Научная статья на тему 'Роль правовой осведомленности врача стоматолога и пациента в определении исхода лечения'

Роль правовой осведомленности врача стоматолога и пациента в определении исхода лечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
345
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТОМАТОЛОГ / ПАЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шотт И. Е.

Анализируются причины и пути предупреждения ошибок врачей-стоматологов на основе изучения результатов анкетирования врачей и пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль правовой осведомленности врача стоматолога и пациента в определении исхода лечения»

© И.Е. Шотт, 2006

УДК 347.56 : 614.25 : 616.314

И.Е. Шотт

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА И ПАЦИЕНТА В ОПРЕДЕЛЕНИИ ИСХОДА ЛЕЧЕНИЯ

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Г.А.Пашинян) МГМСУ

Анализируются причины и пути предупреждения ошибок врачей-стоматопогов на основе изучения результатов анкетирования врачей и пациентов.

Ключевые слова: правовые знания, врачебные ошибки, анкетирование, стоматолог, пациент.

SIGNIFICANCE OF LEGAL KNOWLEDGE DENTISTS AND PATIENTS INDETERMINATION

OF THE TREATMENT OUTCOME

I.E. Shott

'Шestudy is dedicated to results ofquestioningdentists andpatients ofBuelorussian Republic, the reasons and medical errorsprevention are analyzing.

Key words: legal knowledge, medical errors, questioning dentists and patients.

Современный подход к оказанию стоматологической помощи предполагает тесное взаимодействие врача и пациента на всех этапах лечения. Достижение взаимопонимания врача и больного, атмосфера доверия и взаимного уважения является важным фактором, определяющим уровень и исход лечения.

В последние годы отмечается значительный рост объемов оказания стоматологической помощи как государственными, так и частными стоматологическими учреждениями, увеличился и объем оказания платных услуг в стоматологии. Однако, уровень технической оснащенности и применяемых технологий в стоматологии нередко отстает от уровня психологического контакта врача и пациента. Повысился уровень требований пациентов к качеству оказания стоматологических услуг, а также к медработникам стоматологических клиник и кабинетов [2]. Вместе с тем, врачи недостаточно осведомлены о правовых основах оказания медицинской помощи, о мерах предупреждения конфликтных ситуаций с пациентами [1,3].

Следует отметить, что в настоящее время права пациента защищены действующим законодательством значительно лучше прав врача, и в ходе судебных разбирательств по искам на некачественное оказание медицинской помощи суд нередко становится на сторону пациента [1, 3]. Поэтому изучение уровня правовой осведомленности врачей и пациентов представляется важным и актуальным, позволяет облегчить анализ причин врачебных ошибок и неблагоприятных исходов оказания помощи в ортопедической стоматологии и выработать мероприятия по их предупреждению. В Республике Беларусь до настоящего времени подобные исследования не проводились.

Целью исследования явилось изучение уровня правовой осведомленности врачей и пациентов стоматологических клиник и кабинетов для предупреждения врачебных ошибок и неблагоприятных исходов оказания помощи в ортопедической стоматологии и разработка мероприятий по их предупреждению.

Задачами исследования явились:

1. Изучение уровня правовой осведомленности врачей стоматологов-ортопедов государственных учреждений и стоматологических кабинетов методом анонимного анкетирования;

2. Изучение мнения пациентов о причинах конфликтных ситуаций в стоматологии, а также требований к качеству оказания помощи стоматологами-ортопедами;

3. Выработка рекомендаций по повышению правовых знаний у врачей стоматологов-ортопедов, предупреждению ошибок и конфликтных ситуаций.

Методика исследования и характеристика наблюдений

Для изучения уровня правовой осведомленности врачей и пациентов проведено социологическое исследование методом анонимного анкетирования (случайной выборки) 160 врачей стоматологов-ортопедов и 500 пациентов на приеме у стоматолога-ортопеда государственных стоматологических учреждений и частных кабинетов г. Минска и других городов Республики Беларусь. Анкета врача содержала 34 вопроса, 2 из которых касались паспортных данных, 8-правил заполнения и ведения медицинской документации, 11 — уровня диагностики и знакомства врачей с современными диагностическими и функциональными методами исследования, 6 — составления плана лечения и предортопедической подготовки, 7 — информирования пациента о возможных осложнениях и неблагоприятных исходах лечения, правовой осведомленности и защищенности врачей. Анкета пациента содержала 18 вопросов, 4 из которых были посвящены оценке посещения врача-сто-матолога, 4 — о предпочтении лечения в государственных клиниках или частных кабинетах, 4 — уровню отношений с врачем, 3 — о доверии врачу и выборе врача и 3 — об информированности пациента о плане лечения, возможных осложнениях и неблагоприятных исходах и действиях пациента в подобных ситуациях. Каждый вопрос включал несколько вариантов ответов, из которых предлагалось выбрать наиболее правильный, по мнению анкетируемого.

Результаты анкетирования выражали в процентном соотношении. Оценивали содержание ответов врачей и пациентов, на основании их изучения делали выводы об уровне правовой осведомленности врачей и пациентов, причинах конфликтных ситуаций, ошибок и осложнений в ортопедической стоматологии и путях их предупреждения.

Результаты исследования и их обсуждение

Опрошено 160 врачей стоматологов в возрасте от 23 до 65 лет. 65% из них работают в частных кабинетах, 35%-в государственных поликлиниках. Большинство их не удовлетворены существующей амбулаторной историей болезни стоматологического больного (86%), 73% считают, что ее нужно дополнить, вести новые пункты и графы. Однако, более половины (51%) не ознакомлены с требованиями по заполнению и ведению медицинской документации (Приказ № 194 М3 РБ от 09.07.98 г.) 45% опрошенных отметили, что не успевают заполнить паспортную часть истории болезни во время приема, 61% ссылаются на занятость врача, причем из них 98%-работают в государственных поликлиниках. 47% врачей отметили, что не всегда используют в работе современные диагностические и функциональные методы исследования, 84% из них ознакомились с ними во время курсов повышения квалификации. Настораживает

тот факт, что 38% опрошенных не считают необходимым рентгенологический контроль качества эндодонтического лечения, причем, только 15% из них причиной этого указали неисправность рентгенологического оборудования, все эти респонденты работают в государственных поликлиниках. Только 27% врачей знакомы со стандартами диагностики и лечения, разработанными М3 РБ, и используют их в работе, всего 33% врачей указывают зубную формулу по системе ВОЗ.

41% опрошенных указали, что обязательно записывают в амбулаторную карту план ортопедического лечения и выбранную конструкцию протеза, 26% описывают предо-ртопедическую подготовку. 32% считают необходимым знакомить пациента с возможными осложнениями (информированное согласие), но только 15% врачей считают необходимым отмечать возникшее осложнение в истории болезни. С правилами ухода и эксплуатации протеза и гарантийными сроками считают необходимым знакомить пациентов 48% врачей. 56% опрошенных не знакомы с ошибками в ведении медицинской документации, которые могут стать поводом судебного разбирательства, только 35% считают себя защищенными в случаях судебных конфликтов, 77% будут пытаться уладить возникшую конфликтную ситуацию, не доводя ее до суда.

В ходе анкетирования также опрошены 500 пациентов на приеме у врача стоматолога-ортопеда в возрасте от 16 до 75 лет. 76% опрошенных заявили, что нерегулярно посещают стоматолога (71% — когда заболит зуб), 65% предпочитают лечиться в государственных поликлиниках, указывая в качестве причины низкую стоимость лечения. Более половины опрошенных (57%) не имеют постоянного врача, 46% с недоверием относятся к лечению и считают необходимым контролировать действия врача. 92% опрошенных отметили, что для успеха лечения важно вежливое и внимательное отношение к ним медицинского персонала учреждения. Только 23% указали, что врач стоматолог знакомил их с возможными осложнениями во время лечения, о возникшем осложнении врач сообщил только 8% опрошенных. 69% респондентов при возникновении осложнения готовы обратиться в суд, в том числе, 51% заявили, что их действия будут зависеть от действий врача и как врач преподнесет эту информацию.

Из приведенных данных видно, что далеко не все врачи знакомы с современными диагностическим и функциональными методами обследования пациентов и применяют их на практике. Многие не уделяют достаточное внимание правильному ведению медицинской документации, не отмечают в истории болезни план лечения и особенности предортопедической подготовки, не знакомы со стандартами диагностики и лечения стоматологических больных. Большинство врачей уверены в своей правовой незащищенности и считают необходимым улаживание конфликтных ситуаций до суда.

Анкетирование пациентов показало, что подавляющее большинство из них не уделяют достаточное внимание состоянию зубов и нерегулярно посещают стоматолога. Более половины опрошенных не имеют постоянного врача, требовательны к поведению врача и медицинского персонала, готовы защищать свои интересы в суде.

Результаты социологического исследования на примере анкетирования врачей стоматологов-ортопедов демонстрируют недостаточное знание врачами правовых основ медицинской деятельности, причин и путей предупреждения ошибок и неблагоприятных исходов оказания помощи в ортопедической стоматологии, а также возросшую требовательность пациентов к качеству лечения.

Выводы:

1. Социологическое исследование мнения врачей стоматологов-ортопедов выявило недостаточный уровень правовых знаний, причин и путей предупреждения ошибок и неблагоприятных исходов оказания помощи в ортопедической стоматологии.

2. Анкетирование пациентов показало возросшую требовательность к качеству стоматологической помощи, необходимость постоянного внимания и вежливого отношения к больному со стороны медперсонала.

3. Для устранения выявленных недостатков необходимо включить в курс подготовки врачей-стажеров, клинических ординаторов и врачей Бюро Государственной службы судебно-медицинских экспертиз республики Беларусь занятия по правовым основам медицинской деятельности, а также о причинах и путях предупреждения врачебных ошибок при оказании ортопедической помощи в стоматологии.

Литература:

1. Грохольский А.П., Заксон М.Л., Карьелецкий И.Н., Сердюков В.И. Врачебные ошибки в стоматологии. — М., 1994. — 223с.

2. Демина A.B. Анализ ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии: Автореф. дис. ... канд. мед наук. — М., 2002. — 22 с.

3. Демина A.B., Пашинян Г.А., Лукиных Л.М. Правовая грамотность врачей-стоматологов. — М.: Медицинская книга, 2005. — 160 с.

4. Симон А.И. Анализ ошибок и осложнений в практике ортопедической стоматологии (медико-правовые аспекты). — Автореф. дис. ... канд. Мед.наук. — М., 2004. — 24 с.

5. Пашинян Г.А., Григорьев H.H., Ромодановский П.О., Пашинян А.Г. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

6. Пашинян Г.А., Лукиных Л.М., Демина A.B. О некоторых вопросах взаимоотношений стоматолога и пациента II Судебно-стома-тологическаяэкспертиза: состояние, перспективыразвития и совершенствования. — М., 2001. — С. И4-И6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.