Научная статья на тему 'Роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодых кадров в постперестроечный период'

Роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодых кадров в постперестроечный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
428
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗЫ / МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КРУЖКИ КАЧЕСТВА / КООПЕРАТИВНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / TRADE UNIONS / THE MODULAR ORGANIZATION OF EDUCATION / QUALITY MUG / COOPERATIVE SYSTEM OF A PROFESSIONAL TRAINING / THE STATE SYSTEM OF A PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбацких Мария Сергеевна

Анализируется роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодежи в постперестроечный период, а также проблемы профсоюзного движения современной России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role of trade unions in the course or preparation and employment of youth during postreorganization period is analyzed, and also problems of trade unions movement in modern Russia are described.

Текст научной работы на тему «Роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодых кадров в постперестроечный период»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 87-90.

М. С. Курбацких

роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодых кадров в пострперестроечный период

Анализируется роль профсоюзов в процессе подготовки и трудоустройства молодежи в постпере-строечный период, а также проблемы профсоюзного движения современной России.

Ключевые слова: профсоюзы, модульная организация обучения, кружки качества, кооперативная система подготовки кадров, государственная система подготовки кадров.

Социально-экономический кризис в России, приведший к значительному падению уровня жизни населения, не обошел своим негативным влиянием и молодежь. Наряду с общими для современного рынка труда проблемами четко обозначились проблемы, особенно острые и характерные именно для положения молодежи. В мировой экономике существует три основных системы подготовки кадров: кооперативная, производственная и государственная, а также множество их вариантов. Кооперативная система подготовки кадров основывается на взаимодействии организаций, представляющих работодателей, государство и профсоюзы. Производственная система подготовки кадров ориентируется на пожизненный наем и низкую текучесть рабочей силы, обеспечиваемые передовыми фирмами. Государственная система подготовки кадров базируется на регулировании подготовки кадров централизованно или с учетом рыночного спроса и предложения [8]. Сегодня система подготовки кадров выглядит оторванной от реальных потребностей народного хозяйства. Учебные заведения готовят специалистов исходя не из спроса, а из своего потенциала. Грешит этим и система переобучения ищущих работу граждан. Что же предпринимается социальными партнерами — в первую очередь профсоюзами — для изменения сложившейся ситуации?

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, средних технических и средних специальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивой ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает вероятность трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учится, к концу 1998 г. ее численность в целом по России превышала 1 млн.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования. Часто переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится

потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется по причине неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, однако работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникают теоретические и прикладные задачи количественного и качественного сопоставления востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Следствием этих и других проблем стал рост опасных социальных пороков среди молодежи: преступности, наркомании, проституции, а также падение престижа честного производительного труда и криминализация занятости. Положение молодежи усугубляется все еще слабой ее социальной защищенностью и фактической неорганизованностью [11].

В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство. При подготовке должны быть точно определены задачи, строго соответствующие целям организации в целом. Следовательно, подготовка персонала является важным элементом в системе управления и должна контролироваться непосредственно работодателем.

Ускорение процесса реализации нововведений требует приспособления образовательных учреждений к постоянно изменяющимся условиям производства, что невозможно без непрерывного и всестороннего сотрудничества работодателя и учебного заведения. Здесь нельзя не отметить ряд позитивных тенденций взаимодействия триады «государство — работодатель — учебное заведение».

Во-первых, более тесными становятся связи организаций с вузами и другими образовательными учреждениями. Последние разворачивают программы обучения с учетом прикладных задач, а то и прямых запросов организаций.

Во-вторых, значительно возрос интерес компаний к моделям непрерывного образования, поддержке заочного обучения, «модульной» организации учебных программ, концепции «открытого обучения» и другим формам постоянного обновления знаний работников.

В-третьих, совершенствуются организационные механизмы внутрифирменного обучения, в том числе в рабочих группах, «кружках качества» и пр., а также в системе наставничества. Особое внимание этим вопросам уделяется в японских фирмах, где управляющие и специалисты до 20-30 % своего рабочего времени тратят на обучение персонала [2].

Роль профсоюзов в развитии сотрудничества бизнеса и профессионального образования в Российской Федерации пока нельзя считать значительной. Можно согласиться с исследователями В. Башмаковым и Ш. Санатуловым, которые выделяют пять основных функций профсоюзов: организация социальных практик; регуляция социально-трудовых отношений; защитная; представительская, контрольная [1].

Осмысление роли, стратегии и тактики профсоюзов, объединенных ФНПР, проходило в три этапа.

Для первого этапа (становление ФНПР, определение ее роли и места в российском обществе, поиск форм и методов профсоюзной работы, 1990-1993) было характерно, что борьба за социальные права трудящихся осуществлялась в условиях, когда профсоюзы имели крепкую материально-финансовую базу и управляли средствами фонда социального страхования. Специфика первого этапа состояла в том, что сложился своеобразный механизм перехода профсоюзов к коллективным акциям протеста. Этим акциям, как правило, предшествовали большая подготовительная работа в профсоюзных организациях, прежде всего в первичных, выдвижение определенных требований, провозглашение призывов [10].

Реформирование профсоюзов на втором этапе было обусловлено опасностью противоправной ликвидации ФНПР в октябре 1993 г. Произошла смена руководства. Внеочередной съезд (1993) принял решение отказаться

от противостояния с правительством [13]. На этом этапе (октябрь 1993 — 1996) осуществлялись переосмысление и изменение направлений деятельности профсоюзов в условиях проведения государственной политики отторжения профсоюзов от участия в управлении и организации контроля за расходованием средств социального страхования, попыток снижения тарифов страховых взносов и противодействия консолидации внебюджетных средств в федеральном бюджете, образованию и росту задолженностей по выплате пенсий и социальных пособий. Специфика второго этапа заключалась в том, что в основном в это время завершается формирование правовой базы забастовочного движения, принимаются федеральные законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. [10].

Специфика третьего этапа (с 1996 по настоящее время) состоит в том, что в соответствии с программными решениями III съезда ФНПР активно используются возможности развивающегося социального партнерства. Этот этап деятельности профсоюзов совпал с периодом модернизации. Преобразования в период модернизации обусловлены тем, что в 2000 г. произошла смена федеральных исполнительной и законодательной властей. Впервые за последние годы стало возможным перейти в отношениях между социальными партнерами от конфронтации к сотрудничеству и взаимодействию. IV съезд ФНПР (ноябрь 2002) призвал федеральные органы исполнительной и законодательной власти к проведению взвешенных социальных реформ с учетом последствий их реализации в интересах большинства российских граждан [1]. На V съезде ФНПР (ноябрь 2006) в отчетном докладе Генерального Совета было подчеркнуто: «В 2002-2006 годах профсоюзы действовали в условиях реформирования ключевых направлений жизни общества. На фоне административной реформы шли коренные преобразования. Начали реализовываться приоритетные национальные проекты» [2].

Таким образом, история функционирования профсоюзного движения в новой России началась с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов в 1990 г. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Позже в России начали появляться профсоюзы,

не входящие в ФНПР (Соцпроф, Всероссийская конфедерация труда, Конфедерация труда России и др.), которые активно осуществляют действия в защиту прав работников [5]. Поэтому проблемы молодежи находятся в центре внимания российских профсоюзов, их крупнейшего общероссийского объединения — ФНПР. В Концепции впервые были сформулированы социально-экономические вопросы, наиболее остро затрагивающие работающую и учащуюся молодежь, а также задачи профсоюзных организаций при осуществлении молодежной политики [5]. Если в 2001 г. по инициативе профсоюзных юристов (ФНПР) в органы прокуратуры было направлено 685 материалов, то в 2005 г. их число возросло более чем в пять раз. В течение пяти лет по результатам свыше 10 тыс. проверок и направленным по ним в органы прокуратуры материалам в 70 % случаев были приняты меры прокурорского реагирования в защиту прав трудящихся [3]. ФНПР участвует в международных образовательных проектах, таких, например, как проект дистанционного обучения по теме «Права профсоюзов», организованный МКСП. Ежегодно по квоте ФНПР в вузах обучается около 400 студентов, получая первое или второе высшее профессиональное образование. Учреждено восемь стипендий ФНПР, которые ежегодно вручаются лучшим студентам Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов [7]. Однако назвать какие-либо конкретные инициативы профсоюзов в сфере профессионального образования в настоящий момент затруднительно. Вместе с тем профсоюзные лидеры отмечают, что молодежь недостаточно активно использует профсоюзы для защиты своих прав и интересов, несмотря на то что действия через профсоюзы — давно подтвердившая свою эффективность форма защиты прав трудящихся [12]. Главным мотивом членства в профсоюзе для любого человека является перспектива получить от данной организации необходимую помощь и поддержку. Причем не только разовую материальную, как в кассе взаимопомощи, но и такую, которую можно обеспечить лишь всей мощью и авторитетом организации, способной защитить основные социально-экономические и трудовые права граждан. Прежние социально-бытовые функции (помощь в получении жилья, обеспечение местами в ясли и детские сады, дефицитными товарами и т. п.), которые ранее были главной

заботой профсоюзов, теперь свелись к оказанию социальной помощи особо незащищенным слоям (матерям-одиночкам, престарелым и др.). А это лишает профсоюзы прежней социальной базы, что отрицательно сказывается на их авторитете, на выполнении ими своей социальной роли. В то же время профсоюзы сами нуждаются в пополнении собственных рядов молодыми членами и не используют всех возможностей для работы с ними. По социологическим данным [3], в настоящее время в России, как и во всем мире, происходит старение членского состава профсоюзов, их кадров и актива. Во многом это связано с кризисными тенденциями развития самих профсоюзов. Работодатели и власти готовы рассматривать данные организации как равноправного партнера в том случае, если профсоюзы на самом деле представляют наемных работников, а следовательно, могут мобилизовать их на активные действия, направленные против государства и компаний [6]. Теряя поддержку со стороны рабочих, профсоюзы перестают быть реальной социальной силой. Также недостаточными кажутся действия профсоюзов по защите прав «молодых специалистов». Само понятие «молодой специалист», обозначавшее ранее некий статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые и социальные права (отсутствие испытательного срока при приеме на работу, невозможность увольнения в течение первых трех лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т. д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» — выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу. При всем этом было бы нелепо отрицать необходимость профсоюзов вообще и для молодежи в частности. Общество заинтересовано в независимом от государства институте, который бы защищал интересы работников, и именно в этом направлении нужно проводить реорганизацию профсоюзного движения [14]. В сложившейся ситуации профсоюзам нужно принять комплекс мер по социальной и правовой защите молодежи, сформировать единую молодежную политику

на общефедеральном уровне, используя собственный опыт и достижения зарубежных стран, реальные планы по работе с молодежью на региональном и местном уровнях. Очень важно не терять, и более того, привлекать молодежных лидеров в профсоюзные организации. Сделать деятельность профкомов результативной и прозрачной. Сегодня профсоюзам необходимы новые методы работы, пересмотр структуры, концентрация всех усилий на защите трудовых прав, решении социально-экономических проблем молодежи.

Список литературы

1. Башмаков В. И., Санатулов Ш. З. Профсоюзы современной России. М., 2007. С. 87.

2. Бизюков П. В. Альтернативные профсоюзы на пути освоения социального партнерства // Социс.

2001. № 5. С. 144.

3. Бурджалов Ф. Э. Социальные гарантии и социальная ответственность // Общество и экономика.

2002. № 3-4. С. 31.

4. Власть и образование // Дайджест прессы (МГТУ им. Н.Э. Баумана). 2008. Февраль. С. 20-31.

5. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб. : Наука, 1993. С. 127.

6. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М. : Изд-во ГУ ВШЭ. 2001. С. 34.

7. Концепция молодежной политики ФНПР // Библиотечка профсоюз. активиста. 1999. № 4. С. 61.

8. Малышев М. А. Профсоюзы в социально-партнерских отношениях в сфере труда. М., 2009. С. 79.

9. Петрова Л. Е. Как умирают «советские» профсоюзы // Мир России. 2001. № 3. С. 45-47.

10. Профсоюзы России: современный этап. 19902005 годы / под ред. Н. Н. Гриценко. М. : Изд-во АТиСО, 2005. С. 238.

11. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР. 2123 марта 1990 г. : стеногр. отчет. М. : Профиздат, 1990. С. 34-35.

12. ФНПР в меняющемся обществе : инф. сб. от IV к VI съезду ФНПР. М., 2006. С. 9.

13. Фролова Т. Л. Будущее профсоюзного движения // Библиотечка профсоюз. активиста. 2003. № 2. С. 47-48.

14. Шулус А. А. Гражданское общество и профсоюзы : сб. материалов. М., 2006. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.