Научная статья на тему 'Роль Православной церкви в развитии отечественной медицины'

Роль Православной церкви в развитии отечественной медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1078
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА / MONASTERIAL MEDICINE / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ОБЩЕСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ / ORTHODOX PHYSICIAN SOCIETY / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / MEDICAL ETHICS / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуляева Е.Ш.

В данной статье рассматривается влияние Православной церкви на развитие отечественной культуры, а в частности медицины. Со времен крещения Руси и на протяжении всей последующей истории Православная церковь играла активную социальную роль. Традиции благотворительной деятельности сильны и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORTHODOX CHURCH IN THE DEVELOPMENT OF MEDICINE IN RUSSIA

The article reviews the influence of the Orthodox Church on the development of culture in Russia including medicine. Since the introduction of Christianity into the East Slavic state of Kievan Rus and over the centuries the Orthodox Church has played a significant societal role. The Orthodox Church has a long-standing history of charitable activities.

Текст научной работы на тему «Роль Православной церкви в развитии отечественной медицины»

5. Повышение эффективности остеоинтеграции дентальных имплантатов путем воздействия на организацию периимплантатной кости транскраниальной электростимуляцией в эксперименте / А. В. Порошин, В. И. Шемонаев, В. Ф. Михальченко и др. // ВНМЖ. -2014. - № 4 (44). - С. 34.

6. Сравнительная патогенетическая оценка факторов постимплантационных осложнений и их коррекция с помощью современных методов профилактики заболеваний полости рта / Н. А. Хачикян, О. В. Леонтьев, А. В. Дергунов и др. // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-7. - С. 1462-1465;

7. Щербаков М. В. Дентальные периимплантиты при минимальной тиреоидной недостаточности: дис. ... канд. мед. наук. - ГОУВПО «Самарский государственный медицинский университет», Самара, 2006. - 156 с.

8. Influence of transcranial electrostimulation on the osseointegration of dental implant in the experiment / D. V. Mikhalchenko, A. V. Poroshin, V. F. Mikhalchenko,

et al. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2014. - Vol. 5, № 5. -P. 705-711.

9. Korsch M, Obst U, Walther W. Cement-associated peri-implantitis: a retrospective clinical observational study of fixed implant-supported restorations using a methacrylate cement // Clin. Oral. Implants. Res. -2014. - Vol. 25 (7). - P. 797-802.

10. Systemic risk factors for peri-implant bone loss: a systematic review and meta-analysis / M. Clementini, P. H. Rossetti, D. Penarrocha, et al. // Int. J. Oral. Maxil-lofac. Surg. - 2014. - Vol. 43. - P. 323-334.

11. Wallowy Ph. Waldshut: Periimplantäre Entzündungen: dr. med. dent. // Oralchirurgie Journal. -2012. - Vol. 2.

12. Wilson T. G. The positive relationship between excess cement and peri-implant disease: a prospective clinical endoscopic study / J. Periodontol. - 2009. -Vol. 80 (9). - P. 1388-1392.

Е. Ш. Гуляева

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра истории и культурологии

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

УДК 61:281.9

В данной статье рассматривается влияние Православной церкви на развитие отечественной культуры, а в частности медицины. Со времен крещения Руси и на протяжении всей последующей истории Православная церковь играла активную социальную роль. Традиции благотворительной деятельности сильны и сегодня.

Ключевые слова: монастырская медицина, благотворительность, Общество православных врачей,

медицинская этика, гражданское общество.

E. Sh. Gulyaeva

THE ROLE OF ORTHODOX CHURCH

IN THE DEVELOPMENT OF MEDICINE IN RUSSIA

The article reviews the influence of the Orthodox Church on the development of culture in Russia including medicine. Since the introduction of Christianity into the East Slavic state of Kievan Rus and over the centuries the Orthodox Church has played a significant societal role. The Orthodox Church has a long-standing history of charitable activities.

Keywords: monasterial medicine, charity, Orthodox Physician Society,

medical ethics, civil society.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном.

По своей сути это событие представляло собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры. Религиозная реформа затронула

практически все сферы жизни общества, включая и медицину.

Из Византии вместе с христианством пришли на Русь и многие взгляды на врачебное дело, в частности, как на предмет ближайшего ведения и попечительства церкви. В монастыри как в центры новой религиозной культуры попадали разнообразные лечебники и произведения античной медицины, в частности, сочинения

древнеримского врача Галена. История сохранила имена подвижников-монахов, которые славились даром исцеления, как, например, Антоний Преподобный (основатель Киево-Печерского монастыря), Дамиан, Агапит Печерский, Пимен Постник. В монастыри поступали не только античные, но и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их переводили монахи (монахами были летописцы Никон, Нестор и др.). Написанные на пергаменте, эти книги дошли до наших дней. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания.

Одним их самых популярных сочинений XI в. был «Изборник Святослава», в котором содержались медико-гигиенические сведения.

«Изборник Святослава» можно по праву считать энциклопедией Древней Руси. Н. М. Карамзин отмечает, что «монахи старались узнавать силу целебных трав и часто успехами своими возбуждали зависть в лекарях чужеземных» [2].

Монастыри были организаторами первых на Руси больниц. Хотя о точной дате открытия монастырских больниц говорить трудно, все же следует считать, что они появились в Древней Руси одновременно с монастырями. Во всяком случае, первое сохранившееся упоминание об организации системы лечения относится ко времени княжения Владимира Святого (X в.). В «Уставе святого князя Володимира, крестив-шеаго Русскую Землю», говорилось: «А се о десятинах. От всякого княжа суда десятая векша, и с торгу десятая неделя, от дани и от виры и всего схода и прибытка, и от лова княжа, от всякого стада и от всякого жита десятое в соборную церковь, царь или князь в девяти частях, а церкви сборная в десятой части».

В «Уставе» говорилось не только о больницах, но и о банях, которые издревле занимали особое место в жизни народа, в том числе в мероприятиях, связанных с охраной здоровья: «Монастыри, и бани их, больницы, и врачи их» -этот текст содержится в позднейшей Иосафов-ской редакции. Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения, в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

В последующие эпохи роль Русской Православной Церкви в развитии медицины и социальной защиты населения заключалась в оказании помощи больным, в сохранении медицинских знаний, широкой просветительской, социальной и благотворительной деятельности монастырей, организации различных учреждений медико-социальной и педагогической направленности, сестричеств и братств милосердия, обществ трезвости.

В ХХ в., в связи с изменением всей социальной структуры жизни общества, особенно в политической сфере, традиции монастырской медицины были прерваны. Восстановление их стало возможным лишь после крушения советского режима. С конца 1980-х гг. в нашей стране началось постепенное возвращение Церкви в сферу благотворительности и медико-социального служения, активизировался процесс сближения интересов Церкви и государства в области охраны здоровья народа.

Основными правовыми документами в этой сфере явились «Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (1993) и «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» (2003). Реализуются положения социальной концепции РПЦ, принятой Архиерейским собором (2000). Важность церковной миссии в сфере здравоохранения выразилась созданием больничных храмов, церковных больниц, богаделен. Увеличивается число монастырей, занимающихся социальной деятельностью, организуются сестричества и братства, душепопечительские центры.

Во многом возрождение монастырской медицины можно объяснить катастрофическим положением в области здравоохранения. Система медицинского обслуживания населения была не в состоянии эффективно функционировать в сложившихся условиях.

Сегодня, несмотря на ряд позитивных изменений в системе здравоохранения, особую ост р о ту приобрели нравственные проблемы медицины. В частности, это проблема абортов, эвтаназии. Они, безусловно, должны рассматриваться и решаться с учетом конфессиональной принадлежности медицинских работников и населения, а также мнения ведущих представителей религиозных конфессий по основным проблемам биомедицинской этики. Православная Церковь всегда с большим уважением относилась к профессии врача, так как в ее основе лежат евангельские добродетели: любовь и служение ближнему, предотвращение и облегчение человеческих страданий. Эти же принципы являются фундаментальными в медицинской этике. Ретроспективный взгляд на историю медицины подтверждает тесную связь религии, этики и врачевания.

Медико-социальная благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в настоящее время активно развивается. Сотрудничество православных организаций со здравоохранением дает такие позитивные результаты, как: возрождение духовных традиций медицины; осознание взаимозависимости духовного и физического здоровья человека; привлечение дополнительных финансовых,

организационных и особенно человеческих ресурсов для оказания медицинской помощи; формирование нравственно обоснованных позиций медицинских работников и населения по основным проблемам медицинской этики (биоэтики); формирование здорового образа жизни населения и борьба с распространением вредных привычек; расширение социальной базы здравоохранения и привлечение широких слоев населения к решению вопросов здоровья и здравоохранения.

Сфера сотрудничества Церкви с населением и государством относится к концепции гражданского общества. Сегодня существует большое количество организаций, реализующих данную концепцию.

Наиболее известными из них являются Общество православных врачей Москвы, учрежденное в 1995 г. на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Основанием для создания общества было стремление врачей более тесно увязать свою повседневную профессиональную деятельность с православным вероучением. Деятельность общества осуществляется в контакте с Отделом по церковной благотворительности и социальному служению и священнослужителями, которые имеют высшее медицинское образование и в прошлом занимались врачебной практикой.

Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. св. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, было организовано в феврале 1999 г. по инициативе отдела благотворительности епархии и двух наиболее крупных сестричеств милосердия: Покровского и св. Татианы. Основателем и первым председателем Общества стал настоятель больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на ручье, ныне профессор, доктор медицинских наук, практикующий врач высшей категории, протоиерей Сергий Филимонов. Созданию Общества предшествовала скрупулезная подготовка проекта Устава и положений о внутренней деятельности специально созданной рабочей группой. За основу был взят проект устава Московского общества 1998 г., который был переработан и утвержден на общем заседании врачей. Отличительной особенностью

работы Общества является его практическая направленность, а именно оказание медицинской и пастырской помощи.

12 октября 2007 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского, исповедника и врача.

Общество православных врачей России осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви.

Целью Общества православных врачей России является объединение существующих и вновь возникающих региональных обществ православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой будет являться привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в Х1—Х11 вв. - М.: Медгиз, 1960. - С. 164-165.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга Первая Т. 1. - М.: Книга, 1988. - С. 131.

3. Кузьмин М. К. История медицины. - М.: Медицина, 1978. - С. 26.

4. Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opvr.ru/ - 15 апр. 2012 г. - Загл. с экрана.

5. Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opvspb.ru/index.php - 25 окт. 2012 г. - Загл. с экрана.

6. Повесть временных лет, 1074 г. - М.-Л., 1950. -С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.