венного развития, она «автоматически», по собственной логике позволяет установить оптимальное сочетание между указанными режимами, обеспечивающее максимально эффективное управление. Превращение Российской Федерации в активного популяризатора, лоббиста и движущую силу идеи устойчиво-безопасного развития во внешнеполитических отношениях в условиях наступающей анархии, угрозы столкновений и продолжающегося диктата силы в международной жизни могло бы способствовать приобретению сбалансированности, стройности и предсказуемости мирового развития и тем самым повышению международного авторитета нашей страны.
Литература
1. Романович А. Л. Перспективы развития и обеспечение безопасности: философско-методологические проблемы. -М., 2002.
2. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Становление и сущность устойчивого развития // Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / под ред. Н.М. Мамедова. - М., 2002.
Барлыбаев Халиль Абубакирович — д-р экон. наук, проф. кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ.
Barlybaev Khalil' Abubakirovitch - doctor of economy, professor of department of management of social and ecological systems of Russian Academy of Government Service under the President of the Russian Federation.
E-mail: hbarlybaev@rambler.ru
УДК 101:316
Н.С-Д. Садыева
РОЛЬ ПОНЯТИЙ «НЕПРЕРЫВНОСТЬ» И «НЕРАЗРЫВНОСТЬ»
В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ ТРАДИЦИЙ
В статье автор рассматривает сущность традиций исходя из понятий «непрерывность» и «неразрывность» как особой совокупности элементов, раскрывает понятие преемственности, в том числе понятие «преемственность поколений».
Ключевые слова: единство, модификационная преемственность, непрерывность, неразрывность, преемственность, стабильность.
N.S-D. Sadyeva
THE ROLE OF THE CONCEPTS “CONTINUITY” AND “INDISSOLUBILITY”
IN UNDERSTANDING OF THE ESSENCE OF TRADITIONS
In this article the author deals with the essence of traditions based on the concepts “continuity” and “dissolubility” as a group of elements, reveales the notion of succession including the notion “succession of generations”.
Key words: unity, modificative succession, continuity, dissolubility succession, stability.
Традиции относятся к содержанию жизнедеятельности множества индивидов данного общества и к облику, который оно обретает в сравнении с другими, как по содержанию традиций, так и по соотношению традиционной и инновационной деятельности большинства граждан.
«Непрерывность» и «неразрывность» - близкие, но самостоятельные понятия, важные для понимания сущности традиций. Непрерывность
- особое качество совокупности элементов, заключающееся в постоянном контакте между ними и отсутствии интервалов, пространственных или временных, которые препятствовали бы этому контакту [5]. При этом контакт может быть механическим и контактом-взаимодействием, проявляющим себя и на расстоянии, но устойчиво. «Непрерывность» может относиться и к совокупности элементов, не обязательно расположенных один за другим, т.е. можно говорить о совокупности, имеющей вектор (последовательность) и не имеющей его.
Неразрывность - это свойство непрерывно-
сти, т.е. устойчивость совокупности к нарушению сложившихся контактов между ее элементами. Следовательно, непрерывность - это актуальное и первичное качество совокупности, неразрывность - потенциальное и вторичное ее качество. Содержание понятия «непрерывность» вытекает только из наличных элементов и контактов между ними, тогда как неразрывность предполагает дополнительное участие некоей посторонней силы, которая способна нарушить контакт и, следовательно, разорвать данную непрерывность.
Непрерывность или есть, или ее нет, неразрывность же имеет меру: абсолютно неразрывных совокупностей не бывает - бывает лишь недостаточность для этого действующей на совокупность силы [5]. При этом механические тела разрываются, а процессы прерываются. К примеру, жизнь непрерывна, значит, в ней не может быть интервалов. Любой интервал в ее течении -это ее прекращение. Поэтому говорить о «неразрывности» жизни не приходится. Наличие или
отсутствие жизни - альтернатива. Неблагоприятные для жизни факторы или болезни не разрывают жизнь, а создают угрозу ее прерывания, а следовательно, и окончания - прекращения.
Приведем примеры непрерывности. Первый из них - непрерывность морфофункциональная: клеточный синцитий - совокупность клеток, контактирующих между собой так, что между отдельными клетками нет границ: протоплазма одной незаметно переходит в протоплазму другой, и о самостоятельности клеток можно судить лишь по тому, что у каждой из них сохраняется свое собственное ядро. Но зато граница есть у всех клеток вместе, и это общая граница защищает сложившиеся внутри нее соотношения между отдельными элементами синцития. Следовательно, синцитий потенциально разрывен, но пока разрыва не произошло - непрерывен.
Примером механической непрерывности может служить велосипедная цепь: у каждого ее звена есть общая часть, которая принадлежит и одному и другому звену. Велосипедная цепь непрерывна, пока на нее не подействовала постоянная сила и не выявила степень ее неразрывности. Следовательно, неразрывность механического тела - это мера его сопротивления деформации, направленной на прекращение контакта ее элементов.
Примером функциональной непрерывности является диада «мать - дитя». Два самостоятельных организма, но связь между ними настолько сильна, что во многих отношениях их можно рассматривать как единое целое, особенно в ходе беременности и в первые месяцы после рождения.
Определенный интерес представляет понятие «единство». Оно всегда относится к некоторой совокупности элементов, находящихся между собой в связи, что и определяет его свойство -выступать как единое целое перед внешними для него силами и совокупностями. Единство бывает неразрывным, и «неразрывность» - главное и наиболее желательное качество единства. Но понятие «непрерывное» к понятию «единство» неприложимо, поскольку функциональный контакт элементов данной совокупности не обязательно является еще и механическим.
Возникает вопрос: какое отношение непрерывность и неразрывность имеют к традиции? Традиция - это любое то, что передается от поколения к поколению или из поколения в поколение. В содержание понятия «традиция» входит постоянство передачи чего-либо, отсутствие в этом перерывов. В противном случае происходит «выпадение» из традиции целого поколения: если после поколений, следовавших традиции, оказалось поколение, которое ей не следует, то появление такого поколения означает гибель, или
угасание традиции. При этом происходит следующая последовательность процессов: передача ^ повторение (восприятие + усвоение + воспроизведение) ^ передача... Традиция жива, пока ее содержание передается и повторяется следующим поколением.
Ненасильственное заимствование чего-либо одним индивидом у другого (или одним обществом у другого) с последующим воспроизведением заимствованного в своей жизнедеятельности есть акт преемственности. Преемственность предполагает повторение заимствованного и его развитие, а также продолжение участия в процессе и поддержание этого процесса, если заимствован процесс. Таким образом, преемственность - это явление, сущность которого заключается в усвоении опыта одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности [1].
Традиция реализует именно отношения преемственности, но обязательно между поколениями. Акты преемственности происходят постоянно и в пределах одного поколения: учение всегда предполагает реализацию полученных знаний, и такая реализация - это тоже проявление преемственности. Восприняв что-либо у другого, индивид реализует это в своих действиях. К примеру, продолжение дела учителя учеником - это всегда проявление преемственности, но они и совместно занимаются чем-либо, и ученик после ухода из жизни учителя продолжает его дело, развивая то же самое направление, те же основополагающие идеи. Когда ученик, в свою очередь, вовлекает новых и более молодых в это дело и так продолжается из поколения в поколение -это уже традиция, т.е. реализация из поколения в поколение отношений преемственности. Такая традиция обозначается существенным для науки понятием - «научная школа». Существование научных школ - это традиция науки в целом. Разработка конкретной научной школой какой-либо свойственной именно ей научной проблемы
- это традиция данной научной школы.
Единичный акт преемственности всегда имеет два компонента: того, у кого что-либо заимствуется, и того, кто заимствует. Еще одно важное для преемственности - вектор преемственности. Всю деятельность общества пронизывают векторы преемственности: дети продолжают дело отцов, ученики - дело учителя, и иначе быть не может, поскольку направления деятельности людей всегда служат удовлетворению тех или иных потребностей, причем способы их удовлетворения вырабатываются, совершенствуются и передаются другим как в порядке непосредственного обмена опытом в пределах одного поколения, так и в порядке традиций.
Таким образом, существует три понятия, относящиеся к преемственности:
- единичный акт преемственности;
- элементы преемственности (носитель опыта и воспреемник опыта);
- вектор преемственности [3].
Векторы преемственности свойственны любой сфере человеческой деятельности, и не только науке, но и производству. К примеру, в Туле четыре вектора преемственности: традиционное изготовление стрелкового оружия, традиционное изготовление тульских пряников, традиционное изготовление тульских самоваров, традиционное изготовление тульских баянов. Пряник и баян туляки изобрели сами, а производство самоваров и стрелкового оружия заимствовали в странах Западной Европы и продолжили - уже в течение длительного времени из поколения в поколение жители города занимаются их производством. Таким образом, преемственность может быть и в пределах одной местности или одной страны, и между странами. Еще одним примером промышленной преемственности между странами является начало производства в Израиле «тульских» пряников.
Вектор преемственности может изменяться: цепь преемственности разветвляется, перестает быть прямолинейной. Изменение вектора преемственности в промышленном производстве есть диверсификация. В самом общем плане диверсификация - изменение характера занятий кого-либо (фирма, завод, организация) чем-либо, но всегда это - изменение вектора преемственности.
Понятие преемственности содержит в себе идею переноса некоего содержания от одного индивида к другому с последующей реализацией этого содержания его воспреемником. Это содержание - некая информация о способах достижения того или иного полезного результата, и поэтому содержанием акта преемственности всегда является прагматическая информация. При этом возможна преемственность не только способов конкретного действия, но и направлений действий, оценок, отношений, которые затем реализуются в действиях.
Цепь преемственности - это последовательность единичных актов преемственности, это форма существования процесса преемственности в виде цепи. Естественно, любую цепь можно разорвать. К примеру, если не нашлось воспре-емника некоему содержанию, которое могло бы передать предшествующее «звено» цепи. Пока преемственность реализуется, она является содержательной непрерывностью. Если ее прервать, преемственность прекращается: ее уже нет. Следовательно, в своей основе это альтернативное понятие: она или есть, или ее нет, «полу-
преемственности» не бывает.
Как отмечалось, преемственность - это информационный процесс. При этом то, что воспринимается, всегда есть некий образец, привлекающий внимание индивидов и вызывающий желание повторить его в своих действиях. Следовательно, в своей основе преемственность является потребностным явлением. Каждый единичный акт преемственности - это потребност-ный цикл взаимодействия между «донором» и воспреемником, в ходе которого индивид удовлетворяет свою потребность в новой информации, а поскольку эта новая информация прагматична, то он воспроизводит ее, иначе говоря, руководствуется ею в определении характера своих действий. При этом единичный акт преемственности является потребностным циклом не только для того, кто воспринимает информацию, но и для того, кто ее имеет и демонстрирует, если он заинтересован в продолжении своего дела действиями других. Но нередко тот, у кого воспринимается способ действия, те или иные оценки и отношения, может и не иметь понятия об этом, ведь для восприятия чего-либо у кого-либо индивиду порою достаточно лишь наблюдать за ним со стороны, не вступая в непосредственный контакт. Так что в целом преемственность - родственное понятие с понятием подражание, но имеет более общий характер.
Преемственность всегда происходит по ходу времени, даже в пределах одного поколения, поскольку «время не стоит на месте». Вместе с тем единовременная преемственность происходит от некоего центра - источника прагматической информации в различных направлениях, а преемственность между поколениями имеет однонаправленный характер, совпадая с ходом времени. Каждый элемент (звено) цепи преемственности взаимодействует только с двумя другими звеньями: предыдущим и последующим, выступая во взаимодействии с первым в качестве воспреем-ника, а во взаимодействии со вторым - в «донора». При этом традиция - это преемственность, связь во времени, несущая в себе некое значимое для множества индивидов содержание.
Если последующее звено цепи преемственности воспринимает и воспроизводит воспринятое без изменений - это абсолютная преемственность, если с какими-либо изменениями - моди-фикационная преемственность. Традициям в основном свойствен первый характер: традиция в «чистом» виде может быть только при «чистом» характере преемственности. Если же индивид имеет дело с модификационной преемственностью, то это будет уже, соответственно, модификацией традиции.
Преемственность - это способ преодоления
человеком и человечеством течения времени: при полноценной преемственности оказывается, что «время течет - а у нас то же самое». Иногда это очень хорошо и очень важно для стабильности общества, иногда это свидетельствует о недостаточности потенциала развития данного общества. Собственно, в этом и заключается польза консерватизма и «прогрессизма»: консерватизм реализует тенденцию сохранения достигнутого, «прогрессизм» - тенденцию развития новых способов деятельности, все более совершенных способов использования возможностей природы человеком для удовлетворения своих постоянно развивающихся потребностей. Если бы развитие потребностей не было заложено в природе человека, «консерватизму» не приходилось бы «бороться» с «прогрессизмом». При этом важно учитывать роль повторения: сама возможность преемственности как базисного понятия и явления становится осуществимой благодаря усвоению и воспроизведению некоего содержания или некоего способа действий, что означает так же их повторение. Таким образом, традиционность
- это не только проявление преемственности, но и феномен, производный от повторения.
В явлении преемственности отчетливо проявляет себя специфика передачи информации в отличие от специфики передачи материальных объектов. В отличие от передачи материальных объектов информация при передаче ее источникам не утрачивается. По существу, распространение информации - это процесс множественного копирования, а не собственно передачи, так как само это понятие предполагает, что после передачи тобою чего-либо другому этого у тебя уже нет. В случае же передачи информации это у тебя по-прежнему есть. Главные два отличия копирования информации от копирования материальных объектов состоят в том, что полученную информацию отнять принципиально невозможно, тогда как отнять какой-либо предмет возможно. Копирование материальных объектов -весьма затратный процесс, тогда как копирование информации - процесс менее затратный.
Есть еще одна специфическая деталь, связанная с копированием, общая для информации и материальных объектов: то, чего становится много, теряет цену. Если промышленность производит множество каких-либо предметов, цена на них неизбежно снижается. Что же касается информации, то ее несанкционированное копирование нередко имеет значительно более серьезные последствия, и поэтому защита информации от «несанкционированного» доступа становится необходимым элементом ее использования, часто весьма затратным. Различие между передачей информации и передачей материаль-
ных объектов нашло свое четкое выражение в известной поговорке «слово не воробей: вылетит
- не поймаешь». Этот переданный человеку материальный объект у него могут отнять, вернуть назад. Все эти понятия для информации совершенно неприемлемы: если индивид воспринял, усвоил, запомнил некую информацию, то она становится неотъемлемой частью его внутреннего мира, и отныне эту информацию можно уничтожить только вместе с ее носителем, но невозможно вернуть назад.
С накоплением человечеством огромных объемов информации значение ее материальных (внешних по отношению к человеку) носителей возрастает, поскольку никакому индивиду не под силу помнить «все». Следовательно, именно через воздействие на ее «материальный» носитель можно «добраться» до информации и реквизировать ее.
Преемственность происходит благодаря контакту и посредством его. Без контакта (а практически - встречи в одной точке времени-пространства) преемственность невозможна, как невозможно и подражание.
Передача - это перемещение чего-либо из суверенного пространства одного объекта в суверенное пространство другого. В данном случае нас интересует передача чего-либо от одного индивида к другому, ведь существует еще передача механического, физического усилия, передача электроэнергии на расстояние и т.д. - посторонний для нашей работы контекст.
Преемственность поколений осуществляется в форме передачи достижений каждого предыдущего каждому последующему, а совокупность этих достижений является продуктом и содержанием культуры и цивилизации. Без преемственности ни цивилизация, ни культура не были бы возможны. В свою очередь, преемственность требует стабильности ее процесса - последовательности единичных актов (преемственности). Стабильность - важный фактор развития культуры и цивилизации, накопления достижений, непрерывности процесса преемственности. Стабильность условий способствует поддержанию динамики происходящих в этих условиях процессов, а достижения человечества становятся и фактурой стабильности, и содержанием преемственности [6].
Еще один семантический аспект преемственности - наследование, это ее частный случай. Здесь главными являются два понятия: «наследство» (материальная преемственность между родственниками) и «наследственность» (генетически обусловленные черты сходства потомков с предками). Наследование - это получение потомками некоего имущества от предков в случае
ухода их из жизни. Наследство может оставить и посторонний человек, но всегда именно «после себя». Это имущество наследнику достается, т.е. имеется в виду, что он его не заработал и не добыл, а именно получил «просто так», хотя абсолютных («просто так») в жизни практически не бывает: всегда обнаруживается какая-либо связь того, кто получил наследство, с тем, кто его оставил (завещал).
Для общества особое значение имеет социальное наследование как факт масштабной преемственности - наследование (получение от предыдущего поколения) общественно значимого -достижений культуры и цивилизаций (шедевры культуры, достижения науки, технологии, этические принципы, религиозные мировоззрения). При этом для преемственности может оказаться значимым и выбор объекта преемственности. К примеру, сам факт именно выбора князем Владимиром (Владимир I - Красное Солнышко) религиозной конфессии из некоторого их числа и крещение Руси в 988 г. свидетельствует об относительности конфессий: если бы какая-либо из них была абсолютной, то не возникло бы самой ситуации выбора и предпочтения (одной другим). Следовательно, Владимир, крестив Русь, заложил традицию православия, ее традиционную общественную роль. Конкретное же содержание этой роли определяется византийской традицией. Следовательно, здесь одна традиция находится как бы внутри другой. В целом же крещение Руси явилось актом византийско-российской преемственности.
Следует отметить, что социальное наследование содержит в себе не только хорошее (его в целом больше), но и плохое - особенно в плане дурных привычек индивидов, которые традиционно переходят от одного поколения к другому, являясь содержанием негативной преемственности. К примеру, традиция пьянства на Руси. Зато в нашей цивилизации не родилось негативных обрядов и ритуалов, как в цивилизации и культуре ацтеков и некоторых других народов - множественных жертвоприношений.
Таким образом, преемственность - это явление (весьма общественно значимое), и процесс, и связь во времени или пространстве неких функционирующих объектов, несущих в себе прагматически важное, но не всегда или не во всем полезное содержание. Осуществляется она путем передачи (распространения) этого содержания между индивидами. Если от поколения к поколению, то это традиция.
Преемственность использует передачу, но содержание понятия «передача» лишь частично относится к преемственности, только когда речь заходит о живых существах, и в первую очередь,
о человеке. К примеру, не может быть преемственности между различными деталями какого-либо механизма, хотя передача (усилия или информация) между ними происходит обязательно, пока механизм исправен, т.е. его детали функционируют как единое целое. В наиболее элементарном понимании «преемственность» может совпадать с «передачей».
Преемственность может быть следующих трех типов: преемственность повторения, преемственность продолжения, преемственность развития. К примеру, научная преемственность -это всегда развитие, хозяйственная преемственность - всегда продолжение, бытовая преемственность - чаще повторение.
Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни - изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиций определяется характером жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так и из условий их удовлетворения. Поэтому традиция - общечеловеческое явление, а совокупность конкретных традиций определяет самобытность данного общества.
Таким образом, традиционность - весьма содержательное явление, имеющее философский, социальный, этический, исторический, психологический и другие аспекты. Главным при этом является наличие некоего жизненно важного содержания и его передача от предыдущего поколения к следующему. И так из поколения в поколение многократно происходит воспроизведение некоего содержания каждым следующим поколением своей жизнедеятельности. От этого зависит: будет ли данная традиция «исторической» или кратковременной, преходящей, отражающей не столько общечеловеческий, сколько «конкретно-исторический» опыт.
Литература
1. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. - 2000. - № 2.
2. Андреев А.И., Селиванов А.И. Русская традиция. -М., 2004.
3. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М., 1969.
4. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. - 1981. - № 2.
5. Власова Б.В. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - № 4.
6. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. -
М., 1994.
7. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993.
8. Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. - 1986. - № 6.
Садыева Надежда Сырен-Доржиевна, преподаватель общественных дисциплин Бурятского лесопромышленного колледжа.
Sadyeva Nadezhda Syren-Dorzhievna, teacher of social sciences of Buryat forestry college.
Tel. 606-202 (mobile)
УДК 316.4.06
О.В. Захарова
ДИСКУРСИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ИДЕОЛОГИЯ»
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ СОЦИУМЕ (1984-2008 гг.)*
* Статья написана по материалам проекта «Социальные изменения как трансформация символических форм», поддержанного АВЦП Рособразования «развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)». Грант 2.1.3./1260 (руководитель проекта - д-р филос. наук, проф. О. А. Кармадонов).
В статье автор исследует трансформацию символа «идеология» в отечественном дискурсе за последние 25 лет и характеризует место идеологии в современном российском обществе.
Ключевые слова: дискурс, идеология, категория очевидности, символ, социальные изменения, трансформация.
O. V. Zakharova
DISCURSIVE TRANSFORMATION OF THE CATEGORY ‘IDEOLOGY’ IN RUSSIAN SOCIETY
(1984-2008)
The article deals with the transformation of the category ‘ideology’ in the Russian discursive society during the last 25 years. Author analyses the peculiarities of this transformation, and tries to characterize the place of ideology in modern Russian society.
Key words: discourse, ideology, category of evidence, symbol, social changes, transformation.
Идеология является одним из важных условий существования и жизнедеятельности современных обществ. Вместе с тем в литературе нередко внимание акцентируется прежде всего на негативных сторонах данного феномена, таких как стремление к искажению реальности [2], ее навязывающий характер, оправдание социального угнетения [5] и т.п., - на всем, что на протяжении 70 лет существования демонстрировала советская идеология.
С другой стороны, полное отсутствие какой-либо идеологии также отрицательно сказывается на развитии общества, лишая его консолидирующих символов, что в результате приводит к возникновению кризиса гражданской идентичности и угрозе социальной дезинтеграции. Последние проблемы опять же находят свое отражение в сегодняшнем российском социуме.
В рамках нашего исследования мы поставили следующие задачи: проследить трансформацию «идеологии» как категории очевидности на протяжении последних 25 лет и обозначить ее место в общественном дискурсе советского, постсоветского и современного периодов, а также определить значимость данного феномена для советско-российского социума.
В качестве метода исследования был использован транссимволический анализ (ТСА), который применялся в рамках контент-анализа СМИ, в частности, «Аргументов и фактов» (всего 1300 вы-
пусков за весь период исследования).
В процессе анализа выявлялись доминирующие символические триады, включающие в себя: когнитивный символ (К-символ, или частотное характерное существительное, присваиваемое в сообщениях СМИ объекту анализа), аффективный символ (А-символ, или характерное частотное прилагательное, присваиваемое объекту), деятельностный символ (Д-символ, характерный частотный глагол). Кроме того, в процессе анализа фиксировался «оценочный контекст», в котором объект исследования представал на страницах газет, дополняя качественную характеристику анализируемого объекта.
Из количественных категорий применялись индекс Еш - «частота упоминания» объекта на страницах газет за год, и индекс Уа - «объем внимания», уделяемого объекту [4;4].
Описываемое исследование охватывало длительный временной отрезок (1984-2008 гг.), что дало возможность проследить динамику изменений в восприятии «идеологии» с позднесоветского периода до настоящего времени и отследить взаимосвязь выявленных трансформаций с социальнополитическими и экономическими событиями последней четверти века. Начальной (или референтной) точкой периода исследования был определен