Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ'

РОЛЬ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / нравственность / социальные регуляторы / роль / общественная жизнь / law / morality / social regulators / role / public life

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скрипник Виктория Витальевна

Право и нравственность являются двумя важнейшими пластами человеческой культуры, социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздей¬ствующими на государственную власть. Нравственные нормы оказывают влияние на все виды отношений между людьми, в то время как право проникает в ограниченную их область, закрепляя наиболее важные из них. В отличие от права нравственность более «подвижна» в этом плане, она быстрее реагирует на изменения определенных отношений в обществе. Это объясняется тем, что нравственность закрепляется в сознании людей, а праву для этого нужно официально-государственное регламентирование. В настоящей статье автором определяется роль права и нравственности в общественной жизни. Отмечается, что право и нравственность играют огромную роль в жизни общества. Нравственность и мораль дают человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Право же регулирует эти поступки и возникающие на их основе общественные отношения, придает действиям людей согласованность, упорядоченность. Когда мораль рассуждает и говорит, как правильно, то есть морально, право устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные поступки общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LAW AND MORALITY IN SOCIAL LIFE

Law and morality are two of the most important layers of human culture, social regulators included in the system of social relations, purposefully influencing state power. Moral norms influence all types of relationships between people, while law penetrates into a limited area, consolidating the most important of them. Unlike law, morality is more “mobile” in this regard; it reacts more quickly to changes in certain relations in society. This is explained by the fact that morality is fixed in the minds of people, and law requires official state regulation for this. In this article, the author defines the role of law and morality in public life. It is noted that law and morality play a huge role in the life of society. Morality and ethics give a person the opportunity to evaluate the actions of others, to understand and comprehend whether he is living correctly and what he should strive for. Law regulates these actions and the social relations arising on their basis, gives consistency and orderliness to people’s actions. When morality reasons and speaks as is correct, that is, morally, the law establishes measures of legal responsibility for socially dangerous and harmful actions of society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»

Научная статья УДК 340.1

ВИКТОРИЯВИТАЛЬЕВНА СКРИПНИК

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог e-mail: v.nizinkovskaya@tmei.ru

РОЛЬ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Право и нравственность являются двумя важнейшими пластами человеческой культуры, социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на государственную власть. Нравственные нормы оказывают влияние на все виды отношений между людьми, в то время как право проникает в ограниченную их область, закрепляя наиболее важные из них. В отличие от права нравственность более «подвижна» в этом плане, она быстрее реагирует на изменения определенных отношений в обществе. Это объясняется тем, что нравственность закрепляется в сознании людей, а праву для этого нужно официально-государственное регламентирование. В настоящей статье автором определяется роль права и нравственности в общественной жизни. Отмечается, что право и нравственность играют огромную роль в жизни общества. Нравственность и мораль дают человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Право же регулирует эти поступки и возникающие на их основе общественные отношения, придает действиям людей согласованность, упорядоченность. Когда мораль рассуждает и говорит, как правильно, то есть морально, право устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные поступки общества.

Ключевые слова: право, нравственность, социальныерегуляторы,роль, общественная жизнь

Тематический рубрикатор e-Library: 10.07.61

VICTORIA V. SKRIPNIK

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law Taganrog Institute ofManagement and Economics

THE ROLE OF LAW AND MORALITY IN SOCIAL LIFE

Abstract. Law and morality are two of the most important layers of human culture, social regulators included in the system of social relations, purposefully influencing state power. Moral norms influence all types of relationships between people, while law penetrates into a limited area, consolidating the most important of them. Unlike law, morality is more "mobile " in this regard; it reacts more quickly to changes in certain relations in society. This is explained by the fact that morality is fixed in the minds of people, and law requires official state regulation for this. In this article, the author defines the role of law and morality in public life. It is noted that law and morality play a huge role in the life of society. Morality and ethics give a person the opportunity to evaluate the actions of others, to understand and comprehend whether he is living correctly and what he should strive for. Law regulates these actions and the social relations arising on their basis, gives consistency and orderliness to people's actions. When morality reasons and speaks as is correct, that is, morally, the law establishes measures of legal responsibility for socially dangerous and harmful actions ofsociety.

Keywords: law, morality, social regulators, role,public life

Право и нравственность являются двумя важнейшими пластами человеческой культуры, социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на государственную власть [1, с. 158]. Стоит отметить, что по природе и происхождению они находятся в различных плоскостях. Нравственные нормы оказывают влияние на все виды отношений между людьми, в то время как право проникает в ограниченную их область, закрепляя наиболее важные из них. В отличие от права нравственность более «подвижна» в этом плане, она быстрее реагирует на изменения определенных

отношений в обществе. Это объясняется тем, что нравственность закрепляется в сознании людей, а праву для этого нужно официально-государственное регламентирование.

Значение права в жизни общества определяется социальными функциями права, связанными с регулированием общественных отношений.

Право придает организованность, устойчивость, согласованность действиям людей, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право вносит элементы упорядочения в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государство не может без права наладить производство материальных благ,

© В.В. Скрипник, 2023

организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает формы собственности, а также выступает мощным средством государственного управления.

Право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Во многом это объясняется спецификой права, которое, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию интересов, присущих как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

«Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы» [2].

Право является выразителем свободы личности в обществе, при этом оно не обозначает свободу вообще, а определяет лишь границы, меру свободы. Право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы и активности в единстве с социальной ответственностью. В то же время право олицетворяет такой порядок в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и социальных групп. Следовательно, право, по своей сути:

- есть исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях;

- мера такой свободы;

- форма бытия свободы;

- формальная свобода.

Право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости. Оно выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и пр. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что «право есть нормативно закрепленная и реализованная идея справедливости, а раз так, то по своему назначению право противостоит несправедливости, защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение» [3].

Право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Право играет большую воспитательную роль, оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности.

Право призвано играть охранительную роль, воздействуя на поведение людей посредством установления запретов и реализации юридической ответственности, т.е. приводя к осознанию ответственности за совершенные противоправные действия, к осознанию угрозы санкций со стороны государства.

Право приобретает планетарное значение, поскольку правовые подходы являются основным и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Например, право является действенным рычагом разрешения экологических, природных и техногенных ситуаций чрезвычайного характера.

Нравственность - это «стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения, присущих конкретному индивиду» [4]. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Нравственность - это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. Как мы уже отмечали, в нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности как синонима понятия «мораль».

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Человек - существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство, необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация - последствия исчезновения нравственности как совокупности принципов и ценностей общества как такового. Соответственно, уровень жизненного комфорта людей зависит от развития нравственности. Защищенным и благополучным является то общество, соблюдение ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором считаются важными.

Итак, нравственность - это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, «регулирует человеческие действия посредством принципов и норм» [5]. Эти

нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Рассматривая современное общество, легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В XX веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали возникать проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще больше проблема усугубилась в XXI веке. За все время существования человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами, в различные эпохи люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности.

Итак, нравственность нужна человеку, так как она позволяет ему осуществлять самоконтроль своей жизни, а также налаживать его отношения с другими людьми. Нравственность и соответствующие нравственные нормы - это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушатся нравственность и нравственные основы, разрушается общество и деградирует человек, это мы можем наблюдать и в современной жизни.

Воспитание нравственности - это «процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание, поведение и

чувства субъекта» [6]. В период такого воспитания формируются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

«Воспитание нравственности - процесс, который не предполагает перерывов» [7, с. 317]. Сформировать нравственную личность довольно сложно. Результатом воспитания нравственности является развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Таким образом, право и нравственность играют огромную роль в жизни общества. Нравственность и мораль дают человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Право же регулирует эти поступки и возникающие на их основе общественные отношения, придает действиям людей согласованность, упорядоченность. Когда мораль рассуждает и говорит, как правильно, то есть морально, право устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные поступки общества.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, A.A. Иванов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 159 с. - ISBN 978-5-238-01517-0 // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. -URL: https://www.iprbookshop.ru/81691.html (дата обращения: 30.10.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст: электронный.

2. Думиника А.О. Ценность права и ценности в праве / А.О. Думиника. - Текст: непосредственный // Студенческий вестник. - 2020. - № 47-3 (145). - С. 47 - 48.

3. Мягкова A.A. Право и его роль в жизни общества / A.A. Мягкова. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики, менеджмента и образования : материалы IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 135 - 139.

4. Подзорова C.B. К вопросу о сущности понятия «нравственность» / C.B. Подзорова. - Текст: непосредственный// Современнаянаука. -2021. -№2. -С.51 -55.

5. Исаева О.С. Право и нравственность как регуляторы общественной жизни в социально-философском учении H.H. Алексеева / О.С. Исаева. - Текст: непосредственный // Университетское образование (МКУО-2018) : сборник статей XX Международной научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ; Пензенский государственный университет. - Пенза, 2018. - С. 321-323.

6. Маздогова 3.3. Проблемы развития социального мышления и воспитания нравственности у молодежи / 3.3. Маздогова. - Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2019. -№10. - С. 311-314.

7. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. - 640 с. - ISBN 978-5-91768-271-6 // URL: https://znanium.com/catalog/product/1817818 (дата обращения: 30.10.2023). - Режим доступа: по подписке. -Текст: электронный.

REFERENCES

1. Malakhov V.P. Teoriia gosudarstva i prava [Theory of State and Law], Moscow: UNITY-DANA, 2019. - 159 с. -ISBN 978-5-238-01517-0. Tsifrovoi obrazovatel'nyi resurs IPR SMART: [sait]. Available at: https://www.iprbookshop.ru/81691.html (accessed: 30.10.2023). (InRuss.)

2. Duminika A.O. Tsennost' prava i tsennosti v prave [The value of law and values in law], Studencheskii vestnik = Student newsletter, 2020, no. 47-3 (145), pp. 47 - 48. (In Russ.)

3. Miagkova А.А. Pravo i ego гоГ v zhizni obshchestva [Law and its role in society]. In: Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiia ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniia. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Current problems and prospects for the development of economics, management and education]. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 135-139. (In Russ.)

4. Podzorova S.V. К voprosu о sushchnosti poniatiia «nravstvennost1» [On the question of the essence of the concept of «morality»]. Sovremennaia nauka = Modern science, 2021, no. 2, pp. 51-55. (In Russ.)

5. Isaeva O.S. Pravo i nravstvennost' как reguliatory obshchestvennoi zhizni v sotsial'no-filosofskom uchenii N.N. Alekseeva [Law and morality as regulators of social life in the socio-philosophical teaching of N.N. Alekseeva], In: Universitetskoe obrazovanie (MKUO-2018). Sbornik statei XX Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. Ministerstvo obrazovaniia i nauki RF; Penzenskii gosudarstvennyi universitet [University education (MKUO-2018). Collection of articles of the XX International Scientific and Methodological Conference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Penza State University], 2018, pp. 321-323. (In Russ.)

6. Mazdogova Z.Z. Problemy razvitiia sotsial'nogo myshleniia i vospitaniia nravstvennosti u molodezhi [Problems of development of social thinking and moral education among young people], Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Current problems in the humanities and natural sciences, 2019, no. 10, pp. 311-314. (In Russ.)

7. Matuzov N.I. Teoriia gosudarstva i prava: kurs lektsii [Theory of State and Law: Course of Lectures] / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. - 3-е izd., pererab. i dop. - Moscow: Norma: INFRA-M, 2022, 640 p. - ISBN 978-591768-271-6. Available at: https://znanium.com/catalog/product/1817818. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 07.11.2023; одобрена после рецензирования 14.11.2023; принята к публикации

15.12.2023. The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication

15.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.