Научная статья на тему 'Роль повышения качества инвестиционных услуг в развитии фондового рынка в России'

Роль повышения качества инвестиционных услуг в развитии фондового рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
23
1
Поделиться
Ключевые слова
CLIENT SATISFACTION / QUALITY LEVEL / SECURITIES MARKET / STOCK MARKET / КАЧЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КЛИЕНТА / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Аргашоков Роман Асланович

Статья посвящена оценке влияния качества инвестиционных услуг на развитие экономики России через развитие российского фондового рынка. В статье рассматриваются факторы повышения качества инвестиционных услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Аргашоков Роман Асланович,

The role of improvement the investment services quality in development stock market in Russia

The article is devoted to the estimation quality influence of investment services on Russia's economy development through the development of its stock market. The factors of investment services' quality improvement are considered in the articlealso.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль повышения качества инвестиционных услуг в развитии фондового рынка в России»

Р. А. АРГАШОКОВ

Роман Асланович Аргашоков — аспирант кафедры экономики и управления качеством СПбГУЭФ.

Окончил СПбГУЭФ в 2006 г.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — повышение качества инвестиционных услуг.

^ ^ ^

РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИИ*

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка, на котором обращаются специфические финансовые инструменты — ценные бумаги. Основная цель функционирования фондового рынка заключается в аккумулировании финансовых ресурсов и их направлении в отрасли экономики с высокой инвестиционной привлекательностью.

Вышеназванная цель предполагает реализацию ряда функций рынка ценных бумаг: перераспределение ресурсов между коммерческими (производственными) компаниями, отраслями промышленности, регионами страны, государством и населением; обеспечение баланса уровней спроса и предложения, достигаемое путем проведения операций с ценными бумагами; привлечение новых участников торгов на основе предоставления возможности выпуска ценных бумаг (юридические лица), получения процентного дохода и дивидендов, участия в торговых операциях (юридические и физические лица); контроль соблюдения законодательства участниками рынка, учет движения ценных бумаг, заключаемых сделок, а также участников операций; регулирование динамики экономических и общественных процессов. Соответственно реализация этих функций обеспечивает основную цель работы фондового рынка.

В России проблема износа основных фондов имеет очень серьезное значение для дальнейшего развития экономики и давно вышла за рамки отраслевой и корпоративной. При вступлении России в ВТО необходимо обеспечить конкурентоспособность предприятий. Поэтому российской экономике в самом ближайшем будущем необходимо пройти технологическую модернизацию, повысить квалификацию кадров, ориентироваться на современные методы управления. Соответственно для решения этой проблемы отечественным компаниям требуются инвестиции. Причем темпы роста инвестиций должны опережать темпы роста экономики с тем, чтобы обеспечить ей возможно более устойчивые позиции в среднесрочной перспективе. Между тем в последнее время возникает ряд вопросов о возможности данного процесса в современных условиях.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что темпы роста инвестиций должны в 1,5-2 раза превосходить целевые темпы роста экономики. Иными словами, для увеличения ВВП на 8,5 % ежегодный прирост инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 17 %. В то же время с 2003 по 2005 г. динамика капитальных вложений в России не росла более чем на 12 %, и только в 2006 г. ее рост составил 113,7 %. Основным источником инвестиций для российских компаний продолжают оставаться собственные средства, в частности нераспределенная прибыль и амортизация. Однако прибыль компаний — величина непостоянная, к тому же у многих потенциально успешных предприятий, особенно на начальном этапе развития, она невелика. Одновременно сохраняется значительная долговая нагрузка на реинвестируемую прибыль.

Из внешних источников финансирования инвестиций значительную долю составляют средства бюджетов и внебюджетных фондов. Однако они резко сокращаются, особенно в промышленности. Банковские кредиты не

ГРНТИ 06.81.12 © Р. А. Аргашоков, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Е. А. Горбашко.

имеют существенной доли в инвестициях в основной капитал. Ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов связаны с сохранением относительно высокой стоимости банковских кредитов. Кроме того, сегодня банковские кредиты обеспечивают потребность в краткосрочных вложениях.

Потенциальной возможностью привлечь инвестиционные ресурсы при благоприятной экономической конъюнктуре может стать фондовый рынок. На сегодняшний день можно выделить три основных этапа в развитии российского фондового рынка: подготовительный, период развития и кризиса и фаза бурного роста.

Первый — подготовительный этап — начался с акционирования основных российских государственных предприятий в начале 1990-х годов. На этом этапе участники еще фактически не существующего рынка учились выживать в еще не оформившейся и плохо регулируемой рыночной среде. В то время методом проб и ошибок вырабатывались основные правила функционирования фондового рынка. В этот период через ваучеризацию и приватизацию произошла глобальная трансформация собственности и коренная перестройка сознания значительной части населения. Россияне на своем опыте познавали все «плюсы» и «минусы» рыночных отношений. Финансовые «пирамиды», такие как МММ, «Хопер», «Тибет», «Селенга», стали для многих крахом надежд.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Началом второго этапа развития рынка можно считать 1996 г., когда был принят Закон «О рынке ценных бумаг». На базе общемировых принципов он описал права и основные требования к основным участникам фондового рынка — регистраторам, депозитариям, брокерам и биржам — организаторам торгов. Законом были определены основы защиты прав инвесторов, базирующиеся на принципах раскрытия информации и организации справедливого ценообразования, дополненные гарантиями расчетов. Увеличивалось число участников, количество инструментов и объемы торгов. Основным испытанием для только сформировавшегося российского фондового рынка стал финансовый кризис 1998 г., в значительной степени подорвавший доверие к российской денежной системе и фондовому рынку.

Третий этап — период бурного развития — начался в конце 2000 г. со взрывного роста ликвидности рынка. Начали активно развиваться системы Интернет-трейдинга, позволявшие всем желающим участвовать в торгах. Еще одним поворотным моментом стало создание рынка операций РЕПО с корпоративными ценными бумагами, обеспечившего возможность построения системы маржинальной торговли. Позитивно на отношение к фондовому рынку со стороны населения отразились результаты роста рынка в 2005 и 2006 гг. на 100 % и 50 % соответственно [1].

В 2007 г. третий этап завершился, и российский фондовый рынок вслед за мировыми фондовыми рынками и мировой финансовой системой оказался в состоянии кризиса, спровоцированного главным образом крахом на рынке ипотечных облигаций в США. Обанкротилось большое количество американских и европейских банков, остальные испытывают финансовые трудности. Непонимание глубины данного кризиса заставляет финансовые институты готовиться к худшему, распродавать активы, вложенные в рынки развивающихся стран, в том числе и в России. Это приводит к обвалу цен на акции и существенному снижению цен на облигации. Подавляющее число инвесторов потеряло доступ к мировым кредитным ресурсам, замедляются темпы роста экономики.

Несмотря на рост внимания к мировому финансовому кризису, подавляющее большинство жителей России пока недостаточно информированы о процессах, происходящих на фондовом рынке. Активно развивалось потребление товаров и услуг, потребительское кредитование. Со стороны бизнесменов, способных инвестировать значительные суммы средств, наиболее распространена тенденция реинвестирования прибыли в свой собственный бизнес, учитывая благоприятную ситуацию в российской экономике с 2000 по 2007 г. Возможности диверсификации вложений меркнут перед возможностью получать больший доход от собственного бизнеса.

Основной интерес к инвестированию в акции проявляют профессионалы: инвестиционные, брокерские компании, финансовые дома, банковские группы, акционеры и менеджеры крупных предприятий. Тем не менее настоящий бум в развитии фондового рынка страны связывается в первую очередь с пониманием широким кругом россиян тех выгод и преимуществ, которые дает инвестирование в акции, по сравнению, например, с тем же банковским депозитом.

Огромный вклад в развитие экономики развитых стран сделали пенсионные фонды, инвестирующие пенсионные накопления граждан. В 80-е и 90-е годы стремительное расширение накопительной пенсионной системы США, скорость которого в четыре раза превышала темпы роста ВВП, сделало ее крупнейшим инвестором американской экономики. За это время объем пенсионных активов США увеличился по меньшей мере в шесть раз и в конце века подошел к отметке 10 трлн долл. [2]. Долгосрочный характер вложений негосударственных пенсионных фондов позволяет компаниям реализовывать проекты со сроками окупаемости более 10 лет, развивать инфраструктуру, обновлять основные фонды. Неразвитая российская пенсионная система, располагающая лишь около 15 млрд долл. в накопительной ее части, из которых только 5 % через негосударственные пенсионные фонды инвестируется в российскую экономику, не дает таких возможностей отечественным предприятиям, су-

щественно ограничивая их потенциал роста. Также менее 1 % населения России участвует в капитале публичных компаний через покупку ценных бумаг.

Большая часть россиян не понимают природу инвестирования в ценные бумаги, возможностей, которые открывает данный рынок. Нет четкого представления о рисках таких инвестиций, знаний, как ими управлять. Неудачные так называемые «народные IPO» также добавили негативный опыт неквалифицированным инвесторам, участвовавшим в данном процессе. Еще больший круг потенциальных инвесторов, оценив этот опыт, утвердились в своем намерении не участвовать в фондовом рынке.

В условиях низкого уровня финансовой грамотности населения, а также кризиса в мировой финансовой системе требуется разработка различных организационных и экономических мер по увеличению качества инвестиционных услуг, так как во многом от качества предоставляемых инвестиционных услуг будет зависеть скорость вовлечения все больших масс населения в процесс инвестирования на фондовом рынке, а значит, и уровень инвестиций в российские предприятия и темпы роста российской экономики.

Текущий уровень качества инвестиционных услуг остается низким. В настоящее время при его оценке российскими рейтинговыми агентствами рассматриваются финансовая отчетность компаний, предоставляющих инвестиционные услуги, отчетность перед регулирующими органами, регламенты инвестиционного процесса и процесса контроля за рисками. Широкий круг непрофессиональных инвесторов сравнивают прежде всего доходности сходных инвестиционных инструментов в различных компаниях.

Но помимо эффективности инвестиционных инструментов на качество инвестиционной услуги влияет процесс организации его продажи клиенту. Большая сложность оценки качества услуг перед продуктом обусловлена субъективностью оценки клиентом процесса его обслуживания. Принимается во внимание материальная обстановка, в которой оказывается услуга, участники процесса, включая персонал и других клиентов компании и процедуры, необходимые для оказания услуги. Существенное влияние оказывает возможность клиента квалифицированно оценить ключевые выгоды услуги и ее эффективность. Чем она ниже, тем большее внимание клиент уделяет качеству процесса. Большое влияние на процесс также оказывают ситуационные факторы (например, мировой финансовый кризис), личные факторы и социальное окружение, мнение которого учитывается клиентом.

Управляющие и инвестиционные компании, предоставляющие клиентам услуги по инвестированию в инструменты фондового рынка, сталкиваются с дополнительными сложностями, характерными для данной отрасли. Во-первых, оказание инвестиционной услуги осуществляется на большом временном интервале, так как конечный результат инвестиций виден лишь по прошествии времени. На текущий уровень удовлетворенности клиента существенно влияют неконтролируемые внешние события (например, паника на фондовом рынке в связи с мировым финансовым кризисом).

Во-вторых, по многим инвестиционным инструментам отсутствует общепринятая однозначная система оценки эффективности. Доходность не может служить универсальным критерием в силу важности таких показателей, как ликвидность, надежность и др.

В-третьих, отсутствуют четкие критерии профессионализма сотрудников, консультирующих клиентов. В результате на удовлетворенность клиента влияет субъективное восприятие им уровня профессионализма консультанта.

В-четвертых, результаты инвестиций оказывают существенное влияние на уровень благосостояния клиентов, что повышает уровень требований к качеству оказываемой инвестиционной услуги.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевым фактором повышения качества инвестиционных услуг является понимание важности данного процесса управляющими и инвестиционными компаниями.

Во-первых, способность предоставлять качественные инвестиционные услуги влияет на удовлетворенность и мотивацию персонала, что в свою очередь влияет на уровень текучести кадров, расходов на поиск, привлечение и обучение новых сотрудников.

Во-вторых, качество услуг влияет на расходы компании, увеличивающиеся по различным оценкам в 3-10 раз при поиске нового клиента вместо сохранения имеющегося.

В-третьих, уровень качества инвестиционных услуг напрямую влияет на прибыль, так как всего 5 %-ное увеличение удержанных клиентов дает увеличение прибыли в размере от 25 до почти 100 % за счет увеличения суммы сделок постоянного клиента с компанией, сумевшей завоевать его доверие [3].

Фондовый рынок и в целом индустрия инвестиционных услуг в России испытывает необходимость разработки собственных стандартов качества. Разработка организационных и экономических мер будет способствовать активному привлечению широких слоев населения к освоению фондового рынка. Привлечение большого количества участников будет способствовать повышению финансовой устойчивости российского рынка ценных бумаг, открывать больше вариантов привлечения финансирования отечественными предприятиями, снизит их зависимость от кредитования банками развитых стран. Большее доверие к фондовому рынку способно существенно ускорить реализацию пенсионной реформы, увеличив объем переводов накопительной части пенсий гражданами в негосударственные пенсионные фонды. Это, в свою очередь, позволит реализовывать в России слож-

ные инфраструктурные и другие проекты с большими сроками окупаемости, осуществить модернизацию основных средств на множестве предприятий и будет способствовать скорейшему развитию экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Потемкин А. Российский фондовый рынок: свежий ветер перемен. URL: http://www.rcb.ru/rcb/2005-19/7145

2. Безлепкин А. Непосильное бремя. URL: http://www.ifru.ru/news/7/2003/08/1322

3. Лопатинская И. В. Лояльность как основной показатель удержания потребителей банковских услуг. URL: http://crm.com.ua/_sootvetstvujut_znachenija_ot_58_1_0_118_1.html