Научная статья на тему 'Роль профессуры в распространении идей немецкой философии в России в первой четверти XIX века'

Роль профессуры в распространении идей немецкой философии в России в первой четверти XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ШЕЛЛИНГИАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ / МОСКОВСКАЯ ПРОФЕССУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константинова Л.В.

В данной статье рассмотрена роль профессуры Московских и Санкт-Петербургских высших учебных заведений в распространении идей немецкой философии в России в первой четверти XIX века. Показан вклад профессуры в формирование научных и общественных интересов российской интеллектуальной дворянской молодежи в середине 1820-х начале 1830-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессуры в распространении идей немецкой философии в России в первой четверти XIX века»

РОЛЬ ПРОФЕССУРЫ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ИДЕЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

© Константинова Л.В.*

Новокузнецкий институт - филиал Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

В данной статье рассмотрена роль профессуры Московских и Санкт-Петербургских высших учебных заведений в распространении идей немецкой философии в России в первой четверти XIX века. Показан вклад профессуры в формирование научных и общественных интересов российской интеллектуальной дворянской молодежи в середине 1820-х - начале 1830-х годов.

Ключевые слова немецкая философия, шеллингианство, общественная мысль, московская профессура.

Интерес в России к немецкой философии проявился с начала XIX века. К числу основных причин, повлиявших на данный процесс, можно отнести утверждение романтизма в духовной культуре и национальный подъем после войны 1812 года. Автором, чьи труды оказались наиболее популярны в России в начале XIX века, был немецкий философ Шеллинг. Однако до 1820-х годов новые философские идеи являлись достоянием единиц. Подавляющее большинство российского дворянства не было склонно к теоретизированию, тем более к философствованию. Еще одним фактором, мешавшим более активному распространению в России идей немецкой философии, являлось отношение правительства, которое опасалось, что вместе с философией из Европы будут занесены и бунтарские настроения. Показательны в этом отношении замечания М.Л. Магницкого, бывшего попечителя Казанского учебного округа в конце 1810-х - начале 1820-х годов. В 1826 году М.Л. Магницкий пишет целую серию докладных записок в министерство народного просвещения и в III отделение. Мы не будем останавливаться на побудительных мотивах написания самих записок. Примечательно, что М.Л. Магницкий был твердо убежден, что значительную роль в распространении «разрушительных» начал в обществе и, особенно, в народном воспитании, сыграла именно немецкая философия. По мнению автора, необходимо было запретить преподавание философии в университетах и других учебных заведениях, а труды немецких философов изъять из библиотек [3, лл. 36-36 об., 101].

* Доцент кафедры Отечественной истории и методики преподавания истории, кандидат исторических наук.

Несмотря на ряд запретительных мер, очагами распространения немецкой философии стали учебные заведения, преимущественно столичные. Необходимо отметить роль Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, где горячими поклонниками немецкой философии Канта, Фихте, Шеллинга являлись Ф.А. Голубинский и Ф.Ф. Сидонский. Ф.А. Голубинский не только был знаком с трудами Шеллинга, но и состоял с ним в переписке. Конечно, в духовных академиях отношение к философии было критическим. Философские идеи интерпретировались через призму православной религии, а потому сложно было составить цельное представление об идеях немецкой философии. Тем не менее, духовные учебные заведения сыграли свою позитивную роль в популяризации философских идей. Вполне можно согласиться с мнением Н.П. Колюпанова, что в период 1810-1840-х годов в духовных учреждениях «получили первоначальное образование чуть ли не все ученые и профессора, которые впоследствии, выйдя в светское звание, были проводниками и распространителями философского движения, охватившего мыслящую часть общества с конца двадцатых годов» [4, с. 435-436].

Начало 1820-х годов стало своеобразным рубежом в распространении идей немецкой философии в России, она стала проникать в стены светских учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.

Первым познакомил русское общество с философским учением Шеллинга Д.М. Велланский, профессор Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, выпустив в 1805 году одну из первых русских книг, написанных в духе философии природы Шеллинга, «Пролюзия к медицине как основательной науке». Его лекции и труды послужили фундаментом мировоззрения русских шеллингианцев 1820-1830-х годов. Несмотря на запреты и оговоры, он не прекращал своей деятельности. Спустя четверть века после первых выступлений лекции Д.М. Велланского слушал один из бывших любомудров - А.И. Кошелев [4, с. 443]. Велланский был другом А.А. Елагина, отчима И.В. Киреевского, который также был членом философско-просве-тительского «Общества любомудрия». Елагин А.А. не без влияния своего друга-шеллингианца, после возвращения из заграничных походов русской армии стал активно интересоваться немецкой философией, перевел на русский язык «Критику чистого разума» И. Канта и одну из работ Шеллинга [8, с. 23]. Можно предположить, что интерес к изучению философских трудов Шеллинга у И.В. Киреевского сформировался еще в юные годы, не без влияния отчима и, опосредованно, Д.М. Велланского.

Кроме Д.М. Велланского в Санкт-Петербурге страстным приверженцем новейшей немецкой философии был А.И. Галич, выходец из духовного звания. В 1808 году молодой выпускник Санкт-Петербургского педагогического института был направлен за границу в Германию для подготовки к профессорскому званию, где и увлекся идеями Шеллинга. С 1813 по 1821 год Галич читал курс философии в педагогическом институте, а затем и в соз-

данном на его основе университете. Он также преподавал в 1814-1815 годах российскую словесность в Царскосельском лицее, а также читал курс философии в Петербургском университетском благородном пансионе. Многие лицеисты позднее с теплотой вспоминали своего наставника, в том числе и А.С. Пушкин. В 1821 году во время так называемого «дела профессоров» Галич был обвинен в безбожии и фактически лишен права преподавать, а через несколько лет был отставлен от профессуры [5, с. 516-517].

Именно А.И. Галич стал автором первых крупных философских трудов в России. В 1818-1819 годах им была издана «История философских систем» в двух томах, в которой были систематизированы взгляды крупнейших европейских философов конца XVIII - начала XIX вв. Во втором томе автор изложил черты «философии тождества» Шеллинга. Это сочинение было удостоено Высочайшей благодарности, но в 1821 году оно же послужило поводом к отставке А.И. Галича с должности профессора кафедры философии. Тем не менее, Галич продолжал оставаться шеллингианцем, и через 10 лет выпустил еще один философский труд - «Черты умозрительной философии», представлявший собой выборку из работ немецких последователей Шеллинга. Самым заметным философским сочинением А.И. Галича стал изданный в 1825 году трактат «Опыт науки изящного», посвященный проблемам эстетики. Это сочинение оказало заметное влияние на читающую публику. И.В. Киреевский в 1845 году в критическом разборе книги Н.И. На-деждина «Опыт науки философии» вспоминал о том, какое неизгладимое впечатление на него в молодости произвела работа Галича. Другие члены «Общества любомудрия» также были впечатлены трудом Галича. Д.В. Веневитинов в письме другу и единомышленнику А.И. Кошелеву писал: «Читайте и прочтя перечтите. Я не во всех местах равно согласен с сочинением, ... но не мог надивиться глубокомыслию его, постоянной системе и философическому порядку. Оно, как великолепное здание, возвышается на бесплодной равнине нашей теоретической словесности» [1, с. 355]. Работа А.И. Галича была важна тем, что впервые автор сформулировал ряд философских постулатов, которые легли в основу литературной теории романтизма. Наиболее важным является положение о связи философии и эстетики: «наука изящного или вовсе невозможна, или же возможна только как философия изящного» [2, с. 225].

Не меньшее значение имела деятельность московских профессоров-шеллингианцев - М.Г. Павлова и И.И. Давыдова - оказавших прямое влияние на возникновение философского кружка любомудров.

Давыдов И.И., выпускник Московского университета, после защиты магистерской диссертации становится преподавателем российской словесности, нравоучения, логики и истории философии в Московском университетском благородном пансионе. Познакомившись с идеями Шеллинга еще в университете, Давыдов в пансионе старался обучать своих юных питомцев

началам немецкой философии. Хотя собственное философское образование И.И. Давыдова было весьма поверхностным, он стремился развивать философские способности своих воспитанников. По мнению М.А. Турьян, Давыдов стремился извлечь из идей Шеллинга рациональное зерно, игнорируя натурфилософские «красоты» [7, с. 32]. Стремление к систематизации и математической точности постулатов оказало сильное влияние на В.Ф. Одоевского, руководителя московского кружка любомудров, выпускника благородного пансиона. Первые свои философские сочинения - апологи - В.Ф. Одоевский пишет в 1822 году, до появления кружка любомудров. Друзья Одоевского по пансиону В.П. Титов и С.П. Шевырев также сделали свои первые шаги на литературном и философском поприще под руководством И.И. Давыдова. Конечно, Давыдов не являлся глубоким и оригинальным мыслителем, а скорее философствующим эклектиком, но несомненен его вклад в распространение идей немецкой философии в России в 1820-х гг.

Еще одним деятелем, повлиявшим на умы нескольких поколений молодежи, был профессор кафедры минералогии и сельского домоводства М.Г. Павлов, выпускник медицинского и физико-математического отделений Московского университета. Увлечение М.Г Павлова философией Шеллинга связано с его заграничной стажировкой в Германию в 1818-1820-х гг., где он увлекся философией Шеллинга, прослушал курс лекций немецкого философа. После возвращения в Россию вся последующая жизнь М.Г. Павлова была связана с Московским университетом и университетским благородным пансионом. В разные годы лекции Павлова слушали любомудры Д.В. Веневитинов, Н.М. Рожалин, С.П. Шевырев, В.П. Титов, позднее - А.И. Герцен и члены кружка Н.В. Станкевича. Профессор был великолепным оратором, его лекции увлекали слушателей блеском и яркостью изложения материала, он использовал диалектический метод. Многие слушатели позднее писали в воспоминаниях, что лекции Павлова привлекали не только одушевлением, но и последовательностью мысли и сжатостью изложения [6, с. 23]. Будучи ученым-естественником, М.Г. Павлов наибольшее внимание уделял натурфилософии и философии тождества Шеллинга, творчески перерабатывая материал и адаптируя для московского студенчества. Павлов выступал популяризатором немецкой философии и на страницах периодики. Ему принадлежит целый ряд естественнонаучных, философских и философско-эстети-ческих статей. Одной из ранних шеллингианских работ М.Г. Павлова стала обширная статья «О способах исследования природы», опубликованная в альманахе В.Ф. Одоевского и В.К. Кюхельбекера «Мнемозина» в 1825 году. Позднее ученый сам издает журнал «Атеней», в котором помещает еще несколько своих философских работ. В 1828 году между Павловым и его бывшими учениками-любомудрами завязалась полемика, в которой профессор излишне резко обвинял молодежь в отсутствии глубины знания философии и самонадеянности. Значение деятельности профессора М.Г Павлова состоит в

том, что он научил целые поколения студентов мыслить диалектически, повысил уровень философского образования, пробудил интерес к философскому осмыслению действительности. С именем Павлова связано распространение философии Шеллинга в России вширь.

Роль профессуры в распространении идей немецкой философии в России и, в частности, шеллингианства, весьма значительна. Их деятельность по популяризации философии сыграла важную роль в жизни целого ряда деятелей и кружков второй четверти XIX века, стимулировала творческое интеллектуальное общение, подталкивала к обновлению теоретических основ общественной жизни.

Список литературы:

1. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. - М.: Наука, 1980. - 608 с.

2. Галич А.И. Опыт науки изящного // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - Т. 2. - М.: Искусство, 1974. - 647 с.

3. Записки и письма М. Магницкого в III отделение (1817-1827) // ГАРФ. Ф. 109., Секретный архив. Оп. 3. Ед. хр. 880.

4. Колюпанов Н.П. Биография А.И. Кошелева. - Т. 1. - Кн. 1. - М., 1889. -584 с.

5. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. - Т. 1.: А-Г. - М.: Большая российская энциклопедия, 1992. -672 с.

6. Студитский А. М.Г. Павлов, профессор физики в 1835 году // Москвитянин. - 1845. - Кн. 3.

7. Турьян М.А. Странная моя судьба. - М.: Книга, 1991. - 400 с.

8. Gleason A. European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of slavophilism. - Cambridg, Massachusetts, 1972. - 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.