Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правительство / здравоохранение / общество. общественные блага

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жолжанова Назира Усеновна

Правительства играют важную роль в развитии здравоохранения. Кардинальные изменения, произошедшие в последние четыре десятилетия XX века, оказали значительное влияние на роль государства в здравоохранении и других социальных секторах и привели к ее изменению. Поскольку рыночные силы не в состоянии должным образом удовлетворить потребности населения в охране здоровья, правительства обязаны вмешиваться, чтобы повысить справедливость и эффективность, выполнять функции общественного здравоохранения и производить жизненно важные общественные блага, которые влияют на развитие здравоохранения. Региональному комитету предлагается обсудить пути укрепления функций систем здравоохранения с особым акцентом на управление, финансирование и предоставление услуг, чтобы защитить социальную роль правительства в развитии здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жолжанова Назира Усеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Жолжанова Назира Усеновна, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан

E-mail: nazira_7678@mail.ru

Аннотация. Правительства играют важную роль в развитии здравоохранения. Кардинальные изменения, произошедшие в последние четыре десятилетия XX века, оказали значительное влияние на роль государства в здравоохранении и других социальных секторах и привели к ее изменению. Поскольку рыночные силы не в состоянии должным образом удовлетворить потребности населения в охране здоровья, правительства обязаны вмешиваться, чтобы повысить справедливость и эффективность, выполнять функции общественного здравоохранения и производить жизненно важные общественные блага, которые влияют на развитие здравоохранения. Региональному комитету предлагается обсудить пути укрепления функций систем здравоохранения с особым акцентом на управление, финансирование и предоставление услуг, чтобы защитить социальную роль правительства в развитии здравоохранения.

Ключевые слова: правительство, здравоохранение, общество. общественные блага.

Эволюция роли правительств в развитии здравоохранения

Правительства, действуя через министерства здравоохранения и другие смежные министерства и ведомства, играют важную роль в развитии здравоохранения, укрепляя системы здравоохранения и генерируя человеческие, финансовые и другие ресурсы. Это позволяет системам здравоохранения достигать своих целей по улучшению здоровья, сокращению неравенства в здравоохранении, обеспечению справедливости в финансировании здравоохранения и удовлетворению потребностей населения. Роль правительств в развитии здравоохранения хорошо известна во всем мире и иллюстрируется впечатляющим ростом систем здравоохранения, инициированным и поддерживаемым правительствами и осуществляемым в партнерстве с частным сектором, неправительственными организациями и благотворительными учреждениями [1].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Кардинальные изменения и вызовы, произошедшие в последние четыре десятилетия XX века, оказали значительное влияние на роль государства в здравоохранении и других социальных секторах и привели к ее изменению. Однако сектор здравоохранения отличается от других секторов, поскольку рыночные силы по разным причинам не могут должным образом удовлетворить потребности населения в здравоохранении, что накладывает на правительства особую ответственность за развитие здравоохранения. Вследствие провалов рынка правительства обязаны вмешиваться, чтобы повысить справедливость и эффективность, выполнять важные функции общественного здравоохранения и производить жизненно важные общественные блага, которые оказывают большое влияние на развитие здравоохранения. Более того, в регионе и в других странах здоровье воспринимается не просто как рыночный товар, а как базовая потребность человека и социальное право, о чем говорится во многих конституциях и подписанных договорах. Такая приверженность влечет за собой значительные роли и обязанности для правительств, несмотря на меняющуюся политическую и социальную обстановку [2].

Реформы политики должны быть направлены на адаптацию к новым изменениям и вызовам без ущерба для социальной роли правительства с учетом общественных ценностей, а также национальных, региональных и международных обязательств и обязанностей. Необходимо приложить усилия для укрепления различных функций системы здравоохранения, уделяя особое внимание управлению, финансированию и предоставлению услуг.

Люди и общины на протяжении всей истории человечества всегда стремились удовлетворить свои потребности в здоровье, используя местные лекарства и знания, полученные от целителей, либо на дому, либо в небольших учреждениях. Религиозные лидеры также играли важную роль в обеспечении здравоохранения, а искусство врачевания часто переплеталось с религиозной верой. В Древнем Египте врач был жрецом [3]. В Европе больницы и медицинские учреждения часто строились при церквях и благотворительных организациях, а некоторые из них до сих пор носят имена священников и религиозных деятелей.

Эволюции современных систем здравоохранения после Второй мировой войны способствовало резкое развитие биомедицинских технологий и важные открытия, такие как антибиотики и другие устройства. Национальное правительство во Франции взяло под контроль религиозные больницы, которые стали управляться местными властями в рамках политики отделения государства от церкви [4].

Национальные правительства играют решающую роль в развитии систем здравоохранения, поскольку выполняют суверенные функции, включая управление, инфраструктуру системы здравоохранения и подготовку

»

12

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

необходимых медицинских кадров во всех областях медицины и общественного здравоохранения. В большинстве стран ОЭСР, за исключением Соединенных Штатов Америки, медицинские школы и крупные больницы были созданы правительствами, а образование медицинского персонала в значительной степени субсидировалось и продолжает субсидироваться правительствами, как центральными, так и местными. Эта ситуация также отражается в структуре расходов на здравоохранение в странах с высоким уровнем дохода, где 70% или более общих расходов на здравоохранение поступают из государственных источников финансирования. Высокая доля социального и государственного финансирования здравоохранения объясняется уровнем социальной защиты, который во многих странах, за исключением Соединенных Штатов Америки, является практически всеобщим [5].

Переход к рыночной экономике во многих развитых и развивающихся странах не сопровождался отказом правительств от выполнения своих социальных обязанностей по развитию здравоохранения. Действительно, роль развития здравоохранения в формировании социального капитала и защита здоровья как одного из прав человека были признаны во всем мире. Глобальные политические события, произошедшие после Первой мировой войны, поддержали движение к здоровью как праву человека. В 1919 году Версальский договор положил начало Международной организации труда (МОТ) [3], основанной на принципе «мир через социальную справедливость» и способствующей социальному обеспечению от различных опасностей, включая болезни и травмы. В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой говорится, что "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и необходимые услуги, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам". Устав ВОЗ, принятый на Первой Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 году, определил в качестве цели «достижение всеми народами наивысшего возможного уровня здоровья» и заявил, что «правительства несут ответственность за здоровье своего народа, которая может быть выполнена только путем предоставления адекватных медицинских и социальных мер».

Реальное развитие системы здравоохранения в мире началось в конце 1950 -х и 1960-х годах под руководством национальных правительств. Это развитие стало возможным благодаря реализации национальных программ социально-экономического развития, в которых здравоохранение было одним из главных приоритетов. В конституциях многих стран здравоохранение и образование были названы правами человека, и правительствам было поручено обеспечить их

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

бесплатное предоставление. В большинстве стран была принята система здравоохранения, основанная на налогообложении, когда основная часть средств поступала из государственного бюджета, а медицинские услуги были бесплатными в местах их использования. Такая ситуация способствовала расширению охвата населения медицинскими услугами, что привело к улучшению состояния здоровья, выразившемуся в увеличении продолжительности жизни и общем снижении заболеваемости и смертности. Правительства способствовали развитию системы социальной защиты различных категорий работников, опираясь на существующие системы страхования на базе работодателей и постепенно расширяя их охват [6].

Литература:

1. The World Health Report 2000. Health systems: improving performance. -Geneva, World Health Organization. - 2000.

2. Plan of action for implementing the Global Strategy for Health for All. -Geneva, World Health Organization. - 1982 (Health for All series No. 7).

3. Roemer MI. National health systems of the world. - Vol. 1. The countries. -New York, Oxford University Press. - 1991.

4. Ashworth W. A short history of the international economy since 1850. -London; New York, Longman. - 1975.

5. Agency for Development and Coordination of International Relations. The French social protection system. - Paris, ADECRI. - 2005.

6. Declaration of Alma Ata, In: Primary health care. Report of the International Conference on Primary Health Care. - Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978. -Geneva, World Health Organization. - 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.