Научная статья на тему 'Роль педиатров в охране здоровья детей, проживающих в семьях нового типа'

Роль педиатров в охране здоровья детей, проживающих в семьях нового типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педиатров в охране здоровья детей, проживающих в семьях нового типа»

По материалам EPA/UNEPSA и IPA

П. Феррара1' 2' 3, Д. Корселло1' 4 5, А. Сбордоне3, К. Кутрона3, Й. Эрих4, 5, М. Петтоэлло-Мантовани1, 4' 7

1 Итальянское общество педиатрии, Рим, Италия

2 Институт педиатрии, Медицинская школа Католического университета, Рим, Италия

3 Медицинская школа Университета биомедицины Campus Bio-Medico, Рим, Италия

4 Европейская педиатрическая ассоциация - Союз национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций, Берлин, Германия

5 Институт педиатрии, Университет Палермо, Палермо, Италия

6 Детская больница, Ганноверская медицинская школа, Ганновер, Германия

7 Институт педиатрии, Университет Фоджии, Научно-исследовательский центр «Casa Sollievo», Фоджа, Италия

Роль педиатров в охране здоровья детей, проживающих в семьях нового типа

Контактная информация:

Пьетро Феррара, доктор медицины Института педиатрии при Университетской клинике Агостино Джемелли Адрес: 8-00168, Рим, Италия, e-mail: pietro.ferrara@unicatt.it Статья поступила: 10.06.2017 г., принята к печати: 30.06.2017 г.

(Для цитирования: Феррара П., Корселло Д., Сбордоне А., Кутрона К., Эрих Й., Петтоэлло-Мантовани М. Роль педиатров в охране здоровья детей, проживающих в семьях нового типа. Педиатрическая фармакология. 2017; 14 (3): 210-212)

Любая семья обладает своими биологическими и культурными особенностями. В большинстве стран развивались и поддерживались тесные клановые структуры, особенно в периоды внешней угрозы или на территориях, где грозила опасность, обусловленная окружающими условиями, поскольку такие структуры могли наилучшим образом обеспечить защиту отдельных членов семьи. С другой стороны, кланы основаны на принципах коллективизма и конформизма, которые, по сути своей, являются источником неравенства в сферах социализации, образования и здравоохранения. Долгосрочное благополучие жизни клана зависит от количества и здоровья потомства: таким образом, защита и поддержка детей должны быть приоритетной задачей сторонников коллективизма.

Снижение социальной и экономической незащищенности обычно способствует формированию эгоцентричных желаний взрослого поколения и последующим изменениям в структурах семей [1, 2]. Индивидуальность

является важным человеческим и социальным достоянием, а также движущей силой в развитии аутентичных черт и творчества среди зрелых членов общества. Тем не менее не следует забывать, что права и благополучие детей должны всегда оставаться в приоритете, чтобы гарантировать процветание общества.

Модель семьи, состоящей из двух биологических родителей и 1-4 детей, возникла в западном мире после промышленной революции и стала считаться примером «современной» семьи, сохраняя относительно стабильную структуру в течение многих десятилетий в условиях различных социальных и экономических ограничений, однако в последние годы претерпела изменения [1, 2]. Эти изменения можно объяснить влиянием нескольких факторов (в том числе высокими показателями разводов и разнородностью состава семьи), которые выходят за границы биологических или супружеских отношений [3, 4]. На протяжении многих лет указанные факторы изучались на предмет выявления возможных психологи-

210

Pietro Ferrara1, 2 3, Giovanni Corsello1, 4 5, Annamaria Sbordone3, Costanza Cutrona3, Jochen Ehrich4, 6, Massimo Pettoello-Mantovani1, 4 7

1 Italian Society of Pediatrics, Rome, Italy

2 Institute of Pediatrics, Catholic University Medical School, Rome, Italy

3 Campus Bio-Medico University Medical School, Rome, Italy

4 European Paediatric Association-Union of National European Paediatric Societies and Associations, Berlin, Germany

5 Institute of Pediatrics, University of Palermo, Palermo, Italy

6 Children's Hospital, Hannover Medical School, Hannover, Germany

7 Institute of Pediatrics, University of Foggia, Istituto di Ricovero e Cura a Carattere Scientifico «Casa Sollievo», Foggia, Italy

The Role of Pediatricians in Caring for the Well-Being of Children Living in New Types of Families

(For citation: Pietro Ferrara, Giovanni Corsello, Annamaria Sbordone, Costanza Cutrona, Jochen Ehrich, Massimo Pettoello-Mantovani. The Role of Pediatricians in Caring for the Well-Being of Children Living in New Types of Families. Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2017; 14 (3): 210-212)

ческих и физических факторов риска для здоровья детей, что требует дальнейшего исследования.

Педиатры — это люди, которые в первую очередь заботятся об охране здоровья и соблюдении прав детей; их задача заключается в повышении благосостояния детей и в оказании помощи родителям в воспитании здоровых детей независимо от состава их семей. В данном докладе мы стремимся привлечь внимание к меняющимся социальным сценариям и подчеркнуть, что современных педиатров необходимо обучать решению новых для них задач и проблем, которые могут возникнуть в семьях смешанного типа, в частности неполных семьях и семьях с однополыми родителями.

НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

И СЕМЬИ С ОДНОПОЛЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

Согласно статистике, процент неполных семей значительно вырос на Западе в течение последних лет. Сорок процентов детей, появившихся на свет в США в 2007 г., родились у родителей, не вступивших в брак, и аналогичный процент был зарегистрирован в 2012 г. в странах Евросоюза [5, 6]. Тем не менее определение «неполная семья» рассматривается как упрощенное, поскольку данные, представленные в рамках этой классификации, могут скрывать под указанным понятием множество типов различных семей, включая разведенных, сожительствующих, подростковые материнские семьи, мать-одиночку по собственной инициативе или лесбиянок [7].

Структура семей с однополыми родителями различна, включая гомосексуалистов, которые стали родителями в период прежних гетеросексуальных отношений, и тех, кто стал родителями в период однополых отношений [8]. Однополые пары могут иметь детей благодаря процедурам усыновления и опекунства или с помощью репродуктивных технологий и суррогатного материнства [9]. В настоящее время большое количество детей воспитывается однополыми парами. По предоставленным данным, в 2005 г. более 270 000 детей в США проживали в семьях с однополыми родителями, в 2015 г. более 120 000 однополых супружеских пар воспитывали детей [10]. В 2012 г. ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сообщили о примечательном социальном феномене: общий процент однополых пар, воспитывающих детей, родившихся в период прежних отношений, снизился, в то время как процент пар, воспитывающих усыновленных детей, увеличился почти вдвое. В докладе полученный результат объясняется тем фактом, что снизилось число лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ), которые стали родителями в относительно молодом возрасте, в период отношений с партнером противоположного пола [10]. Данные из Европы скудны и в основном разрозненны вследствие значительных отличий и распространенного множества законов и нормативных положений, которые препятствуют сбору надежных статистических данных. Такие пары и их дети в целом подвергаются юридическому и социальному неравенству, что, безусловно, влияет на благосостояние детей [11].

Также продолжается непрерывное общественное обсуждение предполагаемых потенциальных негативных последствий воспитания детей однополыми родителями. Тем не менее, невзирая на результаты дискуссий, педиатры должны внимательно и открыто взаимодействовать с лицами, осуществляющими уход за несовершеннолетними, и уделять особое внимание обеспечению оптимального физического, психического и социального здоровья и благополучия всех младенцев, детей и подростков, воспитываемых в каждой семье, независимо от ее состава.

ОТЛИЧИЕ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ЕВРОПЕ И США

Юридическое признание однополых браков и родительских прав однополых пар стало предметом активных общественных обсуждений по всему миру в последние годы. Правовые и политические условия существования смешанных семей, в том числе лесбиянок, геев и их детей, в западных странах чрезвычайно различны, вследствие чего возникает значительное неравенство прав между гражданами разных государств, что в свою очередь сказывается на благополучии детей.

В 2013 г. в США около 8,2 млн взрослых идентифицировали себя как ЛГБТ, и у 6 млн детей и взрослых один из родителей — ЛГБТ [12]. Например, с учетом данных из США и Европейского союза, почти 14 млн детей родились в семьях лесбиянок [13]. Среди немногих доступных данных из Европы предоставлен доклад польского Института психологии национальной академии наук, в котором сообщается, что 9% гомосексуалистов, проживающих в Польше, стали родителями в 2014 г. [14].

В Европе в 15 странах из 51 разрешено полное совместное усыновление однополыми парами [15]. В Германии, Эстонии и Словении было легализовано усыновление пасынка или падчерицы однополым партнером. Кроме того, в Германии партнер также может усыновить усыновленного ребенка своего партнера. Аналогичное учреждение, называемое партнерской опекой, существует в Хорватии [15]. В Италии вопрос о легализации однополых гражданских союзов и усыновлении пасынков/падчериц в настоящее время рассматривается законодателями. В США усыновление однополыми парами разрешено во всех 50 штатах с марта 2016 г.

ОТКРЫТАЯ ДИСКУССИЯ ПО ВОПРОСУ СТЕПЕНИ БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЕМЫХ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫМИ ИЛИ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫМИ ПАРАМИ

Психосоциальное развитие детей зависит в равной степени как от отношений с родителями, так и от социокультурных условий, в которых они растут [16]. За последние десятилетия в нескольких исследованиях основное внимание уделялось возможным причинно-следственным связям между сексуальной ориентацией родителей и эмоциональным, психосоциальным и поведенческим развитием детей [17, 18]. Обсуждение данного вопроса не прекращается [19]. Некоторые исследования сообщают, что дети, воспитанные гомосексуалистами, могут столкнуться с большими трудностями, чем дети, выросшие в гетеросексуальной семье [17]. Согласно этим исследованиям, трудности будут связаны с психологической нестабильностью, эмоциональным расстройством, скрытностью, собственными сексуальными предпочтениями и мечтами о браке и рождении детей [8, 9]. Большее число исследований не выявило существенных различий между детьми, воспитываемыми однополыми родителями или родителями разного пола. Их результаты показывают, что дети гомосексуальных родителей ничем не отличаются от детей гетеросексуальных родителей с точки зрения психологического здоровья; формирования сексуальной и гендерной идентичности; формирования сексуальной ориентации; возникновения психических, эмоциональных или поведенческих проблем; социа-

и

и о

о

о

2£ <

5

а.

<

в к

и

ш т

а. £

3

211

лизации; формирования и развития интеллектуальных способностей; формирования и развития самооценки; формирования локуса контроля; формирования моральных суждений; привыкания к школе; приобретения статуса потерпевшего; употребления психоактивных веществ; совершения правонарушений. Кроме того, эти исследования указывают на то, что риск возникновения сексуального насилия ниже среди детей, живущих в гомосексуальных семьях, поскольку мужчины-гетеросексуалы чаще проявляют насилие. У детей гомосексуальных родителей больше развита толерантность, также они имеют возможность построить нормальные отношения со сверстниками и взрослыми вне семьи [8, 9].

Время и внимание, уделенное детям, — одни из важнейших показателей влияния структуры семьи на детей. Исследования отношения родителей к детям показывают, что родители одного пола проводят больше времени с детьми, чем родители разного пола, и что детям гомосексуальных и гетеросексуальных пар родители уделяют приблизительно по 3,5 и 2,5 ч/день соответственно [20]. Однако, другие исследования, сравнивающие гомосексуальные и гетеросексуальные пары, не выявили различий между этими двумя категориями родителей в вопросах решения проблем, обеспечения отдыха или поощрения автономии детей [8].

Исследования, проведенные среди матерей-лесбиянок, более многочисленны, чем исследования среди отцов-геев. Сравнение подростков из гомосексуальных и гетеросексуальных семей не выявило существенных различий в проблемах интернализации и экстернализа-ции [18, 21]. Тем не менее большинство исследований в этой области указывают на некоторые ограничения, которые следует подчеркнуть: отсутствие долгосрочного последующего наблюдения и тот факт, что многие исследования семей с однополыми родителями опираются на нерепрезентативную выборку; также семьи с однополыми родителями могут быть более избирательными, чем обычные семьи, потому что исследование включало усыновленных детей, детей, родившихся в результате искусственного оплодотворения, или детей, опека над которыми была получена в результате развода [20].

ВЫВОДЫ

В ходе изменений, произошедших в общественной и культурной сферах жизни населения Западной Европы, возникли различные структуры семьи, а традиционная модель воспитания детей заменяется формами, присущими семьям нового типа, которые отличаются друг от друга структурами, верованиями, культурными нормами и личными привычками [22]. Принимая во внимание результаты исследований и их ограничения, описанные выше, а также открытые споры в рамках гражданского общества по поводу детей, растущих в смешанных семьях, важно подчеркнуть, что благополучие детей, прежде всего, зависит от ответственности родителей и чувства безопасности, включая социально-экономическую поддержку семей [11]. Психологическое и физическое здоровье детей не зависит от половой принадлежности или сексуальной ориентации их родителей.

Педиатров необходимо обучать принимать непосредственное участие в обеспечении и поддержке социального развития и благополучия детей, растущих в семьях с различными структурами. Они должны уметь находить подход к каждой семье и активно взаимодействовать с ней, предлагая поддержку, стабильность и безопасность; бороться с предрассудками и неравенством, возникшими в случае наличия неравенства в браке и наличия или отсутствия юридического признания младенцев, детей и подростков родителями. В частности, педиатры должны помогать родителям отвечать на вопросы детей, связанные с сексуальным воспитанием и репродукцией. Семьи должны обращаться за помощью к другим специалистам в случае возникновения противоречий между семьей и педиатром, который не готов принять новый образ жизни по той или иной причине [8].

Европейская педиатрическая ассоциация / Союз национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (ЕРА-иЫЕРБА) придерживается принципов защиты младенцев, детей и подростков независимо от структуры их семьи и выступает против любой дискриминации семей по признаку сексуальной ориентации, а также сотрудничает с политиками и законодателями с целью искоренить любые формы внутрисемейного неравенства.

212

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Burgess EW. The function of socialization in social evolution. Chicago (IL): University of Chicago Press; 1916.

2. Burgess EW. Aging in western culture. In: Burgess EW, ed. Aging in western societies. Chicago (IL): University of Chicago Press; 1960. P. 3-28.

3. Parsons T. The social structure of the family. In: Anshen RN, ed. The family: its functions and destiny. New York (NY): Harper; 1944. P. 173-201.

4. Popenoe D. American family decline, 1960-1990: a review and appraisal. J Marriage Fam. 1993;55:527-55.

5. Waldfogel J, Craigie TA, Brooks-Gunn J. Fragile families and child wellbe-ing. Future Child. 2010;20:87-112.

6. European Commission. EUROSTAT. Statistics explained. Marriage and birth statistics — new ways of living together in the EU. http://ec.europa.eu/ eurostat/statistics-explained/index.php/Marriage_and_birth_statistics_-_ new_ways_of_living_together_in_the_EU. Accessed July 7, 2016.

7. Aronson SR, Huston AC. The mother-infant relationship in single, cohabiting, and married families: a case for marriage? J Fam Psychol. 2004;18:5-18.

8. Gold MA, Perrin EC, Futterman D, Friedman SB. Children of gay or lesbian parents. Pediatr Rev. 1994;15:354-8.

9. Patterson CJ. Children of lesbian and gay parents: psychology, law, and policy. Am Psychol. 2009;64:727-36.

10. Gates GJ, Brown TNT. Marriage and same-sex couples after Obergefell. Williams Institute, UCLA School of Law. http://williamsinstitute.law.ucla.edu/ wp-content/uploads/Marriage-and-Same-sex-Couples-after-Obergefell-November-2015.pdf. Accessed June 2, 2016.

11. American Academy of Pediatrics, Committee on Psychosocial Aspects of Child and Family Health. Promoting the well-being of children whose parents are gay or lesbian. Pediatrics. 2013;131:827-30.

12. Gates GJ. LGBT parenting in the United States. Williams Institute, UCLA School of Law. http://williamsinstitute.law.ucla.edu/wp-content/uploads/ LGBT-Parenting.pdf. Accessed June 2, 2016.

13. Bos HM, Gartrell NK, van Balen F, Peyser H, Sandfort TG. Children In planned lesbian families: a cross-cultural comparison between the United States and the Netherlands. Am J Orthopsychiatry. 2008;78:211-9.

14. New Poland Express. 100,000 gay parents in Poland. http://www.new-polandexpress.pl/polish_news_story-6858-100000_gay_parents_in_poland. php. Accessed June 2, 2016.

15. EUNEWS. Stepchild adoption, ecco come gli omosessuali possono adottare in Europa. http://www.eunews.it/2015/10/22/stepchild-adoption-ecco-come-gli-omosessuali-possono-adottare-europa/43767 [in Italian]. Accessed June 2, 2016.

16. van Rijn-van Gelderen L, Bos HM, Gartrell NK. Dutch adolescents from lesbian-parent families: how do they compare to peers with heterosexual parents and what is the impact of homophobic stigmatization? J Adolesc. 2015;40:65-73.

17. Cameron P, Cameron K. Children of homosexual parents report childhood difficulties. Psychol Rep. 2002;90:71-82.

18. Golombok S, Perry B, Burston A, Murray C, Mooney-Somers J, Stevens M, et al. Children with lesbian parents: a community study. Dev Psychol. 2003;39:20-33.

19. Regnerus M. How different are the adult children of parents who have same-sex relationships? Findings from the New Family Structures Study. Soc Sci Res. 2012;41:752-70.

20. Prickett KC, Martin-Storey A, Crosnoe R. A research note on time with children in different- and same-sex two-parent families. Demography. 2015;52:905-18.

21. Bos HM, van Balen F, van den Boom DC. Lesbian families and family functioning: an overview. Patient Educ Couns. 2005;59:263-75.

22. Farr RH, Patterson CJ. Coparenting among lesbian, gay, and heterosexual couples: associations with adopted children's outcomes. Child Dev. 2013;84:1226-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.