Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА
УДК 341.9
А. Б. Монахов, Ю. А. Конкина
РОЛЬ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ УНИДРУА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Рассматривается роль Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА в современных правовых системах. Анализируются отдельные случаи использования Принципов УНИДРУА в практике непосредственного регулирования международных коммерческих контрактов.
The article features the role of UNIDROIT principles of international commercial contracts in modern legal systems. It analysis some cases of applying the UNIDROIT principles to the practice of international commercial contracts regulation.
В контексте одного из наиболее важных вопросов права международной торговли, а именно создания единых правил осуществления международной коммерческой деятельности, особое значение принимает вопрос о роли такого свода единообразных правил международной торговли, как Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (далее — Принципы УНИДРУА).
Принципы УНИДРУА — одни из наиболее известных и авторитетных сводов единообразных правил международной торговли в настоящее время. Будучи негосударственной кодификацией, разработанной авторитетной межправительственной организацией с учетом сложившегося международного опыта по созданию единообразных инструментов регулирования международных коммерческих отношений, Принципы УНИДРУА отражают совершенно новый подход к унификации частноправовых отношений, так как не являются напрямую ни правилами, согласовыванными сторонами международного коммерческого договора, ни международной конвенцией, требующей ратификации государств [2, с. 207].
Принципы УНИДРУА представляют собой свод общих норм для международных коммерческих договоров, который может быть разделен на две части: содержащую общие нормы, пригодные для регулирования любых международных коммерческих отношений (как то: «свобода договора» (ст. 1.1.), «добросовестность и честная деловая практика» (ст. 1.7.), «обычаи и практика» (ст. 1.9.)); и содержащую нормы, посвященные порядку заключения договора, его исполнения, действительности, представительству, последствиям неисполнения договора, уступке прав по договору, исковой давности.
Свод ориентирован на самый широкий круг договоров, используемых в международной торговой практике: купли-продажи, агентские договоры, договоры об оказании услуг, выполнении работ, инвестици-
13
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 13 — 18.
14
онные, концессионные соглашения и пр. Однозначно изъяты из сферы действия Принципов УНИДРУА потребительские договоры [3, с. 3].
На наш взгляд, особенно важным представляется то, что, несмотря на свой международный характер, Принципы УНИДРУА можно использовать и во внутреннем коммерческом обороте. В частности, путем включения отдельных его норм в договор либо определение Принципов УНИДРУА как неотъемлемой части договора путем соответствующей ссылки.
Первоначально опубликованные в 1994 г., Принципы УНИДРУА стали достаточно активно использоваться в практике международной коммерческой деятельности, что послужило причиной для переработки документа и опубликования его новой редакции в 2004 г. Новая редакция Принципов УНИДРУА, принятая спустя 10 лет после первой официальной публикации Принципов в 1994 г., привнесла новые разделы в свод, практически не затронув содержательную часть документа.
Причины популярности Принципов УНИДРУА, по нашему мнению, заключаются в том, что, во-первых, документ отличается высоким юридико-техническим уровнем, и, во-вторых, то, что разработчики Принципов — представители не только разных правовых систем, но и придерживающиеся разных научных концепций, правовых традиций [1, с. 10] — стремились избежать использования юридических терминов, свойственных какому-либо одному правопорядку [3, с. XXXIX], и заложить основы заключения и исполнения международных коммерческих договоров, признанных всеми правовыми системами [2, с. 207].
Во введении к первому изданию Принципов УНИДРУА 1994 г. авторами обращается внимание, что речь идет о рекомендательном документе, применение которого всецело будет зависеть от его убедительности и авторитетности. Двенадцать лет практики применения Принципов УНИДРУА показали, что они рассматриваются международным юридическим и бизнес-сообществом как нужный, надежный и адекватный современным экономическим потребностям документ, а первоначальные опасения в необходимости создания такого документа были необоснованны.
Принципы УНИДРУА так определяют возможные случаи их применения:
— в случае специальной оговорки о применении в международном коммерческом контракте;
— в случае соглашения сторон контракта, что договор будет регулироваться общими принципами права, lex mercatoria и тому подобным;
— в случае отсутствия выбора сторонами договора применимого права;
— для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;
— для толкования и восполнения национального законодательства;
— как модель для национальных и международных законодателей.
Практика применения Принципов УНИДРУА показала, что они
используются практически во всех предусмотренных направлениях.
Так, в ходе опроса представителей международного бизнес-сообщества исследователи установили, что в переговорах и при согласовании
Принципы международных коммерческих договоров уНИДРуА у—^
--------------------------------------------------------------^
условий контракта с зарубежным контрагентом предприниматели часто обращаются к Принципам УНИДРУА [9, с. 91].
Разрешение международных коммерческих споров осуществляется на основе Принципов УНИДРУА. Практика применения Принципов УНИДРУА государственными и арбитражными органами представлена в электронной базе данных ИМЬЕХ (www.unilex.info).
Принципы УНИДРУА используются также в образовательных, исследовательских целях, для ориентира при разработке национальных и международных актов [3, с. XXVII].
В частности, при разработке Гражданского кодекса РФ учитывались положения Принципов УНИДРУА. Реформа обязательственного права в ФРГ 2002 г. проводилась с учетом норм, содержащихся в указанном своде правил. Проекты Гражданских кодексов Литвы, Туниса, Аргентины, Квебека и Нидерландов, Модельный гражданский кодекс СНГ разрабатывались с учетом положений Принципов УНИДРУА. Подготовка Типового закона о договорах, осуществляемая Организацией по гармонизации коммерческого права в Африке (ОНАОА) при содействии УНИДУРА, будет также основываться на Принципах УНИДРУА.
Принципы УНИДРУА часто применяется для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов. Практика показала, что такое использование достаточно часто происходит в отношении Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (далее — Венской конвенцией ООН). В частности, в решении Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (далее — МКАС при ТПП РФ) Принципы УНИДРУА определялись как такие обычаи, которые упомянуты в п. 2 ст. 9 Венской конвенции ООН 1980 г. [5, с. 9]. Арбитражный суд Международной торговой палаты (далее — МТП) постановил в свою очередь, что Принципы УНИДРУА «отражают международные торговые обычаи», предусмотренные п. 2 ст. 9 Венской конвенции ООН 1980 г. [5, с. 9]. В другом случае Арбитражный суд МТП, принимая решение, рассматривал Принципы УНИДРУА как общие принципы, на которых основана Венская конвенция ООН [4, с. 11], а также для подтверждения результатов, полученных посредством применения норм Венской конвенции ООН [4, с. 11]. К подобным выводам приходили не только арбитражные суды, но и государственные суды, используя Принципы УНИДРУА в целях подтверждения решения, принятого на основе Венской конвенции, или определения точного значения общих принципов Венской конвенции [4, с. 11].
Существует практика применения Принципов УНИДРУА для толкования Межамериканской конвенции по коммерческому арбитражу (Панама, 1975), Европейской конвенции по вопросам юрисдикции и исполнения судебных решений по гражданским и торговым делам (Брюссель, 1968).
В научно-исследовательской литературе Принципы УНИДРУА рассматриваются как «квинтэссенция современного подхода в частноправовом регулировании» [3, с. VI], как документ, в котором «отражены основы международного договорного права и который представляется прообразом будущего частноправового правопорядка» [2, с. 214]. На наш взгляд, несмотря на относительно ограниченное освещение в российской
15
16
научно-исследовательской и практической литературе практики применения Принципов УНИДРУА, их роли в развитии правовых систем современности, следует пересмотреть общее отношение к этому документу и учесть, во-первых, тот резонанс, который приобрели Принципы УНИДРУА за рубежом, во-вторых, происходящие процессы по сближению и гармонизации правовых систем, в-третьих, существующую потребность в единообразных правилах осуществления международной коммерческой деятельности и единообразной практики их применения.
Признавая Принципы УНИДРУА в качестве одного из наиболее авторитетных единообразных, негосударственных документов, иные международные организации, в задачи которых входит создание единообразного права, делают ссылки на Принципы УНИДРУА в разрабатываемых ими документах. В частности, отдельные типовые контракты, подготовленные МТП, также определяют Принципы УНИДРУА как применимое к контракту право: Типовой контракт международного франчайзинга (ст. 32), Типовой контракт случайного посредничества (ст. 13.1), Типовой коммерческий агентский контракт (ст. 24.1). Типовой договор о международной коммерческой продаже скоропортящихся товаров 1999 г., разработанный Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, в ст. 14 также определяет, что Принципы УНИДРУА применяются субсидиарно к Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.
Использование Принципов УНИДРУА напрямую связано с деятельностью международного коммерческого арбитража. Если на уровне разрешения международного коммерческого спора государственным судом Принципы УНИДРУА могут рассматриваться, в частности, как документ, подтверждающий существование международного торгового обычая, или как документ, отражающий общие принципы, на которых основана Конвенция ООН о договоре международной купле-продаже, или как часть заключенного сторонами договора, то международный арбитраж имеет возможность применить данный документ помимо указанных случаев и в несколько ином качестве.
На практике международные коммерческие арбитражные суды, в частности, применяют Принципы УНИДРУА, когда, во-первых, стороны специально договорились об этом. Во-вторых, в случаях, когда стороны договорились, что к контракту применяются: «общие принципы lex mercatoria» (general principles of lex mercatoria) [6], «общепризнанные принципы международного коммерческого права» (generally accepted principles of international commercial law) [7], «общие принципы международного контрактного права» (general principles of international contract law) [8, с. 284], «общие принципы справедливости» (general principles of equity) [8, с. 283], законы и нормы естественного права («laws and rules of neutral justice») [8, с. 284].
В-третьих, для заполнения пробелов в национальном праве и для международного толкования национального права.
В-четвертых, для толкования и дополнения существующих международно-правовых унификационных документов, прежде всего Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
В-пятых, международные коммерческие арбитражи, руководствуясь нормами закона или соответствующими арбитражными регламентами,
Принципы международных коммерческих договоров уНИДРуА у—^
--------------------------------------------------------------^
применяют Принципы УНИДРУА в случаях отсутствия выбора применимого права [3, с. XII]. В этом случае Принципы УНИДРУА применяются как «нормы права».
Современная доктрина международного частного права многих стран сегодня положительно относится к применению «норм права» в международном коммерческом арбитражном суде. Акты, регламентирующие деятельность международных коммерческих арбитражей, продолжая традицию Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г., зачастую содержат положения, предусматривающие возможность применения при разрешении спора «норм права».
В частности, пункт 1 ст. 22 Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты определяет, что арбитры рассматривают спор на основе согласованного сторонами права или норм права (эти «нормы права» могут не быть частью какого-либо позитивного права)1. Регламент Лондонского международного арбитражного суда (ЬОА) предусматривает право арбитров, при отсутствии иной договоренности сторон, разрешить спор в соответствии с таким правом или нормами права, которые он может определить как подлежащие применению (ст. 14.2)2.
Кроме того, в ходе подготовки проекта Регламента Европейского союза о праве, применимом к договорным обязательствам, было отмечено, что использование субъектами международной торговли в договорной практике документов, имеющих международный характер, стало распространенной практикой. Подготовленный проект прямо предусматривает возможность выбора в качестве применимого права принципы и нормы материального договорного права, признанные на международном уровне или в рамках Европейского союза [3, с. X].
На наш взгляд, если выбор Принципов УНИДРУА признается равным выбору применимого материального права, то соответствующие нормы Принципов, устанавливающие иной режим регулирования, будут иметь приоритет перед внутренними правовыми нормами.
В практике международных арбитражных судов ссылки на Принципы УНИДРУА встречаются, в частности, в договорах международной купли-продажи, страхования, строительного подряда, договорах о представительстве, транспортных договорах.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что, следуя идее, что «единообразные материальные нормы удовлетворяют часто потребности международной торговли лучше, чем самая умная система коллизионных норм» [10; с. 42], в конце ХХ — начале XXI века разработаны своды унифицированных правил осуществления международной коммерческой
17
1 Регламент принят и введен в действие с 1 января 2007 года. «Состав арбитража разрешает споры по существу на основе закона или правовых норм, согласованных сторонами. При отсутствии такого соглашения состав арбитража применяет закон или правовые нормы, которые он считает наиболее подходящими». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sccinstitute.com/
2 Регламент введен в действие с 1 января 1998 г. «При отсутствии соглашения сторон в соответствии с п. 14.1 Арбитражный суд обладает полной свободой на свое усмотрение отправлять свои обязанности в соответствии с тем законом (законами) или правилами, которые он сочтет применимыми». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lcia-arbitration.com/
18
деятельности, наиболее универсальным среди которых являются Принципы УНИДРУА.
Данный свод, несмотря на довольно скептическое отношение к нему в момент его разработки и опубликования, нашел широкое применение как в коммерческой практике участником международного коммерческого оборота, так и в практике дополнения и толкования международно-правовых документов, формирования источников внутринационального права.
Одной из наиболее примечательных особенностей использования Принципов УНИДРУА является возможность их применения международным коммерческим арбитражем для регламентации международным коммерческим и в отсутствие соглашения сторон о праве, применимого к договору в качестве «норм права».
Ключевые слова
Коммерческие отношения, международно-правовая унификация, коммерческие контракты, Международная торговля, УНИДРУА, lex mercatoria.
Список литературы
1. Бахин С. В. Субправо (международные своды унифицированного контрактного права). СПб., 2002.
2. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.
3. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 / Пер. с англ. А. С. Комаров. М., 2006.
4. Сборник ЮНИСТРАЛ по прецедентному праву, касающемуся Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров. Комментарий к ст. 7. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/ V04/547/58/PDF/V0454758.pdf?0penElement.
5. Сборник ЮНИСТРАЛ по прецедентному праву, касающемуся Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров. Комментарий к ст. 9. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://daccessdds.un.org/doc/UND0C/GEN/ V04/547/70/PDF/V0454770.pdf?0penElement.
6. Award of ICAC at the Russian CCI of 5 November 2002 No 11/2002. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.unilex.info.
7. Award of an ad hoc arbitration in New York, date unknown. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.unilex.info.
8. Bonell M. J. An International Restatement of Contract Law. 3rd ed. 2005.
9. The CENTRAL Enquiry on the Use of Transnational Law in International Contract and Arbitration — Background, Procedure, and Selected Results in Berger K-P. (ed) The practice of Transnational Law. 2001.
10. Vischer F. Wo sollten die Schwerpunkte einer IPR-Reform liegen? Hei-delberg,1982.
Об авторах
А. Б. Монахов — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта; E-mail: [email protected]
Ю. А. Конкина — соискатель, Всероссийская академия внешней торговли; E-mail: [email protected]