УДК 378+371.134
РОЛЬ ПРИКЛАДНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
© М.И. Бекоева1
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, Республика Осетия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Прикладные педагогические дисциплины решают многие образовательные задачи, связанные с теорией и методологией обучения и воспитания, проблемами формирования общепрофессиональных компетенций, закономерностями непрерывного профессионального образования, проблемами подготовки педагогических работников разных направлений и профилей, вопросами перевода фундаментальных знаний в плоскость прикладных и наоборот, историческими предпосылками возникновения и развития профессионального образования и т.д. В большинстве случаев прикладные педагогические науки служат логическим продолжением фундаментальных положений, могут быть промежуточным звеном между теорией и практикой.
Ключевые слова: прикладные педагогические дисциплины; фундаментальные дисциплины; профессиональные компетенции; социально-педагогический аспект; высшее профессиональное образование; подготовка бакалавров.
THE ROLE OF APPLIED PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS M.I. Bekoeva
K.L. Khetagurov North Ossetian State University,
46 Vatutin St., Vladikavkaz, Republic of Ossetia, 362025, Russia.
Applied pedagogical disciplines solve many educational problems related to the following issues: theory and methodology of training and education; problems of general professional competence formation; patterns of continuous professional education; problems of training teachers in different directions and profiles; the issues of transition the fundamental knowledge into the application one and vice versa; historical background of the origin and development of professional training, etc. In most cases, applied pedagogical sciences serve as a logical continuation of fundamental provisions and can be an intermediate link between the theory and practice.
Keywords: applied pedagogical disciplines; fundamental disciplines; professional competences; social and pedagogical aspect; higher professional education; training bachelors.
Прежде чем аргументировать роль прикладных педагогических дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров, необходимо внести ясность в определении блока прикладных педагогических дисциплин, специфики соотношения фундаментального и прикладного в педагогической науке, основания для отбора содержания фундаментальных и прикладных дисциплин, которые часто порождают противоречия не только методологического, но и организационно-научного характера.
В методологии педагогической науки большинство исследователей (М.И. Бекоева, Н.И. Гаврилова, Ж.А. Геворкянц, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Б.С. Круглов, Э.А. Манушин, Н.М. Струк, Н.Ф. Талызина, Б.А. Тахохов и др.) подразделяют педагогические дисциплины на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные педагогические дисциплины раскрывают законы и закономерности образовательного процесса, выстраивают общепедагогические теоретические концепции, методологию, анализируют историю образования и педагогической мысли. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научно-педагогического поиска, создают
базу для прикладных исследований и методических разработок [6].
Педагогические дисциплины прикладного статуса решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные со следующими направлениями: методами обучения и воспитания; вопросами формирования профессиональных компетенций, содержанием профессионального образования; проблемами подготовки учителей определенных направлений и профилей; вопросами педагогической интерпретации социального опыта, выражающего интересы личности, общества и государства; историческими предпосылками возникновения и развития образования и педагогической мысли и т.д. Предмет прикладных педагогических дисциплин более ограничен и направлен, прежде всего, на практический результат. Они в большинстве случаев содержат конкретные указания по воспитанию и обучению [3, 11], являются логическим продолжением фундаментальных педагогических дисциплин, но могут и предшествовать им, быть промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и методические разработки.
1 Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент межфакультетской кафедры педагогики и психологии, тел.: 89188240931, 89280676933, e-mail: [email protected]
Bekoeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Interfaculty Department of Pedagogics and Psychology, tel.: 89188240931, 89280676933, e-mail: [email protected]
Прикладное знание, как отмечают некоторые ученые, актуализируется в комплексе методических способов передачи, усвоения и применения учебной информации при активной позиции не только преподавателей, но и студентов. Перевод фундаментального в плоскость прикладного может идти по нескольким направлениям: построение программ эмпирического исследования при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, в рамках НИРС и их реализации, что требует сочетания фундаментального и прикладного знания; разработка технологий подачи учебной информации (компьютерных и бланковых); разработка тестовых заданий по основным психологическим дисциплинам; решение конфликтных педагогических ситуаций [7].
Проблема, которая ставится перед студентами, может носить самый разнообразный характер: введение в новую тему, решение задачи новым эффективным способом, связь известного учебного материала с неизвестным и т.д. К содержанию лекции подбирается такая профессионально ориентированная ситуация, которую студенты могут решить только при достаточно глубоком усвоении учебного материала по данной теме и при наличии соответствующих практических навыков по выполнению необходимых математических операций, а также при понимании содержательной стороны (психолого-педагогический смысл) анализируемой ситуации [13].
Как отмечает в своем исследовании Э.А. Ману-шин, взаимосвязь фундаментальных и прикладных знаний можно рассматривать как взаимодействие одних устойчивых состояний (понятий, законов, фактов) с другими (сравнительный анализ, синтез, сравнительное мышление), переход одних состояний (знание определений, законов, фактов) в другие (формирование понятий, комплексное решение проблем). При этом обусловливаются причинно-следственные зависимости одного фактора (знания, понимания) от другого (умения применять на практике). Перспективность системы образования, отмечает далее Э.А. Манушин, заключается в том, что она (система) должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Для этого необходимо развитие взаимосвязей фундаментального и прикладного аспектов образования [8].
Прикладные педагогические дисциплины носят интегративный характер, они находятся на стыке философии, педагогики, психологии, социологии и культурологии. Предметом их изучения являются механизмы, законы, закономерности и принципы профессионального становления личности. Методология данных дисциплин основана на концепции гармоничного развития личности, теории профессионального самоопределения, профессионального становления, научно обоснованной теории и практики дифференци-
рованного профессиографирования, философии профессиональной ориентации [3]. В основе каждой из этих теорий лежит синергетический подход, так как в условиях рыночной экономики основные формы, методы и приемы высшего профессионального образования базируются на принципах саморазвития, самовоспитания и самоорганизации творческой профессиональной деятельности.
Основными задачами реализации прикладных педагогических наук являются: актуализация профессионально-психологического потенциала личности студента; формирование ценностного отношения к выбранной профессиональной деятельности; формирование и развитие таких профессионально важных качеств, как: ответственность за свое профессиональное становление и развитие, готовность к решению любых профессиональных проблем и т. д.; формирование мотивации достижения успеха, способности проектирования траектории своего будущего профессионального развития, уверенности в своих профессиональных возможностях.
Научно-педагогический анализ существующих подходов позволяет утверждать, что основными функциями прикладных дисциплин педагогического направления являются:
1. Образовательная. Важной особенностью высшего профессионального образования является его направленность на формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в современных социально-экономических условиях, в расширении мотивационно-профессиональной направленности, границ его профессиональной деятельности. При определении содержательно смыслового аспекта прикладных педагогических дисциплин следует исходить из того, что в совокупности они образуют систему психолого-педагогических установок, приемов, форм и методов организации научно-проектировочной, творческой, исследовательской и социально-культурной деятельности [2].
2. Воспитательная. Профилактика таких социально важных явлений, как: формирование волевых качеств личности - целеустремленность, смелость, решительность, выдержка, настойчивость и т. д.; структурирование и систематизация трудовых ценностных ориентаций, направленных на статусные достижения в процессе трудовой деятельности, результат труда, развитие личности в процессе овладения профессией; планирование своей профессиональной карьеры и т.д. Реализация данной функции основана на профессиографическом подходе - сравнение специалиста с какой-либо идеальной моделью, концентрация внимания не столько на совокупности знаний, умений и навыков, сколько на личностных качествах, необходимых для специалиста. Применительно к педагогической профессии профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика специалиста с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизическим возможностям и к уровню подготовки [1].
3. Развивающая. Данная функция направлена на формирование и развитие ключевых профессиональных компетенций. В решении данной проблемы следует использовать системный подход, так как это наиболее удобный и обобщающий научный метод разрешения как теоретических, так и практических профессионально значимых проблем. Отличительными признаками любого системного образования выступают упорядоченность и развитая связь между элементами этой системы, что обусловливает целостность ее характера. В свою очередь, отношение части к целому таково, что всякая трансформация связей между элементами приводит к возникновению у них новых, ранее не присущих им интегративных качеств, т.е. тип связи часто обусловливает и тип образуемого целого [4]. Таким образом, тип связи между элементами выступает как нечто более существенное, нежели сами элементы. С точки зрения профориентологии, существенным дополнением к рассматриваемому вопросу является доказательство, что системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения структурных компонентов, в котором взаимоотношение и взаимодействие приобретают характер взаимодополнения компонентов, сконцентрированных на получение предполагаемого результата [12].
Каждая прикладная педагогическая дисциплина, как следствие, должна быть логическим продолжением базового курса педагогики высшего профессионального образования и решать общие с ней задачи профессионального становления и развития личности специалиста. В основную образовательную программу подготовки бакалавров на базе Северо-Осетинского государственного университета нами разработаны и рекомендованы следующие спецкурсы педагогического цикла:
I. Методика воспитательной работы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по высшему профессиональному образованию, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, обучение определяется как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. В соответствии с этим в учебные планы вузов рекомендовано введение новых учебных дисциплин психолого-педагогического блока профессионально-образовательных программ. Введение таких дисциплин способствует формированию у бакалавров умений и навыков управления процессами современного обучения и воспитания, анализа собственной деятельности, совершенствования и повышения своей квалификации.
В настоящее время в связи с переходом на многоуровневую структуру образования и внедрением в образовательную систему инновационных процессов, базовые учебники по педагогике не раскрывают сущ-
ности и содержание некоторых актуальных педагогических проблем. К ним относятся, например, педагогические технологии профессионального образования, пути и средства совершенствования компетентностно-го подхода, основания для отбора формируемых компетенций, особенности воспитательного процесса в современных условиях, закономерности восприятия гипер- и мультимедиа-информации и т.д. В программе спецкурса «Методика воспитательной работы», наряду с существующими в традиционной педагогике прогрессивными идеями и направлениями, отражены новые подходы, формы и методы реализации тех педагогических процессов, которые находятся еще на стадии развития и совершенствования. Рабочая программа содержит следующий примерный тематический курс лекционных и практических занятий:
1. Теория и методика воспитания. Воспитание как целостный педагогический процесс. Цели и задачи гуманистического воспитания. Закономерности и принципы воспитательного процесса в современном обществе. Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций. Психологическая стратегия воспитания личности в условиях кризиса.
2. Общие методы воспитания. Сущность методов воспитания. Классификационные характеристики методов воспитания. Методы мотивации и организации деятельности личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки личности. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Формирование мотивов учебной деятельности на философско-мировоззренческое направление воспитательного процесса. Психология формирования мировоззрения личности. Формирование основ нравственной культуры личности. Развитие мотиваци-онной сферы личности. Формирование этико-эстетической культуры.
3. Социально-педагогические и психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания. Профессиональное воспитание и профессиональная адаптация будущих специалистов. Личность в мире профессий. Дифференцированное профессиографирование. Учебно-воспитательная деятельность как условие профессионально-личностного развития. Суггестопедическая система обучения. Социальная и предметная среда воспитания.
4. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Сущность профессионально-педагогической культуры. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры. Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры. Педагог как стратег воспитательного процесса. Воспитание личности школьника положительным поступком.
5. Педагогическое общение. Стили педагогического общения и педагогического управления. Уровни педагогического общения. Этапы педагогического общения. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению. Профессионально-важные качества, необходимые педагогу для
общения с аудиторией. Соотношение общения и умственного развития в обучении.
6. Методология организации воспитательного процесса в профильной школе. Особенности воспитания в условиях профильного обучения. Воспитывающая роль элективных курсов различного профиля. Воспитательная работа в школе с естественно-математическим профилем образования. Мотивация учения школьников. Формирование познавательных интересов учащихся.
7. Коллектив как объект и субъект воспитания. Диалектика коллективного и индивидуального воспитания личности. Коллективные отношения как фактор личностного развития школьника. Основные условия, этапы и уровни развития коллектива. Личность и коллектив в контексте гуманистического воспитания. Психология воспитательной среды (по Л.С. Выготскому).
8. Воспитание как общественное явление. Педагогические задачи, педагогические установки в сознании будущих учителей. Преодоление проявлений «смыслового барьера» в общении со школьниками. Личностные качества, необходимые для педагогической деятельности: терпимость, объективность, справедливость, чуткость, тактичность и др.
9. Социализация личности. Формирование и развитие личности и коллектива. Социализация личности. Эпигенетическая теория развития личности. Воспитывающее влияние коллектива. Этапы социализации личности. Преодоление страха и злости в социальных отношениях школьников. Межличностные отношения и фасилитация учения.
10. Педагогические идеи воспитательной работы выдающихся ученых. Педагогическое наследие А.С. Макаренко. Гуманистические идеи в педагогической теории В.А. Сухомлинского. Педагогическая теория П.Ф. Каптерева. Проблемы воспитания и образования в трудах С.Л. Гессена и П.Ф. Лесгафта.
11. Организационные формы внеклассного и внешкольного воспитательного процесса в современной системе образования. Разновидности внеклассной воспитательной работы. Воспитательный потенциал игры как педагогического средства. Культура организации деятельности детей во внеурочное время, профессиональный анализ воспитательного процесса. Воспитание развивающегося человека.
12. Методология и методика педагогического исследования. Исследование развития понимания, объяснения и наблюдательности в школьном возрасте (по П.П. Блонскому). Концепция воспитания мышления Дж. Дьюи. Интернализация социальных идей как механизм воспитания (по Б. Биггинасу). Влияние мотивации достижения на результаты учебных действий (по Г. Клаусу).
II. Психолого-педагогические основы решения математических задач
Педагогические и психологические исследования проблемы обучения решению математических задач показывают, что у школьников отсутствуют знания о сущности задач и их решений, теоретическое обоснование учащимися своей практической деятельности
по решению задач, структурирование процесса решения задачи и т.д. Такая ситуация наблюдается и в вузе. При решении задач из области таких сложных дисциплин, как «Уравнения математической физики», «Функциональный анализ», «Дифференциальные уравнения», «Теоретическая механика» и т.д. студенты чаще всего не задумываются над теоретическим осмыслением общих подходов и методов их решения. Практические пособия по математике для студентов построены в форме сборников задач. Для успешного решения этой проблемы необходима переориентация методической системы обучения математике с увеличения объема информации, предназначенной для обязательного усвоения студентами учебных программ, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать нужную информацию при решении задач.
Особенно актуальной становится проблема преемственности на переходе из общеобразовательной школы в вуз [5]. Отсутствие такого важного педагогического аспекта приводит к нарушению методологии преподавания математики в школе. Основываясь на обозначенных проблемах, следует отметить, что возникла необходимость разработки таких учебных дисциплин, которые помогли бы дать возможность планомерного формирования у студентов умений и навыков в решении математических задач. В качестве одного из таких учебных предметов в структуре образовательной программы по подготовке бакалавров предложена прикладная педагогическая дисциплина для студентов математического и физико-технического факультетов «Психолого-педагогические основы решения математических задач». В программу данной дисциплины включены следующие темы:
- Сущность и структура решения математических задач. Определение математической задачи. Условия и требования задачи. Анализ задачи и этапов ее решения. Структура процесса решения задач.
- Виды математических задач и способы их решения. Классификация задач по их условиям. Стандартные задачи и их решение. Нестандартные задачи и способы их решения. Поиск плана решения задач. Моделирование процесса решения задач.
- Методы решения математических задач. Общие методы решения задач. Метод решения задачи путем сведения к ранее решенному виду. Аналитико-синтетический метод решения задач. Решение задач с помощью уравнений.
- Символика курса математики. Язык преподавания математики. Построение числа на основе понятия множества или величины. Появление букв в качестве переменных. Символы для обозначения основных математических операций «+», «-», «:», «х». Другие знаковые математические символы.
- Виды выражений и методы их преобразований. Классификационные характеристики видов выражений. Общие правила тождественных преобразований. Задачи на приведение выражений к стандартному виду. Задачи на упрощение выражений. Разложение
выражений на множители.
- Единство методологических подходов как основа решения проблемы преемственности обучения математике в школе и вузе. Проблема преемственности обучения математике. Особенности и отличительные признаки видов математического мышления в процессе обучения в школе и вузе. Гуманитарная ориентация обучения математике.
- Практика обучения математике в школе. Вычисление площадей с помощью интеграла. Применение производных при решении математических задач. Геометрическая и физическая интерпретация производной функции. Обобщение метода интервалов.
III. Математические методы в юридической науке
Овладение практически любой современной профессией, в том числе и юридического профиля, требует определенных математических знаний. Из этого следует, что для высокой профессиональной самореализации работников правоохранительных органов, возможности их продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Структура процесса обучения математике студентов юридического факультета весьма сложная и поэтому ее следует анализировать с психолого-педагогической точки зрения. По нашему глубокому убеждению, наиболее продуктивным является подход, который состоит в том, чтобы каждый студент ясно представлял своеобразие отражения математикой простейших законов о количественных отношениях и пространственных формах в природе, обществе, производстве и т.д., понимал сущность элементарных математических методов научных исследований и доказательств, мог строить математические модели важных практических задач и решать их, имел достаточную математическую подготовку для изучения других учебных дисциплин, для практической деятельности в любой производственной или научной отрасли.
Из этого следует, что процесс обучения математике студентов юридического факультета основан на онтодидактическом (характер управления процессом обучения, Л.М. Фридман) и кибернетическом (взаимосвязь математической и юридической дисциплин) подходах. Несомненным достоинством данной дисциплины является содержательная и конкретно-практическая разработка методологической структуры математического образования и формы организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения математике. Этому посвящен первый раздел «Организация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения математике».
Следующий раздел «Элементы высшей математики» включает в себя темы, которые выполняют развивающую функцию - развивается интеллектуально-мыслительная деятельность.
Включение в тематический план данной дисциплины раздела «Теории вероятностей» связано с тем, что в ней, абстрагируясь от конкретных примеров,
созданы теоретические модели, применимые к массовым явлениям в природе, обществе, науке и технике. Знание этих законов даст возможность делать заключения о закономерностях массовых случайных явлений, имеющих место в каждом конкретном случае.
Раздел «Математическая статистика» посвящен математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов.
И, наконец, последний раздел «Правовая информатика» отражает правовые информационные процессы, концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, характеристику компьютерных преступлений и т. д.
IV. Социально-педагогические аспекты профессиональной деятельности
В целостном процессе профессионального становления личности выделяются стадии, которым, в частности, и посвящены основные разделы дисциплины:
• оптация - формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей;
• профессиональная подготовка - формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач;
• профессиональная адаптация - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
• первичная и вторичная профессионализация -формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
• профессиональное мастерство - акмеологиче-ский уровень - полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных инте-гративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин профессионального развития [9].
Полимодальность и динамичность структуры профессиональной деятельности предопределяют необходимость применения комплекса разнообразных теоретических концепций выявления социально-педагогических и дифференциально-психологических аспектов выбора вида трудовой деятельности (Е.М. Иванова, Е.П. Ильин), сферу трудовой деятельности (В.М. Бызова, Е.А. Климов) и статуса в выбранной профессии, соответствия типа личностной направленности профессиональной деятельности (Дж. Холланд), выраженности личностных особенно-
стей к той или иной профессии (М.В. Близнюк, Р. Кет-гелл,), особенностей эмоциональной сферы личности в выборе профессиональной деятельности (Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев) и т.д. Изучение этих процессов очень важно для студентов, т.к. от эффективного осуществления профессиональной деятельности зависят их положение в социуме, физическое и психическое здоровье, материальное благосостояние, удовлетворенность жизнью и т.д.
На момент поступления в вуз студенты преодолели только первый этап профессионального становления личности. Следующие этапы должны отражать содержательно-операциональную специфику, психологические особенности осуществляемой профессиональной деятельности. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоения либо присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности.
Таким образом, прикладные педагогические дисциплины в структуре многоуровневой системы высшего профессионального образования способствуют формированию у бакалавров компетентностного от-
ношения к выбранной профессии, дают возможность определить личностно ориентированный смысл в профессиональной деятельности, оценить свои способности и возможности. Изучение данных учебных предметов носит мировоззренческий характер, так как направлено на формирование Я-концепции; развитие профессионального самосознания, повышение уровня личностного самоопределения и профессионального становления. Важнейшая цель прикладных педагогических дисциплин - оказание студентам помощи в поиске своего места в структуре будущей профессиональной деятельности, осознании правильности (или наоборот) выбора профессии, объективной информации о возможностях приобретения дополнительного профессионального образования, если это необходимо.
Результативность реализации данных дисциплин определяется уровнем профессионально-методической и специальной подготовки преподавателя, степенью понимания и принятия студентами значимости этих предметов, разновидностью организационных форм занятий.
Статья поступила 25.03.2015 г.
1. Бекоева М.И. Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства // Вестник ИрГТУ. 2012. № 5 (64). С. 191-196.
2. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 2. С. 22-25.
3. Бережнова Е.В. Методологические условия перехода от науки к практике в структуре прикладного педагогического исследования: дис. ... д-ра. педагог. наук. Волгоград, 2003. 321 с.
4. Геворкянц Ж.А. Особенности подготовки бакалавров к реализации профессиональной образовательной деятельности в условиях билингвальной образовательной среды // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 3 (18). С. 60-62.
5. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Тимошкина Н.В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе // В мире научных открытий. 2014. № 11 (59). С. 143-160.
6. Горбашко Е.А., Головцова И.Г. Инновационный подход к оценке результативности обеспечения качества образовательной деятельности в вузе // Инновации. 2014. № 1 (183). С. 23-27.
7. Гребеньков Н.Н., Чернышев А.С. Роль оптимального сочетания фундаментального и прикладного психологического
Библиографический список
знания в подготовке учителей // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2010. № 1. С. 18-21.
8. Манушин Э.А. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных аспектов образовательного процесса // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2012. № 10. С. 40.
9. Особенности профессионального самоопределения студентов очного отделения, совмещающих учебу с работой [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx7id =659880#1 (10 февр. 2015).
10. Ройтман С., Фиговский О.Л. Наука управлять наукой // Инновации. 2007. № 1. С. 45-48.
11. Струк Н.М., Гаврилова Н.И. Модернизация современного российского образования: формирование инновационной образовательной среды // Вестник ИрГТУ. 2014. № 10 (93). С. 331-335.
12. Тахохов Б.А. Педагогические основы построения современной модели специалиста // Вестник СОГУ им. К.Л. Хета-гурова. 2012. № 1. С. 131-137.
13. Юрьева Т.А., Чалкина Н.А., Двоерядкина Н.Н. Подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к применению количественных методов исследования с использованием интерактивных форм обучения // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». 2014. № 3 (18). С. 229-232.