Научная статья на тему 'Развитие российского фондового рынка в посткризисных условиях'

Развитие российского фондового рынка в посткризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / CТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / RUSSIAN STOCK MARKET / GLOBAL FINANCIAL CRISES / STRATEGY OF FINANCIAL MARKET DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаценко В. В.

В статье проведен анализ развития российского фондового рынка на современном этапе по двум направлениям. Во-первых, изучено качество выполнения российским фондовым рынком перераспределительной функции в период 2005–2009 гг. По результатам анализа автором определено, что фондовый рынок России способствует трансграничному перераспределению финансовых ресурсов, поэтому развитие рынка ценных бумаг в контексте внутринационального распределения является стратегическим приоритетом. Во-вторых, проведен анализ емкости и прозрачности фондового рынка, оценено состояние его срочного сегмента, эффективности рыночной инфраструктуры. Автором выделены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие российского рынка ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper the author researches the development of Russian stock market in two ways. The first the author tests the quality of redistributive function performance by Russian stock market in 2005-2009 years. In the issue the author defines that Russian stock market favors the transboundary financial redistribution. That is why the development of internal financial redistribution is the strategic priority. The second the analyze of capacity and transparency of financial market, efficiency of market infrastructure has taken. The author describes external and internal factors of the development Russian stock market.

Текст научной работы на тему «Развитие российского фондового рынка в посткризисных условиях»

© Стаценко В.В.,

аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Тел.: 8 928 213 00 53

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА В ПОСТКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

Направления развития российского финансового рынка определяются его ролью в экономике в части создания институциональных предпосылок для перемещения капитала от субъектов, располагающих свободными денежными ресурсами, к субъектам, испытывающим потребность в финансировании. Сущность рынка ценных бумаг, являющегося одним из сегментов финансового рынка, проявляется в его функциях, к которым относятся: перераспределительная; информационная; ценообразующая; контрольная; регулирующая.

Рассматривая перераспределительную функцию в широком смысле, следует отметить, что она отражает перераспределение средств: между регионами и странами; между отраслями и сферами народного хозяйства; между государством и юридическими и физическими лицами, между хозяйствующими субъектами и реализуется по следующим направлениям:

• перераспределение денежных средств между хозяйствующими субъектами и, как следствие, между отраслями и сферами экономики, межстрановое перераспределение;

• перевод сбережений из непроизводительной формы в производительную;

• финансирование доходной части бюджета международных организаций, государственного бюджета, бюджета регионов и муниципальных образований на неинфляционной основе;

• минимизация рисков в системе координат «риск-доходность» за счет использования финансовых инструментов. [1]

Проведем анализ выполнения российским фондовым рынком своей ключевой — перераспределительной — функции на основе изучения динамики показателя «отношение размещения акций и облигаций на внутреннем и внешнем рынках к объему инвестиций в основной капитал всех российских предприятий» (рис.1).

Анализ данных за 2000-2008 гг. показывает, что могут быть выделены три этапа развития исследуемого показателя: 1) 2001-2003 гг., что связано с инвестиционной активностью субъектов хозяйственной деятельности, и 2) 2005-2007 гг., в связи с увеличением объема размещения российскими предприятиями ценных бумаг на зарубежных рынках и ростом внешних заимствований российских банков; 3) 2008 г. — по настоящее время — снижение деловой активности российских предприятий и банков вследствие глобального финансового кризиса. Такие выводы основаны на анализе динамики показателей «размещение акций и облигаций на внутреннем рынке в % к объему инвестиций в основной капитал российских предприятий» и «размещение акций и облигаций на внешнем рынке в % к объему инвестиций в основной капитал российских предприятий».

Рост экономики, финансируемый внешними источниками, оказался неустойчивым. В условиях глобального кризиса фактическое закрытие мирового рынка капиталов для российских заемщиков создало значительные проблемы для рефинансирования внешней задолженности, что привело к снижению роли фондового рынка в финансировании экономики России. Этим объясняется резкое

снижение исследуемого показателя в 2008 г. до 12,78% (для сравнения в 2007 г 31,84%), особенно в части внешней составляющей — до 6,11% (для сравнения в

2007 г. 18,84%).

Российский фондовый рынок оказался в числе наиболее пострадавших вследствие современного финансового кризиса: более чем трехкратное сокращение индекса РТС стало следствием оттока капитала и соответствующих проблем в банковском секторе. Однако по итогам

2009 г. российский рынок акций вошел в тройку лидеров среди emerging markets, показав рост странового инвестиционного индекса S&P/IFCI [3] в 105,5% и пропустив вперед Индонезию (139,3%) и Бразилию (131,3%) [4]. Отметим также рост доходности, рассчитанной по фондовому индексу РТС, составивший к

31.12.2009 г. 130,13%. Это вызвано рядом внешних факторов, среди которых ключевым остается рост цен на сырьевые товары, а также недооцененность акций российских компаний. Так, по показателю p/e ratio Россия в 1,5 раза отстает от Мексики, Великобритании и Индии, в 2 раза от Китая и США. [5]

Дефицит финансовых ресурсов продолжает оставаться одной из главных проблем российской экономики. В этом

контексте развитие российского рынка ценных бумаг признается одним из приоритетных направлений для обеспечения экономического развития страны. Основным документом, регламентирующим направления развития российского фондового рынка, является Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (Постановление Правительства № 2043-р от

29.12.2008 г.).

В Стратегии прежде всего дается оценка результатов реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 г. Несмотря на большой объем выполненных задач, в рамках этой Стратегии остались нереализованные задачи, среди них: создание правовых механизмов, направленных на предотвращение инсайдерской торговли и манипулирования на финансовом рынке; построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг; создание условий для секьюритизации финансовых активов; правовое регулирование осуществления выплат компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг; формирование массового розничного инвестора; развитие производных финансовых инструментов.

Рис. 1. Роль фондового рынка в финансировании российской экономики в 2000-2008 гг.[2]

Нереализованные задачи предыдущих лет и новые экономические вызовы определили цели Стратегии 2020:

• повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

• обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

• формирование благоприятного налогового климата для его участников;

• совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

Для анализа ключевых направлений развития российского фондового рынка рассмотрим регулятивные меры, предусмотренные в Стратегии-2020.

Одним из важнейших мероприятий в рамках цели, направленной на повышение емкости и прозрачности финансового рынка, является разработка и внедрение механизмов по привлечению массового (розничного) инвестора на финансовый рынок. Это обусловлено тем, что на руках у населения скопились значительные финансовые ресурсы. В условиях кризиса наиболее «привлекательными» инструментами для инвестирования у населения являются банковские депозиты и инвестирование в иностранную валюту, а не инструменты фондового рынка.

Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о росте популярности банковских вкладов среди населения к началу

2010 г. (за 2009 год их объем увеличился в 1,25 раза в сравнении с 2008 г.), при этом наблюдался преимущественный рост их рублевой составляющей. Объем вложений в иностранную валюту к

01.01.2010 г. сократился на 20% в сравнении с 2008 г. за счет значительного сокращения объема продаж валюты физическим лицам и выдачи по конверсии на фоне роста объема выданной валюты со счетов физических лиц.

Что касается информации о вложениях населения в инструменты фондового рынка, то официальные систематизированные данные о составе и количественных характеристиках инвесторов-физических лиц российского рынка ценных бумаг отсутствуют. Тем не менее определенное представление об участии населения на фондовом рынке можно составить, анализируя данные Фондовой биржи ММВБ и Национальной лиги управляющих. Согласно данным Обзора «Российский фондовый рынок 2009. События и факты», подготовленного Национальной ассоциацией участников фондового рынка и Московской школой управления Сколково [7], с третьего квартала 2007 г. и до конца 2009 г. темпы роста клиентов ФБ ММВБ резко снизились и составляют 5-7% ежеквартально (рис.2).

Таблица 1. Объем вложений населения в банковские депозиты и иностранную валюту,

млн руб.

Вид вложений Объем вложений на 01.01.2008 г. Объем вложений на 01.01.2009 г. Темп роста к предыдущему году, % Объем вложений на 01.01.2010 г. Темп роста к предыдущему году, %

Банковские депозиты, всего 5 159 200 5 906 990 114,5 7 484 970 126,7

в том числе

- депозиты в рублях 4 492 868 4 332 678 96,4 5 511 093 127,2

- депозиты в инвалюте 666 332 1 574312 236,2 1 973 876 125,4

Вложения в инвалюту* 1 798 608 3 320 403,7 184,6 2 628 724 79,2

- продано ф/л и выдано по конверсии 1 123 945,9 2 332 067,1 207,5 1 518 824 65,1

- выдано со счетов ф/л 634 079,9 936 704,4 147,7 1 063 698,7 113,5

- выдано ф/л переводов без открытия счета 40 582,2 51 632,2 127,3 46 201,3 89,5

*Примечание: вложения в инвалюту пересчитаны в рубли по курсам ЦБ на 1 января соответствующего года.

Источник: [6].

2005 2006 2007 2008 01-09 02-09 03-09 04-09

Рис. 2. Динамика количества клиентов — физических лиц ФБ ММВБ в 2005-2009 гг. [8]

671

643

199

По итогам 2009 г., несмотря на значительный рост фондовых индексов, прирост составил 20% (для сравнения — по итогам 2008 г. прирост составил 34%), и к концу года число физических лиц — клиентов ФБ ММВБ достигло 671475 чел. Таким образом, несмотря на резкие разнонаправленные движения рынка в 2008 и 2009 гг., население не потеряло интереса к фондовому рынку, хотя и стало относиться к нему более консервативно.

В первом полугодии 2009 г. отмечается рост количества активных клиентов, в марте был преодолен психологически важный рубеж -100 тыс. чел. Во второй половине года на фоне общего позитивного тренда выделяются традиционное падение в июле (17%) и большой рост в сентябре (14%). В целом по итогам года количество активных клиентов увеличилось на 38%. Таким образом, особенностью 2009 г. является опережающий рост числа активных клиентов.

Сведения о количестве «рыночных» пайщиков ПИФ, имеющих ненулевые счета, достаточно размыты. По оценкам

НЛУ, в 2005-2007 гг. их количество выросло с 170 до 500 тыс. чел. В 2008 г. зафиксирован значительный отток пайщиков, и их число упало до 300 тыс. чел [8]. Что касается объема привлеченных средств в ПИФы, то за 2007-2009 гг. объемы снизились на 40 930 млн руб., из них отток из открытых ПИФов составил 34 000 млн руб., из интервальных — 6 930 млн руб. При этом индексные и денежные открытые фонды, а также индексные, облигационные и смешанные интервальные фонды сумели в течение данного периода обеспечить увеличение объема привлеченных средств (табл. 2).

С начала 2010 г. наблюдается увеличение суммы привлеченных средств в открытые ПИФы акций, облигаций и смешанные фонды, что на фоне оттока средств из остальных видов открытых фондов обеспечило 884,9 млн руб. привлеченных средств. Интервальные фонды с начала 2010 г. не смогли ни привлечь, ни удержать средства, что привело к снижению объема привлеченных средств в общем по всем видам интервальных фондов на 845,02 млн руб. (табл.3) [9].

Таблица 2. Структура привлеченных средств по видам паевых инвестиционных фондов

за 2007-2009 гг., млн руб.

Тип фонда открытые интервальные всего

Акции -17045 -8324,89 -25369,89

Облигации -4124,57 207,29 -3917,29

Смешанный -12618,11 1313,88 -11304,22

Индексный 87,11 170,6 257,71

Денежный 15,05 0 15,05

Фондов -322,36 -318,84 -641,2

Товарного рынка 0 29,29 29,29

Всего -34007,87 -6922,67 -40930,54

Примечание: в таблицу не включены такие типы фондов, как хедж-фонд, рентный, кредитный, поскольку в анализируемый период средства ими не привлекались.

Источник: [14].

Таблица 3. Структура привлеченных средств по видам паевых инвестиционных фондов

за январь-апрель 2010 г., млн руб.

Тип фонда открытые интервальные всего

Акции 1289,28 -314,69 974,59

Облигации 333,33 -4,82 328,52

Смешанный -519,64 -521,9 -1041,54

Индексный -232,82 0,14 -232,68

Денежный 22,14 0 22,14

Фондов -7,39 -1,66 -9,06

Товарного рынка 0 -2,09 -2,09

Всего 884,9 -845,02 39,89

Примечание: в таблицу не включены такие типы фондов, как хедж-фонд, рентный, кредитный, поскольку в анализируемый период средства ими не привлекались.

Источник: [14].

Для повышения популярности инвестиций в фондовый рынок среди населения предлагается определить четкие правовые рамки для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих на финансовом рынке. Для этого предлагается создание компенсационного фонда, за счет средств профессиональных участников, а в случае недостаточности таких средств использование государственных средств. Наряду с обязательной компенсационной системой предлагается создание и добровольных компенсационных систем на базе саморе-гулируемых организаций.

Также в Стратегии 2020 уделяется внимание защите граждан от финансовых пирамид. Основным инструментом защиты предполагается массовое повышение финансовой грамотности граждан. Наряду с этим предлагается разработать эффективную систему регулирования порядка оказания розничных услуг гражданам.

Еще одним инструментом по привлечению массового инвестора на финансовый рынок является формирование института инвестиционных советников. Это позволит решить одновременно две задачи, во-первых, оказание консультационной помощи для начинающего розничного инвестора по созданию собственной инвестиционной стратегии, во-вторых, создает благоприятные условия для работы региональных компаний, которые могут заниматься этой деятельностью. [10]

Вторым важным направлением для повышения емкости финансового рынка является расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка. Срочный рынок позволяет снизить риски при совершении сделок с базисными активами, а также создает дополнительную возможность для справедливого ценообразования на базисные активы.

Динамика рынка фондовых деривативов положительная. Так, объем торгов

на срочном сегменте Фондовой биржи ММВБ за 1 квартал 2010 г. составил 2 089 351 контрактов, или 151,8 млрд руб., из них объем торгов фьючерсами на индекс ММВБ составил 973 044 контрактов, или 135,2 млрд руб., тогда как объем торгов фьючерсами на акции — 1 116 257 контрактов, или 16,6 млрд руб. [11]

Динамика торгов фьючерсами на индекс ММВБ представлена на рис.3.

По данным, представленным на рис.3, очевидны три фазы динамики торгов фьючерсами на индекс ММВБ: 1) август — сентябрь 2009 гг., период характеризуется минимальными объемами торгов и крайне незначительным количеством сделок; 2) сентябрь-декабрь 2009 г.,

на протяжении данного периода среднедневной объем торгов колебался в пределах 0,5 млрд руб., а количество сделок — от 500 до 3000 в день; 3) январь — март

2010 г., период роста рынка, наблюдается увеличение среднедневного объема торгов (до 4,5 млрд руб. в отдельные дни), а также количества сделок (7500-13500 шт. в день) при практически неизменном уровне открытых позиций.

Объемы торгов фьючерсами на акции на ФБ ММВБ хотя и больше по количеству контрактов, но почти в 9 раз меньше по сумме в сравнении с индексными фьючерсами. Динамика торгов фьючерсами на акции представлена на рис.4.

Объем торгов и ОП, млрд. руб.

5.0 т-----------------------

4.5

4.0

3.5

3.0

2.5

2.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5 1,0 0,5 0,0

Август 2009

Динамика торгов фьючерсами на Индекс ММВБ

Сделки,

Среднедневной объем торгов Открытые позиции на конец недели Среднее количество сделок в день

Сентябрь 2009 Ноябрь 2009 Январь 2010 Март 2010

Рис. 3. Динамика торгов фьючерсами на индекс ММВБ в 2009-2010 гг. [11]

тыс. шт. т 15,0

------13,5

12,0

10.5

9.0

7.5

6.0

4.5 3,0

1.5 0,0

Среднедневной объем торгов

Динамика торгов фьючерсами на акции на срочном рынке ММВБ

(млн руб.)

Открытые

позиции

Август 2009 Сентябрь 2009 Ноябрь 2009 Январь 2010 Март 2010

Рис. 4. Динамика торгов фьючерсами на акции на срочном рынке ММВБ в 2009-2010 гг. [11]

Хотя в изменении среднедневного объема торгов и величины открытых позиций не столь четко прослеживаются три фазы, выделенные нами для индексных фьючерсов, но очевиден рост рынка с января по март 2010 г. В этот период среднедневной объем торгов составил около 300 млн руб., а величина открытой позиции — 75-225 млн руб.

Для повышения эффективности правового регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:

• обеспечить учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;

• распределить риски, связанные с деятельностью посредников на рынке финансовых инструментов;

• обеспечить защиту прав владельцев финансовых инструментов.

Для обеспечения привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного

партнерства, предложено предусмотреть меры, направленные на стимулирование инвестирования в инфраструктурные облигации. Исполнение обязательств по таким облигациям может обеспечиваться активами, создаваемыми в рамках проекта, а также постоянными платежами за пользование инфраструктурными проектами. Одним из способов привлечения инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов является включение инфраструктурных облигаций в перечень ценных бумаг, разрешенных для формирования инвестиционного портфеля как для негосударственных пенсионных фондов, так и для средств, аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ.

В Стратегии 2020 отмечается, что современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж, в ответ на которое происходит концентрация ликвидности на крупнейших биржах.

Подтверждающим примером служит фондовая биржа ММВБ, на долю которой приходится свыше 80% совокупно-

го биржевого оборота на российском рынке акций и 70% глобального оборота с российскими фондовыми активами.

О концентрации ликвидности на фондовой площадке ММВБ свидетельствуют данные рис. 5.

Для того чтобы соответствовать общемировым тенденциям в развитии биржевой торговли, в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить:

• условия для возможности консолидации биржевого рынка и концентрации на нем ликвидности, а также качественное повышение стандартов биржевой торговли, включая раскрытие информации и противодействие нерыночным практикам;

• высокий уровень защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

Рис. 5. Распределение ликвидности рынка акций и депозитарных расписок российских эмитентов в 2009 г. по российским и зарубежным фондовым площадкам [12]

Кроме этого, существует потребность в унификации требований к техническому обеспечению как бирж, так и внебиржевых торговых систем. При этом за федеральным органом исполнительной власти (ФСФР) закрепляется право определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

Одной из основных причин недостаточной капитализации финансового рынка является несовершенство клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом и товарном рынках, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

С этой целью приоритетной задачей является создание правовых условий эффективного функционирования института центрального контрагента и правовых условий повышения эффективности клиринга.

В рамках развития института центрального контрагента ведущие российские фондовые площадки — ММВБ и РТС — организовали работу Национального клирингового центра (февраль 2010 г.) и Клирингового центра РТС (июнь

2008 г.) соответственно.

Основной задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам) [10].

В Стратегии 2020 отмечается важная роль дальнейшего совершенствования правового регулирования финансового рынка. Одним из приоритетных направлений в рамках данной цели является расширение дальнейшего взаимодействия с саморегулируемыми организациями: так, следует стимулировать саморегули-руемые организации к установлению более жестких требований к деятельности участников финансового рынка, а также расширить возможности саморегулируе-мых организаций при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложить на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

Одним из факторов повышения стабильности и прозрачности на финансовом

рынке является унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, для достижения этого необходимо:

• унифицировать требования к доверительному управлению ценными бумагами, а также порядку осуществления государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

• унифицировать подходы к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору;

• объединить регулирование близких по роду деятельности финансовых институтов.

Важное место в Стратегии 2020 отведено развитию пруденциального надзора. Это позволит снизить нерыночные риски на финансовом рынке и будет способствовать привлечению массового инвестора на рынок. Также в надзорных целях потребуется: [10]

• предусмотреть возможность введения в организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации;

• принять меры по гармонизации методов и правил надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора;

• ввести единые для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, при одновременной модернизации правил ведения бухгалтерского учета в финансовых организациях и их унификации;

• пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам;

• развивать требования к достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам организации.

В Стратегии 2020 указано, что в целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, обеспечения участия в размещении глобальных инвесторов следует предусмотреть условия размещения ценных бумаг, аналогичные тем, которые действуют на развитых иностранных финансовых рынках. В частности, возможно установление возможности размещения ценных бумаг на условиях неполной оплаты, если обязательство по их полной оплате принимает на себя профессиональный участник рынка ценных бумаг, а также возможности обращения размещенных ценных бумаг до государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах их выпуска. Однако в посткризис-ных условиях данные меры представляются связанными с повышенным риском в силу необеспеченности таких сделок.

Направления развития финансового рынка, изложенные в Стратегии 2020, конечной целью имеют превращение России в мировой финансовый центр. Для достижения этого необходимо решить следующие задачи (рис.6).

Таким образом, российский фондовый рынок на протяжении последних десяти лет успешно выполняет свою перераспределительную функцию, выступая связующим звеном с внешними финансовыми рынками. Несмотря на кризисные явления 2008-2009 гг., вызванные фактическим закрытием мирового рынка капиталов для участников российского фондового рынка, с 2010 гг. можно говорить о восстановлении и росте рынка ценных бумаг России.

Направления развития российского фондового рынка определяются в Стратегии 2020, а его позитивные перспективы обусловливают сложившиеся к настоящему времени внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов эксперты называют возможность продолжения роста цен сырьевых товаров, валют и активов развивающихся стран за счет сохранения возможностей дешевого фондирования в долларах США [13].

Задачи развития фондового рынка России до 2020 года

необходимость радикальной модернизации финансовой отрасли в России и ее опережающего развития по отношению к экономике в целом, сбалансированного по динамике отдельных секторов (фондового рынка, банков, страховых компаний, институциональных инвесторов , работающих с деньгами населения и т . п .)

повышение качества капитализации собственно фондового рынка, развитие и консолидация его инфраструктуры

создание и развитие в России товарных бирж, торгующих за рубли производными от экспортных контрактов на российские биржевые товары (газ, нефть, металл, лес, алмазы, зерновые и т.п.)

формирование инвестиционного поведения населения и повышение его финансовой грамотности в целях укрепления доходов среднего класса, расширения его границ, развития накопительной пенсионной системы

превращение Москвы в глобальный город первого уровня |

г *

Рис. 6. Основные задачи развития российского фондового рынка согласно Стратегии развития финансового рынка до 2020 г.

На наш взгляд, к ним можно добавить недооцененность акций российских компаний, возникшую в том числе из-за глубокого падения российской экономики в период кризиса, которое составило 11% ВВП.

К внутренним факторам эксперты относят стабильность российской финансовой системы (у государства имеются необходимые средства для быстрого ответа на угрозы), повышение активности российских компаний на рынке слияний и поглощений, перспективы размещения российскими компаниями крупных пакетов своих акций, позитивные изменения на рынке, способствующие росту ликвидности акций [13]. По нашему мнению, также положительную роль сыграла реализация некоторых мер, заложенных в Стратегии 2020.

Вместе с тем для обеспечения среднесрочного роста российского фондового рынка и реализации им своих функций в экономике необходима модернизация регулятивной среды на основе структурных реформ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бердникова Т.В. Рынок ценных бумаг. — М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Составлено и построено авто-

ром по данным Аналитического доклада «Структурная модернизация финансовой системы России». Институт современного развития, февраль 2010 //

www.riocenter.ru

3. Индекс Б&Р/ГРС. 1БС (Международная финансовая корпорация) с помощью Б&Р'б рассчитывает индексы Б&Р/ГРО (инвестиционный), Б&Р/ГРСО (глобальный), а также Б&Р/ГРСР (пограничный), в который входят низкоразвитые рынки. Инвестиционный индекс разрабатывался специально под нужды международных инвесторов — при расчете капитализации учитываются ограничения, накладываемые на нерезидентов, а также не учитываются пакеты акций, принадлежащие государству, и пакеты, находящиеся в перекрестной собственности// www.standardandpoors.ru

4. Коновалов В. Что было, что будет // Вестник НАУФОР. — 2010. — №1.

5. По материалам, подготовленным ИК «Тройка диалог» для Форума

«Россия-2010» (3-5 февраля 2010 г.) //www.troika.ru

6. Бюллетень банковской статистики. — 2010. — № 4 (23)//www.cbr.ru

7. www.naufor.org

8. «Российский фондовый рынок 2009. События и факты». Обзор подготовлен Национальной ассоциацией участников фондового рынка и Московской школой управления Сколково //www.naufor.org

9. Данные для анализа взяты из Обзоров о состоянии ПИФов, подготовленных Национальной лигой управляющих //www.nlu.ru

10. Составлено автором по Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (Постановление Правительства № 2043-р от 29.12.2008 г.).

11. По данным материалов ММВБ,

представленных на семинаре «Фондовая биржа ММВБ: взгляд в будущее»

(14.G4.2G1G г.)

12. По данным материалов ММВБ,

представленных на семинаре «Фондовая биржа ММВБ: взгляд в будущее»

(14.G4.2G1G г.). LSE — Лондонская фондовая биржа, NYSE — Нью-Йоркская фондовая биржа, DBAG — Deutsche Bank AG, a German bank.

13. По данным Обзора российского рынка акций по итогам 4-го квартала 2GG9 года. Департамент казначейских операций и финансовых рынков ОАО Сбербанк России. Январь 2G1G г. // www.sbrf.org

14. Статистика рынка ПИФов // http://www.nlu.ru/stat-scha.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.