Научная статья на тему 'Роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов'

Роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова О. А.

Анализируются понятия самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов и рассматривается роль преподавателя в процессе ее выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в развитии творческих способностей студентов»

УДК 378.091.33-028.026.9

О.А. Миронова, аспирант, (4872) 35-20-82

olga.mironova111@gmail.com (Россия, Тула, ТулГУ)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Анализируются понятия самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов и рассматривается роль преподавателя в процессе ее выполнения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студента, научно-

исследовательская работа студента, педагогическое творчество преподавателя.

Изменения в обществе, связанные с переходом страны на рыночные отношения, кардинально меняют характер и цели трудовой деятельности. Профессия в таких условиях рассматривается как источник обретения материального благополучия и желаемого социального статуса.

В последние десятилетия отмечается значительный рост требований современного работодателя к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений. Молодой специалист должен быть грамотным, компетентным, и иметь возможность

совершенствоваться в профессиональной деятельной деятельности, быть готовым к разного рода переменам в нашем стремительно развивающимся мире, т.е. быть социально и профессионально мобильным.

Основными требованиями в подготовке квалифицированных специалистов являются не только получение знаний, умений и навыков, но и готовность к непрерывному самообразованию, реализации творческих замыслов, а также углубленной научно-исследовательской работе. Поэтому одной из тенденций повышения качества высшего образования сегодня становится ориентация на развитие творческого потенциала студента на всех этапах обучения в вузе, на развитие его творческого мышления, направленного на решение нестандартных творческих задач.

Творческая самореализация студентов не только возможна в процессе обучения, но и наиболее актуальна в процессе выполнения самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента - это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством.

Самостоятельная работа студентов - это активные формы и методы обучения, это единство учебно-воспитательной и научнопроизводственной работы, это сотрудничество студента с преподавателем. Самостоятельная работа студентов может быть как аудиторной, т.е. выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям и выполнение

соответствующих заданий;

- выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и практических практикумах, на семинарах и практических занятиях;

- работу над отдельными темами учебных дисциплин;

- выполнение контрольных и курсовых работ;

- прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний;

-подготовку к итоговой аттестации и выполнение выпускной

квалификационной работы [1, с.103].

В исследованиях ученых под научно-исследовательской работой понимают такую работу студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой.

Как видно, учебно-исследовательская работа и научноисследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Если учебно-исследовательская работа дает возможность студентам приобщиться к научным исследованиям, то научно-исследовательская работа, опирающаяся на реальные факты педагогической деятельности, позволяет сформировать все необходимые качества современного педагога-исследователя.

Во многих исследованиях принадлежность исследовательской работы студентов к учебной или научной определяется по формам участия студентов в учебном процессе или внеучебной деятельности. Учебноисследовательская работа студентов определяется как комплексная система интенсификации учебного процесса посредством внедрения во все виды учебной работы студентов на протяжении всего периода их обучения элементам научной работы, направленным на повышение качества подготовки выпускаемых специалистов. Научно-исследовательская работа -это комплексная система участия студентов во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих, профессиональных качеств студентов, воспитывающая резерв ученых-исследователей.

Существуют и другие толкования терминов «учебноисследовательская» и «научно-исследовательская» работа студентов вне зависимости от ее «включенности» или «невключенности» в учебный план. Научно-исследовательская работа студентов - «процесс решения студентами целого ряда научно-исследовательских задач стереотипного и нестереотипного характера как в учебное, так и во внеучебное время,

результатом которого является тот или иной уровень сформированности у них исследовательских умений и навыков по специальности».

Из приведенных определений видно, что существенным различием между учебно-исследовательской работой студентов и научно-

исследовательской работой студентов является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата [2, с.202-204].

Занятия самостоятельной и научно-исследовательской работой позволяют:

-развить склонность к научно-исследовательской деятельности;

-создать предпосылки к самореализации творческих способностей;

- расширить научно-теоретический кругозор и эрудицию;

-решать нестандартные технические и изобретательские задачи;

- участвовать в научно-методической и научной работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Цель самостоятельной и научно-исследовательской работы -научить студентов учиться и тем самым содействовать повышению качества образования, развитию творческих способностей студентов. Для успешного выполнения таких задач необходимы планирование и контроль всех видов учебной и внеучебной работы со стороны учебнометодических, научно-исследовательских структур вуза, преподавателей и сотрудников [3, с.104].

Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов может быть как индивидуальной, так и групповой и обязательно должна иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, позволяющий максимально развить и реализовать творческие

способности. Основным координатором самостоятельной и научноисследовательской работы студентов является преподаватель.

Преподаватель выступает здесь не как носитель «правильного знания», а как гарант помощи в отыскании средств и методов саморазвития учащихся [4, с.111]. Результаты деятельности преподавателя, его авторитет, положение и престиж зависят от качества его работы, профессионализма и творческого, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому студенту. Исходя из этого, перед преподавателем возникает целый ряд проблем, т.к. педагогическая теория содержит обобщенные положения и методические идеи, как необходимо осуществлять обучение, а практика зачастую ставит такие задачи, решение которых требует большой практической подготовки,

педагогической гибкости, опыта и умения творчески подходить к их решению.

Многие педагогические авторитеты подчеркивали определенную роль личности преподавателя в обучении. В статье «Три школы

К.Д. Ушинский писал: Никакие уставы и программы, никакой

искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле обучения и воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [5, с.483].

Таким образом, только педагогическое творчество преподавателя, его стремление к научной самореализации, постановка им нестандартных творческих задач способно вдохновить и заинтересовать студента.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество [6, с.479]. Наиболее ярко педагогическое творчество проявляется в процессе общения студентов и преподавателя. То есть центральное место в учебно-воспитательном процессе вуза должен занимать эвристический диалог как наиболее выразительная форма образования [7, с.174]. Он может протекать в ходе семинаров, лекций, практических и лабораторных занятий, а также в ходе кружковой работы.

Ориентируя студентов на общение, преподаватель пытается выстроить пространство для взаимопонимания и ликвидировать барьеры в процессе получения знаний, умений и навыков. В ходе диалога на занятиях активизируются самоконтроль, самооценка, развивается рефлексивность студентов. Для преподавателя такая работа позволяет обнаружить пробелы в преподнесении материала, выявить и разъяснить наиболее сложные вопросы. Таким образом, преподаватель помогает студентам выбрать направление научного исследования, сформулировать проблему, цели и задачи исследования.

Исходя из вышесказанного, обучение в вузе должно строиться на толерантном отношении студентов и преподавателей. Творческий подход преподавателя в процессе взаимодействия со студентами направлен на то, чтобы научить их самостоятельно «добывать» знания, на основе которых рождаются новые интересные идеи, воплощение в жизнь которых возможно только через заинтересованность и системность выполнения самостоятельной и научно-исследовательской работы. Приобретенные в вузе знания, умения и навыки будущий специалист обязательно сможет творчески применить в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.103.

2. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузе: методическое пособие. Второе издание. М., Изд-во «Совершенство», 2000. С.202-204.

3. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.104.

4. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2006. №7. С.111.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. С.479.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2000. С.483.

7. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ // Высшее образование в России. 2004. №11. С.174.

О.А. Mironova

Postgraduate student of the Chair “Theory and Methods of Professional Education”

The Teacher’s Role in the Development of Students’ Creative Potential.

The article analyses the notions of students’ independent and scientific-research work, and considers the teacher’s role during its carrying out.

Key words: students independent work, students scientific-research work, teacher’s pedagogical creativity

Получено 07.10.2010 г.

УДК 378.016:2

Е.А. Раменских, аспирант, 89207536317, helen ramenskikh@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОЛОГИИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассмотрены особенности преподавания теологии в классическом университете, история богословского образования в России. Раскрывается специфика теологического образования, обосновывается необходимость творческого подхода к преподаванию дисциплины «Методика преподавания теологии».

Ключевые слова: теология, богословие, университет, гуманитарное образование, преподавание, квалификация, творческий подход.

В настоящее время наша страна находится в условиях духовнонравственного кризиса. Общество переживает сегоднясложные времена нестабильности в социально-экономической и образовательной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.