УДК 332.1 З.А. Тунаева
Роль приватизации государственного имущества в формировании частного сектора
экономики
Дагестанский государственный университет; [email protected]
Статья посвящена проблемам формирования частного сектора экономики путем приватизации государственного имущества. В ней приведены и проанализированы данные по итогам приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий за последние годы, предложен авторский подход к решению актуальных проблем в данной области.
Ключевые слова: частный сектор экономики, приватизация, прогнозный план (программа) приватизации, федеральный бюджет.
This article is devoted to the formation of the private sector through privatization of state property. The article presents and analyzes the results of privatization of property of state and municipal unitary enterprises in recent years, the author's approach to solving the pressing problems in this area is proposed.
Keywords: private sector of economy, privatization, forecast plan (program) of privatization, federal budget.
Трансформационные процессы, затронувшие ряд социалистических стран, привели к формированию в них частного сектора экономики. Преобразованиям подверглись все стороны социально-экономической жизни общества, но радикальнее они отразились на отношениях собственности. Обусловлено это в первую очередь недостаточно эффективным управлением государственными предприятиями и отсутствием справедливой конкуренции в данном секторе.
Социально ориентированная рыночная экономика основывается на развитии частного сектора. Частный сектор экономики может формироваться двумя способами: путем создания частных предприятий самостоятельно (за счет средств юридических и физических лиц) и путем приватизации государственного имущества. Мы считаем необходимым сделать акцент на втором пути формирования частного сектора экономики.
Тесно связана с понятием приватизации категория разгосударствление. Процесс разгосударствления является более обширным и направлен на упразднение государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики. Приватизация подразумевает под собой смену как субъекта собственности, так и формы собственности, тогда как при разгосударствлении происходит смена лишь субъекта собственности.
Согласно Закону Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц [1].
Считалось, что частные владельцы повысят производительность труда на предприятиях, а вырученные от продажи предприятий средства пойдут на повышение уровня социальной защиты населения и развитие объектов социальной инфраструктуры.
Путем приватизации предполагалось решить многие экономические и социальные проблемы. Нестабильное финансовое положение страны планировалось исправить путем сокращения бюджетного дефицита, вызванного поддержкой государственных предприятий с низкой производительностью; увеличения доходов государства как за счет продажи предприятий, так и за счет налоговых поступлений в бюджет; привлечения инвестиций в экономику страны. Повышение эффективности производства в частном секторе должно было повлечь за собой рост конкурентоспособности предприятий, создание новых рабочих мест, а также благоприятной экономической среды для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.
В таблице 1 отражены данные по итогам приватизации государственных предприятий за 1992-1999 гг.
Таблица 1. Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных предприятий по формам собственности в 1992-1999 гг.
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий 46815 42924 21905 10152 4997 2743 2129 1536
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - млрд руб1 0,04 0,45 1,1 3,8 3,2 26,2 17,5 12,3
Составлена автором на основании статистических данных [2]
Происходит недополучение части доходов в федеральный бюджет. Связано это в первую очередь с тем, что приватизация на первом этапе (1992-1994 гг.) проводилась на безвозмездной (ваучерной) основе. На втором этапе (1994-1999 гг.) государственные активы были проданы по заниженной стоимости, реальная оценка приватизационной сделки не была установлена.
Преодолеть экономический кризис России так и не удалось. Главная задача приватизации не выполнена: не был создан широкий слой собственников, а государственное имущество было сконцентрировано в руках ограниченного круга лиц.
Интересно мнение доктора экономики, профессора Гарвардского университета, Яноша Корнаи: «Возможно, наиболее печальным примером провала стратегии Б2 служит Россия. Здесь все характеристики данной стратегии проявились в крайней форме: навязанная стране ваучерная приватизация вкупе с массовыми манипуляциями при передаче собственности в руки менеджеров и приближенных чиновников. В этих условиях произошла не имеющая прецедентов в истории "реформа собственности", в ходе которой природные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы "олигархами"» [3].
Следствием всего являются сильное расслоение населения, его обнищание, криминализация общества. Вместо привлечения иностранных инвестиций наблюдается отток капитала за рубеж. Вследствие отсутствия целенаправленной инвестиционной политики и устаревших технологий приватизируемые предприятия оказались непривлекательны для инвесторов. Ожидаемое увеличение показателей эффективности производства новых частных предприятий сменяется свертыванием отечественного производства, что далее приводит к увеличению доли импорта зарубежных товаров на внутреннем рынке. Нарушены существовавшие ранее хозяйственные связи, подорвана обороноспособность страны и экономическая безопасность.
Однако пересмотр итогов приватизации и национализация нелегитимно приватизированных объектов в ближайшем будущем могут нанести еще больший урон экономике страны, как считает Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин. В своей статье для газеты «Ведомости» по этому поводу он писал: "В обществе много говорят о том, что приватизация 1990-х гг., включая залоговые аукционы, была нечестной. И я с этим полностью согласен. Но отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками. Поведение их в период кризиса 20092010 гг. показало, что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса" [4].
Начавшийся в 90-х годах 20 века процесс приватизации государственного имущества продолжается по сей день. Если сначала государство передавало все свои самые выгодные активы в частные руки в короткие сроки и в огромных масштабах, то в настоящее время процесс при-
1 В масштабе цен, деиствующих с 01.01.1998 г.
2 Стратегия Б - стратегия ускоренной приватизации
ватизации протекает планомерно, в более медленных темпах, по заранее проведенным обдуманным оценкам стоимости продаваемых предприятий.
С 2006 г. в стране наблюдается замедление темпов приватизации, что наглядно демонстрируют данные таблицы 2. Количество приватизированных имущественных комплексов в 2006 г. сократилось на 9,6 % по сравнению с 2005 г. В последующие годы, омраченные кризисными явлениями, спад продолжался. Значительное падение акций сделало приватизацию невыгодной. В 2008-2009 гг. усиливается обратный процесс - национализация. Доходы в бюджет в 2009 г. составили 55145,9 млн руб., что почти в 2 раза меньше, чем в 2007 докризисном году. В 2010 г. стабилизируются финансовые рынки, улучшается общий инвестиционный климат в стране. Однако посткризисные явления в стране все еще оказывают свое влияние на деловую активность потенциальных инвесторов.
Таблица 2. Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных предприятий по формам собственности в 2003-2010 гг.1
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий, всего 491 444 302 260 366 217
в т. ч. по формам собственности:
федеральная 112 98 73 26 140 97
субъектов Российской Федерации 226 254 115 135 87 56
муниципальная 153 92 114 99 139 64
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего (млн руб.) 8746 2,6 9360 6,9 10907 6,9 7412 2,2 55145 ,9 8293 8
Составлена автором на основании статистических данных
5].
В 2008-2009 гг. значительно пострадал государственный бюджет. Ситуацию призван исправить принятый в конце 2010 г. Прогнозный план приватизации на 2011-2013 гг. с корректировкой до 2015 г. Относительно прошлых процедур приватизации срок настоящей планируемой приватизации государственного имущества довольно длительный. Это вселяет надежду на более эффективное и продуманное выполнение прогнозного плана.
В общем, приватизация оказывает положительное воздействие на экономику страны. Однако степень позитивности этого влияния может варьироваться в зависимости от таких факторов, как: масштаб проводимой процедуры, выбор отрасли, последующая поддержка, тип инвестора, степень готовности страны к преобразованиям, ситуация на рынке, степень волатильности, общественный настрой, несовершенство законодательной базы, создание постприватизационной среды и т. д.
Процедура приватизации должна проходить в рамках максимальной прозрачности. Необходимо определить наилучшее время для передачи прав собственности от государства частному бизнесу. Важнейшим условием является проведение приватизации при благоприятной обстановке на рынках акций, при низкой волатильности. Стабильная ситуация на рынке вызовет интерес международных инвесторов. Потенциальных инвесторов интересуют положение приватизируемой компании на рынке, ее размер, операционные и финансовые показатели деятель-
1 Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом.
ности, величина приватизируемого пакета акций, доля участия государства в капитале компании после заключения сделки, наличие и характеристики частных инвесторов до совершения приватизации.
Дестабилизация на мировых рынках приводит к снижению российского рынка акций. Вполне вероятен дефицит бюджета, даже несмотря на относительно высокий уровень цен на нефть. Минимизировать бюджетный дефицит можно посредством приватизации. Так, в 2012 г. по данным Минэкономразвития РФ планируется получение доходов в бюджет от приватизации в размере 300 млрд руб., в 2013 г. - 380 млрд руб. и в 2014 г. - 475 млрд руб.
На финансовые потери государства оказывает влияние и коррупция. Поэтому основой проведения процедуры приватизации является совершенная нормативно-правовая база, способствующая достижению прозрачности и контроля над процессом ее проведения.
Приватизация при правильном ее проведении дает возможность не только сократить нагрузку на бюджет, но и привлечь финансы извне для решения важных государственных задач, создать условия для развития малого и среднего предпринимательства и повысить как уровень экономического развития страны в целом, так и уровень жизни каждого ее гражданина в отдельности.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/zakony/o-privatizacii/ (дата обращения: 10.02.2012).
2. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). - М.: РУСАКИ, 2007. - 288 с.
3. Корнаи Я. Путь к свободной экономике: десять лет спустя (переосмысливая пройденное) // Вопросы экономики. - 2000. - № 12 [Электронный ресурс]. URL: http: // library. by / portalus / modules ruseconomics /referat_readme.php?subaction=showfun&id=1130416343&archive=&start_ from=&ucat=12& (дата обращения: 11.02.2012).
4. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости: интернет-газета. - 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper /article/2012/01/30/274921 (дата обращения: 02.02.2012).
5. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. 2011. - М., 2011. -С. 360-369.
6. Форесман Р. Влияние программы приватизации на развитие финансового рынка // Вестник приватизации: интернет-журнал. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://ca.rosim.ru/saleinvest1.aspx?CatalogId=564100 (дата обращения: 02.02.2012).
7. Анселл Н. Приватизация: уроки и перспективы. Приватизационная политика в условиях формирующейся рыночной экономики // Вестник приватизации: интернет-журнал. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://ca.rosim.ru/saleinvest1.aspx?CatalogId=564100 (дата обращения: 02.02.2012).
8. Гончаренко А.Ю. Приватизация государственных активов: примеры из мировой практики // Вестник приватизации: интернет-журнал. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://ca.rosim.ru/saleinvest1.aspx?CatalogId=564100 (дата обращения: 02.02.2012).
Поступила в редакцию 13.02.2012 г.