Научная статья на тему 'Роль поведенческих факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков'

Роль поведенческих факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сметанин В. Н.

Поведенческие факторы во многом определяют репродуктивное здоровье подростков, а их правильная оценка и регулирование приводят в дальнейшем к преодолению кризисной демографической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль поведенческих факторов в формировании репродуктивного здоровья подростков»

5. Хроническая обструктивная болезнь легких: практическое руководство для врачей. Федеральная программа / Под ред. акад. РАМН. проф. А.Г. Чуча-лина. - изд. второе, перераб. идоп. - М., 2004. - 64 с.

6. Чучалин А.Г. Хроническая обструктивная болезнь легких - новые успехи в лечении / А.Г. Чучалин // Пульмонология. - 2009. - № 4. - С. 107-108.

РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

© Сметанин В.Н.*

Рязанский медико-социальный колледж, г. Рязань

Поведенческие факторы во многом определяют репродуктивное здоровье подростков, а их правильная оценка и регулирование приводят в дальнейшем к преодолению кризисной демографической ситуации.

Поведенческие факторы, обусловливающие формирование репродуктивной жизни, и возраст, в котором они происходят, являются важными аспектами, определяющими как фертильность, так и репродуктивное здоровье. Это определяет необходимость разработки методов и организации работы по формированию у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в т.ч. и репродуктивному, созданию стереотипов здорового образа жизни, активной профилактики нарушений репродуктивного здоровья, обусловленных негативным влиянием поведенческих факторов риска.

Актуальность проблемы охраны репродуктивного здоровья молодежи определяется кризисной демографической ситуацией в стране, снижением репродуктивного потенциала молодых женщин, низкими репродуктивными установками и неадекватным репродуктивным поведением, наличием неблагоприятного медико-биологического фона: высокого уровня первичной заболеваемости и хронической патологии, увеличением частоты нарушений функции репродуктивной системы.

Репродуктивное поведение - система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его.

Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.

Структура репродуктивного поведения:

* Преподаватель, кандидат медицинских наук.

- Репродуктивные потребности (потребность в детях);

- Репродуктивные установки;

- Репродуктивные мотивы;

- Решения;

- Действия.

Репродуктивные потребности - это усвоенные человеком в процессе социализации бытующие в культуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы, или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей). Это главный двигатель «репродуктивного поведения».

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное (1-2 ребенка), сред-недетное (3-4 ребенка) и многодетное(5-6 и более детей) репродуктивное поведение.

Репродуктивные установки - это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

1. Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

2. Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

Среднее идеальное число детей - характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число детей - это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей - характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

Репродуктивные мотивы - это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

1. Экономические мотивы рождения детей - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;

2. Социальные мотивы - это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;

3. Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.).

В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

Произошедшие в последние десятилетия на территории РФ социально-экономические, политические и культурные преобразования сопровождались либерализацией сексуальной морали, резким изменением нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе. Следствием этих преобразований явились социально детерминированные изменения стандарта репродуктивного поведения подростков и молодых людей на менее безопасный, ассоциированный с высоким риском абортов и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) [2, 4].

Так, для современной молодежи характерны ранняя сексуальная активность, нередко неразборчивость в выборе половых партнёров, практика их частой смены и обширность половых контактов. Безусловно, такие особенности сексуального поведения лиц подросткового возраста не могли не повлиять отрицательно на состояние их здоровья, в т.ч. репродуктивного [1, 3].

Разработка научно-обоснованных рекомендаций, направленных на укрепление брачно-семейных отношений, рождение и воспитание здоровых де-

тей, невозможно без углубленного социально-гигиенического и медико-демографического изучения современных проблем брака, семьи, рождаемости.

Переход от традиционной формы семьи с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения к современной сопровождается снижением возраста приобретения первого сексуального опыта, ростом добрачных зачатий и внебрачных рождений, широким распространением искусственных абортов, в том числе при первой беременности.

Для изучения установок учащейся молодежи в отношении добрачной половой жизни и рождения ребенка вне брака было проведено социально-психологические исследование среди 322 девушек и 218 юношей - учащихся старших классов средних школ. Анкетирование проводилось в областном центре (г. Рязань) и одном из районных центров Рязанской области.

Изучение отношения не состоящих в браке респондентов к добрачной половой жизни показало, что во всех группах опрошенных положительно относились к ней чаще лица мужского пола. Среди респондентов число лиц, негативно относящихся к добрачной половой жизни, было в 1,9 раза больше, чем среди юношей. Отметим также, что у девушек по сравнению с юношами в 1,4 раза чаще встречались случаи, когда они затруднялись ответить на поставленный вопрос.

На вопрос анкеты «Как Вы относитесь к рождению ребенка вне брака?», 9 % опрошенных школьниц ответили одобрительно, 31,5 % - осуждающе, затруднились ответить 59,5 %. Вопреки ожиданиям у многих школьниц уже сформировался свой взгляд на данную проблему.

В отличие от школьниц областного центра среди их сверстниц из районного города было больше лиц, отрицательно относящихся к добрачной половой жизни (в 1,4 раза) и к рождению внебрачного ребенка (в 1,5 раза).

Иными словами, для сознания значительной части учащейся молодежи характерно позитивное отношение к добрачным половым связям. Кроме того, достаточно многие девушки-подростки считают допустимым рождение ребенка вне брака. В полных семьях с обоими родителями воспитывались 83,8 % респондентов, в неполных - 16,2 %. Большинство (86,0 %) опрошенных выросли в малодетных семьях.

Согласно полученным данным среди опрошенных девушек предполагали создать в будущем собственную семью 94,1 % (среди респондентов-юношей соответственно 71,3 %).

Следует отметить то обстоятельство, что среди респондентов, которые выросли в неполных семьях, полностью отсутствовали случаи выраженного нежелания создать в будущем свою семью. По-видимому, воспитанные без одного из родителей юноши и девушки в большей степени осознавали необходимость нормального семейного положения.

Как свидетельствуют материалы социологического опроса, девушки по сравнению с юношами склонны к более раннему вступлению в брак. Так,

доля молодых респондентов, считавших, что в брак лучше вступать в возрасте до 20 лет, была в 9,3 раза больше, по сравнению с юношами. При этом среди лиц мужского пола было на 4,2 % больше указавших на возраст 30 лет и старше, в то время как среди девушек подобные ответы вообще не встречались. Согласно ответам школьниц, желаемый модальный возраст вступления в брак составил 20 лет (среди юношей 25 лет соответственно).

Большинство опрошенных юношей (86,5 %) и девушек (91,6 %) были ориентированы на создание малодетной семьи.

По сравнению с девушками среди юношей в целом в 2,3 раза чаще отмечались указания на желаемую бездетность в браке и в 1,4 раза чаще -ориентация на многодетную семью.

Учитывая занятость женщин на производстве и в семье, следует признать их взгляды на рождение 3 ребенка более реалистичными по сравнению с мужчинами.

Не выявлено сколько-нибудь существенных различий в репродуктивных установках юношей и девушек в зависимости от числа детей в семьях, где они воспитывались. Это согласуется с теми данными, которые были получены ранее другими авторами.

На первом месте в качестве необходимого условия прочного брака стояла взаимная любовь (это же отмечается и в современной литературе). В расчете на 100 опрошенных на это указали среди девочек 88,5 и среди мальчиков 57,2. Второе ранговое место отводилось материальному благополучию. Затем следовало наличие гармонии в интимных отношениях, причем на это несколько чаще указывали респонденты мужского пола.

Общим интересам у супругов отводилась даже большая роль, чем наличию детей в семье. Надо отметить, что роль последнего фактора указывалась подростками мужского пола даже в 1,5 раза чаще.

Считаем необходимым отметить то, что ответы на рассмотренные выше вопросы юношей и девушек из областного центра (г. Рязань) и районного города носили весьма сходный характер. При этом можно выделить лишь некоторые различия.

Например, среди школьниц из районного центра было больше лиц, отрицательно относящихся к добрачной половой жизни (в 1,4 раза) и к рождению внебрачного ребенка (в 1,5 раза), чем среди респондентов из школ г. Рязани. Кроме того, школьники обоего пола, проживающие в районном центре, были в несколько большей степени ориентированы на многодетность в браке. Они также отводили большую роль наличию детей в семье как фактору ее стабильности.

Анализ тенденций изменения репродуктивного поведения подростков говорит о необходимости целенаправленной работы, которая бы позволила нейтрализовать действия провоцирующих факторов. На наш взгляд, основным условием организации такой работы является комплексный профилак-

тический подход к решению данной проблемы, как со стороны различных специалистов, так и со стороны разных институтов воспитания.

Приоритетными направлениями охраны репродуктивного здоровья в подростковом возрасте необходимо считать нравственное и гигиеническое воспитание, формирование ценностных ориентиров здоровья.

Список литературы:

1. Бережнова Т.А. Анализ медико-демографических показателей здоровья населения г. Воронежа // Сб. науч. трудов «Фундаментальные науки и практика» с матер. Третьей Международной Телеконференции «Проблемы и перспективы современной медицины, биологии и экологии». - Томск, 2010. - Т. 1, № 4.

2. Буралкина Н.А. Уварова Е.В. Роль медико-социальных аспектов, влияющих на репродуктивное здоровье девочек в возрасте 15-17 лет, в педагогическом образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12, № 5 (2).

3. Репродуктивные установки и сексуальное поведение девочек-подростков крупного промышленного региона / Н.А. Лукина, Г.А. Черняева, Т.М. Петухова и др. // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии в России: сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2003. -С. 149-151.

4. Шугаев И.Н. Один раз на всю жизнь. - М., 2007.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ФАРМАКОТЕРАПИИ С ПОЗИЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

© Сметанина Г.П.*

Рязанский медико-социальный колледж, г. Рязань

Реализация учебной программы по «Лекарствоведению» для повышения квалификации с позиции профессиональной деятельности медицинского и фармацевтического персонала со средним профессиональным образованием по вопросам эффективности и безопасности применения лекарственных средств на основе принципов доказательной медицины.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.