Роль предшественника, удобрений, химических и биологических протравителей семян в защите яровой пшеницы от корневой гнили
С.Г. Дюбина, аспирантка, Оренбургский ГАУ
В процессе онтогенеза растительные организмы подвергаются воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды: биотические факторы (грибные, бактериальные, вирусные болезни) и абиотические (температура, свет, влажность).
В формировании урожая пшеницы абиотические и биотические факторы часто наносят совместный ущерб. Характерно, что в засушливые годы, а на Южном Урале за 1966—2010 гг. засуха отмечалась 25 раз (56% лет), посевы яровой пшеницы поражаются корневой гнилью особенно сильно, до 100%. Объяснить это можно тем, что возбудитель корневой гнили
характеризуется никротрофным типом питания и прекрасно развивается на поражённых растительных тканях с ослабленным длительной засухой тургором [1]. Основным возбудителем заболевания на Южном Урале является гриб Bipolaris sorokiniana (Sacc.) Shoemaker, а также грибы из рода Fusarium [2]. В распространении данной болезни ведущую роль играет почвенная и семенная инфекция. Семена пшеницы ежегодно инфицируются возбудителями корневой гнили. Поэтому протравливание семян является экономически оправданным мероприятием, позволяющим защитить посевы от семенной, почвенной и частично аэрогенной инфекции. Но следует учесть, что в засушливых условиях возрастает фитотоксичность фунгицидов, производных триазола, что может привести к снижению урожайности зерновых культур [3].
Поэтому требуется поиск росторегулирующих веществ неспецифического антистрессового действия, применение которых даст возможность получения хозяйственно значимых эффектов: оптимизацию и стимуляцию прорастания семян, активацию вегетативного роста растений, защиту растений от ряда заболеваний за счёт усиления иммунного статуса растений, а также устранение фитотоксического эффекта от действия ряда пестицидов.
Совместное использование регуляторов роста и химических средств защиты растений даёт возможность снять фитотоксическое действие пестицидов, засоления, засухи и воздействия на растения вредителей и болезней. Такими рострегуляторами являются Гуми, Гуми-М, Фи-тоспорин, Альбит, Росток и другие.
Особенность препаратов Гуми и Фитоспорина состоит в том, что они способствуют формированию у проростков большего числа зародышевых корешков, что повышает устойчивость всходов к весенне-летней засухе [4].
Цель исследований (2008—2010 гг.) — выявить такую систему применения удобрений, пестицидов, регуляторов роста, биологических препаратов, а также предшественников, при которой в агроценозе поля яровой пшеницы была бы создана благоприятная фитосанитарная обстановка, обеспечивающая экономически оправданную урожайность в благоприятных и сухих по увлажнению условиях.
Материалы и методы. Исследования проводились на чернозёмах опытного поля Оренбургского ГАУ и ЗАО «Маяк» Соль-Илецкого района, расположенного в 60 км на юг от г. Оренбурга. Лишь в 2008 г. вегетационный период был благоприятным для возделывания яровой пшеницы. ГТК ЗАО «Маяк» составил 0,63; опытного поля — 0,67. 2009 и 2010 гг. острозасушливые, ГТК соответственно 0,37; 0,54 и 0,17; 0,16.
В ЗАО «Маяк» обработка почвы под яровую пшеницу с осени не проводилась. Был проведён прямой посев сеялками СЗТС-2-12. Для удаления стерни подсолнечника проводили покровное боронование зубовыми боронами в один след дважды. Посевы бороновались в один след поперёк направления рядков средними зубовыми боронами. Норма высева семян яровой пшеницы Альбидум 188 — 4,0 млн всхожих семян на 1 га. Весовая норма составляла 160 кг/га.
На опытном поле ОГАУ основная обработка почвы с осени проводилась плоскорезом-глубокорыхлителем на глубину 23—25 см, весной закрытие влаги осуществляли средними зубовыми боронами в два следа. Предпосевную культивацию проводили сеялкой АУП-18 на глубину 10—12 см с одновременным внесением М48Р52 на половине длины делянок (на 125 м). На оставшихся 125 м культивация велась без удобрений. Таким образом, протравители семян испытывались на двух фонах (удобрённый и без удобрений) и по трём предшественникам (яровая пшеница, озимая пшеница и горох). Посев пшеницы Юго-Восточная 2 (ЮВ-2) проводили сеялкой С3-3,6 на глубину 5—6 см.
В лабораторных условиях при проращивании в песке семена опытного поля ОГАУ и ЗАО «Маяк» положительно реагировали на предпосевные обработки современными протравителями семян, регуляторами роста, микроудобрениями и биологическими фунгицидами. Сила роста от применения оптимальных норм препаратов Фитоспорина-М Экстра (1,5—2,0 л/т), Микромака (2,0 л/т), Гуми 20М и Гуми 20М Богатый (1,5—2,0 л/т) увеличивалась на 5—10%, всхожесть — на 1,5—10%, а в баковых смесях этих препаратов с протравителем семян Дивиденд Стар (0,75 л/т) — соответственно на 3,0—13,5% и 2,0—11,0%. Все обработки семян препаратом Дивиденд Стар (0,5—1,0 л/т) укорачивали длину колеоптиля на 1,0—2,0 см, или 22,0—30,0%. Новый препарат фирмы «Сингента» Дивиденд Экстрим в нормах 0,4—0,8 л/т фитотоксичностью не обладал. Комплексное удобрение Микромак (1,0—3,0 л/т), биологические фунгициды Фитоспорин-М и Фитоспорин-М Экстра (1,0—3,0 л/т), препарат ТМТД плюс (2,5 л/т), а также гуминовые препараты способствовали росту длины колеоптиля, что очень важно для повышения полевой всхожести в условиях засухи, при заделке семян в почву на глубину большую, чем генетически обусловленная для мягких пшениц — 5,5—6,5 см. Самая большая длина корней отмечалась при протравливании семян химическими препаратами.
Протравливание семян яровой пшеницы ЮВ-2 препаратом Дивиденд Стар (0,75—1,0 л/т) в фазу полной спелости зерна снижало развитие корневой гнили на 73,2—90,7%, способство-
вало росту урожайности на 3,0—4,2 ц/га (на 13,3—21,9%), а при применении Дивиденда Стар (0,5 л/т) в баковой смеси с комплексным удобрением Микромак (2 л/т) развитие корневой гнили снижалось на 88,3%, а урожайность увеличивалась на 4,0 ц/га (на 20,8%). Самую высокую урожайность яровой пшеницы ЮВ-2, 28,8 ц/га, получили при обработке семян баковой смесью Дивиденда Стар (0,75 л/т) с Фитоспорином-М (1,5 л/т). Прибавка урожайности зерна составила 6,3 ц/га, или 28%, при биологической эффективности в борьбе с корневой гнилью 79,8%.
Самая высокая урожайность зерна в ЗАО «Маяк» была получена при предпосевной обработке семян Микромаком 2,0 л/т и Микромаком 3,0 л/т + Фитоспорин-М Экстра 1,0 л/т — 13,7 ц/га, а также при обработке семян Дивидендом Стар 0,75 л/т + Росток 0,5 л/т — 13,9 ц/га, или на 3,1—3,3 ц/га выше, чем при посеве необработанных семян. При этих обработках семян развитие корневой гнили составляло 1,9—4,6%, в контроле — 7,6—8,8%.
При посеве яровой пшеницы ЮВ-2 после яровой пшеницы содержание сырой клейковины в зерне находилось в диапазоне 18,0—23,2%, после озимой пшеницы — 16,0—22,5%. При посеве яровой пшеницы на фоне М48Р52 содержание клейковины в зерне составляло по предшественникам соответственно 23,8—28,8 и 24,0—30,4%, или выше на 5,8—5,6 и 8,0—7,9%. В лучших по урожайности зерна обработках масса сырой клейковины в зерне сорта Альбидум 188 составляла 23,2—27,6%.
В 2010 году лучшим предшественником в наших исследованиях являлся горох. По данному предшественнику наблюдалась более высокая полевая всхожесть по сравнению с озимой и яровой пшеницей. Основной причиной невысокой полевой всхожести является худшая по сравнению с горохом влагообеспеченность из-за большого количества пожнивных остатков, особенно после озимой пшеницы (более 6,0 т на 1 га) и яровой пшеницы (более 4,0 т/га), потребовавшей необходимую для всходов влагу на минерализацию. Горох как предшественник является рано убираемой культурой, в этом плане имеет ряд преимуществ в накоплении и сохранении влаги, обогащении почвы доступными формами азота, а также в существенном снижении уровня ряда заболеваний, в том числе и корневой гнили.
Литература
1. Шакирова Ф.М. Неспецифическая устойчивость растений к стрессовым факторам и её регуляция. Уфа: Гилем, 2001. 160 с.
2. Лухменёв В.П., Нугуманов А.Х. Действие химических и биологических средств защиты яровой пшеницы в засушливых условиях//Агрохимический вестник. 2007. № 2. С, 6-9.'
3. Лухменёв В.П., Дюбина С.Г., Косых А.И. и др. Эффективность новых сортов, химических, биологических фунгицидов в защите пшеницы и ячменя от корневой гнили // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. № 3. С, 9-14.
4. Лухменёв В.П., Дюбина С.Г., Светачёв С-.В. Эффективность новых сортов, химических, биологических фунгицидов, регуляторов роста в защите пшеницы от корневой гнили и бурой ржавчины // Материалы всероссийской науч.-практич. конф. Уфа: НВП «БашИнком», ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», 2011. 312 с.