_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.033
О.П. Терехова
канд. пед. наук, доцент ЧГУ им. И.Н. Ульянова
г. Чебоксары, РФ E-mail:[email protected]
РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи чувашской и русской литератур, использование межпредметных связей как условие оптимизации учебного процесса, как средство экологического воспитания учащихся. Подчеркивается, что одновременное изучение русской и чувашской литератур помогает учащимся решать задачи литературного образования и нравственно-экологического воспитания. Объектом исследования является повесть М. Юхмы «Шурсямга, молодой волк».
Ключевые слова
межпредметные связи, экологическое воспитание, ручной волчонок, вера в людскую доброту, появление страха перед людьми, трагическая смерть волка и волчицы.
O. P. Terekhova
edging. пед. sciences, the associate professor of ChGU of I.N. Ulyanov
Cheboksary, Russian Federation E-mail:[email protected]
ROLE OF WORKS OF NATIONAL LITERATURE IN ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS AT
RUSSIAN-SPEAKING SCHOOL
Summary
In article questions of interrelation of the Chuvash and Russian literatures, use of intersubject communications as a condition of optimization of educational process, as means of ecological education of pupils are considered. It is emphasized that simultaneous studying of the Russian and Chuvash literatures helps pupils to solve problems of literary education and moral and ecological education. Object of research is M. Yukhma's story "Shursyamga, a young wolf".
Keywords
intersubject communications, ecological education, manual wolf cub, belief in human kindness, emergence of fear
of people, tragic death of a wolf and she-wolf.
Вопросы воспитания, образования и обучения молодого поколения в нашей стране всегда были в центре внимания государства. Верховный Совет Чувашской Республики 27 октября 1990 года принял Закон «О языках в Чувашской Республике», статья 21 которого гласит, что во всех учебных заведениях республики чувашский язык и литература, как предмет, изучаются независимо от ведомственной принадлежности этих заведений. Каждый учебный предмет в школе вносит свой вклад в становление у учащихся ответственного отношения к природе, поэтому природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках с целью воспитания в учащихся доброе отношение к природе, любовь к родному краю. «Уроки литературы, - отмечает методист В.Г. Хлебникова, - играют большую роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Они способствуют познанию истории народа, сегодняшнего дня нашей страны, психологии поведения человека. Литература обогащает сознание и эмоции учащихся. В литературе так тесно переплетаются познавательные и воспитательные задачи, так неоценима ее роль в формировании гражданских чувств и в обогащении нравственно-экологического, духовного мира общества в целом» [3, с. 70].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Проф. Е.В. Владимиров подчеркивает, что в последнее время «усиливается процесс взаимного общения писателей и обмен произведениями духовной культуры» [1,с. 36]. Взаимосвязанное изучение литератур углубляет внутри- и межпредметные связи, позволяет акцентировать внимание учащихся на межлитературных контактах, появляется возможность определения значения родной литературы и литературы других народов.
По мнению М.В. Черкезовой, «возникает необходимость соотнесения курса родной литературы с курсом русской литературы, в создании единой научно обоснованной системы анализа литературно-художественного произведения, учитывающей общие и национально-своеобразные черты двух литератур» [4, с. 15]. Одновременное изучение русской и чувашской литератур помогает учащимся решать задачи литературного образования и экологического воспитания. На этих уроках одним из средств воспитания у учащихся любви к природе являются произведения, описывающие пейзаж родного края, страны, рассказывающие о природе, об отношении людей к природным богатствам. Таким образом создаётся возможность переплетения естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Программой по чувашской литературе [2] в пятом классе русскоязычной школы на уроках чувашской литературы предусмотрено изучение таких произведений: «Родная природа» А.Артемьева, «Весенний лес» И. Ивника, «На Волге» В. Давыдова-Анатри, «Любимый чувашский край» П. Хузангая; в шестом классе: «Птицы нашего края» Г. Орлова, «Человек и окружающая среда» Ю. Семендера, «Край ста тысяч песен» Ю. Петрова, «Птицы - краса и богатство природы» Г Мальцева; в седьмом классе: «Друг птиц» Д. Кибека, «Золотые пчелы» М. Сениэля»; в восьмом классе: «Растительный мир Чувашии», «Чувашские леса» О, Терентьева, «Птицы» П. Павлова, «Осенние пейзажи» Н. Мартынова; в девятом классе: «Человек - дитя природы», «Птицы» П. Павлова, в десятом-одиннадцатом классах: «Родина» И. Тукташа, «Шурсямга, молодой волк» М. Юхмы, «Нарспи» К.Иванова.
Интересно прошел в одиннадцатом классе Чебоксарской средней школы №45 урок по обсуждению повести Михаила Юхмы «Шурсямга, молодой волк». К уроку учащиеся подготовили рисунки по повести «Шурсямга», подобрали музыкальное оформление. Вступительное и заключительное слова учителя и выступления учащихся прозвучали на фоне народных песен: «Чёрный столб», «Пастух», «Прощание», «Темный лес», «Лес шумит» и др.
После объявления темы и цели урока учительница во вступительной речи сказала: Мишши Юхма (Ильин Михаил Николаевич) - народный писатель Чувашской Республики, известный поэт, прозаик, драматург и публицист. Он родился 10 апреля 1936 года в деревне Сугуты Батыревского района Чувашской Республики в семье крестьянина. Широко известны его романы «Дорога на Москву», «Голубая стрела», повести «Перья белого лебедя», «Тайна старого вяза», «Звезды зовут», «Мальчик из Шоршел» и др. Михаил Юхма в своих произведениях поднимает важные вопросы охраны природы, которые волнуют сегодня людей во всем мире. Его повесть «Шурсямга, молодой волк» посвящена экологическим проблемам, взаимоотношению человека и окружающей среды. Чуваши своим прародителем считают именно волка. Волк - тотем, его имя - табу, рассказы о нем - как бы отрывки из жизни самого человека. Повесть знакомит нас с молодым волком, который был сильным, выносливым, ему исполнилось три года. И все же, несмотря на молодость, он успел испытать на своем веку такое, что выпадает не каждому зверю».
Урок был построен в форме докладов. После каждого доклада на экран проецировались рисунки учащихся и картины, имеющиеся в повести, звучала музыка. Были обсуждены доклады на такие темы:
1.Как волчонок оказался в деревне среди людей?
2.Поиски волчонком пропавшего мальчика-хозяина.
3.Непредвиденная первая охота.
4.Воспоминания волчонка о жизни у мальчика в деревне, тоска по людям.
5. Вера волчонка в людскую доброту, что все люди, как и его бывшие хозяева, такие же щедрые и заботливые.
6. Смена доверия к людям страхом перед ними.
7. Лесная жизнь молодого волка, его взросление, появление волчицы Саркка, обзаведение потомством.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
8. Смелость, преданность Шурсямги отцовскому долгу, попытка спасения своего сына.
9. Охотник Валяхха. Борьба в нем чувства долга с чувством жалости к волчонку, отсутствие чувства радости, когда гибнет Шурсямга.
1-й ученик в своем докладе отметил, что приехавшие из города охотники разыскали волчье логово, когда волчонку было чуть больше трех недель от роду. Отца и мать волчонка застрелили, его сунули в пропахший лошадиным потом мешок и привезли в деревню. У крыльца деревенской избы волчонка вытряхнули на землю. Он упал и не успел еще подняться на ноги, как откуда-то из сарая на него с грозным рычанием набросилась лохматая дворняга. Но соседский мальчик, оказавшийся рядом, закричал: «Не тронь его, Шарик!». Бесстрашно подхватил волчонка на руки и прижал к груди. Старший охотник разрешил мальчику забрать волчонка домой.
Более полугода прожил Шурсямга на подворье у мальчика, который ухаживал за ним, кормил его из соски теплым молоком, а вечером укладывал спать в свою постель. Он играл с ним в избе или на улице, а если волчонку грозила беда, мальчик всегда его выручал. Мать мальчика тоже привязалась к волчонку. Она нередко брала Шурсямгу к себе на колени, почесывала у него за ушами, гладила густую шерсть на спине. Ему даже нравились легкие эти поглаживания хозяйки. Но случилась беда. Мальчик искупался в реке, простудился и тяжело заболел. Спасти его врачам не удалось. Так Шурсямга осиротел вторично.
Хозяйка не прогнала волчонка из дому, а по-прежнему кормила его и ласкала. Но волчонок часто забивался под крыльцо и просиживал там, по ночам жалобно скулил. Ему хотелось выбраться на улицу, потому что был уверен, что там встретит своего пропавшего мальчика-хозяина.
В своем докладе второй ученик рассказал о поисках волчонком пропавшего мальчика-хозяина. Однажды хозяйка ушла к соседям, позабыв притворить за собой калитку. Волчонок выскользнул со двора и пустился на поиски своего исчезнувшего друга. Он не пропускал ни одного закоулка, заглядывал в каждую подворотню на знакомой улице, но мальчика не встретил. Незаметно для себя он очутился на другом краю деревни. Здесь волчонка настигла целая свора деревенских собак, к ним присоединялись все новые псы, отрезая спасительную дорогу к дому. И тогда искусанный и взъерошенный волк, собрав остатки сил, повернул к синеющему невдалеке угрюмому лесу.
Шурсямга рассчитывал со временем возвратиться в деревню, к людям и разыскать своего хозяина, поэтому не решался углубляться далеко в лес. Но при приближении к деревне его каждый раз собаки встречали заливистым лаем. И Шурсямга опять устремлялся в лес. У него не было другого выхода, и поэтому с каждым днем волчонок забирался все дальше и дальше в лес, где он мог укрываться от злых собак и хоть как-то кормиться.
3-й доклад был посвящен непредвиденной первой охоте. За деревней, на берегу широкого пруда, стояли здания птицефермы. Волчонок постоянно наведывался к ней, потому что неподалеку отсюда, в кустах, ему удалось найти пару утиных яиц и черствую корку хлеба. Скудная эта пища лишь раздразнила в нем голод. Шурсямге нужно было мясо. А вокруг фермы вперевалку ходили ленивые утки, но волчонок не подозревал, что они-то есть мясо. Однажды, когда он сидел за кустами, отбившаяся от стаи утка прошла в двух шагах от него. Волчонка одолело любопытство, и он покинул укрытие. Утка со страху кинулась наутек. При виде удирающей птицы в Шурсямге возник азарт погони. Сам еще толком не сознавая, зачем это он делает, волчонок догнал утку, прижал ее лапой и схватил за горло. Теплая кровь оказалась вкусной. И тогда, захлебываясь ею, Шурсямга принялся терзать зубами живую плоть, глотая кровь вместе с перьями. Так он понял, что тот, кто убегает от него, просто-напросто добыча, мясо. Шурсямга постепенно научился выслеживать всякую мелкую живность, бесшумно подкрадываться к ней и в стремительном броске убивать добычу.
В своем докладе 4-й ученик рассказал о воспоминаниях волчонка о жизни у мальчика в деревне, его тоске по людям. Перед глазами волчонка иногда появлялись слабые картины беззаботной жизни у мальчика в деревне; он не забыл, как они играли с маленьким другом, временами даже как бы ощущал на своей спине нежное прикосновение ласковой женской руки. Все эти неясные воспоминания порождали в нем щемящую тоску. Она не давала ему покоя, поэтому он без устали петлял по опушкам, принюхивался к доносящемуся издалека запаху дыма и человеческого жилья. Шурсямгу непреодолимо тянуло к людям, ему
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
казалось, что все они, как и его бывшие хозяева, такие же щедрые и заботливые. Он непреклонно верил в людскую доброту.
Пятый ученик в своем докладе осветил изменение мнения Шурсямги по отношению к людям. До сих пор своими ярыми врагами волчонок считал лишь собак. Людей он не опасался. Однако однажды люди оборвали ту последнюю связывающую нить, которая еще тянулась от них к волчонку. Произошло это с ним на втором году жизни, когда волчонок вышел на охоту. Он трусил краем леса и почувствовал совсем близкий запах людей. Он выглянул из-за высокой травы и увидел посреди поляны отдыхающих косарей. Недалеко от них паслась стреноженная лошадь. Люди обедали, и у волчонка вдруг появилась надежда, что они сейчас приветят его и накормят. Шурсямга поднялся во весь рост и вышел на поляну. Сначала его заметила лошадь и с пронзительным ржанием отпрянула к людям. Люди внезапно вскочили, громко крича и размахивая руками. Видя такое поведение людей, волчонок остановился. Если бы косарям были известны волчьи повадки, люди без труда догадались бы, что этот странный зверь не причинит им вреда. Но перепуганные косари приняли его за взрослого волка, решили, что волк - извечный враг человека, губитель скота, свирепый хищник. Один из косарей изловчился и метко швырнул в волчонка тяжелой суковатой палкой. Палка угодила ему прямо в лоб, глубоко рассекла кожу острым сучком. Волчонок высоко подпрыгнул, юлой завертелся на месте, а затем, не разбирая пути, бросился под покров спасительной чащи. Автор подчеркивает, что «Шурсямга постиг, что люди способны относиться к нему ничуть не лучше ненавистных собак. Незаслуженно испытанная волчонком боль стерла в его памяти отблески человеческого участия и доброты. Доверие к людям сменялось страхом перед ними. Некогда ручной, несмышленый волчонок окончательно переступил ту невидимую грань, связывающую его и людей. Он стал волком. Рана на лбу у него зажила, но на ее месте осталось заметное светлое пятнышко. Именно поэтому видавшие его жители окрестных деревень дали ему кличку - Шурсямга, что по-чувашски значит с белым пятном на лбу.
6-й доклад был посвящен лесной жизни молодого волка, его взрослению. Однажды в лесу, где Шурсямга считал себя хозяином, появилась волчица. Теперь уже Шурсямга не расставался с Сарккой. Они вместе охотились, загоняли добычу и делили ее между собой. Вскоре у Шурсямги и Саркки родился сын. Автор отмечает, что теперь «смысл существования Шурсямги - сохранение своей волчицы, своего сына. Сохранение рода!». Мы видим, что судьба Шурсямги необычна. Волчонком попал он к людям, узнал их доброту, заботу, ласку. Он навсегда сохранил благодарную память о людях. Шурсямга не нападает на человека, несмотря на то, что довелось ему испытать и ненависть, беспощадность людей. Это людьми нанесенная рана оставила белое пятно на лбу зверя, откуда его кличка - Шурсямга. Интересно описана встреча Шурсямги с женщиной, которая тащила по дороге груженные хворостом санки. Женщина остановилась, но неожиданно она медленно двинулась к Шурсямге, а потом решительно пошла прямо на растерявшегося зверя. Женщина не отрывала взгляда от грозно оскаленной волчьей морды. И Шурсямга вдруг почувствовал, что он не может противиться этим твердым и пронзительным глазам, что приказывали ему убираться прочь, ... волк длинным прыжком метнулся в сторону, на придорожный наст. Мы с предельной отчетливостью понимаем, почему Шурсямга перед отважно движущейся на него женщиной отводит глаза, не выдерживая ее пронзительного, гипнотизирующего взгляда. Кроме того, во всем облике женщины было что-то знакомое дикому зверю. Он не смог подавить смутные воспоминания в доме женщины и мальчика защитника. Также он не трогает наивного пастушка и не дает Саркке его тронуть -дремавшие, детские инстинкты доброты, привитые еще маленьким умершим мальчиком-защитником, неусыпно бродят в его одичавшей крови, время от времени давая о себе знать.
7-й ученик в своем докладе раскрыл восхищение смелостью, преданностью Шурсямги отцовскому долгу, попытки спасти своего сына. Шурсямга гибнет, уводя охотников от того места, где спрятал сына. Автор восторгается поступком своего «героя»: «и тут Шурсямга, собрав остатки сил, приподнял голову. Он увидел заросли ивняка, поблескивающую сквозь них реку, далекий спасительный лес... Он жаждал увидеть своего сына. И если бы всемогущая природа даровала бы в этот миг волку человеческую речь, то в предсмертном его хрипе охотник Палюш уловил бы последние напутствия, которые давал Шурсямга своему несмышленому сыну: «Не бойся, сынок! Я далеко увел собак, и они тебя не найдут! .. Но все же спрячься получше, потому что ты теперь остаешься один. Я сделал для тебя все, что мог. Слышишь
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
меня?» Шурсямга гибнет, уводя охотников от того места, где спрятал сына. Лирические раздумья постепенно подводят читателя к главной мысли произведения: «... с гибелью Шурсямги некому будет защитить волчонка от собак, иссякнет род Шурсямги на земле, и в сумрачных лесах жизнь будет идти иначе, чем повелела природа. Пусть в малом, но иначе.».
Докладчик провел параллель повести с романом Ч. Айтматова «Плаха», в котором автор ставит задачу раскрыть проблему, каковы взаимоотношения человека и природы. Он подчеркивает мысль о единстве, целостности мира. В романе идея единства человека и природы прежде всего выразилась в истории волчьей семьи.. В ней царствуют мудрые законы добра, материнства, защиты жизни, продления рода. Добро чувствуется не только внутри волчьей семьи. Взаимоотношения человека и природы тоже добрые, это прекрасно проявилось в сцене, когда волчица Акбара встретила в степи голого (напоминающего природного) Авдия и, хотя он был беззащитен, пощадила его.
8-й доклад был посвящен охотникам Валяххе и Палюшу, преследующим Шурсямгу. У охотника Валяххи самолюбие уязвлено, у него появилась досада на свое охотничье невезение, хоть и не может он не отдавать должного поразительной хитрости, уму, острому чутью волка. Когда Валяххе посчастливилось отыскать в лесу нору Шурсямги с волчонком, решает использовать чувство слепой любви волка к своему детенышу. Волчонок становится ловушкой, в которую попадает волчица Саркка.. Валяхха на глазах волчонка застрелил его мать. Увидев мать, зверек, «радостно запищал, сунулся к ее брюху и жадно припал к нему. Но ни единой капли молока не вытекло из холодного материнского соска. Волчонок требовательно тыкал мордочкой в ее обмякший живот, пробовал даже укусить неподвижно лежащую мать, но все его старания были напрасны. Тогда волчонок сел на задние лапы и заскулил» [5, с. 340].Тесное соприкосновение с жизнью Шурсямги и его семейства пробудит у Валяххи интерес к ней, пронзительную жалость к волчонку. В Валяххе чувство долга борется с чувством жалости к волчонку. Описание голодного волчонка, пытающегося разбудить в мертвой волчице материнское чувство, чтобы она наконец-то накормила его, позволяют объяснить резкую перемену, происшедшую со старым охотником: «Да, жалко мне тебя, бедолагу. Жалко, конечно. А что поделаешь? Волчья вы, - разбойничья порода. Теперь надо и твоего отца ухлопать». Он обращается к жене: «Осиротили мы его значит. А голодом его морить не годится. Ты ему молока налей». Чувство облегчения приходит к Валяххе, когда Шурсямга, минуя капканы, все-таки унес волчонка. Однако Валяхха понимает, что нет у него никакого желания и впредь гоняться за волком, но ему придется это делать, потому что односельчане заставят. Валяхха отправляется к охотнику из соседней деревни Палюшу, у которого есть собаки. Потом они вместе выследили и ранили Шурсямгу. В финале повести Валяхха знал, что его враг, Шурсямга, мертв. Но это почему-то не радовало охотника. Он прислушивался к шуму леса и все сыпал и сыпал табак из горсти мимо своей чуть подрагивающей в руке трубки.» [5, с. 343 ]
Заключительной речи учительница подчеркнула: «Цель и смысл повести «Шурсямга, молодой волк» - убедить человека не преувеличивать свое могущество над природой. Люди, действительно, могут все: осушить болото, перегородить реку, взорвать гору, которая мешает строительству дороги, уничтожить волков. Автор в своей повести на примере судьбы волка затрагивает мысль о необходимости в наше время пересмотреть некоторые взгляды на проблему отношений человека и природы.[5, с. 345]. Повесть «Шурсямга, молодой волк» посвящен экологическим проблемам, взаимоотношению человека и окружающей среды. Взаимоотношения эти сложные, порой трагические, и человек вольно или невольно, иногда хищнически относится к своим «младшим братьям». Шурсямга борется за жизнь, за выживание, смысл существования его - сохранение волчицы, своего сына. Сохранение рода своего! Мы волнуемся и сопереживаем за Шурсямгу, его сына и волчицу. Писатель верит в спасительную силу человечности, верит в разум: Надеется на мудрое сердце людей, которые сумеют найти выход из противоречий века. К этому сводится философский смысл повести. Чуть ли не с первых страниц мы начинаем все взволнованнее и пристальнее следить за приключениями четвероногого героя, а потом и его спутницы - волчицы Саркки. Мы стараемся глубже вникнуть в их переживания и поступки, порою вполне понятные, порою непредсказуемые. Автор сумел необычайно верно отразить поведение зверей, и мы верим каждому его слову. М. Юхма чувствует логику и инстинкты своих зверей, их боли и радости, ярость и нежность, злобу и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
доброту и так доступно и эмоционально выразил все это. Список использованной литературы
1. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970.- 286 с.
2. Программа по чувашской литературе для русскоязычных школ -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. - 86 с.
3. Хлебникова В.Г. Взаимосвязь чувашской и русской литератур в школьном курсе. - Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2008. - 492 с.
4. Черкезова М.В. Научная концепция преподавания русской литературы в национальной школе.- М.: Педагогика, 1981. - 264 с.
5. Юхма М.Н. Шурсямга, молодой волк //Чувашская литература: Хрестоматия для X-XI классов с многонациональным составом учащихся. Ч II. /сост. В.Н. Пушкин. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016.-С. 314-354.
© Терехова О.П., 2017
УДК 796.035
Фещенко Дмитрий Евгеньевич
бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] г.Санкт-Петербург Москаленко Игорь Сергеевич доцент СПбГАСУ, канд. пед. наук, [email protected] Корюхин Максим Алексеевич бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ, [email protected] г. Санкт-Петербург
ПРИМЕНЕНИЕ ЛФК ПРИ РАЗРЫВЕ КРЕСТООБРАЗНЫХ СВЯЗОК КОЛЕННОГО СУСТАВА
Аннотация
В статье рассматривается применение лфк при разрыве крестообразных связок. Как без операционного лечения, так и в период после операции.
Ключевые слова Коленный сустав, крестообразные связки.
Коленный сустав, колено (лат. articulatio genus) - сустав, соединяющий бедренную кость, большеберцовую кость и надколенник.
В передней части сустава расположен надколенник (коленная чашечка). Надколенник и четырёхглавая мышца бедра соединены сухожилием, продолжением которого является связка надколенника. В связочный аппарат входят:
• Боковые (малоберцовая и большеберцовая коллатеральные)
• Задние (подколенная, дугообразная, связка надколенника, медиальная и латеральная поддерживающие)
• внутрисуставные (крестообразные, поперечная связка колена(между менисками) Крестообразные связки находятся в полости коленного сустава. К разрывам их приводят
запредельные движения в коленном суставе.
• Передняя крестообразная связка (лат. lig. cruciatum anterius) начинается от задневерхней