Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ДОМА РОМАНОВЫХ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА'

РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ДОМА РОМАНОВЫХ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / АРИСТОКРАТИЯ / ARISTOCRACY / СЕСТРИНСКИЙ УХОД / NURSING CARE / ОБЩИНА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ / COMMUNITY OF SISTERS OF MERCY / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOX / RED CROSS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопатина Н.Л.

Представлена роль представительниц Дома Романовых и дам высшего света в становлении и развитии профессионального сестринского ухода в России. Через меценатство и личное участие русские аристократки способствовали развитию медицины и медицинского ухода для всех слоев общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFLUENCE OF REPRESENTATIVES OF ROMANOVS’ ROYAL HOUSE AND ARISTOCRACY UPON THE FORMATION AND THE DEVELOP MENT OF PROFESSIONAL NURSING CARE IN RUSSIA

In the article it’s given the key role of representatives of Romanovs’ Royal House and aristocracy upon the formation and the development of nursing care and RED CROSS society. Through the patronage and personal participation Russian aristocracy were greatly conductive to develop medicine and medical care for the various strata of the society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ДОМА РОМАНОВЫХ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА»

Н Е I п 1 1 1 OHIfll СТРАНИЦЫ ИСТ

1 fl 1 1

© Н.Л. Лопатина, 2016

РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ДОМА РОМАНОВЫХ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА

Н.Л. Лопатина, канд. культурологии Кемеровская государственная медицинская академия E-mail: lopatinl@mail.ru

Представлена роль представительниц Дома Романовых и дам высшего света в становлении и развитии профессионального сестринского ухода в России. Через меценатство и личное участие русские аристократки способствовали развитию медицины и медицинского ухода для всех слоев общества.

Ключевые слова: благотворительность, аристократия, сестринский уход, община сестер милосердия, православие.

Представители Дома Романовых оказали положительное влияние на становление отечественного сестринского дела. Так, идея организации профессионального систематического ухода за больными принадлежала императрице Марии Федоровне -жене императора Павла I. Позже в течение 32 лет созданные ею благотворительные организации возглавляла Александра Федоровна - супруга императора Николая I.

В 1813 г. по инициативе Марии Федоровны при Воспитательном доме Санкт-Петербурга был основан Вдовий дом, опекунами которого были высокопоставленные лица, а настоятельницами - дамы из высшего света. Сердобольные вдовы за умеренную плату присматривали за больными. После испытательного срока они приносили присягу и получали знак отличия - Золотой Крест. В инструкции для сердобольных вдов говорилось: «Должность не многосложна, но важна для страждущих и требует хорошего рассудка и многого терпения, и человеколюбия, и кроткого обхождения с больными» [1, с. 32]. Сердобольные вдовы отлично зарекомендовали себя и в Москве открыли подобную организацию.

В создании благотворительных общин и деятельности российского здравоохранения видную роль сыграла Великая княгиня Елена Павловна -жена сына Павла I Михаила. Мария Федоровна видела в Елене Павловне свою преемницу и завещала еще юной девушке управление Мариинской больницей, организатором которой она являлась.

Елена Павловна в 1846 г. открыла в Петербурге Елисаветинскую клиническую больницу для малолетних детей, патронировала Максимилиановскую лечебницу «для малоимущего бедного люда». Но главным ее делом можно считать создание Крестовоздвиженской общины сестер милосердия и Клинического института (Института усовершенствования врачей) в Петербурге.

Крестовоздвиженская община была учреждена в 1854 г. и объединяла женщин разных сословий. В создании общины огромную роль сыграл и Н.И. Пирогов. Община стала первым в мире медицинским учреждением с женским персоналом, оказывавшим помощь раненым на поле боя (Крымская война). Крестовоздвиженская община по своему духу была нравственно-религиозным учреждением, имевшим целью «служение не больному только, но вообще несчастному, бедному, служению во имя Христа». Согласно Уставу общины, ее задачей являлась подготовка сестер милосердия для ухода за ранеными и больными в армии. Устав требовал православного милосердия и послушания - требование, характерное

№2 2016

для деятельности всех общин сестер милосердия России XIX - начала ХХ века.

После окончания войны труд сестер милосердия общины был по-прежнему востребованным. Возросло количество петербургских лечебниц, приглашавших к себе крестовоздвижен-ских сестер. Община, созданная для оказания помощи раненым, стала постоянным учреждением.

В 1844 г. первая дама столицы княгиня С.С. Щербатова основала благотворительное общество «Дамское попечительство о бедных в Москве», вошедшее в состав Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Общество открывало детские приюты, богадельни для престарелых, училища и прочие благотворительные заведения. В это время получила дальнейшее развитие служба сиделок, в Петербурге открылась «Школа русских нянек».

Каждодневная работа сиделок и сестер разных общин России требовала не только милосердия, профессионализма, терпения, но и особого душевного состояния. Сестры ухаживали за стариками, инвалидами, заразными больными. Работа сестры тяжела и физически, и морально. Даже после напряженной работы сестры не могли полноценно отдохнуть. Из дневника сестры М.И. Дервиз: «Я поселилась в общине. ... Жизнь не из легких. Приходилось с другими сестрами спать мне в одной комнате. ... придешь, бывало, хочется уснуть хоть час, а тут другая сестра или одевается, или работает.. Но может ли как следует отдохнуть тот, кто ни одной минуты не остается один, кто после тяжелого дня ухода за больными. не имеет возможности собрать свои мысли, урегулировать нервы?» [2, с. 179].

Представители Дома Романовых задавали тон, способствующий пониманию необходимости развития медицинского дела в России. Среди аристократии стало популярным участвовать в создании медицинских учреждений и обществ (меценатство, личное участие).

С середины XIX века активно создавались общины братьев и сестер милосердия, учредителями которых были Великие княгини, представители знатных российских фамилий. Многие аристократки не только жертвовали деньги, но и сами ухаживали за больными.

В 1844 г. принцесса Т.В. Ольденбургская вместе с дочерьми Николая I Александрой и Марией учредила в Петербурге Свято-Троицкую общину сестер милосердия. Принцесса жертвовала деньги на содержание общины, ухаживала за больными, кроила и шила одежду. В 1846 г. общину возглавила Великая княгиня Мария Николаевна. Община содержалась на средства частных пожертвований при участии семьи Ольденбургских и за

№ 2 2016

Сестры милосердия

счет процентов с капиталов Великой княгини Александры Николаевны. Почетный опекун общины принц А.П. Ольденбургский в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. В 1890 г. на ее базе было организовано первое научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии -Императорский институт экспериментальной медицины.

Деятельность общины была направлена на служение бедным больным, воспитание сирот, нравственное обновление, а также на подготовку сестер милосердия. При общине находились женская больница, богадельня для престарелых сестер и аптека. Уклад жизни сестёр был почти монастырский, он стал образцом для многих сест-ричеств России вплоть до начала ХХ века. Согласно канонам христианства, врачеватель должен сам иметь чистую душу, поскольку болезнь тела может быть связана с болезнью души. Поэтому для сестер милосердия должен был быть обязательным добродетельный образ жизни.

Первой настоятельницей Свято-Троицкой общины была С. А. Биллер. В 1833 г. она в сотрудничестве с А.Ф. Михельсон открыла Магдалинское убежище для падших женщин. В 1845 г. при общине открылся покой для приходящих больных. В среднем за год в общину за помощью обращались около 20 000 человек.

Меценатство русской аристократии позволило открыть в конце 1844 г. новые общины сестер милосердия: Никольскую, Георгиевскую, Александровскую, Покровскую, Евгеньевскую и многие другие.

Никольскую общину в Москве основала княгиня С.С. Щербатова при содействии доктора Ф.П. Гааза. Еще ранее она создала Дамское попечи-

53

Женский Покровский монастырь в Киеве

тельство о бедных. Община занималась медицинским обслуживанием незащищенных слоев населения, сирот, чернорабочих, а также заключенных тюрем. Сестры Никольской общины совместно с вдовами Петербургского и Московского вдовьих домов участвовали в Крымской войне еще до прибытия в Крым отряда сестер Крестовоздвиженской общины.

Княгиня М.Ф. Барятинская основала в 1844 г. Петербургскую общину сестер милосердия литейной части, супруга Великого князя Николая Николаевича Александра Петровна в 1859 г. учредила в Петербурге Покровскую общину сестер милосердия. Община включала в себя больницу, ап-

Здание Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге (ныне занято Российским НИИ гематологии и трансфузиологии)

теку, отделения для грудных детей, для девочек-сирот, для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц, в которой училась и сама Великая княгиня.

Согласно Уставу общины, ее целями были «попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и беспризорных детей» [1, с. 38]. В 1879 г. Александра Петровна основала в Киеве женский Покровский монастырь. В городке Покровского монастыря были собор, дома для монастырских сестер, большая больница, лечебница для приходящих больных, образцово устроенная аптека, училище для девочек-сирот, приют для слепых, приют для неизлечимо больных женщин, барак для заразных больных, анатомический покой для нужд больницы, прачечная, странноприимница, в которой любой мог найти приют и пищу. Перед операциями княгиня сама мыла больных, полагая, что чистота - залог успеха операции [2, с. 163]. Покровский монастырь стал образцом христианского милосердия, из него вышли выдающиеся сестры.

Княгиня Н.Б. Шаховская в 1864 г. вместе с Ф.П. Гаазом создала при Полицейской больнице в Москве общину сестер милосердия «Утоли моя печали». Сестры общины оказывали медицинскую помощь во всех отделениях клиники: хирургическом, терапевтическом, психиатрическом, неврологическом, гинекологическом. При общине были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. В 1872 г. княгиня Шаховская купила на свои средства обширное владение в Лефортове, открыла новые помещения, организовала для детей заключенных женщин Сиротский приют, в котором дети учились и социально адаптировались. Самые способные получали высшее образование, многие девушки стали сестрами милосердия. Сестры этой общины принимали участие в Русско-турецкой войне, в борьбе с эпидемиями тифа, холеры. Общине покровительствовал сам император.

При общине работала больница для амбулаторных и стационарных больных, открылось психиатрическое отделение, была создана больница-приют для сестер милосердия, тружениц Общества Красного Креста, потерявших здоровье. В 1912 г. при общине была открыта городская школа сестер милосердия, которую возглавил известный врач В.М. Михайлов. Школа готовила высококвалифицированные средние медицинские кадры для всех городских больниц города [2, с. 118].

Следует отметить, что общины и приюты открывались стараниями русской аристократии не

ВСИНАницы исто

Р И И

только в столичных городах, но и в провинции.

В 1861 г. княгиня М.М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия с больницей для женщин, больных сифилисом и их детей. Она просила епископов учреждать попечительства для облегчения участи больных узников, уговаривала чиновников устраивать больницы при тюрьмах, создавать санатории при монастырях для отпущенных из тюрьмы с чахоткой и другими хроническими заболеваниями [2, с. 155].

В 1866 г. княгиня О.А. Голицина возглавила приют во имя Святой Марии Магдалины для раскаявшихся женщин легкого поведения. Женщины, прожившие в приюте 3 года, могли рассчитывать на помощь и трудоустройство. Они работали сиделками в больницах и в частных домах; если они выходили замуж, от общины им полагалось приданное.

В 1870 г. врач С.П. Боткин и принцесса Е. М. Ольденбургская создали общину Святого Георгия. Позже на частные пожертвования при общине была открыта трехгодичная женская фельдшерская школа. Среди ее меценатов были Александр II, императрицы Мария Александровна и Мария Федоровна, граф Шереметьев.

Великая княгиня Елизавета Федоровна в феврале 1909 г. на свои средства основала Марфо-Мариинскую обитель. Судя по дневниковым записям, она была глубоко религиозным человеком [3]. В обители были организованы не только уход за больными и лечение, а также образование сестер, приближенное к институтскому. В своем письме Николаю II княгиня подробно описала режим дня, питание, обучение сестер: «Теперь о лекциях: три раза в неделю батюшка [читает], три раза - доктора, между лекциями сестры читают или готовятся. Пока у них медицинская практика только в больнице; я их посылаю по домам к бедным лишь для того, чтобы собрать сведения о различных случаях. Понимаешь, сначала они должны выучиться» [4, с. 34-36]. Православная церковь причислила ее к лику святых.

Таким образом, становлению и развитию медицинского ухода способствовали члены Дома Романовых и аристократия. Активное участие элиты в становлении медицинского дела свидетельствует об ее особо высоком нравственном и духовном уровне, сформированном православием и национальной культурой. Созданные при поддержке аристократии общины сестер милосердия оказали огромное влияние на развитие лечебного дела в России, поскольку при общинах осуществлялся не только сестринский уход за больными, но и создавались лечебницы, аптеки, приюты для разных слоев населения, школы [5].

Литература

1. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я. А. История сестринского дела в России. - СПб.:Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, 1998. - 144 с.

2. Махаев С. Подвижницы милосердия. О подвиге русских сестер милосердия. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. - 215 с.

3. Миллер Л.П. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Федоровна. - М.: Паломник, 2002. -396 с.

4. Письма Великой княгини Елизаветы Федоровны Николаю II, апрель 1909. Материалы к житию преподоб-номученицы Великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы, 1996. - 247 с.

NFLUENCE OF REPRESENTATIVES OF ROMANOVS' ROYAL HOUSE AND ARISTOCRACY UPON THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL NURSING CARE IN RUSSIA

N.L. Lopatina, PhD in cultural studies In the article it's given the key role of representatives of Romanovs' Royal House and aristocracy upon the formation and the development of nursing care and RED CROSS society. Through the patronage and personal participation Russian aristocracy were greatly conductive to develop medicine and medical care for the various strata of the society.

Key words: charity, aristocracy, nursing care, community of sisters of mercy, the Orthodox, the RED CROSS.

№ 2 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.