Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL DEVIATIONS IN BEHAVIOR / PREVENTOLOGY / PREVENTIVE ACTIVITIES / ADDICTIONS / DEVIATIONS / MODEL OF PREVENTHOLOGICAL EDUCATION / SOCIAL CONTROL / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ПРЕВЕНТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДДИКЦИИ / ДЕВИАЦИИ / МОДЕЛЬ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутько И.С., Осипчукова Е.В., Сенук З.В.

Цель исследования - обозначить роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов, частично реализованного в Уральском федеральном университете. Методика и организация исследования. Жанр статьи - обзор, дизайн - феноменологический, используются общенаучные методы. Проведен опрос среди студентов в отношении эффективности профилактических мер борьбы с алкопотреблением, наркоманией в студенческой среде. Также в ходе исследования осуществлялся анализ образовательной программы превентологии в УрФУ. Предметный охват статьи распространяется в масштабе России, аппроксимируется более широко. Результаты исследования и выводы. Авторы обобщают практику превентологического образования по магистерской программе «Превентология» в рамках направления «Организация работы с молодежью», описывают подготовку магистра-превентолога. Магистерская программа по превентологии в УрФУ сочетает различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы; обучение по программе проводится в значительном проценте практиками, представителями работодателей; магистранты участвуют в проектах; используются интерактивные технологии обучения; интегративные спецкурсы. В рамках программы «Превентология» формируются специфические компетенции: способность собирать, оценивать и анализировать информацию о предпосылках формирования социальных отклонений в молодёжной среде; способность разрабатывать систему мер и мероприятий по профилактике социальных отклонений, согласовывать действия заинтересованных сторон по первичной профилактике и т.д. Исходя из проведенного анализа, авторами обосновывается организация превентологической работы в вузе. Авторами делается вывод, что осознанная практическая система превентологической работы в университетах позволит сформировать специалистов, способных менять нашу ментальность, и даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области сохранения социального здоровья нового сообщества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of preventological education for healthy lifestyle cultivation in students

Objective of the study was to determine the role of preventological education in healthy lifestyle cultivation in students, partially implemented at the premises of Ural Federal University. Methods and structure of the study. The genre of the article - review, its design - phenomenological, methods applied - general scientific. We ran a questionnaire survey of the students to analyze the effectiveness of preventive measures used to fight alcohol abuse and drug addiction in the university educational space. Besides, during the study, we analyzed the peculiarities of implementation of the preventological education program at Ural Federal University. The scope of the article is broadened on the national scale and approximated more widely. Study results and conclusions. The authors generalized the practical preventhological education experience in terms of the postgraduate program "Preventology" as part of the program "Organization of Work with the Youth", described the process of training of a master-preventologist. The postgraduate preventology program implemented at Ural Federal University combines various educational styles, approaches and methods of preventive work, implies trainings carried out to a great degree by the people on the ground and representatives of the employers, participation of the undergraduates in different projects, the use of interactive training technologies and special integrative courses. Within the framework of the preventology program, specific competencies are formed: the ability to collect, evaluate and analyze information on the prerequisites for the formation of social deviations in the youth environment; the ability to develop a system of means and measures to prevent social deviations, coordinate the primary preventive actions taken by the parties concerned, etc. Proceeding from the analysis results, the authors substantiated the organization of preventhological activity at universities. They concluded that a conscious practical system of preventhological work at universities would contribute to the formation of qualified specialists capable of changing our mentality, reach a new professional level in the field of preservation of social health in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

роль прЕБЕнтологичЕСкого образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов

УДК/UDC 37.013.32

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

Информация для связи с автором: busygina@rambler.ru

Доктор психологических наук И.С. Крутько1

Кандидат педагогических наук Е.В. Осипчукова1

Кандидат философских наук З.В. Сенук1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

ROLE OF PREVENTOLOGICAL EDUCATION FOR HEALTHY LIFESTYLE CULTIVATION IN STUDENTS

Dr.Sc. Psych. I.S. Krutko1

PhD E.V. Osipchukova1

PhD Z.V. Senuk1

1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - обозначить роль превентологического образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов, частично реализованного в Уральском федеральном университете. Методика и организация исследования. Жанр статьи - обзор, дизайн - феноменологический, используются общенаучные методы. Проведен опрос среди студентов в отношении эффективности профилактических мер борьбы с алкопотреблением, наркоманией в студенческой среде. Также в ходе исследования осуществлялся анализ образовательной программы превентологии в УрФУ.

Предметный охват статьи распространяется в масштабе России, аппроксимируется более широко.

Результаты исследования и выводы. Авторы обобщают практику превентологического образования по магистерской программе «Превентология» в рамках направления «Организация работы с молодежью», описывают подготовку магистра-превентолога. Магистерская программа по превентологии в УрФУ сочетает различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы; обучение по программе проводится в значительном проценте практиками, представителями работодателей; магистранты участвуют в проектах; используются интерактивные технологии обучения; интегративные спецкурсы.

В рамках программы «Превентология» формируются специфические компетенции: способность собирать, оценивать и анализировать информацию о предпосылках формирования социальных отклонений в молодёжной среде; способность разрабатывать систему мер и мероприятий по профилактике социальных отклонений, согласовывать действия заинтересованных сторон по первичной профилактике и т.д.

Исходя из проведенного анализа, авторами обосновывается организация превентологической работы в вузе. Авторами делается вывод, что осознанная практическая система превентологической работы в университетах позволит сформировать специалистов, способных менять нашу ментальность, и даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области сохранения социального здоровья нового сообщества в России.

Ключевые слова: социальные отклонения поведения, превентология, профилактическая деятельность, аддикции, девиации, модель превентологического образования, социальный контроль.

Annotation

Objective of the study was to determine the role of preventological education in healthy lifestyle cultivation in students, partially implemented at the premises of Ural Federal University.

Methods and structure of the study. The genre of the article - review, its design -phenomenological, methods applied - general scientific. We ran a questionnaire survey of the students to analyze the effectiveness of preventive measures used to fight alcohol abuse and drug addiction in the university educational space. Besides, during the study, we analyzed the peculiarities of implementation of the preventological education program at Ural Federal University. The scope of the article is broadened on the national scale and approximated more widely.

Study results and conclusions. The authors generalized the practical preventhological education experience in terms of the postgraduate program "Preventology" as part of the program "Organization of Work with the Youth", described the process of training of a master-preventologist. The postgraduate preventology program implemented at Ural Federal University combines various educational styles, approaches and methods of preventive work, implies trainings carried out to a great degree by the people on the ground and representatives of the employers, participation of the undergraduates in different projects, the use of interactive training technologies and special integrative courses. Within the framework of the preventology program, specific competencies are formed: the ability to collect, evaluate and analyze information on the prerequisites for the formation of social deviations in the youth environment; the ability to develop a system of means and measures to prevent social deviations, coordinate the primary preventive actions taken by the parties concerned, etc. Proceeding from the analysis results, the authors substantiated the organization of preventhological activity at universities. They concluded that a conscious practical system of preventhological work at universities would contribute to the formation of qualified specialists capable of changing our mentality, reach a new professional level in the field of preservation of social health in Russia.

Keywords: social deviations in behavior, preventology, preventive activities, addictions, deviations, model of preventhological education, social control.

Введение. В условиях трансформации педагогики высшей школы для обеспечения максимального развития ресур-

сов личности студентов, их физического и психологического здоровья имеет значение организация таких условий жизне-

34

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

деятельности, при которых в течение 4-6 лет обучения формируется жизнестойкий тип личности. Однако сегодня студенты воспринимают условия собственного существования как нестабильные, ощущают социальные угрозы безопасности, переживают стрессы.

Современные российские вузы находятся либо в начале пути выстраивания политики социального контроля и профилактики социальных отклонений в среде студенческой молодежи, либо игнорируют эту проблему. Можно утверждать, что вузовская система социального контроля отстает от имеющихся опасных тенденций в поведении студенчества, например использовании психоактивых веществ. Воспитательная среда вуза явно ослаблена, работа с социальными отклонениями ведется на уровне проявленных патологий, забота о репутации учреждения делает второстепенным вопрос их распространения; потенциал отклоняющегося поведения не попадает в фокус внимания вузовского менеджмента. Так появляется противоречие между необходимостью для системы высшего образования активизировать имеющиеся ресурсы работы с социальными отклонениями и ее неготовностью к адекватному ответу на актуальные вызовы. Разрешение этого противоречия возможно через организацию превенто-логической деятельности вуза и реализацию образовательной программы «Превентология в молодежной среде». Эти программы в вузах единичны: они функционируют в РГППУ им. Герцена в Санкт-Петербурге, в Башкирии, в Краснодаре; в Казахстане и некоторых учебных заведениях мира (США, Сербия). В силу разобщенности очевидна разница в методологических подходах при реализации данных программ: так, в медицинских вузах программы специализированы в направлении конкретных аддикций и опираются на патогенетические основания.

Цель исследования - обозначить роль превентологиче-ского образования в формировании культуры здорового образа жизни студентов, частично реализованного в Уральском федеральном университете.

Методика и организация исследования. Особенностью образовательной программы превентологии в УрФУ является ее отнесенность к направлению «Организация работы с молодежью», что определяет характерные особенности ее содержательного наполнения и реализации с учетом мнения студентов об эффективности профилактических мер. В сентябре 2019 г был проведен опрос среди студентов, в нем приняло участие 109 студентов 1-4-го курсов Гуманитарного института УрФУ и 42 преподавателя/администратора. Некоторые результаты приведены ниже (см. таблицу). Сгруппированные смысловые блоки расположены в порядке убывания эффективности профилактических мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Как можно увидеть, наиболее эффективными студенты считают меры социально-экономического характера. Студенты в своём большинстве ориентированы на профилактические мероприятия. Элементы жёсткого контроля (лечение, ужесточение наказаний и т. п.) не популярны. Вероятно, принудительное тестирование на употребление наркотических препаратов не имеет поддержки среди студентов вузов. Однако сегодня мы являемся свидетелями активного внедрения именно та-

кого рода профилактических мероприятий в работу многих вузов страны.

Студенты в целом - сторонники толерантных подходов, а педагоги и руководство университетов - приверженцы жестких мер социального контроля. Так, по мнению ректора МГТУ имени Баумана А. Александрова, студент должен быть отчислен из вуза, если он стал зависимым от наркотиков. Таких точек зрения среди руководителей вузов подавляющее большинство.

Разработчики профилактических программ в странах Западной Европы и США ориентированы на создание условий для профилактики. Так, например, решая проблему высокого уровня алкопотребления среди молодежи в Ньюкасле (Великобритания), организаторы разработали десятине-дельный образовательный профилактический проект цикла внеучебных мероприятий, проводимых по вечерам в четверг, пятницу и субботу в популярных местах отдыха. Он включает в себя: уроки граффити, строительство рампы для велоспорта и проведение соревнований, обучение скейтбордингу, занятия по уличным танцам и кулинарии, создание фильмов, курсы маникюра и дизайна ногтей, фитнес, аэробику, футбол и др. Именно такая модель профилактики девиантного поведения подростков и молодежи является сегодня наиболее распространенной за рубежом [2].

Под превентологией в молодежной среде мы понимаем область науки и практики, аккумулирующую на междисциплинарной основе системные подходы к профилактике социальных отклонений молодежи. Профилактика социально отклоняющегося поведения - это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном и т. д. Под социально отклоняющимся поведением мы понимаем социальное явление, выраженное в массовых формах молодежного поведения, действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Процесс развития предрасположенности к социально отклоняющемуся поведению мы рассматриваем на уровне предрасположенности и уже проявленного социального отклонения.

Программа «Превентология» предполагает профилактическую деятельность, которой студенты обучаются и которую могут реализовывать уже во время обучения, например в рамках превентологических отрядов, информационных бригад и др. Таким образом, мы предполагаем работу как раз на потенциальном уровне. По нашему мнению, в рамках классического университета удобно реализовывать превен-тологические меры и соответствующие образовательные модели, ибо тут присутствуют возможности интерактивных технологий обучения, а главное, университетский «культурный капитал», который позволяет влиять на молодежь при условии субъектности преподавания.

Магистерская программа по превентологии в УрФУ сочетает различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы; обучение по программе проводится в значительном проценте практиками, представителями работодателей; магистранты участвуют в проектах; используются интерактивные технологии обучения; интегративные

Результаты опроса об эффективных мерах профилактики алкопотребления, наркомании в студенческой среде

Смысловые блоки ответов студентов Смысловые блоки ответов преподавателей

1. Создание альтернативной увлекательной среды 2. Пропаганда здорового образа жизни 3. Профилактические тренинги, занятия 4. Меры по развитию самоконтроля 5. Увеличение цен 6. Ограничение продаж 7. Лечение 1. Активизация работы по выявлению отклонений 2. Предание гласности выявленных случаев ужесточение наказания 3. Запретительные меры до отчисления из вуза 4. Информирование о последствиях 5. Пропаганда здорового образа жизни 6. Социальная реклама 7. Лечение

№ 5 • 2020 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

спецкурсы, например: «Тренинг достижения позитивных жизненных целей», «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости», «Формирование коммуникативной культуры превентолога», «Психотехнологии работы с молодежью». В рамках программы «Превентология» формируются специфические компетенции: способность собирать, оценивать и анализировать информацию о предпосылках формирования социальных отклонений в молодёжной среде; способность разрабатывать систему мер и мероприятий по профилактике социальных отклонений, согласовывать действия заинтересованных сторон по первичной профилактике; способность реализовывать и применять модели, методики, технологии и проекты в сфере превентологии для решения прикладных научно-исследовательских в молодежной среде; готовность формировать мышление молодого человека с активной жизненной позицией и конструктивными привычками, приверженца здорового образа жизни; готовность организовывать работу с различными группами молодежи для решения задач профилактики социальных отклонений. Учитывая, что в личностной структуре любого студента имеются элементы, которые активизируются под воздействием факторов ситуации риска и являются психологическими предпосылками формирования зависимости [5], мы считаем важным создание соответствующей безопасной среды: позитивный интерес и доброжелательность со стороны вузовской образовательной среды, ощущение социальной поддержки и включенности в социум. Это дает молодому человеку ощущение спокойствия, уверенности в себе, независимость, эмоциональную устойчивость, самосохраняющее поведение, самоконтроль, эмпатийность, формирует безопасный тип поведения. Учет вышеприведенных положений позволяет создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра в области превентологии в молодежной среде.

Вывод. Вопрос о субъекте реализации функций профилактики и социального контроля студенческой среды сегодня открыт. Магистерская программа «Превентология» представляет собой некоторый вызов традиционной системе подготовки студентов с негласно транслируемым посылом «у нашей-то молодежи все замечательно» и может стать своеобразным реализатором вышеуказанных функций. Осознанная практическая система превентологической работы в университетах позволит сформировать специалистов, способных менять нашу ментальность и даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области сохранения социального здоровья нового сообщества в России.

Использованная литература

1. Ананьев В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения : монография / В.А. Ананьев, Я.В. Малы-хина, М.А. Васильев; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена [Каф. клинич. психологии и др.]. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2003. - 171 с.

2. Девиантность в обществе потребления: коллективная монография / Я.И. Гилинский, В. Ильин, Т.В. Шипунова и др.; под ред. Я.И. Гилинского, Т.В. Шипуновой. - Науч. изд. - Санкт-Петербург: Издательский Дом Алеф-Пресс, 2012. - 464 с.

3. Дугарова Е.Н. Проявления алкогольной девиации в студенческой среде: на материалах высших учебных заведений Республики Бурятия: дис. ... канд. социол. наук / Е.Н. Дугарова. - Улан-Удэ, 2011. - 168 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для практических работников / Р.В. Овчарова. - М.: «Сфера», «Юрайт-М», 2001. - С. 286-287.

5. Отчет о выполнении научного исследования «Положение молодежи Свердловской области». Договор № Н.803.210.001/18 от 27.04.2018.

6. Хуснутдинова, З.А. Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» [Текст] / З.А. Хуснутдинова, Г.Р. Мануйлова, Е.Ю. Горбат-кова, Т.А. Титова // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 10531056. URL https://moluch.ru/archive/62/9641/ (дата обращения: 02.02.2020).

References

1. Ananyev V.A., Malykhina Ya.V., Vasilyev M.A. Kontseptualnyie osnovy sistemnoy profilaktiki deviantnogo povedeniya [Conceptual foundations of systemic prevention of deviant behavior].; Herzen RSPU [Clinical psychology faculty]. St. Petersburg: RSPU publ., 2003. 171 p.

2. Gilinskiy Ya.I., Ilyin V., Shipunova T.V. et al.; Deviantnost v obshchestve potrebleniya [Deviance in consumer society]. St. Petersburg: Alef-Press publ., 2012. 464 p.

3. Dugarova E.N. Proyavleniya alkogolnoy deviatsii v studencheskoy srede: na materialakh vysshikh uchebnykh zavedeniy Respubliki Buryatiya [Manifestations of alcohol deviation in student community: based on materials from higher educational institutions of the Republic of Buryatia]. PhD diss.. Ulan-Ude, 2011. 168 p.

4. Ovcharova R.V. Tekhnologii prakticheskogo psikhologa obrazovaniya [Practical Education Psychologist Technology]. Study guide dlya prakticheskih rabotnikov. MOSCOW: Sfera, Yurayt-M publ., 2001. pp. 286-287.

5. Otchet o vypolnenii nauchnogo issledovaniya «Polozhenie molodezhi Sverdlovskoy oblasti». Dogovor # N.803.210.001/18 ot 27.04.2018 [Report on the implemented scientific study "The situation of youth in the Sverdlovsk region." Contract No. N.803.210.001 / 18 dated 04/27/2018].

6. Khusnutdinova Z.A., Manuylova G.R., Gorbatkova E.Yu., Titova T.A. Osnovnye voprosy realizatsii magisterskoy programmy «Profilaktika sotsialnyih otkloneniy (Preventologiya)» [Key issues of the implementation of the master's program "Prevention of social deviations (Preventology)"]. Molodoy ucheny. 2014. No. 3. pp. 10531056. Available at: https://moluch.ru/archive/62/9641/ (date of access: 02.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.