Научная статья на тему 'Роль произведений Бретона в создании национальной музыкальной культуры в первой половине 20 века'

Роль произведений Бретона в создании национальной музыкальной культуры в первой половине 20 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Бретон / национальная музыкальная культура / первая половина XX века / народная музыка / музыковедение / музыкальное наследие / культурная идентичность / Breton / national musical culture / first half of 20th century / folk music / musicology / musical heritage / cultural identity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Шуцы

Предмет. В данной исследовательской работе рассматривается влияние Томаса Бретона, композитора и музыковеда, на развитие национальной музыкальной культуры в Испании в первой половине XX века. Произведения Бретона оказали большое влияние на развитие национальной музыкальной культуры в Испании. Цель исследования проанализировать вклад Бретона в развитие музыки во Франции в этот период и оценить влияние его произведений на более широкий культурный ландшафт. Результаты исследования показывают, что творчество Бретона сыграло значительную роль в формировании национальной музыкальной культуры, в частности, благодаря пропаганде традиционной бретонской музыки и включению народных мелодий в свои композиции. Результаты данного исследования имеют важное значение для ученых и практиков в области музыковедения, культурологии и изучения национализма. Новизна исследования заключается в изучении вклада Бретона в развитие национальной музыкальной культуры темы, которой в существующей литературе уделяется относительно мало внимания. В заключении статьи подчеркивается значимость наследия Бретона и предлагаются пути для будущих исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Breton’s works in the creation of national musical culture in the first half of the 20th century

Subject. This research paper examines the influence of Thomas Breton, composer and musicologist, on the development of national musical culture in Spain in the first half of the twentieth century. Breton’s works had a great influence on the development of national musical culture in Spain. The purpose of the study is to analyze Breton’s contribution to the development of music in France during this period and to evaluate the impact of his works on the broader cultural landscape. The results of the study show that Breton’s work played a significant role in shaping the national musical culture, particularly through the promotion of traditional Breton music and the incorporation of folk tunes into his compositions. The results of this study have important implications for scholars and practitioners in musicology, cultural studies, and the study of nationalism. The novelty of the study lies in the examination of Breton’s contribution to the development of national musical culture, a topic that has received relatively little attention in the existing literature. The paper concludes by emphasizing the significance of Breton’s legacy and suggesting avenues for future research in this area.

Текст научной работы на тему «Роль произведений Бретона в создании национальной музыкальной культуры в первой половине 20 века»

Чжан Шуцы

Аспирант, факультета искусств кафедры музыкального искусства. Московский государственный университет имени М.В. Ломономсова.

Роль произведений Бретона в создании национальной музыкальной культуры в первой половине 20 века*

Аннотация. Предмет. В данной исследовательской работе рассматривается влияние Томаса Бретона, композитора и музыковеда, на развитие национальной музыкальной культуры в Испании в первой половине XX века. Произведения Бретона оказали большое влияние на развитие национальной музыкальной культуры в Испании.

Цель исследования - проанализировать вклад Бретона в развитие музыки во Франции в этот период и оценить влияние его произведений на более широкий культурный ландшафт.

Результаты исследования показывают, что творчество Бретона сыграло значительную роль в формировании национальной музыкальной культуры, в частности, благодаря пропаганде традиционной бретонской музыки и включению народных мелодий в свои композиции. Результаты данного исследования имеют важное значение для ученых и практиков в области музыковедения, культурологии и изучения национализма.

Новизна исследования заключается в изучении вклада Бретона в развитие национальной музыкальной культуры - темы, которой в существующей литературе уделяется относительно мало внимания. В заключении статьи подчеркивается значимость наследия Бретона и предлагаются пути для будущих исследований в этой области.

Ключевые слова: Бретон, национальная музыкальная культура, первая половина XX века, народная музыка, музыковедение, музыкальное наследие, культурная идентичность.

Zhang Shuci

Postgraduate Student of the Faculty of Arts of the Department of Musical Art.

Lomonosov Moscow State University.

The role of Breton's works in the creation of national musical culture in the first half of the 20th century

Abstract. Subject. This research paper examines the influence of Thomas Breton, composer and musicologist, on the development of national musical culture in Spain in the first half of the twentieth century. Breton's works had a great influence on the development of national musical culture in Spain.

The purpose of the study is to analyze Breton's contribution to the development of music in France during this period and to evaluate the impact of his works on the broader cultural landscape.

The results of the study show that Breton's work played a significant role in shaping the na-

* © Чжан Шуцы, 2023.

Роль произведений бретона в создании национальной музыкальной культуры в первой половине 20 века

tional musical culture, particularly through the promotion of traditional Breton music and the incorporation of folk tunes into his compositions. The results of this study have important implications for scholars and practitioners in musicology, cultural studies, and the study of nationalism.

The novelty of the study lies in the examination of Breton's contribution to the development of national musical culture, a topic that has received relatively little attention in the existing literature. The paper concludes by emphasizing the significance of Breton's legacy and suggesting avenues for future research in this area.

Key words: Breton, national musical culture, first half of 20th century, folk music, musicology, musical heritage, cultural identity.

Испанский композитор и дирижер Томас Бретон, живший с 1850 по 1923 год, был широко известен. Произведения широко известного испанского композитора и дирежера Томас Бретона, живший с 1850 по 1923 год дают возможность увидеть историческую обстановку испанской художественной музыки XIX века, а также возможность развития национального стиля в контексте более общих тенденций регенерационизма и модернизации. Сочинения Бретона демонстрируют его приверженность созданию национального стиля Испании и повышению уровня художественной музыки в Испании в целом. В данном статье мы рассмотрим важность вклада Бретона в испанскую музыку и то, как он помог создать музыкальную идентичность страны в эпоху романтизма [1].

В Мадриде во второй половине XIX века Бретон был одним из самых активных композиторов. Его произведения отражали различные национальные верования, как традиционные, так и современные. В период политического и экономического упадка Испании он сыграл решающую роль в развитии регенерационистского движения, целью которого было обновление культурной идентичности страны. Бретон считал, что музыка может сыграть важную роль в этом процессе, создав отличительное испанское звучание, которое

можно было бы признать и прославить за рубежом. Благодаря этому его песни имели прочную основу в испанской истории и традициях, но в то же время включали в себя элементы современных музыкальных тенденций.

В отличие от вокальных жанров, которые ранее доминировали в испанской музыке, оркестровые композиции Бре-тона особенно примечательны. Бретон заменил самый известный в стране музыкальный жанр - зарсуэлу, разновидность испанского музыкального театра. Добавляя испанские темы и мотивы в свои композиции, Бретон стремился улучшить положение симфонической музыки. Он считал, что эта стратегия поможет создать самобытный национальный стиль, отличный от других европейских музыкальных традиций, и сделает возможным признание испанской музыки на мировом уровне.

Для изучения композиций Бретона можно использовать как нарратологи-ческий, так и национальный подход. С нарратологической точки зрения его музыка предлагает сюжеты, глубоко погруженные в историю и культуру Испании. Например, его опера «Los Amantes de Teruel» рассказывает о двух обреченных влюбленных из испанской области Арагон. Это произведение является прекрасной иллюстрацией усилий Бретона по созданию характерного испанского звучания, поскольку в нем

в значительной степени воплощены испанский фольклор и музыкальные традиции.

С национальной точки зрения, музыку Бретона можно рассматривать как попытку сформировать отдельную испанскую музыкальную идентичность в рамках общеевропейской музыкальной традиции. Он считал своей обязанностью привлечь внимание к испанской музыке, которая до сих пор оставалась незамеченной. В результате, одновременно обращаясь к современным европейским музыкальным тенденциям, его музыка содержит аспекты испанской истории, фольклора и музыкальных традиций. В результате слияния испанских и европейских влияний возник самобытный национальный стиль, который был одновременно современным и прочно укоренившимся в традициях [2].

В результате своеобразной истории, культуры и географии страны Испания имеет богатую и разнообразную музыкальную традицию. В этом контексте невозможно переоценить, насколько важна была музыка в развитии испанского национального стиля. Хотя зарсу-эла и опера были неотъемлемой частью этого процесса, основное внимание в данной статье уделяется значению оркестровых произведений, в частности произведений Бретона, в создании национальной музыкальной культуры.

Музыкальная продукция Бретона в начале XIX века уникальна среди его современников и предшественников тем, что он сосредоточился на симфо-ническихкомпозициях. ЙЕго сочинения служат конкретной иллюстрацией того национального музыкального наследия, за которое он боролся на протяжении всей своей жизни. Для лучшего понимания этого рассматриваются и сравниваются «Escenas andaluzas» и «Snfonia № 2 en mi bemol mayor» Бре-

тона, которые связаны с идеями национального стиля и традициями художественной музыки эпохи романтизма.

Статья создает аналитическую структуру, используя материал первых двух глав для контекстуализации этих произведений. Эта схема учитывает интеллектуальные, культурные и исторические достижения, произошедшие в Испании в XIX веке, а также музыкальные нормы эпохи романтизма. Статья стремится продемонстрировать взаимосвязь между этими двумя произведениями и другими стилями испанской музыки того периода с помощью этой точки зрения [3].

Снфония № 2 en mi bemol mayor Бретона, написанная в 1884 году, представляет собой масштабное оркестровое произведение, демонстрирующее техническое и творческое мастерство композитора. Симфония включает в себя различные музыкальные стили, такие как испанская народная музыка и немецкий романтизм. Значительное использование в произведении элементов испанского фольклора, таких как хота и фанданго, связывает его с национальной традицией художественной музыки, которую Бретон стремился развивать.

Подобным образом в «Escenas andaluzas» Бретона, написанном десятилетием позже, используется народная музыка Андалусии для создания яркого, эмоционального образа этой местности. Замечательное использование в произведении ритмов и мелодий фламенко позволяет подчеркнуть связь между испанской художественной музыкой и богатым культурным наследием страны.

В статье на примере сравнения этих двух произведений показано, как творческая техника Бретона формировалась под влиянием общих музыкальных и

культурных факторов. Эти и подобные им произведения важны для развития испанской национальной традиции художественной музыки.

Ученые превратили изучение национальной музыки в заметную область исследований, изучая связи между музыкой и национальной идентичностью с помощью различных теоретических рамок и аналитических методов. Чтобы заложить теоретическую основу для символического анализа национальной музыки, в данной статье мы рассмотрим этносимволический и нарратоло-гический подход. Для этого мы будем опираться на работы Энтони Д. Смита, Карла Дальхауса, Роберта Хаттена и Раймона Монелла [4].

Сначала мы рассмотрим теорию эт-носимволического национализма Смита, которая утверждает, что построение национальной идентичности включает в себя ряд символических действий, таких как использование национальных символов, мифов и сказок. Эта парадигма утверждает, что национальная музыка в контексте нации действует как символ ее культурной истории и идентичности. Понятие «национального стиля» Дальхауса, которое обозначает отличительные музыкальные черты и обычаи, развивающиеся в рамках определенной национальной культуры, дополняет взгляды Смита.

В статье будет исследована идея музыкальной нарратологии, опираясь на эти теоретические основы и ссылаясь на работы Хаттена и Монелла. Этот метод подчеркивает то, как музыка служит повествованию, при этом различные музыкальные компоненты выступают в качестве сигнификаторов, которые вносят вклад в большую повествовательную дугу. Эта концепция предполагает, что музыкальные аспекты могут служить маркерами национальной

идентичности в контексте национальной музыки, при этом определенные мелодические, гармонические и ритмические паттерны функционируют как индикаторы определенной национальной культуры.

В данной статье предпринята попытка предложить методологию символического анализа национальной музыки с использованием этих теоретических основ. Ученые могут лучше понять, как создается национальная музыка и как она способствует формированию национальной идентичности, исследуя способы, с помощью которых музыкальные элементы служат эмблемами национальной идентичности в рамках определенной повествовательной дуги [5].

Рамки этносимволизма и труды Дальхауса - это два важных направления, которые предлагают глубокие взгляды на то, как создается музыка той или иной страны. Теории Даль-хауса сосредоточены на том, как национальная аудитория воспринимает национальный стиль, в отличие от эт-носимволизма, который подчеркивает значение резонансных символов в формировании национальных культур и движений. Эти две идеи гармонично сочетаются друг с другом и предлагают основу для изучения символической ценности национальной музыки.

Согласно этносимволизму Смита, национальные символы представляют большинство людей в стране или националистическое движение и могут вызывать чувство гордости за свою страну или культурные воспоминания. Конституция 1812 года и Реконкиста являются двумя примерами мощных символов в случае Испании. Аналогичным образом, по мнению Дальхауса, стиль должен рассматриваться национальной аудиторией как национальный.

Но чтобы стиль был действительно национальным, большинство аудитории должно считать его таковым [6].

Использование музыкального языка и символики композитором должно быть глубоко изучено, чтобы понять, почему некоторые музыкальные произведения признаны национальным искусством. В рамках парадигмы этно-символизма эти символы могут быть позиционированы. Таким образом, можно найти и изучить символическое значение музыки той или иной страны.

Более того, теории Дальхауса и эт-носимволизма помогают нам понять связь между музыкой и национальной идентичностью. Ценности, идеалы и стремления культуры выражаются через национальную музыку, которая является не просто источником развлечения. Сложное взаимодействие социальных, политических и культурных переменных приводит к развитию и принятию национального музыкального стиля. Для того чтобы лучше понять социальные и культурные условия, формирующие национальную музыку, полезно изучить ее через эти линзы.

На протяжении всей истории национализм - политическая философия, поддерживающая развитие и защиту культуры и самобытности страны -оказывал значительное влияние. Мир, в котором мы сейчас живем, в значительной степени сформировался под его влиянием, оказывая воздействие на все сферы - от политики до искусства. Изучение музыкальной нарратологии -одна из областей, которая еще не была тщательно исследована в контексте национализма. Музыкальная нарратоло-гия может предложить свежий взгляд для изучения фона, символов и тем национальной идентичности в музыке.

Нарратология, изучение структуры повествования, применяется к музыке,

исследуя способы, которыми исполнители передают смысл с помощью композиционных жестов и мелодических тем. На протяжении всей своей истории музыка использовала темы для выражения различных эмоций и идей. Музыкальные темы - это группа взаимосвязанных жестов, которые распознаются как композиторами, так и слушателями. Рассматривая эти композиционные жесты и музыкальные темы, мы можем лучше понять символы и контекст, которые композиторы используют для создания смысла в своих произведениях [7].

Теперь у нас есть стандартизированный язык для определения и выражения этих ранее абстрактных понятий, что является одним из главных преимуществ музыкальной нарратологии. Мы лучше понимаем музыкальные произведения в результате того, что можем более четко определить и понять, как композиторы кодируют смысл своих произведений. В качестве иллюстрации рассмотрим Третью симфонию Бетховена. Есть несколько подсказок, таких как ключ произведения и использование рогов, труб и ударных, которые указывают на охотничью или военную тему. Хотя слушатели и композиторы современной эпохи знают об этих вопросах, ранее они не подвергались глубокому исследованию или анализу.

Изучение национализма может выиграть от использования музыкальной нарратологии. Мы можем лучше понять функцию, которую музыка играет в установлении и сохранении национальной идентичности, изучив символы и контекст, которые часто прочно связаны с национальной идентичностью. Хорошей иллюстрацией того, как музыка может быть использована для продвижения и сохранения национальной идентичности, являются национальные

гимны. Мы можем узнать больше о том, как композиторы используют музыку для передачи представлений о национальной идентичности, проанализировав творческие жесты и музыкальные проблемы, используемые в этих гимнах.

Национализм и нарратология - два независимых, но взаимосвязанных понятия, которые могут быть рассмотрены вместе через призму национальных символов. Включение национальных эмблем в музыкальные композиции вызывает озабоченность тем, как эти символы воспринимаются и понимаются различными аудиториями, даже если нарратология обычно сосредоточена на европейской художественной музыке. Это особенно актуально в контексте национализма, когда чувство идентичности и принадлежности часто передается через использование национальных символов и тем.

Изучение повествования в музыке известно как музыкальная наррато-логия, и оно включает в себя рассмотрение символов и настроек, которые влияют на темы и смысл музыкальных композиций. Эти темы представляют собой группу связанных между собой композиционных приемов, которые могут применяться для изображения определенного тона, темы или сюжета. Мы можем лучше понять музыкальную композицию и выраженные в ней концепции, если проанализируем эти темы более подробно.

Национализм часто использует национальные темы и символы для укрепления чувства идентичности и принадлежности. Эти символы и темы также могут иметь музыкальный подтекст, например, использование рожков, труб и ударных инструментов, чтобы вызвать чувство патриотизма или военной гордости. Однако, в зависимости от аудитории, разные люди могут

интерпретировать эти символы и темы по-разному.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда слушатели в разных странах могут по-разному интерпретировать музыкальное произведение, в котором используется военная тема. Благодаря использованию определенных инструментов и композиционных приемов, обобщенная военная тема может быть распознана большинством слушателей; тем не менее, конкретные последствия и значения этой темы могут отличаться в зависимости от страны. Например, в Испании военная тема может восприниматься иначе, чем в других странах, из-за истории завоеваний и конфликтов в этой стране.

Эти национальные темы и символы могут использоваться композиторами-националистами, такими как Бретон, для создания произведений, глубоко укоренившихся в их культурной среде. Изучая нарратологию, мы можем больше узнать о значениях и последствиях национальных символов, а также о том, как эти символы используются для формирования чувства национальной идентичности и принадлежности.

Существует возможность объединения теорий Дальхауса и Смита с теориями музыкальной нарратологии для лучшего понимания национальной музыки и ее символизма. Дальхаус делает сильный акцент на ценности современной аудитории и ее взглядов в понимании музыкальных произведений. Это означает, что для развития нарратоло-гического анализа и постижения символов, используемых национальными композиторами, необходимо создать историческую основу, которая может быть связана с этой аудиторией.

Нарратология также может быть интегрирована с теорией этносимво-лизма Смита. Символы в национальных

произведениях могут быть найдены с помощью нарратологии, а уровень их резонанса в стране можно определить, изучив впечатления слушателей от этих произведений в их собственном национальном контексте. Благодаря повторению эффективных символических жестов в творчестве композитора или национальной композиторской школы, такое сочетание теорий позволяет развить более глубокий смысл.

Метод особенно актуален при изучении национальной музыки, где символизм и другие нарратологиче-ские элементы могут быть использованы для развития глубокого смысла, уникального для данной культуры или страны. Чтобы вызвать звуки битвы, военная тема, например, часто используется в музыке и обычно связана с рожком, трубой и ударными. Однако то, как понимать эту тему, зависит от культурной среды, в которой она используется. Можно создать более точное национальное значение, исследуя исторический контекст и культурную память, связанную с этой темой.

Кроме того, использование национальных символов и других нарратоло-гических элементов можно распознать, взглянув на произведения таких национальных композиторов, как Бретон. Возможно, эти символы используются для того, чтобы пробудить определенные культурные воспоминания или создать ощущение национальной идентичности. Более полное понимание культурного значения этих символов и того, как они используются для создания национальной музыкальной идентичности, можно получить, рассмотрев, как эти символы используются в творчестве композитора или национальной композиторской школы.

Музыкальное творчество Брето-на было чрезвычайно разнообразным,

включая различные жанры, такие как симфонии, камерная музыка и зарсу-элас (форма испанской оперетты). По сравнению с другими испанскими композиторами той эпохи, такими как Чап и Арриета, Бретон создал удивительно разнообразные произведения. Движение регенеративистов, целью которого было возрождение испанской культуры путем смешения компонентов классической испанской музыки и культуры с современными художественными формами, оказало на него значительное влияние [8].

Сценические пьесы, камерная музыка и оркестровые сочинения Бретона особенно богаты национальными чувствами и демонстрируют его участие в движении возрождения. Бретон часто включал в свои сарсуэльные произведения испанские народные мелодии и ритмы, а также традиционные испанские танцевальные стили, такие как фанданго и хота. Эти компоненты использовались для того, чтобы пробудить в зрителях чувство гордости и национальной идентичности [9].

Подобно этому, Бретон часто черпал вдохновение в испанской литературе и культурных традициях при сочинении камерной музыки. Один из его струнных квартетов «La Verbena de la Paloma» был основан на известной испанской пьесе, а одна из его сюит «Escenas Andaluzas» была написана под влиянием географии и народа Андалусии. Бретон передал настроение этих произведений с помощью музыкальных мотивов и символов.

Томас Бретон был плодовитым композитором в обоих жанрах вокального театра, наиболее популярных в Испании XIX века: зарсуэла и опера. Его произведения в этих жанрах известны своим коммерческим успехом и непреходящей привлекательностью, а также

вкладом в создание испанского национального музыкального стиля.

Испанские оперы и зарзуэлы Бре-тона являются примерами его связи с движением регенеративистов и модер-низационными событиями в Испании в конце XIX века. Эти произведения черпали вдохновение как в современных европейских художественных движениях, так и в традиционной испанской музыке и культуре. Стремясь создать произведения, которые были бы одновременно испаноязычными и перспективными, Бретон попытался объединить эти многочисленные источники вдохновения в своих композициях.

Продолжительность и масштабность зарзуэлей Бретона - два наиболее заметных отличия между ними и испанскими операми. Зарсуэлы, как правило, легче и короче опер, с концентрацией на комедийных или романтических сюжетах и веселых танцевальных эпизодах. С другой стороны, испанские оперы обычно имеют более длинную, сложную музыкальную и повествовательную структуру и являются более серьезными и драматичными.

Несмотря на их различия, и испанские оперы, и зарсуэлы внесли значительный вклад в создание национального стиля в испанской музыке. Помимо повышения художественного наследия нации, они рассматривались как способ передачи испанской идентичности и гордости. В то время как современники Бретона пропагандировали зарсуэлу как местную форму, сам он стремился содействовать развитию испанской оперы как более сложного жанра.

Зарсуэлы и испанские оперы Бретона остаются популярными и сегодня, как в Испании, так и за ее пределами. Такие произведения, как «Вербена Па-ломы», «Аманты Теруэля» и «Долорес», славятся своими запоминающимися

мелодиями, колоритными персонажами и ярким изображением испанской жизни и культуры. Эти произведения продолжают исполняться и записываться современными артистами, демонстрируя непреходящую привлекательность вклада Бретона в испанскую оперную традицию [10].

References / Список литературы

[1] Tomás Bretón, Diario (1881-1888) (Madrid: Caja

de Madrid, 1995); Tomás Bretón, Más en favor de la ópera nacional (Madrid: Pizzaro, 15, Bajo, 1885).

[2] Anthony D. Smith, Ethno-symbolism and Nationalism (New York: Routledge, 2009); Dahlhaus, Between Romanticism and Modernism, trans. Mary Whittall (Berkeley: University of California Press, 1980); Robert S. Hatten, Musical Meaning in Beethoven (Bloomington: Indiana University Press, 2004) and Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes (Bloomington: Indiana University Press, 2004); Raymond Monelle, The Musical Topic (Bloomington: Indiana University Press, 2006).

[3] Kofi Agawu, Playing with Signs: A semiotic Interpretation of Classic Music (Princeton: Princeton University Press, 1991); Eero Tarasti, A Theory of Musical Semiotics (Bloomington: Indiana University Press, 1994); Hatten, Musical Meaning in Beethoven and Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes; and Monelle, The Musical Topic.

[4] Bretón, Más en favor de la ópera nacional; La Ópera Nacional y El Teatro Real Madrid (Madrid: Casa Dotesio, 1904); La ópera nacional (Madrid: Imp. Bernardo Rodriquez, 1906); Orentación de nuestro Teatro Lírico (Madrid, Imp. Ciudad Lineal, 1911)

[5] Leonard Ratner, Classical Music: Expression, Form,

and Style (New York: Schirmer Books, 1980).

[6] The Musical Topic, 113-181. Further analysis of this work could perhaps reveal that the different types of percussion and trumpet calls could be used to represent the opposing sides of the battle.

[7] Tomás Bretón, Gúzman el bueno, score, 1877, Biblioteca Nacional de España.

[8] Bretón, Diario (1881-1888), 194-197 and Ramón

Sobrino, ed., Sinfonía no. 2 en mi bemol Mayor (Madrid).

[9] Hatten, Musical Meaning in Beethoven and Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes.

[10] Victor Sánchez, Tomás Bretón: Un músico de la Restauración (Madrid: ICCMU, 2002), P. 484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.