Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовое воспитание / общественно полезный труд / педагогические условия / мотивация / исправление осужденных / labor education / socially useful work / pedagogical conditions / motivation / correction of convicts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Олег Юрьевич, Лузгин Сергей Александрович

В статье рассматриваются педагогические условия, которые благоприятно влияют на развитие готовности осужденных к трудовой деятельности. Цель исследования состояла в создании оптимальных условий для формирования готовности осужденных к трудовой деятельности не только в исправительном учреждении, но и после освобождения из мест лишения свободы. Была использована выборка, включающая в себя 75 осужденных (мужчин), трудоустроенных на производственном участке Исправительной колонии № 1 УФСИН России по Тульской области. На основе анализа результатов анкетирования и данных, полученных с помощью психологических методик «Морфологический тест жизненных ценностей» и «Шкала отношения осужденных к труду», были сделаны выводы об эффективности выделенных педагогических условий развития готовности осужденных к производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION OF CONVICTS

The article examines the pedagogical conditions that favorably affect the development of convicts' readiness for work. The purpose of the study was to create optimal conditions for the formation of convicts' readiness for work not only in a correctional institution, but also after release from prison. A sample was used, including 75 convicts (men) employed at the production site of Correctional Colony No. 1 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Tula region. Based on the analysis of the survey results and data obtained using the psychological techniques "Morphological test of life values" and "Scale of convicts' attitude to work", conclusions were drawn about the effectiveness of the identified pedagogical conditions for the development of readiness of convicts for industrial activity.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

98 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Научная статья

УДК 343.825

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Олег Юрьевич Назаров1, Сергей Александрович Лузгин2

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия

1 e-off@inbox.ru

2 e-off@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, которые благоприятно влияют на развитие готовности осужденных к трудовой деятельности. Цель исследования состояла в создании оптимальных условий для формирования готовности осужденных к трудовой деятельности не только в исправительном учреждении, но и после освобождения из мест лишения свободы. Была использована выборка, включающая в себя 75 осужденных (мужчин), трудоустроенных на производственном участке Исправительной колонии № 1 УФСИН России по Тульской области. На основе анализа результатов анкетирования и данных, полученных с помощью психологических методик «Морфологический тест жизненных ценностей» и «Шкала отношения осужденных к труду», были сделаны выводы об эффективности выделенных педагогических условий развития готовности осужденных к производственной деятельности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, общественно полезный труд, педагогические условия, мотивация, исправление осужденных

Для цитирования

Назаров О. Ю., Лузгин С. А. Роль педагогических условий в организации трудового воспитания осужденных // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1(01). С. 98-107.

© Назаров О. Ю., Лузгин С. А., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 99

Original article

THE ROLE OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION OF CONVICTS

Oleg Jur'evich Nazarov1, Sergej Aleksandrovich Luzgin2

1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 e-off@inbox.ru

2 e-off@inbox.ru

Abstract. The article examines the pedagogical conditions that favorably affect the development of convicts' readiness for work. The purpose of the study was to create optimal conditions for the formation of convicts' readiness for work not only in a correctional institution, but also after release from prison. A sample was used, including 75 convicts (men) employed at the production site of Correctional Colony No. 1 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Tula region. Based on the analysis of the survey results and data obtained using the psychological techniques "Morphological test of life values" and "Scale of convicts' attitude to work", conclusions were drawn about the effectiveness of the identified pedagogical conditions for the development of readiness of convicts for industrial activity.

Keywords: labor education, socially useful work, pedagogical conditions, motivation, correction of convicts

For citation

Nazarov, O. Ju. & Luzgin, S. A. 2023, 'The role of pedagogical conditions in the organization of labor education of convicts', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(01). pp. 98-107.

Введение

Готовность осужденных к общественно полезному труду - это сложная проблема, требующая системного и комплексного подхода. Термин «готовность» обладает различными определениями: готовность к действию, умение мобилизовать свои силы и ресурсы для достижения поставленных целей. Готовность может быть эмоциональной, физической, интеллектуальной и являться важной характеристикой успешного человека, позволяющей ему эффективно реагировать на вызовы жизни. Готовность имеет разное значение в различных ситуациях, но в любом случае она является неотъемлемой составляющей жизни осужденного.

Ю. И. Жемерикина и В. Ф. Шнайдер определяют готовность как особое состояние, которое возникает у человека при наличии определенной потребности и ситуации ее удовлетворения [4, с. 286-293]. По мнению А. В. Барышевой, готовность к деятельности зависит от мотивации и желания субъекта достичь определенных целей [2, с. 133-140]. Если у человека есть четкие и мотивирующие цели, то он будет готов вложить усилия и ресурсы в подготовку и планирование своей деятельности, а также стремиться сделать все необходимое для достижения желаемых результатов.

100 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Готовность к трудовой деятельности может быть как спонтанной, так и предварительно разработанной. Оба варианта имеют свои преимущества, но предварительно разработанная готовность обычно более эффективна и стабильна [3, с. 33]. Готовность, согласно А. Реберу, представляет собой состояние, когда человек готов извлечь пользу из определенного опыта [11, с. 78]. Это означает, что человек открыт и готов принять новые знания, умения или навыки, которые могут помочь ему в достижении своих целей или улучшении своей жизни. Готовность также может включать в себя мотивацию и настрой, которые создают благоприятные условия для обучения, роста и развития личности. Важно отметить, что готовность может быть различной у разных людей и зависеть от индивидуальных особенностей, убеждений и целей каждого человека.

В педагогических исследованиях, основанных на функциональном подходе, готовность рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя различные аспекты человеческой деятельности и состояния, необходимые для успешного выполнения определенной задачи или функции. Готовность может относиться к таким областям жизни, как обучение, работа, социальные взаимодействия и т. д. Она может объединять когнитивные, эмоциональные, мотивационные и физические аспекты, которые взаимодействуют друг с другом и влияют на результаты конкретной деятельности или задачи. В педагогических исследованиях готовность выражается в качестве предиктора успешности обучения, а также объекта педагогического воздействия и развития [5, с. 16-19].

Мы будем анализировать готовность осужденных к выполнению общественно полезного труда и их мотивацию к этому. Эти два показателя являются ключевыми при оценке успешности работы педагогической системы в исправительных учреждениях.

С целью определения развития готовности необходимо рассмотреть факторы, влияющие на формирование готовности осужденных к общественно полезному труду. Из них наиболее важна мотивация осужденных. Если осужденный реально понимает ценность работы и видит в ней смысл, то он будет готов к выполнению трудовых обязанностей. Однако часто в исправительных учреждениях не уделяется достаточного внимания развитию этого аспекта. Ключевую роль играет также среда, в которой осужденные находятся. Если окружение позитивно настроено и поддерживает взаимопонимание и взаимодействие, то вероятность успешного трудоустройства осужденных значительно возрастает. Вместе с тем в исправительных учреждениях среда является неподходящей для построения положительных взаимоотношений и развития трудовых навыков. Не менее значимым в трудовом воспитании осужденных является поддержка со стороны окружающих. Если осужденные видят, что их усилия ценятся и их поддерживают, то это стимулирует их к выполнению трудовых обязанностей. В реалиях исправительных учреждений такая поддержка нередко остается недостаточной.

Для эффективной реабилитации осужденных необходимо создавать условия, которые способствуют развитию и улучшению их трудовых навыков. Это может быть достигнуто через их обучение профессиональным навыкам и предоставление возможности выбора работы, в которой они смогут реализовать свой потенциал. Такие условия помогут осужденным увидеть перспективы и ценности производственного труда и стимулировать их к повышению качества и результативности своей деятельности.

В целом для эффективного воспитания и реабилитации осужденных необходимо принимать во внимание все перечисленные факторы и создавать специальные педагогические условия, которые будут способствовать формированию и улучшению трудовых навыков у лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Одним

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 101

из ключевых аспектов такого воздействия является индивидуальный подход к каждому осужденному [9, с. 293]. Человек уникален и имеет свои интересы, способности и потребности. Чтобы побудить осужденных к проявлению интереса к трудовым занятиям, важно учитывать их личные предпочтения и мотивы. Некоторым может быть интересно работать в сельском хозяйстве или в сфере ручного труда, другим - в области строительства или производства. Разнообразие предлагаемых видов трудовой деятельности поможет подобрать каждому осужденному оптимальный вариант работы.

Следующим важным моментом является создание условий для развития трудовых навыков осужденных. В исправительных учреждениях должна быть организована инфраструктура, поддерживающая процесс обучения и практического освоения различных видов трудовой деятельности [12, с. 139-144]. Это предполагает наличие соответствующего оборудования, материалов, инструментов, а также квалифицированных специалистов, которые могут помочь осужденным в овладении новыми навыками. Необходимо уделять внимание как теоретическому обучению, так и производственно-практическому применению навыков. Исправительные учреждения должны быть способны предоставлять осужденным возможность работать на реальном производстве или в условиях, максимально приближенных к таковым.

Для эффективного формирования готовности осужденных к трудовой деятельности также важно использовать методы позитивного мотивирования. Поощрение и вознаграждение любых достижений в труде могут значительно повысить мотивацию осужденных [6, с. 135-138]. В данных целях могут применяться различные системы поощрения, например предоставление дополнительных привилегий, возможность участия в образовательных или культурных мероприятиях, увеличение заработной платы или сокращение срока отбывания наказания.

Кроме того, необходимо создавать педагогические условия для развития трудовой ответственности и самостоятельности у осужденных. Можно организовывать коллективные проекты, где каждый будет нести свою долю ответственности за выполнение определенных задач [10, с. 38-43]. Следует отметить особенную роль воспитателя в формировании коллектива осужденных. Воспитатель помогает установить правила социального взаимодействия и создать уважительную обстановку в группе [8, с. 30-41].

На первой стадии развития группы воспитатель должен создать безопасную и кооперативную обстановку, чтобы обеспечить установление связей между осужденными и умерить параноидальные опасения. Он также помогает членам группы сосредоточиться на процессе общения друг с другом, а не на индивидуальных целях.

На второй стадии воспитатель поддерживает открытый и спонтанный обмен мнениями между членами группы, содействует постановке общих целей и организовывает выполнение совместных заданий. Во время этой стадии педагог побуждает группу к проявлению взаимоуважения и взаимопомощи, стимулирует лидерские качества у ее представителей и помогает им развиваться.

На третьей стадии развития группы воспитатель стимулирует группу к последовательности выполнения заданий и к совместному обсуждению результата. Он инструктирует членов группы, помогая им развиваться в роли лидеров, участников и конструкторов. В конечном итоге воспитатель играет значимую роль в поддержании моральной и духовной атмосферы в группе, помогая ее членам развивать социальные навыки и духовные ценности. Его задача заключается в создании условий, в которых осужденные могут развиваться и возвращаться обществу как ответственные и социальные личности.

102 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Таким образом, для успешного формирования готовности осужденных к общественно-полезному труду необходимо создать благоприятные педагогические условия и уделить внимание мотивационным аспектам, чтобы устранить препятствия и обеспечить положительный результат.

Методы и материалы исследования

В ходе исследования была проведена работа с группой осужденных мужчин, состоящей из 75 чел. Все они были трудоустроены на производственных объектах исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тульской области. Испытуемые до проведения эксперимента проявляли низкую мотивацию к работе, что отражалось на невысокой производительности. В ходе эксперимента были разработаны и внедрены педагогические условия, способствующие формированию готовности осужденных к выполнению производственно-трудовых задач:

- повышение компетенции сотрудников исправительного учреждения в сфере трудового воспитания осужденных (лекции, деловая игра);

- создание коллективов осужденных (объединение осужденных лиц в группы);

- организация теоретического и производственно-практического обучения осужденных профессиям, востребованным на рынке труда;

- создание благоприятной психологической атмосферы в исправительном учреждении (проведение развивающих тренингов);

- использование методов позитивного мотивирования;

- привлечение в исправительное учреждение подшефных организаций.

Для изучения эффективности созданных педагогических условий анализировались результаты анкетирования и применения психологических методик:

- «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной [1]. Под жизненными ценностями в нем понимаются принципы, идеалы и убеждения, которые определяют, что наиболее важно и ценно для каждого индивида в его жизни. Они указывают на то, каким образом принимаются решения, как происходит оценка поступков. Компонентами готовности в данном случае являются: социальные контакты, материальное положение, семейная жизнь, обучение и образование, профессиональная жизнь, саморазвитие;

- «Шкала отношения осужденных к труду» С. Л. Ленькова, Н. Е Рубцовой, Б. В. Александрова, которая характеризует готовность через следующие компоненты: позитивный опыт труда и трудоустройства; восприятие труда и профессионализма, как социальных ценностей [7].

Результаты исследования

Для определения заинтересованности у осужденных в общественно полезном труде до и после эксперимента нами было проведено анонимное анкетирование. Осужденные отвечали на вопрос: «Готовы ли Вы добросовестно относиться к трудовой деятельности в исправительном учреждении?». Были получены следующие ответы, которые представлены в таблице.

Таблица

Варианты ответов Количество респондентов

До эксперимента, % После эксперимента, %

Да 16 62

Нет 84 38

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Начальные анкетные данные респондентов показали, что осужденные не проявляли интереса к общественно полезному труду. Это может иметь несколько объяснений. Во-первых, некоторые осужденные искали способы уклониться от работы. Они не видели ценности труда или считали его «низкостоящим» и не стоящим их внимания. Во-вторых, большая часть осужденных не обладали навыками или опытом производственного труда. В-третьих, осужденные считали, что приобретенные трудовые навыки и умения не будут полезны после их освобождения. В силу этого для выявления развития основных компонентов готовности, в том числе после применения в трудовом воспитании осужденных педагогических условий, нами были использованы психологические методики.

Анализ результатов осуществлен по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. Перед экспериментом ценностная система осужденных была недостаточно развита - все ценности имели примерно одинаковую и невысокую значимость. Некоторое приоритетное значение придавалось материальному благополучию и семейной жизни. Изменения в остальных показателях готовности могут включать в себя: уровень мотивации к труду, уверенность в своих способностях, навыки и знания, отношение к общественно полезному труду.

После завершения эксперимента большинство показателей готовности у осужденных значительно изменились, исключение составил уровень ценности материального положения, который остался практически неизменным (рис. 1). Это может указывать на то, что предложенные педагогические условия, направленные на повышение готовности осужденных к трудовой деятельности, не оказывают существенного влияния на их отношение к материальным благам. Стоит также отметить, что некоторые осужденные могут придавать большое значение нематериальным аспектам жизни, таким как личные отношения, нравственное развитие или общественная деятельность. В силу этого у них может быть меньше мотивации изменить свое отношение к материальному положению.

Социальные Материальное контакты положение

Обучение Профессиональная Семейная жизнь Саморазвитие и образование жизнь

■ До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 1. Среднее значение развития компонентов готовности по диагностике жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной у осужденных в исправительном учреждении

104 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Позитивный опыт труда Восприятие труда и профессионализма

как социальных ценностей

■ До эксперимента ■ После эксперимента

Рис. 2. Среднее значение развития компонентов готовности по диагностике отношения

осужденных к трудовой деятельности С. Л. Ленькова, Н. Е Рубцовой, Б. В. Александрова у осужденных в исправительном учреждении

До эксперимента показатель готовности в контексте отношения осужденных к труду имел низкий уровень развития. После экспериментальной работы значения обоих показателей повысились до среднего уровня выраженности. Это означает, что осужденные стали гораздо позитивнее оценивать имеющуюся у них квалификацию и возможные перспективы, стали испытывать более высокую удовлетворенность от трудовых усилий.

Изменения в оценке готовности осужденных к общественно полезному труду и их повышенная удовлетворенность работой способствуют позитивной адаптации в существующей среде исправительного учреждения и после освобождения. Это подчеркивает важность образования и профессиональной подготовки в рамках реабилитационных программ, которые помогают осужденным поверить в себя, найти свое место в обществе и иметь возможность внести свой вклад в общий прогресс и благополучие.

Среднее значение развития компонентов готовности по диагностике отношения осужденных к трудовой деятельности позволяет определить общий уровень готовности осужденных к работе и выявить те компоненты, которые требуют дополнительной работы и развития (рис. 2).

Экспериментальное исследование подтвердило значимость развития готовности к трудовой деятельности у осужденных и важность перехода от отдельных личностных качеств к формированию целостной системы готовности. Этот подход способствует лучшей реабилитации и ресоциализации осужденных, помогает им успешно вернуться в общество и стать активными участниками на рынке труда.

Выводы

Для эффективного воспитания осужденных требуются инновационные подходы. Один из вариантов - активное применение психологических, педагогических и социальных методов работы с осужденными.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 105

Показателями формирования готовности к труду можно считать стремление осужденных к приобретению специальности и повышению квалификации. Целесообразно в исправительных учреждениях готовить таких специалистов, которые обеспечивали бы выполнение производственных заданий не только в период отбывания наказания, но и после освобождения, что в значительной степени будет решать проблему успешной социальной адаптации бывших правонарушителей.

Объективной предпосылкой к формированию у осужденных готовности к труду является стремление к самосовершенствованию. По мере умственного, трудового, нравственного развития, расширения и углубления знаний, социальных контактов у человека закономерно возникают, с одной стороны, новые запросы и интересы, которые необходимо удовлетворять, с другой - потребность в устранении собственных недостатков, мешающих достижению новых, больших целей.

Таким образом, разработка и реализация педагогических условий позволит создать оптимальные возможности для формирования готовности осужденных к трудовой деятельности не только в исправительном учреждении, но и после их освобождения из мест лишения свободы.

Список источников

1. Морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. URL: https://psytests.org/life/mtzc.html (дата обращения: 25.06.2023).

2. Барышева А. В. Готовность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, к профессиональному самоопределению как проблема современной педагогической науки // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 2(42). С.133-140.

3. Бобровик А. П., Любаков А. А. Физическая готовность сотрудников силовых структур как составная часть общей готовности к служебно-профессиональной деятельности // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сб. ст. XX Между-нар. науч.-практ. конф., Иркутск, 14-15 июня 2018 г. / отв. ред. С. М. Струганов. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2018. С. 32-35.

4. Жемерикина Ю. И., Шнайдер В. Ф. Мотивационная и эмоциональная готовность как составляющие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Матрица научного познания. 2021. № 11-1. С. 286-293.

5. Киселев М. В. К вопросу о воспитательном воздействии на лиц, отбывающих уголовные наказания // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 19-20 нояб. 2020 г. Томск : Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2020. Т. 8. С. 16-19.

6. Кузина Е. В. К вопросу об эффективности применения некоторых мер поощрения к осужденным, лишенным свободы // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 95-3. С. 135-138.

7. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Александров Б. В. Шкала отношения осужденных к труду (ШООТ) // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 223-239.

8. Макаренко А. С. Сочинения : в 7 т. М., 1958. Т. 5. 558 с.

9. Назаров О. Ю. Психолого-педагогические особенности трудового воспитания осужденных // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 10(212). С. 292-294.

106 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

10. Пономарев С. Б. Тюремная субкультура с позиции теории систем // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 1(212). С. 38-43.

11. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М. : Вечер, 2001. Т. 1. 592 с.

12. Симонова Е. В., Пономарева Г В. Представления осужденных граждан об организации обучения в учреждениях Российской пенитенциарной системы // Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах : Восьмой ежегодный сб. науч. тр. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ : в 2 ч. / под общ. ред. И. И. Павлова. Тверь : Тверской государственный технический университет, 2020. Т. 2. С. 139-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Morphological test of life values V. F. Sopova, L. V. Karpushinoj n.d., viewed 25 June 2023, https://psytests.org/life/mtzc.html.

2. Barysheva, A. V. 2018, 'The readiness of minors sentenced to imprisonment for professional self-determination as a problem of modern pedagogical science', Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, iss. 2(42), pp. 133-140.

3. Bobrovik, A. P. & Ljubakov, A. A. 2018, 'Physical readiness of employees of law enforcement agencies as an integral part of the general readiness for official and professional activity', in S. M. Struganov (ed.), Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: collection of articles of the XXInternational Scientific and Practical Conference, Irkutsk, June 14-15, 2018, pp. 32-35, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk.

4. Zhemerikina, Ju. I. & Shnajder, V. F. 2021, 'Motivational and emotional readiness as components of students' psychological readiness for future professional activity', The Matrix of scientific Knowledge, iss. 11-1, pp. 286-293.

5. Kiselev, M. V. 2020, 'On the issue of educational impact on persons serving criminal sentences', in The penal enforcement system: pedagogy, psychology and law : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Tomsk, November 19-20, 2020, vol. 8, pp. 16-19, Tomsk Institute for Advanced Training of Employees of the FPS of Russia, Томск.

6. Kuzina, E. V. 2023, 'On the issue of the effectiveness of the application of certain incentive measures to convicts deprived of liberty', Trends in the development of science and education, iss. 95-3, pp. 135-138.

7. Len'kov, S. L., Rubcova, N. E. & Aleksandrov, B. V. 2020, 'The scale of convicts' attitude to work (SHOOT)', Psychology and Law, vol. 10, iss. 2, pp. 223-239.

8. Makarenko, A. S. 1958, Writings, in 7vols, vol. 5, Moscow.

9. Nazarov, O. Ju. 2022, 'Psychological and pedagogical features of labor education of convicts', Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, iss. 10(212), pp. 292-294.

10. Ponomarev, S. B. 2020, 'Prison subculture from the point of view of the theory of systems', Bulletin of the penal enforcement system, iss. 1(212), pp. 38-43.

11. Reber, A. 2001, A large explanatory psychological dictionary, Vecher, vol. 1, Moscow.

12. Simonova, E. V. & Ponomareva, G. V. 2020, 'Representations of convicted citizens on the organization of education in institutions of the Russian penitentiary system', in I. I. Pavlov (ed.), Problems of management in socio-humanitarian, economic and technical systems: The eighth annual collection of scientific papers of teachers, graduate students, undergraduates, students of the Faculty of Management and Social Communications TvGTY, in 2 vols, vol. 2, pp. 139-144, Tver State Technical University,Tver'.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 107

Информация об авторах

О. Ю. Назаров - адъюнкт факультета научно-педагогических кадров;

С. А. Лузгин - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики.

Information about the authors

O. Ju. Nazarov - Associate Professor of the Faculty of Scientific and Pedagogical Personnel;

S. A. Luzgin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 30.10.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 30.10.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.