УДК 334.71
РОЛЬ «ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ» В ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ
© Булгатова Юлия Сергеевна, кандидат философских наук, старший преподаватель
кафедры эконометрики и прикладной экономики
Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
© Санковец Анастасия Александровна, кандидат экономических наук, доцент
кафедры эконометрики и прикладной экономики
Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
В статье раскрыта актуальность квалифицированного использования актуальных информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность обеспечить качественно-количественную эффективность, прибыльность и результативность управленческой деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, управленческие решения, информационное общество, инновационная экономика.
THE ROLE OF "SUPPORTING MANAGEMENT" IN INNOVATIVE ECONOMIC PROJECTS
Yulia S. Bulgatova, PhD in Philosophy, Senior Lecturer Department of Econometrics and Applied Economics, Buryat State University
24 Smolina St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670000 Russia
Anastasiya A. Sankovets, PhD in Economics, A/Professor of the Department of Econometrics and Applied Economics, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article reveals the relevance of the skilled use of modern information communicative technologies that gives the opportunity to provide qualitative and quantitative efficiency, profitability and efficiency of management activities.
Keywords: information technologies, management decisions, information society, innovative economy.
Необходимость перехода к информационному обществу вызвана социально-экономической трансформацией в российском обществе, которая воздействует на все сферы человеческой жизнедеятельности.
С другой стороны, становление гражданского общества в России связано с развитием института государственно-общественного управления. Его сущность заключается в согласованном взаимодействии между государством и обществом в решении различных вопросов, связанных с возможностью каждого фактора ответственно и результативно влиять на принятие групповых управленческих решений, выполнять ресурсообеспечивающие функции, а также в создании здоровой социальной среды. Государство и общество используют информационные, в том числе компьютеризированные технологии и ресурсы более или менее осмысленно, каждый из них по отдельности и для конкретных целей. Проблема заключается в использовании информационных технологий на уровне государственно-общественного управления для диалога и эффективного взаимодействия между государством и обществом и решения задач социально-экономического развития России.
Использование информационных технологий, в том числе компьютеризированных, существенно повышает результативность управления деятельностью бизнес-систем, если его механизм основан на одноуровневых отношениях в условиях совместных усилий государства и общества в сторону «партнерства».
В связи с усилением мирового кризиса происходит осмысление значимости управления не только как средства решения актуальных проблем, достижения определенных целей, но и как средства развития общества, которое рассматривается как развивающаяся система, исторически сложившаяся форма взаимодействия людей. Под бизнес-системой понимается его подсистема, охватывающая та-
кие социальные институты, как образование, здравоохранение и др. Она как единое целое развивается, движется в стратегическом направлении, а внутри нее происходят необходимые структурные и содержательные изменения, связанные с самоорганизацией.
При изучении теоретико-методологических положений и компаративистском анализе крупных школ управления выявлено, что изменение и динамика стиля деятельности менеджера зависят от развития общества и исторической эпохи. В модели управления настоящего периода, по нашему мнению, должно быть совмещение авторитарного и демократического стилей и использование информационно-коммуникационных технологий. Здесь эти стили применяются сегментированно. Все зависит от вероятного состояния бизнес-системы, где происходит сегментация стилей управления. Если самоорганизация системы высока, то управленец использует демократический стиль, если нет, то авторитарный. Согласно нашей концепции, авторитарность и демократия — это предельные состояния управленческой деятельности; соединение их воедино — это не столько контрадикторность (противоречие), сколько контрарность (противоположность) в диалектическом единстве противоположностей, в комплиментарности и взаимодополнительности до целого. Выбор стиля управления зависит от многих условий и факторов, среди которых можно выделить субъект-субъектность, доверительность и толерантность отношений между акторами, оперативность обмена информацией, ее достоверность и своевременность.
В процессе эволюционного развития (саморазвития) бизнес-система принимает только одно из вероятных состояний. Эволюционное развитие предполагает множество потенциально вероятных (разрешенных) состояний. Изменить направление перехода может случайная флуктуация, или так называемый «эффект бабочки».
Синергетико-кибернетический подход к управлению наиболее полно эксплицирует «поддерживающее» управление, т. е. управлять не управляя — это значит поддерживать инновационные проекты, участвовать в выполнении ресурсообеспечивающих функций общества и т. д.
Другими словами, сущность синергетического (согласование) подхода заключается в постоянном осознании и корреляции собственных действий с действиями других участников. Поэтому самоорганизация в бизнес-системе возможна тогда, когда есть поддержка со стороны других людей, особенно управленцев.
Если цель управления рассматривать с позиций системно-кибернетического подхода, то она представляет собой наиболее выгодное состояние бизнес-системы для субъекта управления. При этом возможно такое положение, когда подобное состояние будет находиться вне множества разрешенных состояний, т. е. инновационное. В этом случае можно предположить, что бизнес-система находится в искусственном состоянии, для достижения которого необходимы конкретные усилия, действия и ресурсы (материально-технические, финансово-экономические, административно-управленческие, информационно-коммуникационные и т. д.). При этом как только ресурсы, вовлекаемые извне, истощаются, стремления и усилия исчезают, бизнес-система утрачивает заданное состояние.
А координирование самоорганизации и управления в основном сводится к преемственности синергетического и кибернетического подходов, и речь может идти о том, что количество энергии, требуемой на формирование, организацию бизнес-системы, обратно пропорционально ее состоянию в данное время. Однако принципиально важными являются вопросы установления и анализа будущих состояний. Это планирование и разработка прогнозов адекватных условий, поддерживающих процесс самоорганизации, определение аттрактора, формирование определенных действий для развития определенного нужного состояния в направлении деятельности, выбранной субъектом. Поэтому для достижения целей государства и экономического развития важно следовать модели «поддерживающего» управления.
В данной модели показано, как информационно-коммуникационные технологии служат датчиками обратной связи для принятия управленческих решений и создания экспертной базы данных. Она дает возможность более объемно учитывать круг интересов граждан, объединять их усилия для решения проблем государственного управления, здесь отчетливо выражается диалектическая связь государства и гражданского общества. «Поддерживающее управление» проявляется в том, что нормы права можно дополнять процессом самопроизвольного урегулирования, обеспечивая при этом баланс этих двух начал с помощью внедрения информационно-коммуникационных технологий.
В модели Р. Ф. Абдеева показаны связи субъекта и объекта управления в вертикальном ракурсе, а в модели «поддерживающего управления» — горизонтальном, т. е. представлены субъект-субъектные взаимодействия. В определенный момент времени объект проявляется в сочетании с
субъектом управления, и наоборот. Это ведет к тому, что цель объекта и субъекта управления и всей бизнес-системы совпадает. Решение задач принимается корпоративно («мозговой штурм», «модера-ция», «онлайн-форум» и пр.) и проверяется датчиками обратной связи с помощью компьютерных информационно-коммуникационных технологий для эффективности деятельности бизнес-системы. Вся информация проходит через семасиологический фильтр. Встроенная система в целом, ее подсистемы и элементы выполняют прописанные алгоритмы, а также используют информационно-коммуникационные технологии (рис. 1).
Обратная связь (ОС)
II Контур ОС I Контур ОС
ЦЕЛЬ
Рис.1. Теоретическая модель управления экономическими системами
Информационные компьютеризированные технологии нужно рассматривать как объединение информационных систем и технологий управления с учетом особенностей организаций и с применением технологий искусственного и интеллекта и мышления человека.
Такие информационные системы можно создать усилиями самой бизнес-системы, они будут отлично работать, т.к. выполняются по техническому заданию с учетом всех запросов, требований и условий бизнес-системы.
Информационные технологии играют огромную роль в становлении информационной культуры в современном обществе, так как пространство всемирной информационной сети, конструируемое при помощи информационно-коммуникационных технологий, является отправной точкой для субъектов деятельности (различных категорий и классов групп). Именно здесь происходит сохранение и наполнение Культуры в целом.
Умелое применение современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивает качественно-количественную результативность, экономичность и рентабельность деятельности менеджера. Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить производительность и результативность взаимодействия граждан и общества с органами управления. Точная, достоверная, полная, оперативная и необходимая информация о результатах деятельности субъектов исполнительной власти размещается на веб-сайтах (форумы, блоги и пр.). Этим существенно упрощается процесс поиска требуемой информации гражданами, что позволяет уменьшить затраты времени государственных служащих на объяснения и пояснения, а также снизить количество ошибок и погрешностей. Кроме того, физическим и юридическим лицам предоставлена возможность с помощью Интернета создавать запросы и получать сведения и справки, отправлять в государственные органы управления отчетность, предусмотренную законом. При этом отслеживается состояние запросов. На основе информационно-коммуникационных технологий реализуется так называемый «принцип единого окна», согласно которому предполагается объединение нескольких баз данных, связанных единым параметром и единым входом в систему для согласованных действий с органами, принимающими управленческие решения.
Также особый смысл имеет социально-экономический эффект от внедрения информационно-коммуникационных технологий в управление бизнес-системы. Он включает повышение качества и результативности деятельности бизнес-системы для принятия решений, роста доверия, и наоборот, снижение косвенных издержек на содержание органов власти.
В заключение хотелось бы отметить, что теоретическая модель «поддерживающего», государственно-общественного управления при грамотном ее применении в экономической и управленческой практике может послужить хорошей основой становления в России гражданского общества.
Литература
1. Аржитова Ю. С. Использование информационных технологий в управлении для повышения эффективности деятельности социальной системы // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 12. С. 27.
2. Варламова Т. П. Социально-экономический интерес к труду и его роль в развитии человека и общества // Человек и общество на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2002. Вып. 11. С. 24-28.
3. Тоффлер О. О теории третьей волны // Уорлднет. 1986. № 1.
References
1. Arzhitova Yu. S. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v upravlenii dlya povysheniya effektivnosti deyatel'nosti sotsial'noi sistemy [Information technologies application in management for effectivization of social system activity]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2009. V. 12. P. 27.
2. Varlamova T. P. Sotsial'no-ekonomicheskii interes k trudu i ego rol' v razvitii cheloveka i obshchestva [Social and economic interest in work and its role in human and society]. Chelovek i obshchestvo: na rubezhe tysyacheletii — Individual and Society: Millennium. 2002. V. 11. Pp. 24-28.
3. Toffler O. About the theory of the third wave. Worldnet. 1986. No. 1.