Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.'

РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

10455
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / НАЧИНАЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / ОРГАНИЗАТОРЫ НАСТАВНИЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / TEACHER-MENTOR / NOVICE TEACHER / YOUNG TEACHERS / MENTORING ORGANIZERS / SPECIALIST / SOCIAL ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочкина Светлана Николаевна

В статье дается анализ понятия «педагог-наставник». Ставятся вопросы: Какой опыт может принести педагогу роль наставника? Что он знает такого, чего не знают другие? Чем он готов поделиться? Как добиться успеха? Каков должен быть образ учителя современной школы? Каждый человек идёт своим собственным путем. Каждый хочет быть востребованным. Но как добиться успеха? Показан труд педагога как «фактор всякой культуры». Говорится о том, что многие педагоги отказываются от роли наставника из боязни ответственности и нежелания тратить свое время и силы. Представлена функция педагога-наставника как человека, способного помочь молодому неопытному специалисту как человеку, способному решать задачи, находить выход в нестандартных ситуациях в его продвижении. Показано, что наставничество и методическая поддержка в дистанционном и в контактном форматах, нацелены на содействие. Основная проблема нашего времени в разобщенности и одиночестве. Человек не может найти ответы на возникающие вопросы. Развитие коммуникаций, появление социальных сетей, гаджетов не способствует решению проблем, люди становятся еще более одинокими. Ставится новая главная задача педагога - представить себя в качестве наставника, примерить образ, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. Предъявлен опыт коллег Московского городского педагогического университета, в котором наставничество и методическая поддержка в дистанционном и в контактном форматах, нацелены на содействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочкина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A TEACHER-MENTOR IN THE MODERN WORLD.

The article analyzes the concept of "teacher-mentor." The questions are posed: What experience can bring the role of a mentor to a teacher? What does he know that which others do not know? What is he willing to share? How to succeed? What should be the image of a teacher of a modern school? Each person goes his own way. Everyone wants to be in demand. But how to succeed? The work of the teacher is shown as a “factor of any culture”. It is said that many teachers refuse the role of a mentor for fear of responsibility and unwillingness to spend their time and effort. The function of a teacher-mentor as a person who is able to help a young inexperienced specialist as a person who is able to solve problems and find a way out in non-standard situations in his advancement is presented. It is shown that mentoring and methodological support in remote and contact formats are aimed at assistance. The main problem of our time is disunity and loneliness. A person cannot find answers to questions that arise. The development of communications, the emergence of social networks, gadgets does not contribute to solving problems, people become even more lonely. The teacher’s new main task is to present himself as a mentor, try on an image, feel, see prospects, and appear before the world in a new social role. The experience of colleagues from the Moscow City Pedagogical University, in which mentoring and methodological support in remote and contact formats, is aimed at facilitating, is presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-46-51

УДК 37

Кочкина Светлана Николаевна

СОШ № 24 г. г. Краснодар, Россия e-mail: kochkina-sveta@mail.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. В статье дается анализ понятия «педагог-наставник». Ставятся вопросы: Какой опыт может принести педагогу роль наставника? Что он знает такого, чего не знают другие? Чем он готов поделиться? Как добиться успеха? Каков должен быть образ учителя современной школы? Каждый человек идёт своим собственным путем. Каждый хочет быть востребованным. Но как добиться успеха? Показан труд педагога как «фактор всякой культуры». Говорится о том, что многие педагоги отказываются от роли наставника из боязни ответственности и нежелания тратить свое время и силы. Представлена функция педагога-наставника как человека, способного помочь молодому неопытному специалисту как человеку, способному решать задачи, находить выход в нестандартных ситуациях в его продвижении. Показано, что наставничество и методическая поддержка в дистанционном и в контактном форматах, нацелены на содействие. Основная проблема нашего времени в разобщенности и одиночестве. Человек не может найти ответы на возникающие вопросы. Развитие коммуникаций, появление социальных сетей, гаджетов не способствует решению проблем, люди становятся еще более одинокими. Ставится новая главная задача педагога - представить себя в качестве наставника, примерить образ, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. Предъявлен опыт коллег Московского городского педагогического университета, в котором наставничество и методическая поддержка в дистанционном и в контактном форматах, нацелены на содействие.

Ключевые слова: педагог-наставник, начинающий учитель, молодые педагоги, организаторы наставничества, специалист, социальная роль

Для цитирования: Кочкина С. Н. Роль педагога-наставника в современном мире. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 2. С. 46-51.

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-46-51

Svetlana N. Kochkina

Secondary School no 24 Krasnodar, Russia e-mail: kochkina-sveta@mail.ru

THE ROLE OF A TEACHER-MENTOR IN THE MODERN WORLD

Abstract. The article analyzes the concept of "teacher-mentor." The questions are posed: What experience can bring the role of a mentor to a teacher? What does he know that which others do not know? What is he willing to share? How to succeed? What should be the image of a teacher of a modern school? Each person goes his own way. Everyone wants to be in demand. But how to succeed? The work of the teacher is shown as a "factor of any culture". It is said that many teachers refuse the role of a mentor for fear of responsibility and unwillingness to spend their time and effort. The function of a teacher-mentor as a person who is able to help a young inexperienced specialist as a person who is able to solve problems and find a way out in non-standard situations in his advancement is presented. It is shown that mentoring and methodological support in remote and contact formats are aimed at assistance. The main problem of our time is disunity and loneliness. A person cannot find answers to questions that arise. The development of communications, the emergence of social networks, gadgets does not contribute to solving problems, people become even more lonely. The teacher's new main task is to present himself as a mentor, try on an image, feel, see prospects, and appear before the world in a new social role. The experience of colleagues from the Moscow City Pedagogical University, in which mentoring and methodological support in remote and contact formats, is aimed at facilitating, is presented.

Keywords: teacher-mentor, novice teacher, young teachers, mentoring organizers, specialist, social role

For citation: Kochkina S.N. The role of a teacher-mentor in the modern world.

Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 2. P. 46-51

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-46-51 (In Russ., abstr. in Engl.)

«Ничто так не побуждает стать лучше, как доброе слово умного наставника»

Р.Я. Малиновский

Существенные изменения в образовании, изменение контингента учащихся, структуры семьи, уровня подготовки и квалификации населения и разнообразие национальных культур создают ситуацию, когда монокультурные модели образования становятся неэффективными [1, с. 94].

В докладе В.А. Сластенина «Педагогическое образование: вызовы XXI века» (2010) рассказывается о том, какие педагоги будут востребованы в новой школе XXI века, каков должен быть образ учителя современной школы. Это педагоги, которые должны будут владеть знаниями психологии и педагогики, понимать особенности развития учащихся. Уметь становиться профессионалами в разных об-

ластях, помочь ребенку найти свое место в будущем, обрести свое Я, быть самостоятельным и творческим человеком, уверенно идущим в будущее. Быть чутким и внимательно относиться к интересам подрастающего поколения, открытым к окружению [2, с. 3].

Педагог-наставник - это человек, который формирует свободного человека, идя от интереса ребенка [3]. Стратегия новой современной педагогики в том, что в центре находится ребенок с его интересами и потребностями [4].

Каждый человек идёт своим собственным путем. Каждый хочет быть востребованным. Но как добиться успеха? Секрет на самом деле очевиден... Человек всю жизнь учится. Он так устроен. В процессе обучения изменяется (образуется) его внутренняя субстанция, появляются его собственные знания (А.В. Хуторской). Педагог, проработавший в школе давно, на протяжении всей своей жизни учится, накапливает опыт. Но вот приходит время, и ему говорят: «Теперь ты - наставник и можешь передать свои знания и опыт».

Количество ролей, которые каждый человек примеряет на себя за свою жизнь, едва ли уступает количеству одежды в шкафу истинной модницы. Педагог и профессионал, и член своей семьи, ему хочется побыть с друзьями, уделить внимание любящим его родителям и т.д. Существует множество социальных ролей. Кем-то мы были, кем-то являемся сейчас, а кем-то нам еще только предстоит стать - и, может быть, совсем скоро. Приятно мечтать о роли бабушки (дедушки), и точно знать, что это будет самая любимая роль в житейском море перевоплощений.

Т.Г. Маркарьян отстаивал идею о том, что труд педагога должен занимать важное место, являться «фактором всякой культуры». Дидасколог называл педагогический коллектив оркестром. Отмечал, что к ребенку надо относиться также серьезно, как и к учителю: «Школа рационализируется только тогда, когда учитель будет также изучен, как и ребенок, и когда будут найдены соответствующие методы для подготовки учителя» [5, с. 6].

Наставник - одна из самых неоднозначных ролей в жизни педагога. Каждая роль - это опыт, который нельзя игнорировать, и который заслуживает быть осознанным и проработанным. Какой же опыт может принести педагогу роль наставника? Что он знает такого, чего не знают другие? Чем он готов поделиться?

Если речь заходит о стаже и опыте, то педагог грезит о той самой заветной и недосягаемой «зоне комфорта». Но порой ситуации складываются необычно. С педагогом не советуются и особенно не церемонятся. К нему «привязывают» молодого специалиста, утверждают направление, тему, цели-задачи, назначают сроки, и...— вперед! Поехали! Ты теперь - наставник. А внутри проснулся заскучавший исследователь и неугомонный первооткрыватель. Многие педагоги отказываются от роли наставника из боязни ответственности и нежелания тратить свое время и силы. Люди, склонные к альтруизму, вообще могут и не задумываться об этом - для них естественно помогать тем, кому необходимы их опыт и знания. Педагог-наставник способен помочь молодому неопытному специалисту в его продвижении. Это происходит быстрее, чем тот делал бы это в одиночку. Самообразование приветствуется, но есть вещи, которые гораздо проще и эффективнее получить от грамотного специалиста в готовом виде, чем ждать, пока пройдет время, совершать ошибки самому и рефлексировать, исправляя. Но, с другой стороны, знания - еще не гарантия успешного продвижения по жизненной траектории, процветания и успеха. Важно уметь применять полученные знания на практике. Молодой специалист - это не человек с диплом в кармане, а специалист, способный решать задачи, находить выход в нестандартных ситуациях, в которых

люди обычно теряются, это тот, кто верит в себя, в свое будущее и будущее всего общества.

В интересной на наш взгляд работе современного исследователя А.М. Моисеева «наставники» представлены как пользователи Платформы, которые могут оказывать наставническую и методическую поддержку и сами получать от Платформы помощь и поддержку в этой работе. В его представлении «наставники» используют Платформу для поиска наставляемых, осуществляют коммуникации с наставляемыми, ведут образовательную, просветительскую, консультативную, наставническую деятельность, а также получают помощь и поддержку непосредственно в своей работе в качестве наставника, развивают необходимые компетентности. По мнению А.М. Моисеева, наставничество и методическая поддержка в дистанционном и в контактном форматах, нацелены на содействие. Созданная им Платформа наряду с процессом наставничества и методической поддержки начинающих педагогов, обеспечивает процесс профессионального взаимодействия между самими начинающими педагогами [6, с. 24].

Начинающий учитель приходит работать в уже существующую систему, однако он способен создавать и изменять ее. Профессия учителя творческая. Она для талантливых людей. В отличие от посредственного учителя, посредственного поэта можно не читать. Куда же деваться ребёнку от посредственного учителя? Это вечный вопрос, который невольно задают себе и дети, и родители. И ответить на него не просто.

Конечно, общество не стоит на месте, появляются уникальные компьютерные программы. Однако какие бы новые возможности нам ни открывала бы работа с искусственным интеллектом, навыки, знания, а особенно ценности, передаются только от учителя к ученику. Педагогом человека сделать нельзя, но можно научить его работать, выполнять функции педагога. И не только можно, но и нужно.

Основная проблема нашего времени в разобщенности и одиночестве, в Человек не может найти ответы на возникающие вопросы. Развитие коммуникаций, появление социальных сетей, гаджетов не способствует решению проблем, люди становятся еще более одинокими.

Наставником должен быть человек, которому можно позвонить в любое время дня и ночи и посоветоваться, решить вопрос, проблему, и он не проигнорирует, попытается понять и ответить. К этому человеку можно прийти не только с профессиональным, но и с жизненным вопросом.

В связи с этим интересен опыт коллег Московского городского педагогического университета. В своей статье А.М. Моисеев предложил разработать цифровую Платформу для дистанционного сопровождения молодых педагогов -наставляемых (начинающих педагогов), наставников и организаторов наставничества [6].

Быть наставником - очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, можно сказать: эту прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода.

Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это основная задача педагога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Теоретико-методологические основания индивидуализации образования в современном обществе: от учета индивидуальных особенностей до проектирования индивидуального образовательного маршрута // Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2014. № 5(27). - С. 93 - 96. http://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/1117

2. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. М., 2010.

3. Ковалева Т.М. Клуб экспертов образования. М., 2019. https: //m.facebook.com / eduexperts/?fref=ts

4. Голованов В. Наставник - это человек, который формирует свободного человека, идя от интереса ребенка. // Вести образования 24.10.2019 http://vogazeta.ru

5. Маркарьян Т.Г. Школа, ребенок и учитель педагогия и дидаскология. 2-е изд. испр. и доп. Ростов-н / Д.; Краснодар, 1925.

6. Моисеев А.М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. Том 2. № 3. 2019. - С. 20 -40. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/58 (дата обращения: 2 ноября 2019)

REFERENCES

1. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. ^nceptual and procedural grounds for a personalizing approach to learning in the contemporary society: starting from individual peculiarities taken into account to the designing of an individual path of learning. Historical and socio-educational idea. Krasnodar, 2014. No. 5 (27). P. 93- 96.. Available at:

http: //hist-edu.ru / index.php/hist/article/view/1117

2. Slastenin V.A. Teacher Education: Challenges of the 21st Century. M., 2010.

3. Kovaleva T.M. Club of Education Experts. M., 2019. Available at: https: //m.facebook.com / eduexperts/?fref=ts

4. Golovanov V. Mentor - this is a person who forms a free person, going from the interest of the child. Lead education 24.10.2019 Available at: http://vogazeta.ru

5. Markaryan T.G. School, child and teacher education and didascology. 2nd ed. corrected and add. Rostov-n / D .; Krasnodar, 1925.

6. Moiseev A.M. A model of a system of distance mentoring and methodological support (NIMP) for students and young teachers at the Pedagogical University. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. Volume 2. No. 3. 2019. P. 20 - 40. Available at: URL http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/58 (accessed November 2, 2019).

Информация об авторе: Кочкина Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г. Краснодар, Россия e-mail: kochkina-sveta@mail.ru

Поступила: 17.03.2020 После доработки: 19.04.2020 Принята к публикации: 25.04.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Svetlana N. Kochkina, primary school teacher, Secondary School no 24 Krasnodar, Russia e-mail: kochkina-sveta@mail.ru

The paper was submitted: 17.03.2020

Received after reworking: 19.04.2020

Accepted for publication: 25.04.2020

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.