Научная статья на тему 'Роль поощрительных мер в системе реализации целей наказания'

Роль поощрительных мер в системе реализации целей наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОД ПООЩРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грузинская Екатерина Игоревна, Нешпор Екатерина Андреевна

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся поощрительных мер в системе целей наказания. Авторы статьи проанализировали основные формы и методы поощрительной практики, как стимула к формированию дисциплинарно-поведенческого статуса осужденных по профилактике рецидива как средство достижения целей наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of incentives in the system of the realization of the goals of punishment

This article discusses issues relating to incentive measures in the system of the purposes of punishment. The authors of the article analyzed the main forms and methods of promotional practice as a stimulus to the formation of a disciplinary and behavioral status of convicted persons for the prevention of recurrence as a means of achieving the objectives of punishment.

Текст научной работы на тему «Роль поощрительных мер в системе реализации целей наказания»

РОЛЬ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ

Грузинская Е.И. Нешпор Е.А.

5.8. РОЛЬ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ

Грузинская Екатерина Игоревна, канд.юрид.наук. Должность: заведующая кафедрой. Место работы: Кубанский государственный университет. Филиал: филиал в г. Новороссийске. Подразделение: кафедра гуманитарных дисциплин.

Нешпор Екатерина Андреевна, аспирант. Место учебы: Нижегородская правовая академия. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: namvd@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся поощрительных мер в системе целей наказания. Авторы статьи проанализировали основные формы и методы поощрительной практики, как стимула к формированию дисциплинарно-поведенческого статуса осужденных по профилактике рецидива как средство достижения целей наказания.

Ключевые слова: исправительные учреждения, наказание, индивидуализация, исправление, цели наказания, роль воспитания, метод поощрения.

THE ROLE OF INCENTIVES IN THE SYSTEM OF THE REALIZATION OF THE GOALS OF PUNISHMENT

Gruzinskaya Ekaterina Igorevna, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: Kuban state University. Branch: Novorossiysk branch. Department: humanitarian disciplines chair.

Neshpor Ekaterina Andreevna, postgraduate student. Place of study: Nizhny Novgorod legal Academy. Department: criminal law and criminology chair. E-mail: namvd@mail.ru

Annotation: This article discusses issues relating to incentive measures in the system of the purposes of punishment. The authors of the article analyzed the main forms and methods of promotional practice as a stimulus to the formation of a disciplinary and behavioral status of convicted persons for the prevention of recurrence as a means of achieving the objectives of punishment. Keywords: corrections, punishment, individualization, correction, the purpose of punishment, the role of education, the method of promotion.

Воспитательные мероприятия, организованные в исправительных учреждениях для лиц, отбывающих срок уголовного наказания, являются базой длительного и сложного процесса, осуществляющего комплексное воздействие на сознательную, чувственную и поведенческую деятельность осужденных. Гуманистическая направленность форм и методов исправительного воздействия широко входит во все сферы воспитательной деятельности по ресоциализации заключенных. Процесс гуманизации исправления осужденных реализуется методом введения несколько смягченных форм воспитательно-педагогического воздействия.

Одним из ведущих гуманистических воспитательных рычагов является целенаправленное применение мер поощрительного характера. Являясь наиболее эффективной и результативной, поощрительная практика служит реакцией на положительный поступок осужденного. Поощрительные меры являются своеобразным стимулом формирования дисциплинарно-поведенческого статуса осужденного, так как не только содержат положительную оценку его деятельности, но

и служат своеобразным средством закрепления, достигнутых в результате грамотно проведенной дифференцированной воспитательной работы, успехов в образовательной, трудовой и культурно-массовой деятельности, организованной в исправительном учреждении. Если наказание, преимущественно, реализует цель, так называемого особого предупредительного характера, то поощрительные средства воспитания представляют собой систему специального, мотивационного значения, формирующего развитие позитивной концепции личности осужденного. Таким образом, метод поощрения является одним из ведущих, выполняя особо важную роль в условиях ИУ.

Осуществляемая в дифференцировано-

индивидуальной практике система поощрительных мер влияет, определённым образом, на преодоление личностных деформаций осужденных, способствует ресоциализации, развитию перспективы социальной адаптации, а так же служит для предупреждения появления рецидива[1].

Необходимо отметить, что почти все виды поощрения приносят осуждённым не только моральное удовлетворения, но и связаны с получением некоторых льгот. Например: предоставление разрешения на получение дополнительной посылки, свидания и телефонного разговора и т.п. (ст. 113 УИК РФ).

Так как поощрительная деятельность осуществляется за заслуги и по заслугам, поощрения, которые получают осужденные от администрации исправительного учреждения, являются свидетельством позитивного хода всего исправительно-воспитательного процесса [2]. В противоположном случае применение поощрительных мер к осужденным, которые это не заслужили, считается недопустимым, подрывающим саму воспитательную идею и авторитет пенитенциарного учреждения не только в глазах лиц, отбывающих уголовное наказание, но и за пределами ИУ в обществе, приобретая негативную широкую огласку. По данным ФСИН Нижегородской области в 2015 году из 4255 имеющих право на получение УДО, подали соответствующее ходатайство 2780 человек, досрочно освободились же 1239.

В настоящее время, по данным ФСИН России готовится к выпуску законопроект о введении дополнительных мер поощрения законопослушных осужденных, которым будут предоставлены следующие льготы:

а) дополнительная прогулка;

б) внеочередное свидание с близкими;

в) посещение спортзала.

Общеизвестно, что каждая позитивно-нравственная деятельность заключенных, совершающаяся в стенах исправительных учреждений, признается полезной лишь в том случае, когда ее результат приносит чувство удовлетворения самому осужденному. Данное утверждение имеет большое значение в реализации гуманистического принципа процесса исправительно-воспитательного воздействия. В связи с этим возникает необходимость широкой огласки достижений воспитательно-исправительной практики, ведь наибольшей результативности достигают поощрительные мероприятия, в случае, когда о них проинформированы все лица, отбывающие уголовное наказание. Лишь при таком отношении гласности и прозрачности, четко отлаженной деятельности в решении вопроса поощрения того или иного осужденного, поведение данного индивидуума, ставшего достойным получения от админи-

страции мер поощрительного характера, служит примером, образцом для широкого круга осужденных.

Таким образом, необходимо, чтобы и осужденный, к которому было применено поощрение и другие заключенные знали, что поощрён нравственный поступок, что именно проявленные заключенным моральные качества характера послужили основанием для поощрения.

В практике применения поощрительных мер существуют определённые условия. Поощрять осужденных лишь за простое«ненарушение» режимных моментов является неправомерным. Поощрение должно включать в себя комплекс, к которому относятся: соблюдения дисциплинарных, режимных моментов; выполнения правил внутреннего распорядка, утверждённого администрацией учреждения; определённые успехи и достижения в трудовой практике; участие в обучении и профессиональном образовании; активность участия в организованных культурно-массовых воспитательных мероприятиях.

Меры поощрения должны применяться не только строго справедливо, но и на основе анализа данных сторон личности осужденного: его прошлого поведения, а так же с учетом мотивов и обстоятельств, способствующих совершению положительного поступка, рассматриваемых в контрасте с его прошлым поведением. Грамотная поощрительная реакция, исходящая от администрации исправительного учреждения, часто служит для лица, отбывающего наказание, определённым стимулом, формирующим потребность в дальнейшем позитивном изменении своей личности, самосовершенствовании, которое осуществляется в отношении к системе профессионального обучения, в трудовой деятельности и активном участии в предлагаемых культурно-массовых мероприятиях.

Авторы данной статьи постарались сгруппировать правила применения к осужденным мер поощрительного характера с учётом определённых ограничений сформулированных статьей 114 УИК РФ.

1.За один (единственный) поступок, достойный применения поощрительной практики, соответственно, возможно получение только одной меры поощрения.

2.В начале хода исправительного процесса к осужденным не применяется высшая мера поощрения (УДО).

3. Письменные и устные формы осуществляются в случае объявления благодарности, другие же формы имеют лишь письменную форму выражения. В исправительных учреждениях Азербайджана и Армении использование любых устных форм применения мер поощрительной практики запрещены.

4. При вынесении постоянных поощрений, полученных за годовой период, возможно получение разрешения на получение до четырёх посылок или передач, а так же получение разрешения на возможность осуществления до четырёх дополнительных свиданий краткосрочного времени.

5. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания , допускается только после трёхмесячного срока со времени его наложения.

6. В штате работников (педагогов-воспитателей), организующих и осуществляющих исправительный процесс осужденного должны присутствовать единство требований и единство критериев оценки.

7. Все меры поощрения должны использоваться комплексно, совместно с процессом постепенного увеличения требований.

8. Меры поощрения следует использовать «экономно», иначе они теряют свою значимость в процессе исправительно-воспитательного воздействия.

9. Меры поощрительной практике должны быть объективны, полностью соответствовать характеру личности осужденного и значимости оцениваемых действий.

10. Мерой поощрения также является снятие ранее наложенного взыскания (ч. 1 ст. 113 УИК РФ). Данная мера поощрения нашла широкое применение не только в УИК РФ, но и в законодательстве Армении (п. 3 ч. 1 ст. 93 УИК РА), Азербайджана (п.1.8. ст. 105 УИК АР) Белоруссии (п. 11, ст. 110 УИК РБ), Казахстана (п.6 ч. 1 ст. 128 УИК РК), Туркменистана (п.6, ч.2 ст. 86 УИК РТ), Узбекистана (ст. 102 УИК РУ).

В реализации системы исправительно-воспитательного воздействия, ориентированного на принципы гуманизма, необходимо придерживаться твердого убеждения, что практика применения наказания не исключает последующего поощрения. В связи с этим следует стремиться к тому, чтобы осужденный, получивший ранее взыскание, вскоре заслужил меру поощрения. Данная тактика является единственно правильной, так как она рассчитана на глубокое осознание осужденным контрастности своего положения при взыскании и поощрении. Кроме того, у лица, отбывающего уголовное наказание, возникают предпосылки личностно-доверительного отношения к своему воспитателю[4], так как осужденный почувствует, что педагог справедлив, не злопамятен, принципиален и объективен в своих действиях и лишь заинтересован в том,чтобы осужденный исправился.

Таким образом, воздействие поощрительных мер на сознание и поведение зависит от того какие чувства заключенный испытывает в связи с той или иной оценкой его поведения. В этом случае огромное значение приобретает личный пример сотрудников ФСИН, осуществляющих воспитательный процесс. Только при условии строгого соблюдения законности всеми работниками исправительного учреждения возможно формирования основ правосознания, законопослушности и самодисциплины [5].

Условия лишения свободы не допускают широкого общения осужденных с другими гражданами, кроме работников исправительного учреждения. Для того, чтобы выработать у заключенных привычку к добровольному и осознанному соблюдению норм права, работники ФСИН обязаны образцово исполнять законы и решительно не допускать нарушений правил внутреннего распорядка, а так же проявлять объективно-равноправное отношение ко всем осужденным.

Авторы считают необходимым более детально рассмотреть понятие объективности в подходе к назначению мер поощрительного характера, как важнейшее педагогическое требование. Прежде всего, в понятие объективности входит осознание того, что педагог-воспитатель всегда должен помнить, что от его решений зависит не только ход исправительно-воспитательного процесса одного осужденного, но и всего коллектива в целом. Выбирая ту или иную меру поощрения, следует руководствоваться убеждением в необходимости применения данной меры, как ступеньки к последующему этапу исправительно-воспитательного воздействия. Свою педагогическую заинтересованность в положительном ходе исправления воспитатель должен демонстрировать всему коллективу осужденных.

Необходимо помнить, что требовательность должна применяться в сочетании с общей культурой общения

РОЛЬ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ

Грузинская Е.И. Нешпор Е.А.

с осужденными, а оценка поведенческой, трудовой и общественной деятельности должна быть конкретной. Возможно, при непосредственном осуществлении поощрительных мероприятий, указать на имеющие место недостатки, выразив надежду на то, что данный осужденный сумеет, впоследствии, их преодолеть. Иногда целесообразнее поощрить бывшего злостного нарушителя, даже если его положительный поступок выглядит на первый взгляд малозначительным, но для самого осуждённого этот шаг является определённой победой над собой, и возможно, при соответствующих условиях, послужит стимулом становления на путь исправления.

Продолжая тему рассмотрения мер поощрительной практики, авторы предлагают подробно проанализировать меру поощрения в виде отпусков за пределы исправительного учреждения. Данная практика имеет огромное воспитательное значение, являясь серьезной проверкой насколько сформированы у данного лица самоконтроль, самодисциплина и ответственность. Пожалуй, никакая другая мера поощрения не может настолько четко выявить все пробелы исправительно-воспитательного процесса, когда осужденный остается один на один с выбором оправдать доверие администрации исправительного учреждения четким выполнением графика возращения или встать на путь нарушения дисциплинарной установки. С.Л. Бабаян [6] в своей статье считает, что «целесообразно к осужденным исправительной колонии общего режима, отбывшим половина срока наказания» применение данной меры поощрения с целью первичного улучшения их поведения в стенах исправительного учреждения.

Таблица 1 Мера поощрения по предоставлению права выезда за пределы исправительного учреждения.

Страны СНГ Условие предоставления Необходимый срок отбытой части наказания Краткосрочный выезд Длительный выезд за пределы ИУ

Российская Федерация Решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения

Армения У* срока В целях социальной реабилитации

Казахстан % срока В связи со смертью или тяжелой болезнью супруга (супруги), близкого родственника, угрожающей жизни больного,стихийным бедствием, причинившим значительный материальный ущерб его семье

Азербайджан * 1/3 срока Со смертью или тяжкой болезнью

| родственника, угрожающей жизни больного, стихийным бедствием или другим чрезвычайным случаем, причинившим значительный материальный ущерб осужденным или их семьям. г

Таджикистан с;

| § 1/3 срока Решение вопросов, связанных с трудоустройством по выходу из исправительного учреждения

Молдова I 1/3 срока Согласно вызову на сессию =1 X ш

В Эстонии введена в действие программа по борьбе с табачной зависимостью среди осуждённых. Таким образом, к первому ноября 2016 года все ИУ Эстонии должны будут решить данную проблему. В целях пропаганды здорового образа жизни для некурящих лиц предусмотрены различные меры поощрения: увеличение в рационе количества овощей и фруктов, получение возможности продолжительности спортивных занятий, а также продления времени свидания с близкими родственниками. Помимо этого, администрация

исправительных учреждений дополнила свои библиотечные фонды литературой, пропагандирующей сис-

темы и методы борьбы с курением[7]. Таблица 2 Мера поощрения по предоставлению права выезда за пределы колонии -поселения.

Страны Временной срок выезда Количество выездов Цель выезда Условие предоставления

Россия Краткосрочный выезд до 7суток Посещение семьи с;

Беларусь Краткосрочный выезд до 5 суток Не менее 2 раз в год Посещение семьи 1 ^ 1 ^

Молдова Краткосрочный выезд до 5 суток Не менее 1 раза в год Посещение семьи га I °

В мае 2016 года, автором было проведено социально-эмпирическое исследование, в котором приняли участие 93 студента юридического факультета и 123 гражданина Нижегородской области. Предлагалось высказать свое мнение по вопросу наиболее эффективных поощрительных мер в исправительных учреждениях. Около 80% ответили, что такой мерой является увеличение количества свиданий с родственниками. Свыше 10 % считают, что увеличение количества телефонных переговоров влияет на процесс сокращения негативных социальных последствий, связанных с изоляцией от общества, 10% - указали, что увеличение количества получения посылок является важным условием для ресоциализации. Необходимо отметить и другое. На вопрос: «Как вы расцениваете возможность предоставления выездов за пределы исправительного учреждения осужденным, в качестве поощрительной меры?» 68,4 % ответили - положительно, 22.2 % - отрицательно, 10,4 % -затруднились с ответом.

Анализируя опыт применения мер поощрения в уголовно-исполнительном законодательстве стран ближнего зарубежья и Российской Федерации, напрашивается вывод об идентичности форм и методов и близости по характеру воспитательно-исправительного воздействия на осужденных. Перечень мер поощрения, закрепленных в статье № 113 УИК РФ, следует дополнить нормой, заимствованной из уголовно-исполнительного законодательства Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана, как «разрешение на телефонный разговор». Данная поощрительная мера несет в себе социальное направление и её закрепление в статье 113 УИК РФ вместо пункта «д» (утратившего силу), по нашему мнению, является не просто целесообразным, а необходимым.

Таким образом, применение поощрительных мер в гуманизации исправительного процесса осужденных служит определённой базой для формирования целенаправленной личностной потребности в преодолении поведенческих негативных сторон с целью развития первичных основ моральных качеств, нравственных черт характера, позитивных навыков и привычек поведения. Все вышесказанное служит укреплению трудовой дисциплины, повышает самооценку осужденного, формируя элементы волевого и нравственного качества личности, а также содействует росту эффективности всей системы воспитательно-исправительной работы в решении вопроса по профилактике рецидива.

Список литературы

1. Сизый А.Ф. Стимулирующие нормы уголовно-исполнительного права и их применение в процессе формирования правопослушного поведения осужденных. - Чебоксары, 2008. - 145 с.

2. Красоткин П.Н. Поощрение и взыскание как парные меры воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде исправительных работ по законодательству Российской Федерации Вестник института: Преступление, наказание, исправление - 2012. - № 17. - С. 28.

3. Джахбаров Ю.А. Правомерное уголовное наказание, как мера восстановления нарушенного права и правопорядка // Бизнес в законе.- 2015. - № 3. - С. 8387.

4. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. СПб., 2007. С.24, 32, 113

5. Деев В.Г., Казакова Е.Н., Михалева И.В., Наприс А.В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний. Вологда, 2001. Стр. 64-68,

6. Бабаян С.Л. Поощрительные институты в пенитенциарных системах стан СНГ и развитых зарубежных стран. Москва 2012 г. с. 44-47

7. В тюрьмах Эстонии поощряют здоровый образ жизни заключенных 2016-06-05 http://argumentua.com/ novosti/v-tyurmakh-estonii-pooshchryayut-zdorovyi-obraz-zhizni-zaklyuchennykh

Рецензия

на научную статью «Роль поощрительных мер в системе реализации целей наказания», кандидата юридических наук Грузинской Екатерины Игоревны и аспиранта ЧОУ ВО «Нижегородской правовой академии» Нешпор Екатерины Андреевны.

Статья Е.И. Грузинской и Е.А. Нешпор посвящена вопросам, касающихся поощрительных мер в системе целей наказания. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку воспитательные мероприятия являются базой длительного и сложного процесса, осуществляющего комплексное воздействие на сознательную и поведенческую деятельность осужденных. Гуманистическая направленность исправительного воздействия широко входит во все сферы воспитательной деятельности по ресоциализации заключенных.

В статье дается подробный анализ в позитивном решении указанной проблемы принадлежит повышению эффективности применения поощрительных норм, как эффективным средством исправления лиц, отбывающих наказание, результативным мерам профилактики новых преступлений.

Авторами проведена серьезная работа по определению форм и методов исправительного воздействия, как стимула к формированию дисциплинарно-поведенческого статуса осужденных по профилактике рецидива как средство достижения целей наказания, рассмотрены вопросы о субъективном праве осужденных на поощрение, а также разработка принципов поощрительных норм, даны рекомендации по достижению целей наказания (исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений)

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются комплексным характером исследования. Автором были использованы различные методы исследования, соблюдался принцип сопоставления и анализа сведений, полученных из независимых источников. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

На основе обобщения передового опыта деятельности исправительных учреждений внесены конкретные предложения по урегулированию поощрительных средств, не предусмотренных законодательством,

также самостоятельных нормативных актов, создающих реальные предпосылки стимулирования правомерного поведения осужденных.

Рецензируемая работа Е.И. Грузинской и Е.А. Нешпор «Роль поощрительных мер в системе реализации целей наказания» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

Заслуженный деятель науки, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор А.П. Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.