Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ОБРАЗОВАННОСТИ В ЕВРОПЕ'

РОЛЬ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ОБРАЗОВАННОСТИ В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ВЕРА / РАЗУМ / СВОБОДА СОВЕСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вельм Иван Матвеевич

Цель исследования - определить роль протестантской Реформации в повышении образованности европейского общества XVI-XVII веков. В статье рассматриваются причины расцвета образования и науки в указанную эпоху. Научная новизна проявляется в комплексном изучении последствий Реформации, которые, взаимно влияя друг на друга, в конечном итоге, привели к повышению уровня образованности в Европе. В результате установлено, что Реформация демократизировала духовную, политическую и социально-экономическую стороны жизни, привнесла принципы свободы совести, веры без посредничества, поощрения предпринимательства, всеобщности образования, необходимости каждому человеку самостоятельно изучать Священное Писание, личной ответственности перед Богом и других, что способствовало развитию науки и образования, а также формированию нового общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROTESTANT REFORMATION IN INCREASING EDUCATION IN EUROPE

The purpose of the study is to determine the role of the Protestant Reformation in increasing the education of European society in the XVI-XVII centuries. The article discusses the reasons for the flourishing of education and science in this era. Scientific novelty is manifested in a comprehensive study of the consequences of the Reformation, which, mutually influencing each other, eventually led to an increase in the level of education in Europe. As a result, it was established that the Reformation democratized the spiritual, political and socio-economic aspects of life, introduced the principles of freedom of conscience, faith without mediation, encouragement of entrepreneurship, universality of education, the need for each person to study the Scriptures independently, personal responsibility to God and others, which contributed to the development of science and education, as well as the formation of a new public consciousness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ОБРАЗОВАННОСТИ В ЕВРОПЕ»

ственного им ценностного совершенства. Немецкий мыслитель определяет любовь как духовное движение к ценности любимого человека, вещи или Бога, как духовный акт, в котором постигается эта высочайшая ценность.

Философ формулирует априорные законы "порядка любви": во-первых, закон первенства любви над ненавистью,а во-вторых, закон первенства любви над познанием [10, с. 368-369]. Высшего своего предназначения любовь достигает как устремление к абсолютной ценности. Поэтому всякая любовь человека к человеку представляет собой "дремлющую" любовь к Богу, которая позволяет людям быть сопричастными друг другу. Это любовь к идеальным сущностям, которые "просвечивают" сквозь природу; метафизический акт, характеризующий глубочайшую сущность духа, который позволяет индивиду постичь сущностный смысл бытия в целом.

Таким образом, философская антропология Шелера сформировалась на основе сущностной феноменологии и теономной аксиологии, поскольку в его метафизической концепции человек устремлен к Богу как высшей и абсолютной ценности. Его целью является "моральное воспарение", посредством которого "ядро личности пытается принять участие в сущностном", т. е. ценностная реализация идеала все-человека как "конкретной целостности человеческого духа" [12, с. 97-98]. Это образ будущего человека, который не может быть результатом природного развития. Речь идет о формировании всесторонней и духовно развитой личности [6, с. 105-106].

Стремясь постигнуть свое предназначение в космосе, человек "забрасывает" в бытие мировоззренческие якоря, которые могут удержать его на плаву в турбулентном и вечно становящемся мире. Космос здесь понимается в идущем от античности значении - как упорядоченный мир, в своей основе содержащий принципы гармонии. Изначально человек не является личностью, он становится ею в ходе развития своих духовных способностей. Результатом этого может стать формирование

всестороннего и целостного мировоззрения, на основе которого через любовь к другим людям, Богу и всему миру осуществляется самоформирование личности.

Литература:

Л. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Брентано Ф. Избранные работы / Сост., перев. с нем. В. Анашвили. - М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1996. - С. 9-91.

2. Гуссерль Э. Парижские доклады // Гуссерль Э. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. - М. : Территория будущего, 2005. - С. 341-376.

3. Лекторский В.А. Феноменализм // Новая философская энциклопедия: в 4т. - М.: Мысль, 2010. -Т. 4.-С. 175.

4. Савин А. О сущности феноменологической философии// HORIZON. Феноменологические исследования. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 9-37.

5. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения/ пер. с нем. A.B. Денежки-на, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. - М.: Гнозис, 1994. - С. 70-97.

6. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. // Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994.-С. 98-128.

7. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова.

- М.: Гнозис, 1994. - С. 129-193.

8. Шелер М. Феноменология и теория познания / / Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова.

- М.: Гнозис, 1994. - С. 195-258.

9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. - М.: Гнозис, 1994. - С. 259-337.

10. Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. - М.: Гнозис, 1994. -С. 339-377.

11. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. - М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. - 384 с.

12. Шелер М. О сущности человека и моральном условии философского познания // Шелер М. О сущности человека: работы разных лет / пер. с нем. А.Н. Малинкина. - Центр гуманитарных инициатив, 2020.-С. 73-117.

13. Schutz A., Luckmann Th. Strukturen der Lebenswelt. - Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2003.-694 S.

Ol

о cu

м 0-

ш

<

ж

3-

у-

S

139

THE ROLE OF THE PROTESTANTREFORMA TfON IN INCREASING EDUCA TION IN EUROPE

Velm Ivan Matveyevich, DSc of Cultural studies, Professor, Department of Economics and Humanities, Sarapul Polytechnic Institute (branch), Izhevsk State Technical University named after M. T. Kaiashnikov, Sarapul

The purpose of the study is to determine the role of the Protestant Reformation in increasing the education of European society in the XVI-XVII centuries. The article discusses the reasons for the flourishing of education and science in this era. Scientific novelty is manifested in a comprehensive study of the consequences of the Reformation,

which, mutually influencing each other, eventually led to an increase in the level of education in Europe. As a result, it was established that the Reformation democratized the spiritual, political and socio-economic aspects of life, introduced the principles of freedom of conscience, faith without mediation, encouragement of entrepreneurship, universality of education, the need for each person to study the Scriptures independently, personal responsibility to God and others, which contributed to the development of science and education, as well as the formation of a new public consciousness.

DON 0.24923/2222-243X.2021 -41.26

УДК 130.2 РОЛЬ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ

ВАК РФ 09.00.11 ОБРАЗОВАННОСТИ В ЕВРОПЕ

© Вельм И.М., 2021 Цель исследования - определить роль протестантской Реформации в повы-

шении образованности европейского общества XVI-XVII веков. В статье рассматриваются причины расцвета образования и науки в указанную эпоху. Научная новизна проявляется в комплексном изучении последствий Реформации, которые, взаимно влияя друг на друга, в конечном итоге, привели к повышению уровня образованности в Европе. В результате установлено, что Реформация демократизировала духовную, политическую и социально-экономическую стороны жизни, привнесла принципы свободы совести, веры без посредничества, поощрения предпринимательства, всеобщности образования, необходимости каждому человеку самостоятельно изучать Священное Писание, личной ответственности перед Богом и других, что способствовало развитию науки и образования, а также формированию нового общественного сознания.

Ключевые слова: Реформация; Священное Писание; протестантизм; вера; разум; свобода совести; предпринимательство;демократизация образования.

ВЕЛЬМ Иван Ма твеевич,

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой Экономики и гуманитарных наук, Сарапульский политехнический институт (филиал), Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, Сарапул

Введение

Реформация представляет собой масштабное общественное движение, направленное на преобразование католической церкви, затронувшее все сферы жизни: духовную, социально-экономическую и политическую, провозгласившее принципиально новые идеи, не утратившие своей актуальности в настоящее время.

Основными идеями Реформации стали вечные ценности - вера, нравственность, свобода, ответственность, честность, трудолюбие и др. Реформация провозгласила, что каждый человек должен получить образование, стремиться к знаниям, духовным поискам, добросовестно выполнять свои обязанности, овладевать специальными знаниями и навыками, познавать окружающий мир, развивать производство, приумножать свой капитал, а государство должно предоставить человеку гарантии свободы слова, свободы предпринимательства, обеспечить реализацию принципа всеобщности образования на практике. Тогда человек сможет познать Бога и обрести себя.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в переосмыслении идей Реформации, изучении взаимосвязи науки и религии как основного фактора повышения образованности общества во все времена.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) проанализировать, каким образом изменения в духовной сфере повлияли на социально-экономическую и политическую сферы общественной жизни; 2) охарактеризовать конкретные причины повышения образованности европейского общества в Х\/1-Х\/11 вв., детерминированные многоаспектными преобразованиями; 3) определить роль Реформации в этих процессах.

В этой связи был осуществлен анализ научной литературы, посвященной исследованию Реформации как катализатора развития науки и образования.

Для осмысления причин повышения образованности в эпоху Реформации в статье применяются историко-критический метод исследования, позволяющий выявить при-чинно-следственные связи прошедших событий, а также общенаучные методы: диалектический, анализ и синтез, индукция, дедукция, логический и другие.

Теоретическая база исследования представлена работами, посвященными учению М. Лютера как родоначальника Реформации, Э.Ю. Соловьева, О.Н. Омельчука, Л.Н. Васильевой, Л.Б. Копчук, В.А. Иванова, а также исследованиями о влиянии идей Реформации на развитие науки и образования (В.Н. Ерохин, В.В. Обровец, К.В. Воденко, Н.Ф. Федоров, И.А. Кулинич).

Основная часть

Реформация представляет собой одно из величайших событий в истории стран Западной Европы XVI-XVII вв., перевернувшее представление о религиозной и светской сторонах жизни человека.

Причиной Реформации явилось столкновение двух несовместимых мировоззрений, фи-лософско-теологических идей протестантов и католиков [1,11]. Родоначальником этого движения является М.Лютер. Немецкий богослов очистил понятие "вера" от мистики, характерной для католицизма. М. Лютер полагал, что вера не сопровождается "святой бессознательностью", не требует проведения особых ритуалов, а проявляется в обычных ежедневных занятиях каждого человека. Вера - внутреннее богатство всех людей, ее не должен толковать разум,удел которого- нерелигиозные проблемы. Каждый может и должен изучать Библию, это не является прерогативой священнослужителей, поскольку человек осознает свою греховность и не нуждается в посредничестве Церкви в отношениях с Богом [2].

В понимании немецкого богослова, тот, кто добросовестно выполняет свои обязанности (как семейные, так и рабочие), обретает спасение, независимо от социального положения. Приобретение индульгенций - ложный путь, Господь не приемлет корысти [2]. М.Лютер как истинный гуманист полагал, что даже закон должен не карать,а способствовать нравственному образованию человека, иметь педагогическую функцию, показывать, что есть грех. То есть человек, согрешивший и осознавший свою ошибку, обучается покорности и обретает милость [4,111].

Таким образом, человек, по М. Лютеру, ответственен перед Богом за свои поступки,

нравственное поведение, духовные поиски внутри себя, основанные на изучении Писания, осознает свою греховность, поэтому подчиняет свою волю вере. А по отношению к государству и Церкви он обладает свободой совести, то есть правом на свободу слова, прессы, печати и собраний, правом на образ жизни, соответствующий вере, и на государственную защиту веры от ограничений и притязаний [5, 104].

Исходя из этого, на наш взгляд, в учении данного реформатора нет противоречия между отсутствием свободы воли и наличием свободы совести, о котором упоминают некоторые авторы [5, 103; 3, 173-174]. Трудно согласиться с Л.Н. Васильевой в том, что идея М. Лютера о ничтожности человека имела и отрицательные последствия, так как, по сути, являлась зародышем для политических идеологий беспрекословного подчинения правителям государства (в частности, фашизма) [3, 174]. По нашему мнению, учение немецкого богослова не имеет ничего общего с данными концепциями и не могло стать основой их возникновения. М. Лютер, говоря о ничтожности человека, имел в виду христианское смирение, служение Богу, благочестивое поведение и добросовестное исполнение своих обязанностей. Одной из главных идей и заслуг М. Лютера является как раз разграничение сфер влияния веры и разума, власти в духовной и мирской жизни человека; утверждение, что Бог - единственный, прямой и непосредственный руководитель человека в духовной жизни без посредничества каких бы то ни было других властей, и только ему может быть подчинена свободная воля людей, поступки которых должны соотноситься с нравственными законами веры, что, в целом, соответствует установкам современных демократических государств, а не идеологии фашизма.

Реформация во главе с М.Лютером, его сторонниками и последователями способствовала формированию многих демократических принципов. Свобода совести стала первой основополагающей идеей правосознания, от которой уже не отступали последующие знаменитые исследователи политической мысли [6, 82]. Кроме того, из учения немецкого богослова М.Лютера вытекает принцип равенства всех людей перед Богом, независимо от сословия, отделения Церкви от государства; принцип индивидуализма, личной свободы, конкуренции. Расцветает предпринимательство, становясь профессией; вместе с тем возникают принципы честного труда, добросовестно-

го исполнения обязанностей, практичности, финансовой грамотности и т.д. Государство становится арбитром в защите интересов различных социальных групп и представляет собой "сообщество верных" [7,5].

Еще одним принципом, провозглашенным М. Лютером, является принцип всеобщности образования. В соответствии с данной основополагающей идеей, все дети должны ходить в школу, чтобы получить элементарные знания, тогда новое поколение вырастет нравственным и правильным. Научными же знаниями должны обладать люди, имеющие отношение к власти светской или церковной. М. Лютер положительно относился к науке как высшей форме опытного знания. Поэтому в эпоху Реформации открывалось много образовательных учреждений различных уровней [8].

Кроме того, религиозный и общественный деятель, являющийся родоначальником педагогики, Я.А. Коменский внес неоценимый вклад в демократизацию образования, структурировал его по ступеням, предложил педагогические идеи, актуальные и в наше время. По его мнению, каждый ребенок от природы обладает равными способностями к обучению в сочетании с определенными талантами, которые нужно раскрыть учителю. Педагог считал, что дети должны обучаться, последовательно познавая мир эмпирическим путем. Особое внимание должно быть уделено нравственному воспитанию, поскольку правильное воспитание формирует личность. Так, Я.А. Коменский провозгласил принципы иерархичности образования, сочетания гуманитарных и технических дисциплин, преподавания на родном языке, общенационального обучения [8].

В этот период Реформации церкви больше не принадлежало исключительное право на образование, просвещением народа теперь занимались новые протестантские школы в целях противодействия праздности и богохульству [9, 53-54]. Всеобщность образования и стремление людей к поиску ответов на вопросы, возникающие в связи с самостоятельным изучением Библии, способствовали появлению интеллигенции - класса интересующихся, вдумчивых, творчески мыслящих людей, что вызвало быстрое развитие европейской науки, консолидирующейся вокруг Священного Писания [10,159-161].

Кроме того, расцвет науки в эпоху Реформации был, бесспорно, обусловлен социально-экономическими причинами. Переход к капитализму, расширение производства, развитие

предпринимательства, потребность в квалифицированных кадрах, признание любой честной трудовой деятельности почетной - все это требовало быстрого получения новых специальных знаний сразу во всех областях. Однако такое практическое обоснование детерминированности роста научных знаний, наиболее развернутое в учении марксизма, вызывало негодование некоторых ученых.

Например, религиозный мыслитель и фило-соф-футуролог Н.Ф. Федоров утверждал, что наука, становясь слугой торгово-промышленно-го класса, утрачивает свою духовную ценность, свое истинное предназначение, перестает быть средством воскрешения, не способна развернуться, показать весь свой потенциал, ведь мануфактура не дает такой возможности; в мире фабрик реальность не соответствует знанию [11, с.316,410].

Однако по данному вопросу существует и другая позиция. Согласно тезису Вебера-Мер-тона, учение протестантизма способствовало развитию науки и определению соответствующего вектора деятельности людей именно с идеологической стороны, поскольку, согласно установкам протестантов, Господа можно познать путем опытного изучения всех его творений, то есть найти Бога в окружающем мире [12, 50]. Таким образом, в то время практическая необходимость и религиозные постулаты совпадали в признании нужности, полезности и почетности экспериментального метода познания и изучения естественных наук. Поэтому, на наш взгляд, наука при таком подходе не утрачивает своего величия, священности, высокого предназначения, связи с религией, остается неотъемлемой частью духовной жизни человека, помогает обрести путь к спасению в большей степени, чем во времена господства философии Аристотеля, поскольку тогда наука не обладала функцией прямого "лифта" к Богу, а абстрактные умозаключения философов не приближали человека к Господу, как полагали протестанты [13,139].

Кроме того, вопреки мнению Н.Ф. Федорова, наука в этот период в большой степени соответствовала действительности, ее открытия быстро внедрялись на практике, принося огромную пользу во всех сферах человеческой деятельности. Тандем науки и религии в эпоху Реформации был максимально эффективен. Человек, благодаря учению Лютера, получил право не только не оглядываться на авторитеты Церкви в вопросах изучения Священного Писания, но и осуществлять самостоятельные научные поиски, подвергать сомнению преды-

дущие постулаты и мнения, не бояться пробовать новые методы и способы познания, быть упорным, решительным, находчивым и творческим в изучении природы и Бога в ней, что привело к небывалому расцвету науки.

Таким образом, роль протестантской Реформации в повышении образованности в Европе обуславливается:

- демократизацией всех сфер общественной жизни (отсутствие посредничества Церкви в отношениях человека с Богом, свобода слова, поощрение предпринимательства, всеобщность образования);

- формированием нового общественного сознания, в соответствии с которым человек -свободная личность, которая несет ответственность перед Богом за свои поступки, активно и самостоятельно ведет духовные поиски, нравственно живет, много и честно трудится;

- быстрым и масштабным мультидисципли-нарным развитием образования и науки.

Заключение

Таким образом, в эпоху Реформации возникло новое понимание человека - свободной личности, которая несет ответственность перед Богом за свои поступки, осознает свою греховность, самостоятельно изучает Библию, думает, размышляет, пытается понять в ней то, что можно понять, и поверить в то, что невозможно осмыслить. В мирской жизни человек обязан учиться, получить хотя бы элементарное образование, быть хорошим семьянином, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, держать свое слово перед людьми, бережливо относиться к деньгам и приумножать их, много и честно трудиться, выполняя свое призвание. Тогда он обретет спасение.

В результате Реформации произошла демократизация всех сфер общественной жизни человека:

1. Духовной - отделение государства от церкви, разума от веры, очищение веры от мистики, предоставление человекусвободы в общении с Богом без посредников, на самостоятельное изучение Библии и равных прав перед Божьим Судом, возможность приблизиться к Господу, познавая опытным путем окружающий мир.

2. Политической - утверждение свободы совести, печати, собраний, предоставление права на защиту со стороны государства веры и ее предпосылок.

3. Социально-экономической - расцвет предпринимательства, зарождение капитализ-

ма, поощрение честного труда, деловых качеств, добросовестности по отношению к партнерам, приумножения финансов, потребность в квалифицированных работниках, всеобщность образования, повышение его качества, разносторонности и структурированности, освобождение от схоластических догм, повышение его светскости, открытие различных университетов и увеличение числа их студентов, быстрое развитие науки.

Указанные обстоятельства, естественно, привели и к демократизации образования тоже, поэтому Реформация сыграла огромную, фундаментальную, главную роль в повышении в Европе образованности в целом, поскольку она подарила человеку свободу во всех сферах деятельности, дала возможность ощутить себя полноценной личностью с большими возможностями и ответственностью, чтобы он мог "бороться и искать, найти и не сдаваться".

В эпоху Реформации были подняты многие проблемы, разрешение которых - залог высокой образованности населения и культуры общества. Свобода совести, необходимость принятия правовых законов, соответствующих требованиям морали и справедливости, добросовестность предпринимательства, престижность и нужность всех существующих профессий, связь религии и морали, необходимость ее соблюдения в повседневной жизни, иерархичность, последовательностьобразования,необходимость сочетания в нем гуманитарных и технических наук, применения эмпирических методов в образовании и науки, обязательность применения научных открытий на практике - все эти вопросы не теряют своей актуальности в настоящее время, как и многие афоризмы М.Лютера: "до мозга костей" "сидеть, как на горячих углях", "Божья благодать", "Только Богу слава" "Человек рожден для труда, как птица для полета" и других [14, с. 8, 9,12].

Идеи Реформации - бесценный культурный багаж, поэтому их исследование, несомненно, будет продолжаться специалистами различных наук: философами, историками, правоведами, филологами, экономистами и др., поскольку преобразования, вызванные Реформацией, имели поистине мультидисциплинарное значение. В связи с этим изучение данного эпохального исторического события будет интересно и полезно ученым многих направлений, а также студентам, магистрам и аспирантам соответствующих факультетов.

Литература:

1. Будянская Л.А., Римский В.П. Социокультурные

и ментальные контексты Возрождения и Рефор-

мации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии // Научные ведомости. - Серия Философия. Социология. Право. -2010.-№2 (97).-Вып. 15.-С. 5-16.

2. Философские и духовные искания в эпоху Ре-формации//Философия.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://filosofia.ru/70557.

3. Васильева Л.Н. Политическая философия эпохи Реформации // Позиция. Философские проблемы науки, техники и образования. - 2012. - № 5. -С. 171-175.

4. Иванов В.А. Закон как юридический термин и его семантизация в немецкоязычном лютеровс-ком лексиконе // Вестник Российского университета кооперации.- 2018.- №2 (32).-С. 110-113.

5. Омельчук О.Н. Развитие представлений о поведении человека в эпоху Реформации // Вестник Полоцкого государственного университета. -Серия D. - 2012. - № 13. С. 102-108.

6. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Время и дело Мартина Лютера. - М. : Политиздат, 1991. -432 с.

7. Юрченко Н.И. Влияние Реформации на формирование демократических институтов в Европе // Universum: общественные науки. - 2017. -№5(35).-С. 4-8.

8. Идеи Реформации и их влияние на развитие педагогической мысли и образования в Европе в XVi-XVII вв. История педагогики и образования.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИрэ:// studme.org/62335/pedagogika/idei_reformatsii_ vl¡yan¡e_razv¡t¡e_pedagog¡cheskoy_mysl¡_ оЬгагоуатуа_еугоре_ху\ XV>\

9. Ерохин В.Н. Влияние Реформации на развитие образования, науки и культуры в Англии в раннее Новое время//Сфера культуры. - 2021. - №2(4). -С. 51-62.

10. Обровец В.В. Влияние идей Реформации на развитие европейской науки // Богословские размышления. - Спецвыпуск "Реформация 500". -2015.-С. 158-162.

11. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982. - 711 с.

12. Воденко К.В. Генезис и легитимизация новоевропейской науки: роль мировоззренческих трансформаций // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - 2 (45). - С. 48-52.

13. Кулинич И.А. Европейская Реформация и становление классической науки // Актуальные проблемы современной науки: исторические, философские, методологические аспекты : сб. ст. Региональной научной конференции молодых ученых, - Курск, 2021.-С. 138-141.

14. КопчукЛ.Б. Репрезентация религиозно-конфес-сиональных ценностей Реформации и протестантизма во фразеологическом наследии Мартина Лютера//Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. - Серия философия, педагогика, психология. - 2019. - № 1. - С. 5-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ASPECTS OF RECEPTIONS OF INOGENiC CULTURAL-RELIGIOUS ELEMENTS IN COMPLEX APPROACH TO RESEARCH Efimov Denis Aleksandrovich, Postgraduate student, Department of Philosophy and Religious Studies, Far Eastern Federal University, Primorsky Krai

This article discusses foundations and particularities of the complex approach to researches of processes and phenomena of reception ofinogenetic cultural and religious elements. Based on the conception of "comprehending questioning" which, according to Martin Heidegger, is a "ground" for understanding, the author builds a methodologic scheme of the complex approach, which serves to provide a sufficient heuristicai minimum in perception of referred subject of research by searching for the answers to the basic issues of scientific philosophical interest. Emphasizing the role of the subject as an efficient cause in processes of cultural-religious syncretism the author focuses on importance of research of his intentions which is expressed verbally, graphically or actively (passively). This task necessitates to differentiate exterior and interior aspects of process or phenomenon being studied. Representing a subjective world as an original place for implementation of syncretization the author gives reasons for expediency of the research of worldview paradigms and dominating idea of subject of reception using not only motivational-targeted analysis but also existential one. A complex research of subject's world relationship, his ontological, epistemological, axiological and praxeological affirmations and social, economic, political and cultural environment enhances the understanding of exogenous and endogenous factors which develop his extrinsic and intrinsic motivation. Based on the interpretation of cultural (religious) norms, principles and imperatives, various degrees of subjects' readiness to accomplish or maintain receptions of inogenic elements allow to identify an analytical category of subjective "bounds ofinc/usivity"and make it possible to develop three-part classification of receptions, highlighting its separational, alternation and fusional types. Taking into consideration that receptions often operate as no final goal but as an implementer of more extensive plans of achieving one or another goal, the author also offers to distinguish strategy and tactics of receptions. Therefore, a process of reception is presenting as consisting of a range of aspects or steps, the consideration of which constitutes the content of suggested methodological "algorithm" for researching the processes and phenomena of reception of inogenic cultural or religious elements within the framework of the complex approach to research.

Keywords: religious syncretism; culturalsyncretism; complex approach; reception; typology ofsyncretism; indusivity.

DOM 0.24923/2222-243X.2021 -41.27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.