Научная статья на тему 'Роль печатных СМИ в освещении хода политического процесса современной России'

Роль печатных СМИ в освещении хода политического процесса современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3903
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шустеров Дмитрий Михайлович

В статье обращается внимание на актуальные аспекты проблемы освещения событий политической жизни в печатных СМИ. Раскрываются особенности отражения политической информации в отдельных печатных изданиях. Отмечается аналитический подход СМИ к анализу политического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль печатных СМИ в освещении хода политического процесса современной России»

УДК 070:323

ШУСТЕРОВ Д.М. Информационная картина

регионального политического пространства (на материалах печатных СМИ)

В статье обращается внимание на актуальные аспекты проблемы освещения событий политической жизни в печатных СМИ. Раскрываются особенности отражения политической информации в отдельных печатных изданиях. Отмечается аналитический подход СМИ к анализу политического процесса.

Ключевые слова: печатные СМИ, политический процесс, политическая журналистика.

Совершенно очевидно, что СМИ оказывают сегодня большее чем когда бы то ни было влияние на формирование сознания и поведения людей, становятся мощным инструментом влияния на институты власти. При этом практика свидетельствует, что не только электронные, но и печатные СМИ остаются востребованными в обществе причём, в секторе печатных СМИ в последние годы появилось немало изданий, претендующих на роль информационного игрока в политическом поле. К числу таких изданий относятся лидеры общенационального чтения "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", газеты качественного ряда - "Ведомости", "Время новостей", "Коммерсантъ", "Московские новости", "Независимая газета", "Новые известия", "Российская газета", газеты с известными брендами - "Известия", "Новая газета", "Советская Россия", "Труд", журналы "Власть", "Политический журнал", "Россия в глобальной политике", "Эксперт", популярные интернет-СМИ - "Газета.ру", "Взгляд.ру". Освещая политическую жизнь, СМИ работают с актуальной повесткой дня, выстраиваемой на информационных поводах. Новостной ряд связан с деятельностью государственных институтов, главы государства, партий и их лидеров, губернаторов, отношениями между субъектами политики, международной политикой, политическими событиями в стране и за рубежом.

Наблюдая ход политического процесса, каждое издание находит свой ракурс видения различных ситуаций и проблем. Так, "Новая газета" исповедует идеологию критического анализа. "Московские новости" последовательно исследуют проблемы постсоветского общества, трансформации политической системы, роль политического лидерства. Специфика подхода отчётливо заметна в "Советской России", ориентированной на левопат-риотическую аудиторию. Газета "Комсомоль-

ская правда" интересна с точки зрения крупного информационного ресурса. Принадлежа к массовым изданиям, она намеренно дистанцируется от позиционности. В газете часто встречается политический трэш - заметки об эпатажном поведении политиков, их участии в светских мероприятиях, словесных перебранках в стенах Думы и т.д. Все эти издания, имеющие многомиллионную аудиторию, всегда являются привлекательными в качестве пропагандистской трибуны. На полосах "Комсомольской правды" время от времени с объёмными (полосными и больше), идеологически нагруженными публикациями выступают близкие Администрации Президента РФ политологи и журналисты. Более выразительный подход к освещению политической жизни и формированию политической проблематики заметен в "Аргументах и фактах", чья аудитория также не менее значима как электоральный ресурс. В информационном пространстве издания особую ценность и по качеству журналистского мастерства, и по актуальности обсуждаемых проблем имеют полосные интервью с видными российскими политиками.

Глубина разработки политической проблематики непосредственно зависит от типологической матрицы издания. Содержание качественных СМИ рассчитано на аудиторию, тяготеющую к смысловому чтению. Тематические разделы, посвящённые политике и экономике, в таких средствах массовой информации занимают большие по сравнению с другими тематиками площади и имеют принципиальное значение в раскрытии картины реального мира.

Анализ политической проблематики в качественных СМИ выявляет её особенности. Это прежде всего многоаспектность самой темы политики. Многоаспектность проявляется в освещении разных сторон политического процесса (деятельность властных институтов, их

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

133

взаимодействие, отношения между политическими силами, их роль в формировании политического курса, политическая конкуренция и строительство партийной системы и др.). Политическая проблематика никогда не ограничивается вопросами властвования и всегда связана с вопросами развития социальной, культурной и других сфер. В изданиях специализированных - такого типа, как журналы "Эксперт", "Профиль" или газеты "Ведомости" - политика рассматривается сквозь призму проблем экономики, финансов, бизнеса.

Политическая проблематика в качественных СМИ размещается на двух уровнях их информационного пространства. Подача всего массива политической информации осуществляется в соответствии с правилом, обязательным для качественных СМИ, - новости, комментарий и аналитика разделены, визуально (графически) акцентированы. Главным методом раскрытия хода политического процесса является анализ. Наряду с материалами, в которых оперативно анализируются текущие события, публикуются и статьи теоретического характера. В публикациях такого рода используются политологический, социологический, макроэкономический подходы. В этих изданиях сложилась практика организации дискуссий, посредством которых реализуется функция "форума".

Характерные для качественных СМИ объективность и сбалансированность в подаче материалов создают многомерность реальности: событий, противоречий, конфликтов, что, в свою очередь, побуждает к расширению авторского корпуса газет и журналов за счёт профессиональных экспертов и представителей различных политических сил.

Продвижение к новым стандартам освещения политической жизни в политической журналистике во многом связано с двумя изданиями - "Независимой газетой" и "Коммерсантом". Именно эти газеты заложили фундамент для развития прессы интеллектуального влияния.

"Независимой газете" принадлежит первенство в реализации функции "форума", где равные права голоса имеют представители всех политических сил. Рубрика "Идеи и люди" открыла аудитории многих, ставших впоследствии известными, экспертов, политологов, экономистов, политиков. Широта охвата изданием темы политики и одновременно развитие проблемного ряда осуществляются в газете посредством нескольких приложений

- "НГ - Военное обозрение", "НГ - Политика", "НГ - Религии", "НГ - дипкурьер" и другие. Здесь анализируются проблемы целостности государства; модернизации политических институтов; перехода к новому социально-политическому укладу; формирования правящего класса, соответствия элиты задачам развития страны; геополитики постсоветского государства, развития федерализма; перспектив экономического и политического сотрудничества стран СНГ; отношений бизнеса и власти; политического лидерства; роли СМИ в публичной политике.

Нельзя не отметить и опыт "Независимой газеты" в расширении круга авторов, что непосредственно отразилось на проблематике издания. В авторском корпусе прочные позиции начинают занимать эксперты, обеспечивающие интеллектуальную проработку сложных актуальных вопросов. В информационном пространстве "НГ" эксперты становятся влиятельными медиаперсонами, участниками диалогового обмена по вопросам выбора социальной, культурной, экономической политики.

Это повышает качество аналитики, поскольку авторы-эксперты являются носителями специализированных знаний; акцентирует внимание на проблемных сторонах общественной жизни, провоцируя дискуссию; закрепляет практику сопоставления разных взглядов, необходимых для поиска альтернативных решений.

Таким образом, наличие в информационном пространстве газет и журналов, не только отражающих политическую информацию, но и анализирующих и комментирующих сложный ход политического процесса, создающих представления о политике, - факт очевидный.

Политическая тематика СМИ, присутствующая в разных средствах массовой информации, в значительной степени представляет собой продукт реальной политики или политического процесса. Средства массовой информации "берут" тему политики и рассматривают её с разных сторон и позиций. СМИ не создают политических событий, они формируют политическую проблематику, определяемую П. Бурдье как "пространство принятия позиций".

Это становится возможным лишь в условиях демократии, сущностной стороной которой является непрерывный диалог власти и общества.

*Статья подготовлена на основе контент-анализа федеральных печатных СМИ, публикующих материалы по политической проблематике.

№ 2 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.