Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(10):3446. doi:10.15829/1728-8800-2022-3446 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)
KS
РОПНИЗ
)
'««и»' ^^
РОССИЙСКОЕ
КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Роль профессиональных сообществ в становлении молодого специалиста
Иванова А. А.1,2, Макогон Н. В.1,2
:ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России. Москва; 2Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ). Москва, Россия
Ключевые слова: профессиональные медицинские сообщества, Для цитирования: Иванова А. А., Макогон Н. В. Роль профес-
новое поколение, молодежные секции.
Отношения и деятельность: нет.
Поступила 18/10-2022 Принята к публикации 20/10-2022
сиональных сообществ в становлении молодого специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(10):3446. doi:10.15829/1728-8800-2022-3446. EDN RQHMBU
Role of professional associations in the development of a young specialist
Ivanova A.A., Makogon N. V.
National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine. Moscow; 2Russian Society for the Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Moscow, Russia
Keywords: professional medical associations, new generation, youth Received: 18/10-2022
sections.
Relationships and Activities: none
Accepted: 20/10-2022
For citation: Ivanova A. A., Makogon N. V. Role of professional associations in the development of a young specialist. Cardiovascular Ivanova A. A. ORCID: 0000-0002-2812-959X, Makogon N. V.* ORCID: Therapy and Prevention. 2022;21(10):3446. doi:10.15829/1728-8800-
0000-0003-3288-7315.
'Corresponding author: [email protected]
2022-3446. EDN RQHMBU
РОПНИЗ — Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний.
Профессиональные медицинские сообщества объединяют специалистов различных областей медицины, ведущих активную научную и практическую деятельность. Под эгидой всероссийских обществ и ассоциаций проводятся крупнейшие конгрессы, съезды и конференции, где специалисты имеют возможность представлять результаты своих исследований, обмениваться опытом, укреплять международное и межрегиональное взаимодействие. Подобные сообщества возглавляют эксперты и ведущие специалисты своих областей знаний. Среди
*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]
[Иванова А. А. — врач-кардиолог, м.н.с. отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения, ORCID: 0000-0002-2812-959X, Макогон Н. В.* — и прикладных аспектов ожирения, ORCID: 0000-0003-3288-7315].
важнейших функций профессиональных обществ можно выделить:
• образовательную деятельность,
• организацию тематических мероприятий,
• формирование рабочих групп и секций, занимающихся узкоспециализированными проблемами,
• разработку клинических рекомендаций,
• выявление проблем системы здравоохранения и предложение их решений,
• внедрение новых программ медицинской помощи,
врач-кардиолог, м.н.с. отдела фундаментальных
Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний
• координацию деятельности специалистов по всей стране [1].
Образовательная деятельность профессиональных ассоциаций является важнейшим звеном системы непрерывного профессионального образования, играет решающую роль в поддержании квалификации специалистов. Примером этому могут служить многочисленные программы, которые разрабатываются ведущими университетами страны совместно с профессиональными сообществами [2]. В большинстве случаев образовательные мероприятия носят односторонний характер: эксперты делятся своими знаниями, а менее опытные молодые специалисты выступают в роли слушателей. Очевидно, что для активной работы в составе профессионального сообщества необходимо обладать клиническим и научным опытом, быть экспертом в определенной области. У молодых специалистов также есть потребность в самореализации, представлении собственных научных данных, практике публичных выступлений, однако недостаток опыта, неуверенность в себе или отсутствие профессиональных связей со старшими коллегами могут препятствовать их развитию в профессиональных ассоциациях.
В настоящее время медицинское образование представляет собой непрерывный континуум, являясь частью которого будущий специалист получает доступ к неограниченным информационным ресурсам, а также имеет возможность воспользоваться поддержкой той организации, где он получает образование [3]. В большинстве ведущих медицинских университетов страны учреждены многочисленные студенческие организации с разнообразным функционалом. Студенческие научные общества занимаются организацией студенческих научных кружков, молодежных конференций, фестивалей и съездов, профкомы обучающихся координируют работу общественных, культурных и спортивных секций и сообществ, налаживают взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся [4]. Студенты имеют возможность обратиться за поддержкой к членам студенческих организаций или вступить в их состав и получить первый опыт научной деятельности, подготовить свои первые публичные выступления. Более того, во время обучения студенты могут присоединиться к работе клинических и научных подразделений своего высшего учебного заведения. В рамках внеучебной деятельности совершенствуются и так называемые "soft skills" — коммуникативные навыки, навыки презентации докладов, взаимодействие с коллегами и пациентами [5]. Во время обучения в ординатуре и аспирантуре молодым специалистам также оказывается помощь и содействие со стороны организации, в которой они получают образование [6].
По окончании программ профессионального медицинского образования молодой специалист приступает к трудовой деятельности на своем первом рабочем месте. Значительная часть выпускников программ специалитета становится врачами первичного звена здравоохранения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, где научные подразделения часто отсутствуют. Определенная часть выпускников становятся врачами частных медицинских учреждений, где в большинстве случаев также отсутствуют научные подразделения. На данном этапе у молодого специалиста формируется запрос на самореализацию, ответ на который способны дать профессиональные медицинские ассоциации, а именно, их молодежные подразделения [7].
В большинстве крупных профессиональных медицинских сообществ созданы рабочие группы, секции и общества, которые ведут активную деятельность, направленную на поддержку молодых специалистов. Например, в составе Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) функционирует секция "Специалисты нового поколения", основной целью которой является формирование комфортной рабочей и научной среды для молодых специалистов здравоохранения, обеспечение возможностей для самореализации молодежи со всей страны при помощи очного и дистанционного взаимодействия с использованием инновационных подходов [8]. Среди ключевых задач секции — содействие молодым специалистам в планировании, организации и проведении научных исследований и лечебной работы, организация образовательных мероприятий для обмена знаниями и опытом, обеспечение взаимодействия начинающих специалистов и экспертов в различных областях медицины. Работа в секции открывает возможности для взаимодействия с другими секциями РОПНИЗ, закладывает фундамент для построения личного бренда врача, что обеспечивает закономерный личностный и профессиональный рост [9]. В течение 2021 и 2022гг члены секции представляли РОПНИЗ на всероссийских конференциях и конгрессах, выступали организаторами ряда молодежных мероприятий и симпозиумов, активно взаимодействовали с молодежными ассоциациями других профессиональных сообществ, становились победителями и призерами всероссийских конкурсов и олимпиад. Члены секции "Специалисты нового поколения" отмечают, что членство в секции открывает возможности для реализации собственных идей, позволяет получить опыт публичных выступлений, уникальный организаторский, научный и клинический опыт.
Профессиональные компетенции, которые получают участники молодежных подразделений медицинских ассоциаций, способствуют более быстрому профессиональному росту и всестороннему
Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21
развитию. Накопленный опыт и взаимодействие с ведущими специалистами интересующей области знаний обеспечивают эффективную интеграцию в профессиональную среду. Таким образом, моло-
Литература/References
1. Astanina SYu. Issues of reforming professional me-dical education in Russia. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1):3192. (In Russ.) Астанина С. Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1):3192. doi:10.15829/1728-8800-2022-3192.
2. Sirotkina OV, Ishchuk TN, Parmon EV Shlyakhto EV. Issues of medical specialists education. foundation of institute of independent professional experts. Russian Journal of Cardiology. 2016;(9):41-5. (In Russ.) Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пар-мон Е. В., Шляхто Е. В. Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование института независимых профессиональных экспертов. Российский кардиологический журнал. 2016;(9):41-5. doi:10.15829/1560-4071-2016-9-41-45.
3. Astanina SYu. Innovations in medical education — advantages and risks. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(3S):3359. (In Russ.) Астанина С. Ю. Инновации в медицинском образовании — преимущества и риски. Кардио-васкулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3359. doi:10.15829/1728-8800-2022-3359.
4. Sirotkina OV, Ischuk TN, Golubeva IS, et al. Improvement of continuing medical education. Russian Journal of Cardiology. 2020;25(11):4176. (In Russ.) Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пармон Е. В. и др. Совершенствование непрерывного медицинского развития специалистов лечебного дела. Российский кардиологический журнал. 2020;25(11):4176. doi:10.15829/29/1560-4071-2020-4176.
5. Kudinova MA, Shaydyuk OYu. Development of personal competencies of a cardiologist. Russian Journal of Cardiology. 2021;26(9):4680. (In Russ.) Кудинова М.А., Шайдюк О. Ю.
дежные секции и рабочие группы всероссийских медицинских обществ являются важнейшим звеном системы, которая направлена на повышение профессионального уровня молодых врачей и ученых.
Необходимость развития личностных компетенций врача-кардиолога. Российский кардиологический журнал. 2021;26(9):4680. doi:10.15829/1560-4071-2021-4680.
6. Artyukhina AI, Chizhova VM, Chumakov VI. Personalized pedagogical learning of highly qualified residents and postgraduate students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21 (S1 ):3160. (In Russ.) Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3160. doi:10.15829/1728-8800-2022-3160.
7. Vertkin AL. Polyclinics physician education — in the center of a problematic triangle. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2017;16(2):4-7. (In Russ.) Верткин А. Л. Образование поликлинического врача — в центре треугольника проблем. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017;16(2):4-7. doi:1015829/1728-8800-2017-2-4-7.
8. Drapkina OM. Information technologies in cardiology: potential for further development. Russian Journal of Cardiology. 2013;(4):23-7. (In Russ.) Драпкина О. М. Информационные технологии в кардиологии. Перспективы развития. Российский кардиологический журнал. 2013;(4):23-7. doi:10.15829/1560-4071-2013-4-23-27.
9. Bezzubenko OI. The brand status of a doctor as the basis of professional and personal growth of a medical specialist. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(7):3349. (In Russ.) Беззубенко О. И. Бренд-статус врача как основа профессионального и личностного роста медицинского специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(7):3349. doi:10.15829/1728-8800-2022-3349.