УДК 323
РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Цыбряева Марина Васильевна
• e-mail: [email protected];
аспирант кафедры российской политики факультета политологии; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Для цитирования
Цыбряева М. В. Роль политологического образования в вопросах обеспечения национальных интересов России // Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. №3. URL: www.evestnik-mgou.ru
• Статья поступила в редакцию 25.06.2024
• Статья размещена на сайте 05.10.2024
СТРУКТУРА СТАТЬИ
Аннотация Ключевые слова Введение
«Национальный интерес» в историко-политологическомдис-курсе
Обеспечение национальных интересов России через призму
реализации политологического образования
Заключение
Литература
Article information
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
АННОТАЦИЯ
Цель. Выявить основные векторы развития политологического образования, способствующие обеспечению национальных интересов России в контексте новых вызовов и угроз.
Процедура и методы. В основе проводимого исследования лежит анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология», а также содержания образовательных программ в области политических наук с учётом их профи-лизации.
Результаты. Проведённое исследование позволило определить, какое значение имеет политологическое образование в рамках продвижения тех или иных национальных интересов России на организационно-инструментальном и концептуальном уровнях своей реализации. Практическая значимость. Результаты проведённого исследования могут быть использованы при разработке новых образовательных программ в области политических наук в контексте перехода на новую национально ориентированную систему высшего образования.
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА
высшее образование, государственное управление, национальная безопасность, национальные интересы, политологическое образование, суверенизация
ВВЕДЕНИЕ
Национальные интересы России являются ценностно значимыми потребностями российского общества, которые связаны с обеспечением достойного качества жизни. В своей основе они имеют то качественное наполнение, которое сформировалось благодаря определённому цивилизационному пути развития России и социокультурным основаниям российского общества. Реализация национальных интересов во многом зависит от системы высшего образования, а именно - от подготовки профессиональных кадров, которые благодаря своим компетенциям позволяют создать благоприятные условия для устойчивого развития России, что актуально рассмотреть на примере политологического образования.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» В ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Несмотря на свою длительную историю существования в общемировом политическом процессе, в современном научном дискурсе продолжает существовать академический и методологический плюрализм к различным аспектам понятия «национальный интерес». В большинстве своём он касается эволюции взглядов в области теории международных отношений [10; 13; 14; 16], включая внешнеполитические [9] и региональные [4; 11] аспекты как факторы, влияющие на обеспечение национальной безопасности [2; 15].
Работы, посвящённые национальным интересам России, связаны с различными историческими периодами и господствующими философско-политическими концептами [3; 7], что показывает их неоднородность.
Формирование «первых» национальных интересов можно связать с началом формирования Русского единого централизованного государства в годы правления Ивана III - «собирателя русских земель», что является вполне закономерным итогом в борьбе с монголо-татарским игом. Позитивные изменения, произошедшие во второй половине XV в. и выраженные в закреплении общегосударственных национальных символов власти и введении титула «Государь всея Руси», стали основой для формирования национальных интересов, в первую очередь опиравшихся на религиозную составляющую «константинопольского наследия» [б] и проявивших себя в создании идейно-политического концепта старца Филофея «Москва - третий Рим».
В XVIII в. ракурс национальных интересов приобретает государственный характер, что отражалось в переориентации понятия «служение» от государя к государству [1, с. 80] и приобретении Российской империей нового международного статуса. Национальные интересы XIX столетия нашли своё отражение в формуле графа С. С. Уварова «православие, самодержавие, народность» [8, с. 73], соединив в себе, по сути, всё то, что с самого начала являлось фундаментом российской государственности.
Установление советской политической системы поставило во главу угла идеологию коммунизма с интернациональной составляющей, которая заочно потерпела поражение и трансфор-
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
мировалась в идею построения социализма в рамках одной многонациональной страны. Победа в Великой Отечественной войне определила новую задачу, которая заключалась в расширении советского влияния на разные регионы мира.
Распад СССР и образование Российской Федерации привели к новым ракурсам национальных интересов, которые продолжали иметь ярко-выраженный внешнеполитический характер, ориентированный на обеспечение безопасности1. В то же время национальные интересы начали «расширяться»: распространяться на определённые направления социально-экономической сферы и закрепляться в российском законодательстве2.
На современном этапе в Указе Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены восемь национальных интересов России, которые понимаются как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии»3.
Особое место в их обеспечении отведено системе высшего образования. Благодаря реализации различных направлений подготовки она позволяет планомерно проводить кадровую политику, необходимую для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, что касается и реализации политологического образования.
1 Закон РФ от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» II КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376 (дата обращения: 23.06.2024).
2 Указ Президента РФ от 17.12.1997 №1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/9055363 (дата обращения: 08.06.2024).
3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271 (дата обращения: 15.06.2024).
В рамках проводимого исследования особое внимание уделено таким национальным интересам, как:
- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
- укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУРЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Задача политологического образования заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных давать объективную оценку современным политическим процессам, находящимся под воздействием различного рода факторов. Создание благоприятных условий для стабильного функционирования социально-экономических и политических систем является приоритетным направлением государства в вопросах обеспечения безопасности и благосостояния народа, что напрямую связано с рассматриваемым образовательным направлением.
ФГОС ВО по направлениям подготовки 41.03.04 и 41.04.04 «Политология»4 закрепляют за будущими специалистами в области политических наук в своей профессиональной деятельности экспертно-аналитическую задачу и формируют такую же общепрофессиональную компетенцию (далее -ОПК), что позволяет производить качественный мониторинг и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов различных регионов страны, которые влияют на обеспечение национальных интересов России.
Формирование ОПК, связанных с современными информационно- коммуникационными технологиями, позволяет заниматься информационно-аналитической деятельностью, что подразумевает сбор, систематизацию и обработку большого количества данных, соблюдая требования информационной безопасности и предотвращая развитие информационных и гибридных войн, дестабилизирующих социально-политическую обстановку в стране и подрывающих её суверенитет.
Анализ содержания образовательных программ в области политических наук показывает, что в их наполнении есть дисциплины, формирующие определённые знания, умения и навыки, способствующие отстаиванию национальных интересов и обеспечению национальной безопасности. В выборке приняли участие 10 лучших университетов, входящих в московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» за
4 Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 18.06.2024).
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
2024 г. по предметной области «Политология и международные отношения»: семь5 из них имеют определённые дисциплины (модули), напрямую связанные с формированием компетенций в области национальной безопасности. Отмечается также реализация узкопрофильных прикладных магистерских программ6, которые готовят специалистов, создающих условия для устойчивого развития России и поддержания внутриполитической стабильности.
В последнее время значение общепризнанных исторических событий приобретает новые политические интерпретации и смысловые ориентиры, что оказывает влияние на общественное мнение и выстраиваемую внутреннюю и внешнюю политику государства. Сохранение коллективной исторической памяти и защита исторической правды становятся важными направлениями по сохранению и развитию России.
Понимание своего самобытного прошлого как особого циви-лизационного пути развития, неразрывно связанного с общемировым историко-политическим процессом, также представляется важным направлением современной государственной молодёжной политики. Отстаивание национальных интересов зависит от нравственных ориентиров, духовных ценностей и мировоззрения, которые формируются и развиваются у молодого поколения граждан России. Обращение к истории является основой патриотического воспитания, что формирует особый вектор реализации государственной политики в лице исторического просвещения7, в рамках которого играет особую роль такое прикладное направление, как «политика памяти».
5 МГУ имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.
6 «Современные политические стратегии» - Санкт-Петербургский государственный университет; «Стратегии национальной безопасности» - Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ; «Технологии управления политическими процессами» - Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина и др.
7 Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001? index=1 (дата обращения: 09.05.2024).
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
Так, на факультете политологии МГУ имени М. В. Ломоносова было принято решение об открытии магистерской программы «Историческая политика», задача которой заключается в подготовке кадров, «способных анализировать проблемные ситуации в сфере политического использования прошлого, формулировать основные направления решения и предлагать средства реализации»8.
Очевидно, что в силу новых вызовов и угроз воспитательно-просветительская функция образования приобретает новую стратегически важную роль, опираясь прежде всего на базу со-циогуманитарного знания. Поэтому современное отечественное политологическое образование приобретает новую ценностно-смысловую окраску, обоснованную рядом экзогенных и эндогенных факторов. Курс на суверенизацию политической науки и политологического образования9 является закономерным и национально обоснованным этапом развития политических наук в России, имея в своей основе определённые ценности и духовно-нравственные ориентиры, которые заложены в национальные интересы России.
Именно такое политологическое образование, объясняющее специфику российского политического процесса и основанное на многовековых отечественных политических традициях, позволит сформировать на базе фундаментальных теоретико-прикладных разработок отечественной политической науки гражданина, с уважением относящегося к своей стране и к своей истории, готового участвовать в планомерном социально-политическом развитии России и оказывать сопротивление внешнеполитическому информационному давлению.
Продвижение национальных интересов - это сложный процесс, требующий больших затрат, вовлечения многочисленных ресурсов, а также особого внимания со стороны институтов власти и гражданского общества. И в этом ключе принятие политических решений должно носить комплексный, системный и плановый характер, что зависит от эффективности государственного управления.
8 Программа подготовки магистров: Историческая политика II Официальный сайт факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова: [сайт]. URL: https://polit.msu.ru/abit/master/history_politics (дата обращения: 14.06.2024).
9 Андрей Шутов: «Россия - прежде всего». Процесс суверенизации политологии запущен // Официальный сайт факультета политологии: [сайт]. [29.04.2024]. URL: https://polit.msu.ru/2024/04/29/andrej-shutov-rossiya-prezhde-vsego (дата обращения: 23.06.2024).
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
Современное политологическое образование уделяет большое внимание вопросам работы и взаимодействия органов власти, что отражается в преподавании профильных в этом ключе дисциплин и в самой реализации специализированных образовательных программ как высшего образования, так и дополнительного [12].
Особого внимания заслуживает тот факт, что именно в рамках политических наук в 2022 г. была введена новая номенклатура научных специальностей, одна из которых - 5.5.3 «Государственное управление и отраслевые политики». Это обусловлено той ролью, которую играет политическая наука непосредственно в государственной политике, т. е. является её основой [5, с. 10]. Поэтому с точки зрения теоретико-методологических подходов на данном этапе государственного управления происходит тесное соприкосновение именно научного политологического знания и различного рода политических практик, что крайне необходимо для достижения технологического суверенитета и прорывного экономического развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, политологическое образование сущностно связано с вопросами отстаивания и продвижения национальных интересов России. Содержательно оно опирается на концепт «Россия как государство-цивилизация», что формирует у обучающихся набор традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, насчитывающих многовековую историю и лежащих в основе суверенной российской государственности.
Компетенции, которые заложены в результатах освоения специализированных дисциплин и узконаправленных образовательных программ в области политических наук, позволяют проводить объективный и системный анализ социально-политической и экономической повесток различных субъектов страны, что позволяет выявить риски общественного дисбаланса и скорректировать меры по повышению эффективности государственного управления, от которого зависит улучшение условий качества жизни, сбережение народа России и обеспечение её национальной безопасности.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхин О. А., Крицкая А. А., Цыплаков А. Ю. Геополитические подходы к понятию «национальные интересы» // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. №1. С. 179-183.
2. Бэтлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис. Политические исследования. 2002. №4. С. 146-158.
3. Капицын В. М. Идейно-символьная политика и национальные интересы России // Россия и современный мир. 2012. №2. С. 5870.
4. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. №27. С. 900-909.
5. Коваленко В. И. О возможности новых измерений предметного поля политической науки // Политическая наука и политологическое образование в России: основные вехи, проблемы, перспективы (к 30-летию образования отделения политологии в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова): материалы Всероссийской научной конференции, Москва, 3 февраля 2021 г. / под ред. В. И. Коваленко, В. А. Соболева, А. Ю. Шутова. М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 7-31.
6. Лихачев Д. С. К вопросу о теории Русского государства конца XV в.ив XVI в. // Исторический журнал. 1944. Кн. 7-8. С. 31-38.
7. Межуев Б. В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли // Полис. Политические ис-следования.1997. №1.С. 5-31.
8. Мухаметов Р. С. Национальные интересы: сущность, трактовки и типология // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2008. Т. 57. №5. С. 72-81.
9. Мухаметов Р. С. Национальные интересы России в постсоветском пространстве // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. №3. С. 134-144.
10. Савельева М. А. Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений // Вестник МГИМО-Университе-та. 2011.№1.С. 25-33.
11. Цивилев С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. №3. С. 281-289.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
12. Цыбряева М. В. Профильное политологическое образование как способ повышения эффективности государственного управления // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. №4. С.19-29.
13. Цыганков П. А. Национальный интерес // Россия в глобальной политике. 2020. Т. 18. №1. С. 119-123.
14. Dermawan R. The national interest concept in a globalised international system // International Journal of International Relations. 2019.№3.P. 30-45.
15. Matlary J. H. European Union security dynamics in the new national interest. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2009. 248 p.
16. Morgentau H. Politics among Nations. The struggle for power and peace. New York: Alfred A. Knopf, 1949.440 p.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
ARTICLE INFORMATION
Author
Marina V. Tsybriaeva
• e-mail: [email protected],
Postgraduate Student, Department ofRussian Politics, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University Leninskiye Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation
For citation
Tsybriaeva M. V. The role of political science education in ensuring Russia's national interests. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 3.
Available at: www.evestnik-mgou.ru
Abstract
Aim. To identify the main vectors of political science education development that contribute to ensuring the national interests of Russia in the context of new challenges and threats.
Methodology. The research is based on the analysis of the federal state educational standards of higher education (then use as the FSES of HE) in the field of study 41.03.04 and 41.04.04 "Political Science", as well as the content of educational programmes in the field of political sciences, considering their specialization.
Results. The conducted research made it possible to determine the importance of political science education of promoting certain national interests of Russia at the organizational, instrumental and conceptual levels of its implementation.
Research implications. The results of the conducted research can be used in the development of new educational programmes in the field of political sciences in the context of the transition to a new nationally oriented higher education system.
Keywords
high education, public governance, national security, national interests, political science education, sovereignization
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
References
1. Artyukhin 0. A., Kritskaya A. A., Tsyplakov A. Yu. [Geopolitical approaches to national interests]. In: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and municipal management. Scholarnotes], 2020, no. 1, pp. 179-183.
2. Battler A. [National interests, national and international security]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political studies], 2002, no. 4, pp. 146-158.
3. Kapitsyn V. M. [Politics of ideas and symbols and Russian national interests]. In: Rossiya isovremennyimir[Russia and the contemporary world], 2012, no. 2, pp. 58-70.
4. Kvint V. L., Novikova I. V., Alimuradov M. K. [Alignment of global and national interest with regional strategic priorities]. In: Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2021, no. 27, pp. 900-909.
5. Kovalenko V. I. [On the possibility of new dimensions of the subject field of political science]. In: Kovalenko V. I., Soboleva V. A., Shuto-va A. Yu., eds. Politicheskaya nauka i politologicheskoe obrazovanie v Rossii: osnovnye vekhi, problemy, perspektivy (k 30-letiyu obrazovaniya otdeleniya politologii v Moskovskom gosudarstvennom universitete imeni M. V. Lomonosova): materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 3fevralya 2021 g. [Political Science and Political Science Education in Russia: Key Milestones, Problems, Prospects (on the 30th Anniversary of the Formation of the Political Science Department at Lomonosov Moscow State University): Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, Moscow, February 3, 2021]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 2022, pp. 7-31.
6. Likhachev D. S. [On the issue of the theory of the Russian state at the end of the 15th century and in the 16th century]. In: Istoricheskii zhurnal [Historical journal], 1944, vol. 7-8, pp. 31-38.
7. Mezhuev В. V. [The concept of "national interest" in Russian sociopolitical thought]. In: Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political studies], 1997, no. 1, pp. 5-31.
8. Mukhametov R. S. [National interests: essence, interpretations and typology]. In: Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya 3: Obshchestvennye nauki [Ural State University News. Series 3: Social Sciences], 2008, vol. 57, no. 5, pp. 72-81.
9. Mukhametov R. S. [National interests of Russia in the post-Soviet space]. In: Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political expertise: POLITEX], 2009, vol. 5, no. 3, pp. 134-144.
10. Savelieva M. A. [Evolution of using the term "interest" in the theory of the international relations]. In: Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO i Review of International Relations], 2011, no. 1, pp. 25-33.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru
11. TsiviLev S. E. [Kuzbass 2035: national interests and strategic priorities of the regional development]. In: Ekonomika v promyshlennosti [Russian Journal of Industrial Economics], 2020, vol. 13, no. 3, pp. 281289.
12. Tsibriaeva M. V. [Specialized political science education as a way for improving the efficiency of public governance]. In: Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of Tula State University. Humanities], 2023, no. 4, pp. 19-29.
13. Tsygankov P. A. [National interest]. In: Rossiya v global'noi politike [Russia in global politics], 2020, vol. 18, no. 1, pp. 119-123.
14. Dermawan R. The national interest concept in a globalised international system. In: International Journal of International Relations, 2019, no. 3, pp. 30-45.
15. Matlary J. H. European Union security dynamics in the new national interest. Basingstoke, Palgrave MacMillan, 2009. 248 p.
16. Morgentau H. Politics among Nations. The struggle for power and peace. New York, Alfred A. Knopf, 1949.440 p.
© CC BY Цыбряева М. В. , 2024
Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru