УДК 329(477):32.019.51
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ УКРАИНЫ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2017
Ломко Ирина Григорьевна, кандидат политических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Крымский инженерно-педагогический университет (295015, Россия, Крым, Симферополь, Учебный пер., 8, e-mail: iglomko@mail.ru)
Аннотация. Рассматриваются правящие и оппозиционные партии Украины до т.н. «революции достоинства» 2014 года, с целью определения особенностей, направлений, проблем в осуществлении партийного влияния, как на государство, так и гражданское общество. Заявленный предмет исследования остаётся недостаточно изученным, в частности то, каким образом специфика партийного строительства обуславливает направление и формы партийного влияния в процессе формирования гражданского общества в Украине. Автор приходит к выводу, что парламентские партии осуществляют своё влияние, принимая участие в работе государственного аппарата и используя властные ресурсы. Внепарламентские и оппозиционные партии при артикуляции интересов граждан используют институт гражданского неповиновения и ряд его протестных форм. Автор считает, что украинский опыт партийного строительства свидетельствует о том, что партии не всегда и не обязательно являются продуктом гражданского общества. Влияние современных парламентских партий Украины на процесс становления гражданского общества ограничено и затруднено ростом теневых механизмов управления партиями, сращиванием бизнеса и власти, слабостью института государственной службы, отсутствием законодательства об открытой лоббистской деятельности как альтернативы коррупции. Данное влияние осуществляется периодически, не является постоянным и целенаправленным.
Ключевые слова: формирование гражданского общества, гражданское неповиновение, парламентские политические партии, оппозиционные политические партии Украины, партийное влияние, роль политических партий Украины.
THE ROLE OF POLITICAL PARTIES OF UKRAINE IN FORMATION
OF CIVIL SOCIETY
© 2017
Lomko Irina Grigoryevna, candidate of political science, associate professor at social-humanitarian disciplines department Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Russia, Crimea, Simferopol, Uchebniy lane., 8, e-mail: iglomko@mail.ru)
Abstract. The formation of civil society in Ukraine is a significant issue even 26 years after the country's emergence as an independent state. The political party system as an institution of civil society was expected to precipitate the formation of that society. This work considers the ruling and opposition parties of Ukraine for the purpose of identifying peculiarities, directions, and problems in implementation of the parties' influence either on the state or civil society. Parliamentary parties exert their influence by taking part in the work of the state machinery and using the powers of authority. Extra parliamentary and opposition parties, stating citizens' interests, use the institution of civil disobedience and some of its forms of protest. Difficulties resulting from the influence of Ukrainian political parties on civil society are due to the fact that party organizations are still in the formation stage. Even the programs of parliamentary parties do not contain concrete mechanisms to implement the programs' platforms. Parties, because of their immaturity, can only implement the role allowed them by the current political system. In Ukraine, the backbone of the political system is considered to be executive power, rather than civil society and political parties. The author concludes that the domestic experience of party development shows that parties are not always necessarily the products of civil society. They may be formed by certain shadow structures and directed by the interests of their patrons and by oligarchies and their clients, rather than by public interests. The influence of the parliamentary parties in Ukraine on the formation of civil society is restricted and complicated by the growth of the influence of shadow mechanisms of parties' administration, as well as by the interpenetration of business and officialdom, the weakness of the institution of public service, and the absence of legislation about open lobbying activity as an alternative to corruption. Thus, parliamentary parties' influence occurs only sporadically, instead of consistently and purposefully. Political parties in Ukraine will actually influence the formation of civil society only when they establish new standards in the areas of: availability of professionals; development of a network of local party organizations; democratization of party inner structure; development of ideology on the basis of the civil society values and its support in political activity; activiza-tion of international party collaboration aimed at the comprehensive study of international experience in formation of civil society, including with that the use of the institution of civil disobedience; ability to come to an agreement organizing a civilized discourse in society.
Keywords: the formation of civil society, institution of civil disobedience, parliamentary political parties, opposition parties of Ukraine, the influence of the political parties, the role of political parties of Ukraine.
Формирование гражданского общества в Украине является актуальным вопросом даже спустя 26 лет со дня обретения государственной независимости. На политические партии, как институт гражданского общества, возлагались особые надежды, связанные с ускорением процесса становления последнего. Однако эти надежды оправдались не в полной степени.
Ответить на вопрос «почему так произошло?» могут помочь работы известных украинских и отечественных учёных: Новохацький В., Ситник П., Чемшит А. (взаимодействие государства и гражданського общества); Апресян Р., Деметрадзе М., Капустин Б., Мизулин М. (политико-правовые аспекты института гражданского неповиновения); Кислый П., Малярчук В., Примуш М., Пшизова С. (проблемы гражданского общества и партийного строительства).
После смены режима в 2014 году существование государства «Украина» оказалось под угрозой: по горизонтали - гражданская война, по вертикали - частичная утрата суверенитета (прямое иностранное руководство деятельности Кабинета министров Украины, Верховной Рады Украины, Президента Украины со стороны США), невыполнение государственного законодательства, в том числе со стороны представителей гражданского общества.
Введение цензуры, запрет деятельности Коммунистической партии Украины, деятельность «Оппозиционного блока», воспринимаемая как сепаратизм, «рука Кремля», не способствуют развитию партийной системы Украины и тормозят развитие гражданского общества.
Появившиеся в парламенте Украины радикальные
Ломко Ирина Григорьевна РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ...
националистические политические силы малочисленны, неструктурированны, не профессиональны, маловлиятельны, не пользуются поддержкой граждан страны. Поэтому рассматривать их влияние на гражданское общество не представляется возможным.
В данной работе рассматриваются правящие и оппозиционные партии Украины до т.н. «революции достоинства» 2014 года, с целью определения особенностей, направлений, проблем в осуществлении партийного влияния, как на государство, так и гражданское общество.
Заявленный предмет исследования остаётся недостаточно изученным, в частности то, каким образом специфика партийного строительства обуславливает направление и формы партийного влияния в процессе формирования гражданского общества в Украине.
Приступая, к рассмотрению заявленной темы, целесообразно осмыслить роль украинских политических организаций. И парламентские, и оппозиционные партии влияют на процесс становления гражданского общества: первые имеют доступ к механизму властвования и соответствующим ресурсам, а вторые, имеют возможность использовать методы и формы артикуляции интересов граждан непозволительные для правящих партий.
Под гражданским обществом автор понимает «негосударственный тип гражданских отношений индивидов, связанных общностью интересов, посредством взаимодействия которых они приходят к пониманию своего общего интереса как граждане государства» [12, с. 58].
По мнению автора, на Украине необходима паритетная форма отношений между гражданским обществом и государством, которые могли бы как дополнять, так и ограничивать друг друга. В связи с построением таких отношений, особую актуальность приобретает проблема формирования высокоэффективной политической власти и её носителя - государства при участии такого института гражданского общества как политическая партия. Вместе с тем, формирование самого гражданского общества, а, следовательно, и влиятельных политических организаций, сталкивается с рядом проблем:
а) традиционно украинская идеология и философия ориентировалась на национальное, а не на гражданское, а основа украинской нации характеризовалась как «селянская». Урбанистическая культура, принципы индивидуализма считались явлением чужеродным, в то время как на Западе они непосредственно связаны с формированием гражданского общества;
б) политические партии, гражданские организации, и другие институты гражданского общества не пользуются доверием граждан. «Доверяют 20% граждан, не доверяют 65% и 15% затрудняются с ответом» [13, с. 130]. Партии имеют успех на парламентских выборах преимущественно благодаря рейтингу своих лидеров;
в) в основе гражданского общества лежит система «заинтересованных групп», стабильная, рыночно ориентированная социальная структура, фундаментом которой является наличие среднего класса (мелкие и средние собственники), который в Украине крайне нестабилен;
г) кризис идентичности: на смену массовому обществу пришло общество атомизированное, межгрупповые границы часто размыты и, как следствие, усложняется формирование идеологических ориентиров у населения, а политические партии лишаются возможности иметь стабильную социальную основу;
д) низкий уровень политической, экономической и правовой культуры населения не позволяет ему ощущать себя активными и заинтересованными сторонниками реформ;
е) в общественном сознании укоренена мысль об имманентности государственной власти, её независимости от широких слоёв населения. С другой стороны, «государственные органы часто не заинтересованы в повышении уровня политического образования граждан, поскольку это сужает пространство для манипулирования
общественным сознанием» [4, с. 33];
ё) граждане привыкли получать решение своих проблем только от государства, его центральных органов, а потому с непониманием и подозрением относятся к частным и гражданским структурам, а также к органам местного самоуправления. «Все категории граждан не склонны ощущать личную ответственность за политику своего правительства» [15, с. 130].
Партии в демократической политической системе имеют прямое отношение к гражданскому обществу. С одной стороны, они возникают как продукт гражданской инициативы, а значит, являются частью гражданского общества. С другой стороны, являются одним из главных элементов политической системы, от развитости и способа функционирования которых зависит характер политического режима.
Влиятельность политических партий зависит от финансового обеспечения, эффективности их идеологической деятельности (соответствует ли партийная программа ожиданиям населения), доступа к СМИ, массовости и прочих факторов.
Основными направлениями партийного влияния на государство являются:
- формулирование, обоснование и доведение до органов государственной власти требований институтов гражданского общества;
- разработка идеологии общества и программ развития страны (правящие партии);
- защита интересов социальных групп путём участия в формировании органов государственной власти, местного самоуправления и контроль их деятельности.
Направления партийного влияния в становлении гражданского общества:
- занимаясь политической социализацией, политические партии превращают подданного в гражданина, что ведёт к росту роли и значения человека в государстве;
- партии формируют общественное мнение и осуществляют политическую мобилизацию населения;
- оппозиционные партийные организации критикуют государственные органы, инициируют протестные акции;
- партии (их лидеры) либо непосредственно, либо опосредованно оказывают содействие становлению и деятельности общественных организаций;
- партии организуют дискуссии в обществе, низовые инициативы и ассоциации с целью научиться договариваться (взаимопонимание);
- ценности гражданского общества (семья, община, согласие, убеждение, толерантность, духовность, нравственность, верховенство закона, индивидуализм) обеспечивают целостность государства. Партии, как институт гражданского общества, содействуют объединению граждан, и реализации этих ценностей. Частота появления в программах парламентских партий Украины ценностей гражданского общества представлена в таблице №1.
Таблица 1 - Анализ предвыборных программ политических партий в Верховной Раде Украины VII созыва [5-9]
ценности гражданского общества гражданин община средний духовность толерантное
партии
Партия Регионов 3 5 1
ВО •:<Батькшщнна» 5
«Удар» 3 20 1 2 2 1
КПУ 2 9 10 4 5
ВО «Свобода» 3 9 2 7
Из таблицы следует, что ценности гражданского общества, в той или иной степени, присутствуют в предвыборных программах всех парламентских партий. Наиболее полно, они представлены в программе партийной организации «Удар» и КПУ. Довольно часто встречаются в текстах программ понятия: «гражданин», «закон», «справедливость». В меньшей степени, понятия: «толерантность», «согласие», «индивидуализм».
Единожды появляются понятия «гражданское общество» (ВО «Батьшвщина»), «личность» («Удар»), «средний класс» (ВО «Свобода»).
Таким образом, парламентские партии Верховной Рады VII созыва, называющие себя оппозицией, в большей степени, чем Партия Регионов, заинтересованы в становлении гражданского общества в Украине. Однако преждевременно говорить об их целенаправленном влиянии на данный процесс.
Трудности влияния украинских политических партий на гражданское общество обусловлены тем, что партийные организации всё ещё находятся в стадии становления. Программы, даже парламентских партий, не содержат конкретных механизмов реализации программных положений на практике. Партии, в силу их незрелости, выполняют ту роль, которую ей отводит политическая система. В Украине системообразующим признаком политической системы является исполнительная власть, а не гражданское общество и политические партии.
«В развитых демократических государствах к функциям партий относятся агрегация, артикуляция, аккумулирование групповых интересов и их согласование с политической ориентацией и идеологией партии, в которой обозначены пути решения общественных проблем. В переходных системах, где институты гражданского общества ещё не окрепли, большим влиянием могут пользоваться партии, созданные вокруг отдельной личности (персоналистские), а также партии, основанные на клиентельно-патронажных отношениях (кланово-оли-гархические партии)» [3, с.100-101].
Украинский опыт партийного строительства свидетельствует о том, что партии не всегда и не обязательно являются продуктам гражданского общества. Они могут создаваться «сверху» определёнными теневыми структурами и руководствуются интересами своих патронов, олигархов и их клиентов, а не общественными интересами. Такова правящая партия «Блок Петра Порошенко».
По подсчётам всеукраинского делового еженедельника «Власть денег» около 100 парламентариев Верховной Рады VII созыва - протеже крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) Украины. Безусловными лидерами по количеству курируемых депутатов являлись Р. Ахметов и Д. Фирташ. В. Грановский, по-литтехнолог, которого СМИ называли консультантом В. Хорошковского и Д. Фирташа заявил: «Парламент - командировка. Человек в командировке работает так же, как и на рабочем месте. Он не перестаёт быть сотрудником корпорации» [16, с. 12]. Украинские ФПГ многопрофильны и подавляющее большинство подконтрольных им народных депутатов Украины - представители Партии Регионов Украины, «Батькивщини», Коммунистической партии Украины. В таблице 2 представлены парламентские партии и сферы бизнес-интересов их членов.
Таблица 2 - Лоббистские интересы политических партий в Верховной Раде Украины VII созыва
партии Партия Регионов во «Свобода» ВО «Б атькшщина » «Удар» К оымуиистическая партия Украины
отрасль
ГМК + прочие 45 2 14 6 2
отрасли
ТЭК 26 1 б
финансы 35 7 1
АПК 37 2 15 3 2
транспорт 14 2 13 3
строительство и 44 4 2S 11 2
недвижимо ста
здравоохранение 11 4 1
ритеил 30 4 21 6 1
прочие услуги 63 12 36 17 3
Из приведённой таблицы следует, что повышенный интерес партийных парламентариев наблюдается к отраслям предоставления услуг, а также строительства и недвижимости (вне зависимости от партийной принадлежности). Во всех отраслях представлены интересы членов Партии Регионов Украины и ВО «Батьшвщина». Кроме традиционных сфер влияния (ГМК, ТЭК, финан-
сы) у названных партий растёт заинтересованность к сфере АПК. С финансовым сектором не связаны представители партий «Свобода» и «Удар», а со сферой ТЭК - партии «Удар» и КПУ. Сфера здравоохранения, являясь приоритетной для граждан Украины, в наименьшей степени интересует парламентские партии.
Олигархизация политики - одна из проблем партийной жизни Украины, которая отражается на развитии гражданского общества. Источниками формирования теневой структуры политических партий является: внедрение принципа перераспределения власти (когда партия-победитель имеет право распоряжаться государственными должностями по результатам выборов), а также существование иностранного, либо внутреннего центра влияния на партию (теневые лидеры). «Теневой механизм управления партией, особенно в случае нахождения его представителей в структуре власти, разрушает демократические процедуры управления и приводит к коррупции в силу слабости института государственной службы» [13, с. 239].
Парламентские партии осуществляют своё влияние, принимая участие в работе государственного аппарата и используя властные ресурсы. Внепарламентские и оппозиционные партии при артикуляции интересов граждан используют институт гражданского неповиновения и ряд его протестных форм.
Как правило, термин «гражданское неповиновение» употребляется для обозначения осознанного проявления непослушания закону по причинам религиозного, этического или политического характера. В узком смысле, термин означает «нарушение закона, который является несправедливым, а также используется для обозначения протеста, который включает нарушение закона как сопутствующего акта противостояния конкретной политике или осуществления давления для внедрения политических реформ» [2, с. 92].
Акции гражданского неповиновения могут быть вызваны рядом обстоятельств:
- вера рядовых граждан и представителей власти в потенциальные возможности общественного влияния на принятие решений и, одновременно, неверие в способность традиционных политических институтов и организаций выполнять функции защиты интересов и прав граждан;
- олигархизация власти, которая предопределяет невозможность политического представительства интересов каких-либо иных социальных слоёв, помимо крупного капитала;
«Чем слабее связь между институтами гражданского общества и государством, тем сильнее опасность потери легитимности существующими политическими институтами» [11, с. 40]. Речь идёт о вытеснении из взаимоотношений между обществом и государством политических партий, которые постепенно превращаются либо в профессиональные электоральные машины с крайне узкой и гибкой идеологией, либо же в деидеологизиро-ванные фирмы по оказанию платных услуг, либо часть государственного аппарата по передаче импульсов от государства к обществу, а не наоборот.
Дисфункциональность политико-правовых функций политической системы Украины как легитимирует институт гражданского неповиновения, так и затрудняет деятельность его субъектов (индивидов, гражданских ассоциаций и объединений). Это касается ряда препятствий: кризис правовой системы, проявляющийся в её неспособности исполнять роль арбитра и регулятора отношений между обществом и властью; неясна сфера ответственности политических деятелей; отсутствует понятие социального равенства и партнёрства между обществом и государством; дисфункция стратегически-управленческой функции системы нарушает политические, экономические, социальные, экологические права граждан и приводит к демографическому кризису (за 22 года независимости численность населения Украины со-
Ломко Ирина Григорьевна РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ...
кратилась на 6 млн. человек, до 2014 года); власть культивирует социальное одиночество; отсутствуют цели и задачи у самого государства, что может стать общественной катастрофой.
«Гражданское неповиновение - это добровольные общественные ассоциации людей, организующиеся с целью артикуляции, агрегации социальных интересов различных категорий групп общества, для защиты своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты гражданского общества и государства» [1, с. 95]. Среди методов и форм давления на институты государства можно выделить распространение объективной информации с помощью СМИ, саботирование действий исполнительной власти, голодовки, забастовки, уличные демонстрации, бойкоты и судебные процессы. Появилось также явление политического консьюмериз-ма. С одной стороны, «потребительского поведения, мотивированного политически, когда граждане пытаются влиять на политиков, правительства, корпорации, организуя массовые компании покупки или отказа от покупки каких-либо товаров и услуг». Так, после 2014 года такое явление наблюдалось по отношению к российским товарам и банкам. С другой, «политического поведения, мотивированного потребительски, когда политика воспринимается сферой, в которой производятся товары и услуги, подлежащие примерно такому же обмену, как и на коммерческом рынке» [10, с. 103]. Для украинцев характерен второй тип поведения: проще дать взятку и решить вопрос, чем участвовать в акциях гражданского неповиновения. О массовой гражданской активности в Украине можно говорить только там, где за это хорошо платят. Так произошло при проведении «Революции достоинства» 2014 г., а до этого «Оранжевой революции» 2004 года.
Причинами второго типа политического поведения граждан Украины являются:
- современная отечественная политическая культура отличается низким уровнем веры в потенциальную влиятельность отдельного человека в сочетании с убеждённостью в силу властной, бюрократической вертикали;
- никаких существенных отношений с государством у гражданских ассоциаций нет, так как нет влияния на принятие политических решений;
- гражданские ассоциации финансируются либо государством и финансово-промышленными группами, либо иностранными фондами, следовательно, нет функции контроля, но присутствует потребительское отношение граждан к осуществляемой ими общественной деятельности;
- украинский гражданин практически лишён возможности изменить свою жизненную ситуацию личным усилием, так как все элементы повседневности замкнуты на государственную поддержку и обеспечение.
Государство - инициатор изменений, большинство пассивно, деклассированно и подвержено воздействию политических технологий; акции неповиновения граждане проводят только, если нет риска увольнения, или находясь вне зоны действия административных рычагов (протестные акции автомобилистов, организация граждан для решения жилищных проблем, защита прав потребителей).
Из вышесказанного могут быть сделаны выводы:
- влияние современных парламентских партий Украины на процесс становления гражданского общества ограничено и затруднено ростом влияния теневых механизмов управления партиями, сращиванием бизнеса и власти, слабостью института государственной службы, отсутствием законодательства об открытой лоббистской деятельности как альтернативы коррупции. Данное влияние осуществляется периодически, не является постоянным и целенаправленным;
- гражданское неповиновение как форма давления на государство обеспечивает власть граждан «снизу», формируя прямые, обратные и горизонтальные связи между
обществом и властью. Демократические основания защиты гражданских прав, легитимность коллективного действия, выявление социально-значимых проблем и обеспечение ответственности со стороны государства за исполнение своих обязанностей - в этом суть института гражданского неповиновения;
- несмотря на большое количество негосударственных объединений граждан, уровень развития гражданского сознания, как людей, так и деятельности институтов гражданского общества в Украине, остаётся низким. Государство должно создать оптимальные условия для появления среднего класса - основы гражданского общества (склонен защищать права собственности), только тогда общество сможет контролировать органы политической власти и будет существовать взаимная ответственность общества и государства;
- эффективная деятельность гражданских ассоциаций в Украине будет возможна в случае некоторого государственного самоограничения, чему поспособствует появление сильной оппозиции, общественного контроля, а также роль просвещения по формированию представления об общем благе и коллективных ценностях в обществе;
- политические партии Украины будут реально влиять на становление гражданского общества тогда, когда приобретут качественно новые признаки:
- наличие профессионального аппарата;
- развитие сети местных партийных организаций;
- демократизация внутренней организации партийной структуры;
- разработка идеологии на основе ценностей гражданского общества и опора на неё в политической деятельности;
- активизация процесса международного партийного сотрудничества, с целью всестороннего изучения зарубежного опыта становления гражданского общества, в том числе, с использованием института гражданского неповиновения;
- научаться договариваться, организовывая цивилизованный дискурс в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Деметрадзе М. Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения / М. Р. Деметрадзе // Полис. - 2007. - № 4. - С. 83-99.
2. Енциклопедiя политично! думки / Пер. з англ. - К.: Дух i Лгтера, 2000. - 472 с.
3. Колодш А. Ф. На шляху до громадянського сус-пшьства. Теоретичш засади й соцюкультурш передумо-ви демократично! трансформаци в УкраЫ. Монографiя / А. Ф. Колодш. - Львiв: Червона калина, 2002. - 276 с.
4. Новохацький В. Громадянське суспшьство i держава: украшський досвщ / В. Новохацький // Трибуна. - № 8. - 2003. - С. 32-33.
5. Предвыборная партийная программа Все-украинского объединения «Батьшвщина» [Электронный ресурс] // Украинское информационное агентство «РБК Украина». - Режим доступа: http: // www.rbc. ua/rus/vyboru2012/party/p2/program
6. Предвыборная партийная программа Всеукраинского объединения «Свобода» [Электронный ресурс] // Украинское информационное агентство «РБК Украина». - Режим доступа: http: // www.rbc.ua/rus/vy-boru2012/party/ p6/program
7. Предвыборная программа Коммунистической партии Украины [Электронный ресурс] // Украинское информационное агентство «РБК Украина». - Режим доступа: http: // www.rbc.ua/rus/vyboru2012/party/p5/ program
8. Предвыборная программа Партии «Удар» [Электронный ресурс] // Украинское информационное агентство «РБК Украина». - Режим доступа: http:// www.rbc. ua/rus/vyboru2012/party/p4/program
9. Предвыборная программа Партии Регионов Украины [Электронный ресурс] // Украинское инфор-
мационное агентство «РБК Украина». - Режим доступа: М1р: // www.rbc.ua/rus/vyboru20l2/party/p1/program
10. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюме-ризм в сравнительной перспективе / С. Н. Пшизова // Полис. - 2009. - № 1. - С. 100-115.
11. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюме-ризм в сравнительной перспективе / С. Н. Пшизова // Полис. - 2009. - № 2. - С. 39-51.
12. Ситник П. Громадянське суспшьство i держава: особливосп 1х взаемоди / П. Ситник // Стратепчна панорама. - № 4. - 2008. - С. 57-60.
13. Стратеги розвитку Украши: теорiя i практика / [За ред. О. С. Власюка]. - К.: Н1СД, 2002. - 864 с.
14. Украша: полггичш стратеги модершзаци: зб. на-уково-аналiтичних доп. / [За ред. М. М. Розумного, О. А. Коршевського, В. М. Яблонського, С. О. Яшшевського]. - К.: Н1СД, 2011. - 328 с.
15. Чемшит А. Оптимизация взаимодействия институтов государства и гражданского общества как доминанта эффективности политической системы / А. Чемшит // Граш. - № 6. - 2003. - С. 127-131.
16. Юрченко А., Самсонова Ю. В команде(!)ровке / А. Юрченко, Ю. Самсонова // Власть денег. - 2012. - № 45. - С. 12-60.
Статья поступила в редакцию 01.11.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017