Бабаева А.С.
НЕЗАКОННЫЕ БАНКРОТСТВА
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМИ БАНКРОТСТВАМИ
Бабаева Амина Сабировна, к.ю.н., ст.преподаватель кафедры юридических дисциплин
Дербентский филиал ДГПУ
Аннотация: Статья посвящена роли прокурорского надзора в соблюдении законодательства о несостоятельности, а также преждевременности (на наш взгляд) исключения прокурора из круга лиц, имеющих право на возбуждение дела о банкротстве.
Ключевые слова: незаконное банкротство, фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство,
неправомерные действия при банкротстве, прокуратура, прокурорский надзор.
Одной из новелл действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стало сокращение круга лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Прокурор в соответствии с новым законом лишён таких полномочий. Некоторые правоведы высказывались за исключение прокурора из числа лиц, имеющих право инициировать дело о несостоятельности наряду с кредиторами или уполномоченным органом, обосновывая свою точку зрения тем, что прокурорский надзор в хозяйственной сфере не оправдал себя, и участие прокуратура в делах о банкротстве не сможет улучшить ситуацию в этой области. В связи с этим, якобы, необходимо предоставить возможность кредиторам и должникам самим разрешать возникающие разногласия в процессе производства дела о несостоятельности (банкротстве). Однако, учитывая злободневность проблемы криминальных банкротств, на наш взгляд, отказ от участия прокурора в процедурах банкротства представляется преждевременной недостаточно оправданной мерой.
Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законодательства о банкротстве является выявление признаков преднамеренногоили фиктивного банкротства. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о банкротстве нацелен на защиту государственных интересов для обеспечения доходной части бюджета. Контроль за соблюдением бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства о рынке ценных бумаг. При невозвращении бюджетного кредита, а также причитающихся процентов за пользование им, наносится существенный вред бюджету государства, предотвращение подобных нарушений одно из направлений в деятельности прокуратуры. Выявляются нарушения и осуществляется защита прав вкладчиков при проверках соблюдениям законодательства о банках и банковской деятельности. Немаловажную роль играет охрана общественных интересов от пагубных последствий
преднамеренного и фиктивного банкротства. Если банкротство всё таки состоялось, то на первое место выходит надзор за соблюдением трудовых прав граждан при банкротстве работодателя. Защита прав наиболее социально незащищенных групп населения, как производство выплат по накопившимся перед работниками задолженностям, строгое соблюдение установленной законом очерёдности данных выплат, соблюдение законодательства о банкротстве руководителями организаций - банкротов соблюдение законности деятельность арбитражных управляющих - вот далеко не полный перечень направлений деятельности прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.
В зависимости от целей и задач органы прокуратуры вправе проводить проверки налоговых органов, территориальных подразделений Федеральной налоговой службы России, отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства за соблюдением законодательства о банкротстве, таможенных органов, Федеральной таможенной службы, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов, казначейства.
Органы прокуратуры призваны своевременно выявлять ведомственные, регинальные и местные нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству о несостоятельности (банкротстве), и принимать меры по их отмене и вносить изменения в соответствующие положения. Деятельность тех органов государственного управления, на которые возложена реализация правовых процедур в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве), это ещё одно из направлений прокурорского надзора.
Более высокая результативность проверок во многом зависит от наличия информации, содержащей определенные сведения о совершённых правонарушениях. В этой связи обеспечение регулярных поступлений официальных сведений соответствующих региональных государственных, контролирующих органов о неплатежеспособных предприятиях, невыплатах зарплаты, пособий, росте задолженности по налогам, в особенности в отношении градообразующих и стратегически значимых предприятий, стало бы положительным моментом. Анализируя поступившую информацию о правонарушениях, нужно выделять предприятия, систематически не выполняющие свои обязательства перед бюджетом и кредиторами. Правильно определять объект проверки, исходя из содержания конкретных сигналов о нарушениях закона.
Принимая во внимание ст. ст. 21,26 Закона о прокуратуре, проверки исполнения законодательства о банкротстве на предприятиях проводятся в случае поступления сигналов о нарушении прав и ущемлении законных интересов граждан, вкладчиков, акционеров. Проверки проводятся независимо от
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
1’ 2009
того, указывали заявители на признаки банкротства либо нет. Достаточно сообщений о невыплатах заработной платы работникам, совершении сделок с аффилированными лицами в целях вывода активов, злоупотреблениях руководителя .
При проведении проверок работники прокуратуры должны обратить внимание, исполняются ли положения ст. 9 Закона о банкротстве обязывающие руководителя - должника, учредителя (участника) должника, собственника имущества должника -унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), гражданина-должника (индивидуального предпринимателя) при наличии условий, предусмотренных этой статьей, обратиться в арбитражный суд с заявлением должника. Неисполнение данной обязанности влечет у указанных субъектов наступление мер административной ответственности, выраженных в выплате штрафа или дисквалификации, что предусмотрено ч. 5 ст. 14.13. КоАП.
В ходе проверки прокурор истребует в целях ознакомления все локальные акты, контракты и договора, акты проверок и обследований финансовоэкономического состояния предприятия, аудиторские заключения, переписку с кредиторами и банками, сведения налоговых органов о размере задолженности по налогам и платежам, документы бухгалтерского учета, протоколы заседаний органов управления, собраний и комитета кредиторов. Данные материалы позволяют прокурору сделать обоснованный
вывод о необходимости принятия мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения.
Недостатки в правовом регулировании вопросов несостоятельности усугубляются как незаконными действиями хозяйствующих субъектов, так и бездействием органов контроля, призванных обеспечивать законность процессов банкротства. Закон о банкротстве предусматривает существование наделенных специальными компетенцией и полномочиями в области несостоятельности уполномоченных органов и регулирующего органа власти. При этом совмещение функций этих органов не допускается.
На основании материалов проверки исполнения законодательства о несостоятельности (банкротстве) прокуратура вправе:
Вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.
Принести протест на незаконный нормативный акт, иное решение, противоречащее законодательству.
Следственный комитет при прокуратуре вправе возбудить уголовное дело по признакам ст. 195 УК (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (преднамеренное банкротство), ст. 197 (фиктивное банкротство);
Возбудить дело об административном правонарушении по признакам ст. 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство», ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 14.21 «Ненадлежащее управление юридическим лицом», ст. 14.22 «Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий» и иным составам правонарушений.
Список литературы:
1. Викторов И., Сапожников Н. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве)// Законность. 2006.
Рецензия
Статья Бабаевой А. С. на тему: «Роль прокуратуры в борьбе с незаконными банкротствами» посвящена довольно
актуальной проблеме современности.
Актуальность темы исследования, ее научная ценность и практическая значимость в условиях фактического
реформирования института прокуратуры в системе
правоохранительных органов РФ очевидна и сомнения не вызывает. Кардинальные изменения в правовом статусе прокуратуры как органа государственной власти,
компетенции этого органа и постоянное совершенствование уголовного законодательства, требуют проведения анализа роли этого института в организации борьбы с
преступностью. В том числе эффективности мер направленных на борьбу с рассмотренным видом преступной деятельности. Как отмечено автором, основной задачей прокурорского надзора за исполнением законодательства о банкротстве является обеспечение законности, и защита государственных интересов в части обеспечения доходной
части бюджета. А в свете реформирования, институт
прокуратуры оказался лишенным некоторых возможностей реализации таких задач.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что на основе новейшей нормативной базы проведен многофакторный анализ потенциала органов прокуратуры в борьбе с незаконными банкротствами в современных условиях. Автором выявлены и подвергнуты научному анализу некоторые недостатки в правовой регламентации борьбы с незаконным банкротством, в том числе, силами органов прокуратуры.
Теоретико-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предлагаемые автором положения статьи позволят более качественно использовать институт прокуратуры в борьбе с отдельными видами преступности. Выводы и предложения автора развивают и углубляют некоторые вопросы теории уголовного права, могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствования действующего законодательства, в научно-исследовательской работе, а также в учебном процессе при преподавании курса уголовного права, правоохранительные органы и пр.
В свете выше обозначенных достоинств, статья Бабаевой А. С. рекомендуется для публикации в открытой
З&вслующий кафелрой уголовного права и уголовного происсса Филиала ЛГУ в г. Дероен^. кандидат юридических наук, доцент
1 Викторов И.. Сапожников Н. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Законность. 2006. С.18.