитие налоговой системы Российской Федерации свидетельствует об определенной закономерности в соотношении прямых и косвенных налогов, которое менялось на различных этапах эволюции общества. В XIX — начале XX вв. доходная часть бюджетов разного уровня формировалась за счет косвенных налогов, что было обусловлено простотой их взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. Роль прямых налогов в тот период была не столь велика.

При прямом налогообложении объектами налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги), в связи с чем доходы налогоплательщика номинально становятся ниже.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу, и конечным плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.

Одной из важнейших задач государства в области налогообложения на современном этапе является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Концепция социально-рыночных экономических отношений требует создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех» [3].

Исследования взаимосвязей и тенденций в социально-ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направ-

ленности налоговых систем, важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет определить возможность применения существующих методов (фискальными или регулирующими) формирования доходов бюджетов. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

В налогообложении зарубежных стран с учетом соотношения прямых и косвенных налогов выделяют следующие модели: ев-роконтинентальную, англосаксонскую, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы. В табл. 1 приведены данные по соотношению прямого и косвенного налогообложения в странах, применяющих различные модели налогообложения. Англосаксонская модель характерна для таких стран, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Италия, Канада и др. В данной модели основное внимание уделяется прямым налогам с физических лиц. Доля косвенных налогов весьма незначительна. Например, в структуре налоговых поступлений Великобритании в 2010-2011 гг. удельный вес таких налогов, как налог на доходы, социальные отчисления, часть из которых оплачивается гражданами, составляет около 55% [4].

Аналогичная картина наблюдается и по странам - членам ОЭСР, хотя там этот процент в целом ниже. В США подоходный налог с физических лиц составляет 44 % всех доходов, в Германии - 38% [5].

Таблица 1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения в мировой практике, %

№№ пл. Модель налогообложения Страны, в которых применяется данная модель Соотношение прямого и косвенного налогообложения, %

Прямое налогообложение Косвенное налогообложение

1. Англосаксонская США, Германия, Италия, Австралия, Великобритания, Канада и др. 60 - 65 % (Ориентирована на налоги с физлиц., соц.отчисления) 35%

2. Евроконтинентальная Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия 40 % (Ориентирована на соц. страхование) 60%

3. Латиноамериканская Чили, Боливия, Перу, Бразилия, Мексика и др. 55 % 45%

4. Смешанная Япония, Аргентина, Италия и др. 40 % (Ориентирована на взимание страховых взносов.) 60 %

Евроконтинентальная модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия. Данная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование. Так, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование составляют более 45% от общей величины доходов бюджета и 22% от косвенных налогов [5].

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции, применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36% [5].

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США)

отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей [6].

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не менее с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России в данной статье

гг. (табл. 2) по уровням бюджетов бюджет- прямых и косвенных налогов отражает ной системы: консолидированный бюджет спад прямых налогов в 2009г.: поступления

проанализировано за период с 2007 по 2012 гг. (табл. 2) по уровням бюджетов б] ной системы: консолидированный б РФ и федеральный бюджет РФ [17] .

Всего по налоговым и неналоговым до- нению с 2008 г. Далее поступления прямых ходам наблюдается тенденция роста, соот- налогов только увеличивались, в 2012г. поношение прямых и косвенных налогов равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Таблица 2.Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ

Тенденция поступления доходов от лых и косвенных налогов отражает 5 прямых налогов в 2009г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления пр налогов только увеличивались, в 2012] ступления составили 8 179, 5 млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, млн. руб. Всего налоговых доходов В том числе: Неналоговые доходы, млн. руб.

млн. руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн. руб. % млн. руб. %

2007 6 955, 2 6 951,0 100 5 236,4 75 1 714,6 25 4 ,2

2008 2009 7 948, 9 7 944,2 100 6 590,8 83 1 353,4 17 4 ,7

6 288, 3 6 283,9 100 4 749,3 76 1 534,7 24 4, 4

2010 7 662, 9 7 659,5 100 5 834,0 76 1 825, 5 23 3 ,4

2011 9 719, 6 9 715,2 100 7 266,0 75 2 449, 2 25 4, 4

2012 10 958, 2 10 954,0 100 8 179,6 75 2 774, 4 25 4, 2

Составлено авторами

Консолидированный бюджет

2007 2008 2009 2010 2011 2012

прямые налоги — — Косвенные налоги

Рис.1. Поступление доходов от прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ

в период с 2007 по 2012 гг.

Только в 2008г. наблюдается увеличение прямых налогов, что напрямую связано с экономическим кризисом (рис.1).

Небольшой спад косвенных налогов произошел в 2008 г., далее поступления от косвенных налогов возрастали.

Соотношение доходов от прямых и косвенных налогов в консолидированный

бюджет РФ исследуется в статье в разрезе группы доходов (табл. 3) в период с 2010 основных налогов, формирующих данные по 2012 гг.

Таблица 3. Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах консолидированного бюд-

жета РФ за период с 2010 по 2012 г., млн руб.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Налоговые доходы, всего, в том числе: 7 659, 5 100 9 715, 2 100 10 954, 0 100

Прямых налогов, всего, в том числе: 5 834, 0 76 7 266, 0 75 8 179, 6 75

Налог на прибыль 1774,4 21 2270,3 24. 2355,4 21,5

Налог на доходы физических лиц 1789,6 23 1994,8 20 2260,3 20,5

Налог на имущество 628,2 9 678,0 7 785,3 7

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 1440,8 19 2085,0 21 2484,5 23

Специальные налоговые режимы 178,8 3 215,2 2 271,7 2

Государственная пошлина, сборы 20,0 1 20,1 1 21,4 1

Поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам 2,2 2,6 0,9

Косвенных налогов, всего, в том числе: 1 825, 5 24 2 449, 2 25 2 774, 4 25

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1770,1 23 2357,1 24 2669,8 24

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 55,2 0,7 91,7 0,9 102,7 0,9

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ 0,19 0,3 0,43 0,1 0,20 0,1

Составлено авторами

Данные, представленные в табл. 3, показывают, что поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ с каждым годом увеличивалось. По отношению к 2010 г. поступления налоговых доходов увеличились в 2011 и 2012 гг. соответственно на 26,8% и 43,0%.

Прямые налоги, которые занимают значительный удельный вес в консолидированном бюджете РФ, - налог на прибыль; налог на доходы физических лиц; налоги, сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этих налогов в сред-

нем за анализируемый период составляют от 63% до 64% в структуре консолидированного бюджета РФ.

Налогов на имущество в 2010 г., в консолидированный бюджет поступило 9%, в 2011 г. - 7%, в 2012г. - 7%. Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес и поступили в следующей сумме: в 2010г.- 201 млн руб.(4%), в 2011г. -238,2 млн руб. (3%), в 2012 г. - 293,5 (3%).

Среди косвенных налогов — НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, имеют больший

удельный вес и за анализируемый период составили от 23,7% до 24,9% в структуре консолидированного бюджета РФ.

Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, составляют менее 1 % поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Анализ показал, что косвенные налоги сохраняют свое место без изменения из года в год. При этом первенство неизменно принадлежит налогу на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых на территории РФ.

Среди прямых налогов за анализируемый период ситуация меняется по основным трем налогам: НДФЛ, налог на прибыль, налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от прямых налогов значительно больше поступлений от косвенных налогов, наглядно соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ представлено на рис. 1.

Так, в 2010 г. поступления косвенных налогов составили 24%, прямых - 76%, в 2011г. поступления косвенных налогов выросли на 1% и составили 25%, прямые на-

логи же составили 75%. В 2012 г. соотношение прямых и косвенных налогов осталось на уровне 2011 г., то есть косвенные -25%, прямые - 75%. За период с 2009 по 2012 гг. при формировании консолидированного бюджета РФ сохраняется неизменное соотношение прямых и косвенных налогов на уровне 75 и 25% соответственно.

Соотношение поступлений от прямого и косвенного налогообложения при формировании налоговых доходов федерального бюджета РФ имеет некоторое отличие (табл. 4).

В табл. 4 отражены все налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет РФ, а также рассчитан удельный вес каждой группы налогов.

В 2008 г. наблюдается увеличение прямых налогов и спад косвенных.

В период с 2009 по 2012 гг. по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, равномерное соотношение прямых и косвенных налогов, то есть в относительно одинаковой процентной доле ежегодно.

Таблица 4. Динамика доходов федерального бюджета РФ, млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, Всего налоговых доходов В том числе Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб. млн руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн руб. % млн руб. %

2007 3 342, 6 3 340,7 100 1 807, 1 54 1 533, 5 46 1, 8

2008 3 571, 9 3 569, 6 100 2 405, 7 67 1 163, 9 33 2, 3

2009 2 502, 6 2 500, 0 100 1 211, 0 48 1 288, 9 52 2,6

2010 3 174, 3 3 172 ,2 100 1 674, 1 53 1 498, 0 47 2,1

2011 4 480, 5 4 477 ,7 100 2 400, 6 54 2 077, 0 46 2, 7

2012 5 165 ,1 5 162,6 100 2 829. 9 55 2 332 ,6 45 2, 5

Составлено авторами

федеральный бюджет

— — прямые налоги Косвенные налоги

Рис. 2. Поступление доходов от прямых и косвенных налогов в федеральный бюджет РФ за период с 2007 по 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В федеральный бюджет РФ в 2008 г. прямых налогов поступило значительно больше, чем косвенных (рис. 2)

В 2009 г. косвенные налоги, впервые за анализируемый период, незначительно, но все же перевесили поступления прямых налогов.

В период с 2010 по 2012 гг. поступления от прямых налогов незначительно, но все же превышают поступления косвенных налогов. В 2010 г. разница между прямыми косвенными налогами составила 6% , в 2011 г. - 8%, в 2012 г. - 10%. Каждый год поступление прямых налогов увеличивалось на 1%, а поступление косвенных уменьшалось на 1%.

Спад поступлений от прямых и косвенных налогов наблюдался в 2009 г., далее поступления доходов имеют тенденцию к увеличению (рис. 2).

Анализ поступлений от налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет РФ показал тенденцию к увеличению. В 2010 г. поступления всего по налоговым и другим доходам составили 3 174,3 млн руб., в 2011 г. - 4480,4 млн руб., в 2012г. - 5 165,1 млн руб.

Среди прямых налогов, имеющих наибольший удельный вес в федеральном бюджете РФ, следует отметить налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Поступления от этого налога в 2010 г. составили 1408, 3 млн руб. (44%), в 2011г. - 2 046,9

млн руб. (85%), в 2012г. - 2 442,8 млн руб. (84%).

Остальные прямые налоги имеют небольшой удельный вес: это налоги на прибыль, доходы; государственная пошлина, сборы; поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам, их удельный вес составил: в 2010 г. - 9%, в 2011 г. - 9%, в 2012 г. - 10%.

Среди косвенных налогов - НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, имеют больший удельный вес. В 2010 г. поступления от этих налогов составили 1497,8 млн руб. (44%); в 2011 г. -2076,6 млн руб. (44%); в 2012 г. - 2330,6 млн руб. (43%).

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Мы видим, что в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. В группе косвенных налогов очень малы поступления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ.

Несмотря на то что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой

системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Рассмотрим основные меры, направленные на мобилизацию налогов и совершенствование в перспективе законодательства о налогах.

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Что касается минимизации НДС, по мнению И. Ф. Харисова, в соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы НДС: во-первых, введение единой ставки в размере 12%; во-вторых, снижение ставки налога до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета РФ. При унификации ставки НДС на уровне 12% в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2% ВВП. При сокращении ставки до 14% с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3% ВВП [15].

Косвенные налоги часто критикуют, ссылаясь на то, что они регрессивны и недемократичны, но в то же время, по мнению многих исследователей, они являются оптимальным инструментом наполнения бюджета в условиях нестабильной экономики.

В качестве важнейшей меры для совершенствования имущественного налогообложения рассматривается объединение земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в единый налог на недвижимость, который позволит не только обеспечить пополнение доходной части региональных и местных бюджетов, но и повысит эффективность использования имущества. Объектом налогообложения будет являться объект недви-

жимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения; налоговую базу при этом предусматривается определять исходя из рыночной стоимости объекта.

Введение налога на недвижимость существенно снизит возможность ухода от налогообложения, упростит налоговый контроль за полнотой уплаты налога в бюджет, обеспечит более полное привлечение недвижимого имущества к налогообложению, приблизит обложение налогом на основе реально сложившихся на сегодняшний день стоимостных показателей.

Другим налогом, увеличивающим поступления от прямых налогов в бюджет, планируется налог на роскошь, закон о котором в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме РФ. Под роскошью авторы документа предлагают понимать недвижимое имущество стоимостью свыше 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью свыше 3 млн руб. При этом налоговая база в законопроекте определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. Документом предлагается поступления от данного налога полностью зачислять в федеральный бюджет РФ.

С введением в 2001 г. пониженной плоской ставки налога на доходы физических лиц началась и до настоящего времени продолжается дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале исчисления налога, поскольку она способна обеспечить перераспределение крайне поляризованных доходов населения. Нельзя отрицать, что сохранение единой ставки налога и низкий необлагаемый минимум противоречат принципу справедливости налогообложения, а также п.1 ст.З НК РФ, согласно которому при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога [1].

Налоги являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями поступающего развития общества. С помощью собираемых средств государство осуществляет соответствующие функции.

Доминирование прямых и косвенных налогов в бюджетной системе государства определенным образом сказывается на его социально-экономическом развитии. Прямые

и косвенные налоги по-разному воздействуют на производство и экономические процессы в стране, что может быть достигнуто

их оптимальным соотношением в бюджетах бюджетной системы РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (Часть I принята Государственной думой 16.07.1998 г., одобрена Советом Федерации 17.07.1998 г., часть II принята Государственной думой 19.07.2000 г., одобрена Советом Федерации 26.07.2000 г.; по состоянию на 01.09.2013г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824. 2000. № 32. Ст. 3340.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145 -ФЗ (Принят Государственной думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года по состоянию на 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст.3823.

3. Гашенко, И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения / И.В. Гашенко // Экономические науки. 2009. № 5(54). С.49-56.

4. Иловайский С. И. Косвенное налогообложение в теории и практике./ С.И. Иловайский. Пенза: РИО ПГСХА, 2010.

5. Карасева, М.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник /М.В. Карасева. М., 2002.

6. Калинина, О. В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты / О.В. Калинина // Финансы и кредит. 2011.

7. Кашин, В. А Налоги и налогообложение: курс-минимум: Учебное пособие для вузов / В. А. Кашин. М.: Магистр, 2008.

8. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В.Качур. М.: КНОРУС, 2007.

9. Поляка, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник / Г.Б Поляка. М., 2002.

10. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников A.C. . История налогов России: важнейшие даты, факты и события / Под ред. Г.И. Букаева. М.: Гелиос АРВ, 2002..

11. Рашин, А. Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы / А.Г. Рашин II Государство и право. 2003. № 3. С.93-95.

12. Самофалов, В. Г. Косвенные налоги и подоходный налог: учеб. /В.Г.Самофалов. СПб.: Питер, 2007.

13. Талашт, А. А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талашт // Аудиторские ведомости. 2009. № 10. С. 57.

14. Министерство финансов РФ. Информационно аналитический отдел [электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru/kons_doh.php (дата обращения 2.05.2013 г.).

15. Харисов, И. Ф. Налоговая политика России в кризисный период / И. Ф. Харисов II Финансовое право. 2009. № 9. С. 26.

16. Дорофеева А. Латиноамериканский путь начисления. URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya151005latinoamerikanskiy_put_nachisleniya. (дата обращения 27.06.2013)

17. Федеральная налоговая служба, отдел статистики и аналитики [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/ forms stat / (дата обращения 5.05.2013 г).

18. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.04.2013 г.).

УДК 336.221 ББК 65.261.4

РОЛЬ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ В ФОРМИРОВАНИИ

НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

В.А. Мешков, А.Э. Шахвердова

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В соответствие с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) [2] земельный налог относится к местным налогам и при их установлении представительные органы местных органов власти определяют в порядке и пределах, ус-

тановленных НК РФ, только такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Однако правила налогообложения, в том числе и применительно к земельному налогу, устанавливаются и изменяются не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.