Научная статья на тему 'Роль педагогической поддержки в развитии личности студентов высшего учебного заведения'

Роль педагогической поддержки в развитии личности студентов высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ / DEVELOPMENT / THE PERSON / PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мычко Елена Иосифовна, Зёлко Александра Сергеевна

Рассматриваются проблемы развития личности студентов вуза. Описывается необходимость внедрения педагогической поддержки, проанализирована ее значимость, обозначены целевые ориентации, выделены этапы педагогической поддержки студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the person of students of high school are considered. Necessity of introduction of pedagogical support is described, its importance is analysed, target orientations are designated, stages of pedagogical support of students are allocated

Текст научной работы на тему «Роль педагогической поддержки в развитии личности студентов высшего учебного заведения»

УДК 378.147

Е. И. Мычко, А. С. Зёлко

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Рассматриваются проблемы развития личности студентов вуза. Описывается необходимость внедрения педагогической поддержки, проанализирована ее значимость, обозначены целевые ориентации, выделены этапы педагогической поддержки студентов.

Problems of development of the person of students of high school are considered. Necessity of introduction of pedagogical support is described, its importance is analysed, target orientations are designated, stages of pedagogical support of students are allocated.

Ключевые слова: развитие, личность, педагогическая поддержка студентов.

Key words: development, the person, pedagogical support of students.

Современное общество развивается в направлении возрастающей интеллектуализации человека и человечества. К началу XXI в. в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Именно поэтому возможность устойчивого развития общества, успешного преодоления, а в будущем и предотвращения глобальных кризисов, а также конфликтов, характерных для нынешнего этапа развития цивилизации, тесно связана с достигнутым уровнем образованности всех его членов. В связи с этим главная задача, которую призваны решать высшие учебные заведения, — это формирование личности будущих специалистов, ведь изменения, происходящие в системе образования современной России, предъявляют новые требования к организации социально-психологического пространства учебного заведения. Такого рода пространство должно обладать совокупностью условий, в которых может осуществляться деятельность преподавателей и студентов. В законе Российской Федерации «Об образовании» свободное развитие личности провозглашается одним из принципов государственной политики в области образования [2, с. 3].

Проблема развития личности имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и в практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен развития личности на этапах ее взросления остается нераскрытым, как и переживания личностных кризисов и способности личности преодолевать их. А ведь развитие не сводится просто к обучению, воспитанию или интериоризации знаний-навыков. Человек, впитывая внешнюю информацию, с возрастом совершает качественно новый шаг — формирует собственные цели и активно действует по внутреннему побуждению.

Развитие — это качественное изменение в структуре человеческой личности, основной координатой которого является система отношений субъекта с окружающими людьми [5]. Развитие — процесс длительный, охватывающий всю жизнь человека.

В основе механизма развития лежат единство и противоположность обособления (выделения из общего, отделения от общности, обретения самостоятельности) и отождествления (обретения равенства, присоединения к общности) [3]. Акт развития обусловлен построением социальной ситуации развития, которая понимается как отношение между студентом и средой. Социальная ситуация развития возникает тогда, когда то, что предлагается студенту, переживается им самим, а предлагаемое сверху отвечает на интенции самого студента. Педагогическая ситуация развития — это предвосхищение естественной активности студента и предоставление культурных форм для реализации этих интенций.

Одна из центральных проблем педагогики и психологии состоит в раскрытии связей развития психики с обучением и воспитанием. Это обусловлено тем, что в эпоху современной научнотехнической революции от человека, активно участвующего в производственной и общественной жизни, требуется достаточно высокий уровень культурной и профессиональной подготовки. Что, в свою очередь, предполагает развитие у него разносторонних потребностей и способностей, в частности интеллектуальных способностей. Вместе с тем сложившаяся система образования, обучения и воспитания уже не решает с должной эффективностью некоторые важные проблемы, связанные с этой социальной задачей.

Следует признать, что названные выше проблемы разработаны еще очень слабо, особенно в экспериментальном плане. При этом некоторые из них имеют серьезные теоретические основания

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 41—46.

--------------------------------------------------------------=в----------------------

для интенсивного исследования. Это касается, в частности, изучения проблемні общих движущих сил психического развития человека. По мнению В. В. Давыдова, это развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения [1, с. 8]. Тем самым присвоение, которое Давыдов интерпретирует как процесс воспитания и обучения в широком смысле, является всеобщей формой психического развития человека. Эта позиция дает общие ориентиры для экспериментального и теоретического изучения проблемы развития личности.

Развитие личности студента в вузе подчиняется общим законам диалектики — это диалектический процесс создания предпосылок к изменению, возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, самоизменения. У студентов вузов наблюдается противоречие между стремлением овладеть профессией, успешно закончить обучение и переживаниями, вызываемыми объемом задач и сложностью обязанностей, то есть противоречие между отношением к цели деятельности и отношением к ее процессу. Степень осознания личностью своих внутренних противоречий может быть различной, а иногда противоречия вообще не осознаются. Осознание противоречий в свете общественно значимых целей, высоких идеалов и профессиональных требований — предпосылка такого разрешения студентами противоречий, которое способствует восходящему развитию их личности как будущих профессионалов. В противном случае противоречия могут привести к регрессивному развитию личности студента.

Личность студента — это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у него должны быть сформированы необходимые для этого качества, знания, навыки, умения. Однако вся социокультурная ментальность отечественного высшего образования до сегодняшнего дня упорно не учитывает характеристики личности студента, позволяющие ему существовать в полиреальности, обладать способностями жить во многих реальностях одновременно. Это противоречие в практике высшего образования скрывается в нетрадиционной для обыденного понимания сущности его проблем.

Более того, проведенное нами на базе Института современных образовательных технологий БФУ им. И. Канта исследование студентов-бакалавров показало, что у большинства из них не определены стратегические жизненные цели и мировоззренческие ориентиры, отсутствует опыт рефлексивного поведения, недостаточно сформированы критерии, правила и способы экзистенциального выбора. Кроме того, с использованием методики диагностики реализации потребностей в саморазвитии выяснили, что у большинства студентов отсутствует сложившаяся система саморазвития. Они плохо представляют свою дальнейшую профессиональную деятельность, не могут сформулировать цели развития и продвижения по отношению к своей будущей работе, обозначить мотиваторы, их сильные и слабые стороны.

Следует заметить, что в настоящее время уже имеются педагогические технологии коммуникаций преподавателя и студента, позволяющие каждому из них быть субъектом учебной деятельности. То есть уже созданы условия для развития полиреальностей студента. Преподаватели осведомлены о существовании таких технологий, но на практике они занимаются коррекцией порожденных ими конфликтов — падение активности у студента, снижение мотивации к обучению, значительный «отсев». Поэтому именно в высшем учебном заведении сейчас необходима реализация различных форм педагогической поддержки, что обеспечит появление принципиально новых воспитательных технологий, стимулирующих самообучение, самовоспитание и развитие студенческой молодежи.

Педагогическая поддержка позволяет:

— увидеть потенциальные возможности и личный опыт студента с его собственной точки зрения;

— высвобождать тенденции личности к развитию, расширяя ее кругозор, побуждая к познанию мира профессий и образа своего «я», значимого для будущей профессиональной жизни;

— организовать накопление опыта и способов деятельности, активно используя возможности студента, создавая ситуации для самостоятельного функционирования.

К целевым ориентациям педагогической поддержки, таким образом, относятся [4]:

— помощь студентам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению студентов в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии);

— выражение готовности помочь в любом трудном случае;

— проблемы, связанные с учебными трудностями;

— проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

— проблемы взаимоотношений студента с сокурсниками, преподавателями, родителями;

— развитие педагогической компетентности студентов.

В содержание педагогической поддержки входит:

— помощь студентам в обретении уверенности в собственных силах;

— подкрепление положительных качеств молодого человека;

— удержание от того, что мешает его развитию;

— поддержка стремления к самостоятельности, самодвижению;

— помощь студентам в преодолении препятствий, трудностей.

В процессе педагогической поддержки:

— поддерживается то, что актуально присутствует у молодого человека, а также то, что потенциально возможно;

— осуществляется построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого студента;

— обнаруживаются собственные проблемы, и им придается развивающий характер путем превращения проблемы в задачу деятельности.

Педагогическая поддержка развития личности студента — особая деятельность по созданию условий для адекватного развития его субъектности, по разноплановому содействию его усилиям в осмыслении и конструировании собственного образа жизни. Главное — дать возможность студенту преодолеть препятствие, развивая интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, и тем самым побудить к самостоятельному поступку, а в итоге — к развитию. Цель поддержки — максимально содействовать студенту в осмыслении его потребности в саморазвитии своей субъективности.

Педагогическая поддержка, таким образом, — действие, состоящее из нескольких этапов:

— совместного обнаружения проблемы;

— выявления возможностей студента решить проблему;

— проектирования деятельности по преодолению трудностей и развитию возможностей, которые могут быть развиты.

Главная цель деятельности, ориентированной на саморазвитие студента, заключается в том, чтобы, помогая в решении его проблем, создавать условия для опоры студента на свои внутренние силы, особенности и источники. Решая проблему, студент начинает строить новый образ жизни, и вокруг него создаются благоприятные внешние условия для движения его к новой форме субъектности, которая образуется с обретением им нового опыта.

Реализация педагогической поддержки позволяет успешно решать образовательные и практические задачи, осваивать сложную и многообразную позицию субъекта жизнедеятельности. Поддержка расширяет позитивный жизненный опыт каждого студента, помогает адекватно оценить и реализовать свои возможности.

В результате внедрения педагогической поддержки развитие личности студента идет в следующих направлениях:

— укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности и готовность студента к будущей практической работе;

— совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;

— повышаются ответственность, профессиональная самостоятельность;

— активизируется жизненная позиция студента, подчеркивается его индивидуальность;

— растут притязания студента в области своей будущей профессии;

— повышается роль самовоспитания и самообразования студента в развитии его личности.

Таким образом, в развитии личности студента важное место занимает педагогическая

поддержка, с помощью которой он расширяет свои знания, вырабатывает и приобретает новые умения и, таким образом, может внутренне существенно измениться, усовершенствовать свои способности, потребности, характер. Возраст 18 — 20 лет (студенты бакалавриата) — это период наиболее активного развития, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданской, общественнополитической, профессионально-трудовой и т. д. С этим периодом связано начало включения

----------------------------------------------------------------------==--------------------------

человека в самостоятельную производительную деятельность, трудовой биографии и создание собственной семьи.

Реализация педагогической поддержки в вузе оказывает максимально развивающее влияние на студента, то есть обеспечивает процесс положительного его изменения, приобретение качеств, опыта, нужных ему как будущему специалисту. Развиваемые в процессе педагогической поддержки направленность на будущее, желание приобрести социальную самостоятельность ускоряют освоение студентами профессии. Связь социальных, профессиональных и познавательных мотивов усиливает их сознательное отношение к учению, ускоряет развитие их личности.

Список литературы

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003.

3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006.

4. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М., 2005.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2001.

Об авторах

Елена Иосифовна Мычко — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

Александра Сергеевна Зёлко — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, email: zelko@inbox.ru

About authors

Prof. Yelena I. Mychko, Immanuel Kant Baltic Federal University.

Alexandra S. Zyolko, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, e-mail: zelko@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.