УДК 061.12:001.89(092) "192/193"Карпинский
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА АКАДЕМИИ НАУК СССР А. П. КАРПИНСКОГО В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. ЧАСТЬ 2*
М. П. Рощевский1, Л. П. Рощевская2, А. А. Бровина2
Лаборатория сравнительной кардиологии; [email protected] 20тдел «Научный архив и энциклопедия» Коми НЦ УрО РАН; [email protected], [email protected]
На основе архивных документов показана научно-организационная деятельность президента АН СССР академика А. П. Карпинского по подготовке, проведению и результатам работы Печорской бригады Полярной комиссии АН СССР. Творческий коллектив бригады, в которую входили специалисты разного профиля под руководством президента АН СССР А. П. Карпинского, впервые разработал проекты освоения Приполярной территории и неразрывно связал научные исследования с перспективным планированием экономики всей страны.
Ключевые слова: Академия наук СССР, Печорская бригада, А. П. Карпинский, приполярные регионы, Коми автономная область, перспективное планирование.
ROLE OF THE PRESIDENT OF THE USSR ACADEMY OF SCIENCES A. P. KARPINSKY IN THE COUNTRY SCIENTIFIC POTENTIAL DEVELOPMENT IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY. PART 2
M. P. Roshchevsky1, L. P. Roshchevskaya2, A. A. Brovina2
laboratory of Comparative Cardiology, 2Scientific Archive and Encyclopedia Department, Komi Science Centre of the Ural Division, RAS
Scientific and organizing activity of the president of the USSR Academy of Sciences Academician A. P. Karpinsky in preparation, carrying out and results of work of the Pechora brigade of the USSR Academy of Sciences Polar Commission is revealed on the basis of the archive documents. The brigade creative group with specialists of different types under the leadership of the president A. P. Karpinsky for the first time elaborated projects of the Pre-Ural territory development and indissolubly united scientific investigations with long-term planning of the whole country economy.
Key words: USSR Academy of Sciences, Pechora brigade, A. P. Karpinsky, Pre-Ural regions, Komi Autonomous region, long-term planning.
Результаты работы Печорской бригады Полярной комиссии АН СССР
Для выработки обобщенных итогов привлекли специалистов Института геохимии, минералогии и кристаллографии им. М. В. Ломоносова, Геологического, Геоморфологического, Петрографического, Энергетического, Радиевого, Гидрологического
институтов, Соляной лаборатории, Химической ассоциации, Комиссии по изучению вечной мерзлоты АН СССР, Государственного исследовательского нефтяного института — всего более 20 научно-исследовательских учреждений. Работа по составлению рабочей гипотезы народно-хозяйственного освоения Ухто-Печорского края на ближайшие 10—12 лет заняла
почти полтора года. Главным итогом стала коллективная монография, изданная на правах рукописи в 100 экз. под эгидой АН СССР, Совета по изучению природных ресурсов (СОПС) и Полярной комиссии, — «Рабочая гипотеза народно-хозяйственного освоения Ухто-Печорского края. Материалы к совещанию по Ухто-Печорской проблеме» (М., 1935).
* Окончание. Начало статьи — см. Вестник. 2015. № 4. С. 26—29.
SecmiuK, ИГ Коми НЦ УрО РАН, май, 2015 г., № 5
В книге семь разделов, охватывающих физико-географические условия Ухто-Печорского края, современное состояние Печорского края, природные богатства (уголь, нефть, лес) и проблему их использования, проблемы транспорта, сельское хозяйство. Гипотеза предполагала развитие Печорского края до 1950 г.
Научно-исследовательскую работу в Ухто-Печорском крае связывали с потребностями индустриальной модернизации страны. Природные богатства анализировали в контексте добычи, транспортировки и использования. Анализ угольных месторождений позволил авторам провести расчеты по общим показателям запасов и выйти на цифру свыше 1 млрд т. Были произведены расчеты по промышленной эксплуатации углей и расширению их добычи в крупных масштабах. Перспективное планирование требовало серьезных расчетов по транспортировке углей до потребителя. Основной для этого являлась проблема снабжения топливом промышленности Московской, Ленинградской, центральных областей и Кольского полуострова.
Важными в промышленном значении были признаны учеными нефтяные месторождения в районе рек Чибью и Ярега. Расчеты добычи ухтинской нефти привели ученых к выводам, что, несмотря на высокую себестоимость, спрос на нефтепродукты усиливает гигантский рост автотракторного парка, флота и дизельных установок в промышленности.
Ученые предложили более десяти вариантов решения транспортной проблемы. Эти варианты объединили в четыре группы: выход из Воркуты к морю с дальнейшей транспортировкой на запад в Архангельск, Мурманск и Сороку (с перегрузкой на Ленинград через Беломоро-Балтийский путь); железнодорожный выход с Воркуты на материк; смешанные варианты речного пути с дальнейшим перегрузом на железную дорогу; сооружение Камо-Печорского водного соединения для выхода ресурсов Печоры на юг, Урал, Каму и Волгу. Составители понимали, что решение столь сложной для региона задачи займет длительное время и будет многоступенчатым.
По одной точке зрения, которую отстаивал академик О. Ю. Шмидт, предполагалось использовать в качестве водных путей малые реки, впадающие в океан, но это был тупиковый
вариант. Другой транспортный проект был ориентирован на поворот стока северных рек. Третья идея заключалась в строительстве железной дороги от Воркуты до Ухты, затем до Сыктывкара.
Намеченное развертывание новой промышленности требовало пространной подготовки и расширения научно-исследовательских и изыскательских работ. Проект включал широкие геолого-разведочные работы на уголь и нефть, предполагались реконструкция рек Усы и Печоры или изыскания вдоль железнодорожной трассы Воркута — Югорский Шар. Необходимо было рассчитать возможности получения дешевой электроэнергии на проектируемой Адак-ской плотине. Широкий размах научно-исследовательских работ требовал, по мысли составителей, организации постоянных станций АН СССР в Ухто-Печорском крае.
Обсуждение гипотезы развития Севера в 1935 г.
Обсуждение проблем перспективного освоения природных ресурсов и производительных сил Ухто-Печорского края, районов Югорского Шара и Полярного Урала состоялось в феврале 1935 г. в Москве под председательством А. П. Карпинско-
го. Выступавшие приветствовали «инициатора, организатора и руководителя работы». Действительно, огромная работа под руководством академика А. П. Карпинского в 1933 г. определила экономическое развитие Печорского края более чем на половину века [3].
За два дня было заслушано более 30 ученых и хозяйственных руководителей. Выделили обширные выступления А. А. Чернова и председателя Коми облисполкома И. Г. Коюшева, экономиста Гипроводтранса Л. П. Михельсона. Дважды выступали химик И. И. Гинзбург и А. А. Чернов. Некоторые из участников совещания уже после Великой Отечественной войны стали руководителями крупнейших народно-хозяйственных строек, в том числе каскада гидроэлектростанций на Волге.
Не все противоречия удалось ликвидировать в 1935 г. Однако эти научные споры, безусловно, оказали значительное влияние на последующее развитие российской науки и практики. Многие формулировки уточняли, но в целом гипотеза не вызвала категорического отпора. Наоборот, основные ее положения были поддержаны, что доказывает высокий научный уровень представленного к обсуждению документа. Недаром
Фото 2. Воркута. Члены бригады при входе в шахту № 1 имени АН СССР. Дата съемки: 20 августа 1933 г. Автор съемки: М. Б. Едемский. НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.1.
Оп. 1. Д. 19 «а». Л. 1.
Photo 2. Vorkuta. Member of the brigade at the entrance to Mine No. 1 named after the USSR Academy ofsciences. Date: 20th August, 1933. Author: M. B. Edemsky. Archives of Komi SC UB RAS. F. 1. In. 1. F. 19 a. Sh. 1
один из выступавших подчеркнул: «Редко приходится видеть такое сочетание научной работы с немедленной наметкой хозяйственных перспектив».
Среди выступавших было несколько членов Печорской бригады. Они составляли одну группу. Во вторую группу входили геологи и гидрологи. Но самую сильную группу составили транспортники — сторонники развития Северного морского пароходства, строительства новых железных дорог на Севере. В сущности, основной спор шел о том, каким видом транспорта решать проблемы экспорта полезных ископаемых из региона — водным или сухопутным (железнодорожным). Можно утверждать, что на совещании впервые открыто обсуждали идею переброски северных рек. К 1930-м гг. экономисты уже поняли, что межрайонные связи между северными регионами имели тенденцию не в направлении восток — запад, а в направлении север — юг. Подчеркивали, что в регионе налажено уникальное производство радия.
Совещание сформировало общее направление развития региона на длительную перспективу, прежде всего на сырьевое использование невозобнов-ляемых природных ресурсов угля, нефти и радия. Повторим: фактически на совещании вышли далеко за временные рамки 2-й пятилетки и рассматривали реальные задачи до середины 1950-х гг.
Совещание 1935 г. показывает выдающееся предвидение ученых и хозяйственных руководителей страны, которые составляли долгосрочную программу развития страны. Особенно велика роль президента АН СССР А. П. Карпинского в определении северных приоритетов Советско -го Союза в ХХ в.
Составители гипотезы надеялись, что будут учтены предложения и внесены изменения во второй пятилетний план. Однако при всей глобальности обсуждаемых задач реального воплощения в жизнь в то время они не могли получить.
Страна уже вплотную работала над выполнением второго пятилетнего плана. Внести коррективы и исправления в контрольные цифры развития народного хозяйства оказалось невозможным. В стране не имелось достаточных средств, чтобы расширить освоение Печорского угольно-нефтяного района. Проекты
транспортного развития и строительства железных дорог и водного сообщения были еще достаточно «сырыми». На местах не хватало рабочих рук, а добровольная миграция почти полностью исключалась. Оставались рычаги насильственного переселения через систему ГУЛАГа. Количество исправительно-трудовых лагерей и спецпоселений в Коми области в это время возрастает в разы. Но подневольный труд десятков тысяч репрессированных был крайне непроизводителен.
Научно-организационная деятельность А. П. Карпинского в ходе и после поездки доказывает, что, несмотря на весьма почтенный возраст, он с удивительной энергией и настойчивостью осуществил попытку спод-вигнуть АН СССР на решение очень крупной общегосударственной задачи. Он прекрасно понимал, что огромные возможности Печорского края реально не используются в экономике страны, потому что ни ухтинская нефть, ни воркутинские и интинские угли, ни лесные богатства, ни развитие химической промышленности при добыче радия в Печорском бассейне не могут быть использованы, если нет путей сообщения для их транспортировки.
Для академика А. П. Карпинского работа во благо России была, безус-
ловно, приоритетна даже в этих тяжелейших условиях. А. П. Карпинский был истинным созидателем. В очень непростой обстановке тех лет он искал пути возрождения и развития науки на благо страны. В этом величие работы ученого.
При советской власти он сохранил позиции лидера геологической науки, руководителя Академии наук. Авторитетнейший ученый с мировым именем, умудренный пожилой человек, А. П. Карпинский анализировал изменения, происходящие в стране после 1917 г., и понимал угрозы, нависшие над Академией. Сразу после Октябрьской революции А. П. Карпинский враждебно отнесся к новой власти, но очень скоро встал на путь сотрудничества и придерживался этой позиции до последних дней своей жизни.
В условиях коренной ломки экономики страны стали использовать принципы принудительного социализма с применением подневольного труда. Трагические реалии той жизни в условиях ГУЛАГа вынуждали идти на сотрудничество с этим гигантским управлением. И Карпинский пошел на этот шаг.
После совещания СОПС и Полярная комиссия Академии наук выбрали специальную делегацию к председателю Совета народных ко-
Фото 3. Члены Печорской бригады и женский трудколлектив имени АН СССР у буровой вышки № 16 в Еджыд-Кырта. Дата съемки: 31 июля 1933 г. Автор съемки: М. Б. Едемский. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 75. On. 5. Д. 20. Л. 70. Photo 3. Members of the Pechora brigade and ladies' staff named after the USSR Academy of sciences at borehole No. 16 in Edzhyd-Kyrta. Date: 31st July, 1933. Author: M. B. Edemsky. Saint-Petersburg branch of RAS Archives. F. 75. In. 5. F. 20. Sh. 70
See&Muc ИГ Коми НЦ УрО РАН, май, 2015 г., № 5
миссаров СССР В. М. Молотову для выдвижения конкретных вопросов, связанных с освоением «природных богатств края и с дальнейшим развертыванием научно-экспедиционных исследований Академии наук». В соответствии с рекомендациями совещания 11 марта 1935 г. А. П. Карпинский обратился к В. М. Молотову с докладной запиской, в которой подчеркнул, что задачами Печорской бригады были «консультация на местах по ряду вопросов, связь с местными органами власти и разработка плана научно-исследовательских работ, связанных с хозяйственным освоением края» [2].
Масштаб поставленных задач, объем выполненных работ по определению размеров и границ минерально-сырьевого потенциала страны, аргументированные промышленно-экономические прогнозы — все это позволяет охарактеризовать Печорскую бригаду как новую форму организации научного сообщества, как уникальное временное, мобильное, творческое научное сообщество специалистов из различных академических и отраслевых организаций страны. Обследование Печорского края было проведено коллективом научных работников высочайшей эрудиции и смелости. Выполненные Печорской бригадой АН СССР разработки стали основой прогнозов, реализация которых способствовала открытию новых нефтяных и угольных провинций и районов и во многом содействовала созданию мощного минерально-сырьевого потенциала страны. Это был громадный вклад ученых в разработку проблем обеспечения страны ресурсами полезных ископаемых.
В одном из решений Печорской бригады АН СССР сделан такой вывод: «... эти работы являются первыми работами в подобной обстановке,
производимыми в СССР, в силу чего они будут иметь несомненное методологическое значение. Результаты же их могут быть полезны не только для дела освоения данного района, но и других горно-промышленных районов Севера, находящихся в сходной физико-географической обстановке» [1]. Слова эти смело можно и нужно отнести к результатам деятельности самой Печорской бригады и роли академика А. П. Карпинского.
Опыт работы Печорской бригады был с успехом использован впоследствии и при решении проблем Урала, Сибири и Дальнего Востока. То, что сделал А. П. Карпинский и организованная им Печорская бригада, выходит далеко за рамки регионального уровня. Это был одновременно и поворот Академии наук к развитию науки не в столицах, а на территории страны; без подобного реформирования Академии наук вряд ли в последующие годы удалось добиться такого взлета науки в нашей стране. В этом и есть главная заслуга, главное достижение президента Академии наук СССР академика А. П. Карпинского.
Важнейшим результатом деятельности А. П. Карпинского и бригады стало формирование долгосрочных перспективных проектов развития северного региона страны. Был уточнен план непосредственного участия АН СССР в изучении Печорского края. На основе установленного контакта с местными организациями удалось построить этот план таким образом, что работы Академии наук вошли органической частью в комплекс исследований, осуществляемых целым рядом организаций. Анализ этих проектов, напрямую связанных не столько с поисками и освоением энергетических ресурсов громадного масштаба, сколько с проблемами развития транспортной сети на европей-
ской части страны, приобретает общегосударственное значение, являясь одной из составляющих исследования Приарктической зоны. Кроме такой необычной формы работы над проблемой, как Печорская бригада, А. П. Карпинский предложил принципиальный поворот к исследованию экономического развития Севера, что предопределило вектор развития страны на столетие вперед и сохраняется до настоящего времени.
Прогнозы ученых во главе с А. П. Карпинским стали реальностью и имеют тенденцию к более широкой и всеобъемлющей реализации.
Литература
1. Государственный архив Архангельской области. Ф. 5931. Оп. 1. Д. 15. Л. 7-9.
2. Научный Архив Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 19а. Ч. 4. Л. 2-4.
3. Рощевский М. П. Стратегия комплексного изучения, освоения и эффективного использования энергетических и минерально -сырьевых ре -сурсов Европейского Севера России // Избранные труды. Сыктывкар, 2013. Т. 1. С. 599.
References
1. Gosudarstvennyi arhiv Arhangelskoi oblasti (State Archives of Arkhangelsk region). F. 5931. Op. 1. D. 15. L. 7-9.
2. Nauchnyi Arhiv Komi NTs UrO RAN (Science Archives of Komi Science Center UB RAS). F. 1. Op. 1. D. 19a. Ch. 4. L. 2-4.
3. Roschevskii M. P. Strategiya kompleksnogo izucheniya, osvoeniya i effektivnogo ispol'zovaniya energeticheskih i mineral'no-syr'evyh resursov Evropei-skogo severa Rossii (Strategy of complex research, development and efficient application of energy and mineral resources of Russian European North). Syktyvkar, 2013, V. 1, pp. 599.