Научная статья на тему 'Роль правительственных программ КНР в области образования и их влияние на развитие человеческих ресурсов страны'

Роль правительственных программ КНР в области образования и их влияние на развитие человеческих ресурсов страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / CHINA / THE GOVERNMENT PROGRAMS OF EDUCATION / HUMAN RESOURCES / DEVELOPMENT / EDUCATION / TRAINING / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гао Фэн, У Мин

Статья посвящена рассмотрению вопросов правительственных программ образования в КНР. Определяется роль китайских университетов в мировых рейтингах и влияние программы образования на развитие человеческих ресурсов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GOVERNMENT EDUCATIONAL PROGRAMS IN CHINA AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES OF THE COUNTRY

The article considers the issues of government educational programs in China, determines the role of Chinese universities in the world rankings and the impact of education programs on human resource development of the country.

Текст научной работы на тему «Роль правительственных программ КНР в области образования и их влияние на развитие человеческих ресурсов страны»

Проблемы экономики и менеджмента

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 33

Гао Фэн

аспирант,

кафедра менеджмента, ФГАОУВО «Российскийуниверситет дружбы народов»

У Мин

магистрант, кафедра менеджмента, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КНР

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов правительственных программ образования в КНР. Определяется роль китайских университетов в мировых рейтингах и влияние программы образования на развитие человеческих ресурсов страны.

Ключевые слова: КНР, правительственные программы образования, человеческие ресурсы, развитие, образование, обучение, университет.

Gao Feng, People’s Friendship University of Russia

Wu Ming, People’s Friendship University of Russia

THE ROLE OF GOVERNMENT EDUCATIONAL PROGRAMS IN CHINA AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES OF THE COUNTRY

Abstract. The article considers the issues of government educational programs in China, determines the role of Chinese universities in the world rankings and the impact of education programs on human resource development of the country.

Keywords: China, the government programs of education, human resources, development, education, training, university.

В настоящее время КНР является страной с самыми многочисленными человеческими ресурсами. Население страны продолжает свой рост, хотя, нужно признать, что темпы прироста населения в последние годы значительно замедлились. Согласно данным шестой переписи населения, проведенной в 2010 году, численность жителей КНР составила 1339720 млн [1].

В 2014 году численность населения составляла 1367000 жителей, а, согласно прогнозам специалистов в области народонаселения, к 2030 году ожидается сокращение естественного прироста населения до таких показателей, что в стране начнется естественная убыль населения. Так, к 2030 году ожидается, по оценкам экспертов ОНН, что естественный прирост населения страны сократится, а после 203 5 года будет иметь отрицательное значение (ожидается, что в 2020 году численность населения страны со-

198

№ 12 (52) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

ставит 1387000 человек, а к 2030 году - 1393000 жителей) [2].

В последние десятилетия политика правительства КНР была нацелена на сбалансированность демографической структуры, среди которой важным направлением являлось активное сокращение роста численности населения. Однако необходимо признать, вопросу качественного изменения структуры человеческих ресурсов уделялось недостаточное внимание. Лишь с 2002 года на государственном уровне стали внедряться программы по повышению качества человеческих ресурсов как движущей силы в завоевании конкурентоспособности и повышению эффективности деятельности как отдельных компаний, так и национальной экономики в целом. С указанного года была начата политика по достижению «образованного общества» в стране, ставящая перед собой цель достичь высокого уровня показателя не только грамотности населения, но и повысить долю граждан с высшим университетским образованием, лиц с двумя дипломами, лиц с научными степенями и пр.

Согласно переписи 2010 года высшее образование имело 119,6 млн человек, среднее специальное - 187,9 млн чел. Ожидается, что численность населения с высшим образованием к 2020 году в КНР превысит 200 млн человек, а со средним специальным образованием - 400 млн человек [3]. Так, если в 2002 году поступающих в вузы было всего не более 15%, то уже к 2010 году в высших учебных заведениях обучалось более 26% населения. Лица с высшим образованием сконцентрированы, как и в других государствах мира, в крупных городах страны: Пекине, Шанхае, Чунцине и др. В 2010 году, согласно переписи населения, в Пекине проживало 6,1 млн человек с высшим образованием, в Шанхае - 5,0 млн человек, Тяньцзине - 2,2 млн человек, Чунцине - 2,4 млн человек [4].

По данным ПРООН (Программы развития Организации Объединенных Наций) за 2013 год по уровню грамотности населения (рассчитывается по индексу грамотности населения) Китай занимает 107 место (табл. 1). Индекс измеряет достижения государства по двум оценочным критериям: грамотность взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

Согласно новой программе достижения КНР «образованного общества», правительство ставит особый акцент на следующие направления в области образования: расширение сети университетского образования, увеличение количества среднеспециальных образовательных учреждений, повышение качества образовательных услуг, распределение образовательных ресурсов в сторону центральных и западных регионов КНР, открытие новых образовательных учреждений высшего и среднеспециального образования недалеко от деревень, увеличение квот на бесплатное обучение в вузах страны выпускников сельских школ из беднейших регионов КНР, активная переподготовка педагогических кадров сельских школ, информатизация образовательного процесса, развитие дошкольного образования. Кроме того, планируется проведение масштабной реформы образования, которая будет затрагивать как школы, так и высшие образовательные учреждения: право вузов на автономию, создание негосударственных образовательных учреждений, улучшение системы профессионального обучения.

№ 12 (52) - 2015

199

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Рейтинг уровня образования стран мира по данным ПРООН (United Nations Development Programme: Education Index), 2013

Место в рейтинге Страна Индекс

1 Австралия 0.927

2 Новая Зеландия 0.917

3 Норвегия 0.910

4 Нидерланды 0.894

5 Соединённые Штаты Америки 0.890

6 Ирландия 0.887

7 Германия 0.884

8 Литва 0.877

9 Дания 0.873

10 Чехия 0.866

26 Япония 0.808

36 Россия 0.780

41 Сингапур 0.768

42 Г онконг 0.767

106 Филиппины 0.610

107 Китай 0.610

108 Албания 0.609

181 Мали 0.305

182 Сьерра-Леоне 0.305

183 Гвинея 0.294

184 Чад 0.256

185 Буркина Фасо 0.250

186 Эритрея 0.228

187 Нигер 0.198

Источник: Составлено авторами по материалам: Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 10.10.2009 (послед. ред.: 18.03.2015). URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info.

В стране пропагандируется курс на новую ступень развития страны, в которой процент образованных людей будет беспрецедентно высок. Появляются новые высшие учебные заведения, идет реформирование высших учебных заведений. Так, в последние годы Пекинский университет Цинхуа и Фунданьский университет в Шанхае занимают высокие места в мировых рейтингах университетов. Высшие учебные заведение страны получают больше автономных прав, правительство финансирует открытие новых программ обучения в университетах и модернизацию, впервые за все годы стали внедряться программы по поддержке образования для лиц с ограниченными возможностями и представителей национальных меньшинств (например, до 2000 года лишь 5% представителей национальных меньшинств получали образование в высших учебных заведениях) [5], выделяются субсидии на обучение молодых крестьян из беднейших районов страны.

В результате активных правительственных программ, нацеленных на повыше-

200

№ 12 (52) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.