Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астанина С. Ю.

Реформирование высшего образования непосредственно связано с решением проблем, возникающих и в системе медицинского образования. В статье описаны направления деятельности Секции по развитию образовательной деятельности терапевтических кафедр в рамках Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний, созданной для объединения квалифицированных педагогов медицинского образования в решении задач повышения эффективности процесса подготовки медицинских кадров по специальности “Терапия”. Рассматриваются особенности проекта Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний по дополнительным выпускам научно-практического журнала “Кардиоваскулярная терапия и профилактика. Профессиональное образование”, а также направления деятельности Секции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астанина С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REFORMING PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA

The reform of higher education is directly related to the solution of problems arising in the medical education system. The article describes the activities of the Section for the development of educational activities of therapeutic departments within the framework of the Russian Society for the Prevention of Noncommunicable Diseases, created to unite qualified teachers of medical education in solving problems of improving the efficiency of the process of training medical personnel in the specialty “Therapy”. The article discusses the organization of the project of the Russian Society for the Prevention of Noncommunicable Diseases on additional issues of the scientific and practical journal“Cardiovascular Therapy and Prevention. Professional education”, as well as the activities of the Section.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1):3192. doi:10.15829/1728-8800-2022-3192 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

Ш

РОПНИЗ

%0j

41 ,

«MHÜ

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России

Астанина С. Ю.1'2

:ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России. Москва; 2Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ). Москва, Россия

Реформирование высшего образования непосредственно связано с решением проблем, возникающих и в системе медицинского образования. В статье описаны направления деятельности Секции по развитию образовательной деятельности терапевтических кафедр в рамках Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний, созданной для объединения квалифицированных педагогов медицинского образования в решении задач повышения эффективности процесса подготовки медицинских кадров по специальности "Терапия". Рассматриваются особенности проекта Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний по дополнительным выпускам научно-практического журнала "Кардиоваскулярная терапия и профилактика. Профессиональное образование", а также направления деятельности Секции.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, профессиональное образование, профессиональное сообщество, содержание профессионального образования.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 17/01-2022 Г ЛТДТ^^М

Принята к публикации 21/01-2022

Для цитирования: Астанина С. Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21 (1 ):3192. <^о1:10.15829/1728-8800-2022-3192

Issues of reforming professional medical education in Russia

Astanina S.Yu.

National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine. Moscow; 2Russian Society for the Prevention of Non-Communicable Diseases (ROPNIZ). Moscow, Russia

The reform of higher education is directly related to the solution of problems arising in the medical education system. The article describes the activities of the Section for the development of educational activities of therapeutic departments within the framework of the Russian Society for the Prevention of Noncommunicable Diseases, created to unite qualified teachers of medical education in solving problems of improving the efficiency of the process of training medical personnel in the specialty "Therapy". The article discusses the organization of the project of the Russian Society for the Prevention of Noncommunicable Diseases on additional issues of the scientific and practical journal "Cardiovascular Therapy and Prevention. Professional education", as well as the activities of the Section.

Keywords: higher education reform, vocational education, professional community, content of vocational education.

Relationships and Activities: none.

Astanina S. Yu. ORCID: 0000-0003-1570-1814.

Corresponding author: [email protected]

Received: 17/01-2022 Accepted: 21/01-2022

For citation: Astanina S. Yu. Issues of reforming professional medical education in Russia. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1):3192. (In Russ.) doi:10.15829/1728-8800-2022-3192

XXI век характеризуется глобализацией и обострением всех социально-экономических, социально-психологических, культурно-этнических проблем бытия современного человека, предъявляющих повышенные требования к системе профессионального образования.

Потребность практического здравоохранения в специалистах, готовых не только к выполнению трудовых функций, но и способных к непрерывному совершенствованию, влечет за собой постепенные изменения и образовательных моделей. В центре внимания стоят вопросы, связанные с рефор-

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]

[Астанина С. Ю. — к.п.н., доцент, руководитель Методического симмуляционно-аккредитационного центра Института профессионального образования и аккредитации, руководитель секции по развитию образовательной деятельности терапевтических кафедр в сфере профилактики неинфекционных заболеваний, ORCID: 0000-0003-1570-1814].

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1)

мированием высшего образования, направленного на усиление ответственности образовательных организаций за качество подготовки врачей с учетом социального заказа общества.

Не менее актуальными остаются проблемы повышения уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, а также вопросы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Остро поставлен вопрос, насколько содержание образования врачей актуально "задачам будущего", задачам личностного и профессионального роста специалистов. Эти и другие задачи легли в основу национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение", и их достижение невозможно без обобщения опыта, накопленного в системе медицинского образования к настоящему времени.

Любые изменения всегда сопровождаются ростом напряжения в образовательной среде, требующим дополнительных ресурсов для обеспечения результативности. Перед педагогическим сообществом стоят две актуальные задачи — это поддержка и помощь тем, кто оказался недостаточно готов к подготовке врачей в условиях новых требований. Вторая задача относится к работе, связанной с проектированием образовательного процесса, обеспечивающего устойчивость системы медицинского образования в условиях перемен.

В связи с усилением "внешних вызовов" по отношению к системе медицинского образования все чаще внимание обращается на возможность использования ресурсов профессиональных сообществ для решения актуальных задач. Секция по развитию образовательной деятельности терапевтических кафедр Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) создана для объединения квалифицированных педагогов медицинского образования, способных обсуждать, предлагать, находить решения актуальных и новых задач, участвовать в реализации инновационных образовательных проектов, которые, в свою очередь, содействуют эффективности процесса подготовки медицинских кадров по специальности "Терапия".

Одним из таких проектов деятельности секции в рамках РОПНИЗ стало решение о дополнительных выпусках научно-практического журнала "Кардиоваскулярная терапия и профилактика" в сфере профессионального образования.

В редакционную коллегию журнала вошли авторитетные ученые России, имеющие большой опыт научной и практической деятельности в профессиональном образовании:

Авдеева Елена Александровна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО "Красноярский

государственный медицинский университет им. В. Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России;

Андрееева Наталья Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики обучения биологии и экологии ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена" Минпросвещения России;

Ванчикова Нина Павловна, доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр высшей категории заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова" Минздрава России;

Плугина Мария Ивановна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России;

Теремов Александр Валентинович, доктор педагогических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" Минпросвещения России;

Чумаков Вячеслав Игоревич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Хотелось бы выразить слова признательности главному редактору журнала "Кардиоваскулярная терапия и профилактика", доктору медицинских наук, профессору, член-корреспонденту РАН О. М. Драпкиной и членам редакционной коллегии за положительное решение об издании дополнительных выпусков журнала, посвященных проблемам профессионального образования.

На страницах журнала планируется организация рубрики "Вопрос в редакцию", предоставляющей возможность читателям журнала получать компетентные ответы преподавателей на актуальные вопросы.

Первый выпуск журнала "Кардиоваскулярная терапия и профилактика. Профессиональное образование" готов к печати. В него вошли статьи, объединенные общей темой "Педагогика и психология в подготовке ординаторов и аспирантов".

Впереди новые вызовы современности, связанные с реформированием высшего образования России, в числе которых:

— регламентация образовательного процесса высшего образования (на всех уровнях, процессах, участниках и пр.);

— регулирование требований к содержанию образования;

Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний

— аккредитация образовательной деятельности;

— государственный контроль (надзор) в сфере образования (лицензионной и контрольно-надзорной деятельности).

Федеральный закон № 144-ФЗ регламентирует изменение основ Федерального государственного образовательного стандарта, разрабатываемого не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по укрупненным группам, а также по областям и видам деятельности.

Большие изменения произошли и в организации аспирантуры. Обновлена и актуализирована номенклатура научных специальностей. Введено 4 новых группы специальностей и новый профиль в группе специальностей по клинической медицине.

Реформирование происходит не только в структуре образовательных и научных организациях, но наблюдается изменение типов, состава и классификации образовательных и научных организаций через государственную программу "Приоритет 2030".

Назрела необходимость решения ряда задач, в числе которых:

— поиск эффективных форм инновационной деятельности, основанной на интеграции образования с наукой и практическим здравоохранением;

— обеспечение содержательной гибкости образовательных программ относительно реальных потребностей рынка труда;

— проектирование новых образовательных моделей, обеспечивающих формирование необходимых компетенций выпускников для решения практических задач в сфере профессиональной деятельности;

— формирование эффективных систем управления качеством подготовки специалистов и его оценки;

— повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава.

Обсуждение этих и новых проблем, поиск решения поставленных задач, реализация планов в образовательном процессе будут содействовать совершенствованию медицинского образования, позволят более обоснованно определять потребность и приоритеты в подготовке врачей-терапевтов в целом по стране и в каждом отдельном регионе, что непосредственно повлияет на качество оказания медицинской помощи по профилю "Терапия".

Отношения и деятельность: автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего разрешения в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.