Научная статья на тему 'Роль патриотизма в формировании ценностей российской молодежи: теоретический анализ'

Роль патриотизма в формировании ценностей российской молодежи: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / личностное развитие / молодежь / образование / патриотизм / соци-окультурный анализ / средства массовой информации / globalization / personal development / youth / education / patriotism / socio-cultural analysis / mass media

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Игоревна Третьякова

Представленная статья содержит анализ роли патриотизма в формировании молодежной среды современной России как важного социокультурного феномена. Автор подробно исследует различные аспекты проявления патриотизма среди молодых граждан России, такие как гордость за страну и активное участие в патриотических мероприятиях и акциях. Внимание уделяется также факторам, оказывающим влия-ние на формирование патриотических настроений молодого поколения, включая образование, средства мас-совой информации и интернет-пространство. Анализируются вызовы и противоречия, связанные с патриотиз-мом в молодежной среде, и предлагаются практические пути для укрепления и развития патриотического со-знания молодых индивидов. В частности, статья описывает значимость образовательных программ, под-держки патриотических инициатив и диалога между поколениями. Особое внимание уделяется противоречиям, с которыми сталкиваются идеи патриотизма в молодеж-ной среде современной России, включая влияние глобализации, разнообразие ценностей и социально-эконо-мические проблемы. Автор подчеркивает необходимость создания условий, способствующих активному уча-стию молодежи в патриотических инициативах, таких как патриотические мероприятия, образовательные про-граммы и онлайн-ресурсы. Данная статья представляет собой глубокое понимание роли патриотизма в молодежной среде со-временной России и его влияния на социокультурные аспекты общества. Она может быть использован аис-следователями, общественными деятелями и всеми, кто занимается организацией патриотического воспи-тания молодежи в России. Более того, статья предлагает конкретные рекомендации и идеи для укрепления патриотических ценностей среди молодежи и развития их активной гражданской роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Игоревна Третьякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Patriotism in the Formation of Values of Russian Youth: Theoretical Analysis

This article contains an analysis of the role of patriotism in shaping the youth environment of modern Russia as an important socio-cultural phenomenon. The author examines in detail various aspects of the manifestation of patriotism among young citizens of Russia, such as pride in the country and active participation in patriotic events and actions. Attention is also paid to the factors influencing the formation of patriotic sentiments of the younger gener-ation, including education, the media and the Internet space. Challenges and contradictions related to patriotism in the youth environment are analyzed, and practical ways to strengthen and develop patriotic consciousness of young indi-viduals are suggested. Specifically, the article describes the importance of educational programs, support for patriotic initiatives and intergenerational dialogue. Particular attention is paid to the contradictions faced by ideas of patriotism in the youth environment of modern Russia, including the impact of globalization, diversity of values and socio-economic problems. The author emphasizes the necessity of creating conditions that promote active participation of young people in patriotic initia-tives, such as patriotic events, educational programs and online resources. This article scrutinizes the role of patriotism in the youth of modern Russia and its impact on socio-cultural aspects of society. It can be used by researchers, public figures and anyone involved in organizing the patriotic education of youth in Russia. Moreover, the article offers specific recommendations and ideas for strengthening patriotic values among young people and developing their active civic role.

Текст научной работы на тему «Роль патриотизма в формировании ценностей российской молодежи: теоретический анализ»

Научная статья УДК 316.7

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.10

Роль патриотизма в формировании ценностей российской молодежи: теоретический анализ

Елена Игоревна Третьякова

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Адыгея, Россия, alexandr01.87@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-9367-4814

Аннотация. Представленная статья содержит анализ роли патриотизма в формировании молодежной среды современной России как важного социокультурного феномена. Автор подробно исследует различные аспекты проявления патриотизма среди молодых граждан России, такие как гордость за страну и активное участие в патриотических мероприятиях и акциях. Внимание уделяется также факторам, оказывающим влияние на формирование патриотических настроений молодого поколения, включая образование, средства массовой информации и интернет-пространство. Анализируются вызовы и противоречия, связанные с патриотизмом в молодежной среде, и предлагаются практические пути для укрепления и развития патриотического сознания молодых индивидов. В частности, статья описывает значимость образовательных программ, поддержки патриотических инициатив и диалога между поколениями.

Особое внимание уделяется противоречиям, с которыми сталкиваются идеи патриотизма в молодежной среде современной России, включая влияние глобализации, разнообразие ценностей и социально-экономические проблемы. Автор подчеркивает необходимость создания условий, способствующих активному участию молодежи в патриотических инициативах, таких как патриотические мероприятия, образовательные программы и онлайн-ресурсы.

Данная статья представляет собой глубокое понимание роли патриотизма в молодежной среде современной России и его влияния на социокультурные аспекты общества. Она может быть использован аис-следователями, общественными деятелями и всеми, кто занимается организацией патриотического воспитания молодежи в России. Более того, статья предлагает конкретные рекомендации и идеи для укрепления патриотических ценностей среди молодежи и развития их активной гражданской роли.

Ключевые слова: глобализация, личностное развитие, молодежь, образование, патриотизм, социокультурный анализ, средства массовой информации

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Третьякова Е.И. Роль патриотизма в формировании ценностей российской молодежи: теоретический анализ // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 83-88. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.10.

Original article

The Role of Patriotism in the Formation of Values of Russian Youth: Theoretical Analysis

Elena I. Tretyakova

Adyghe State University, Maykop, Adygea, Russia, alexandr01.87@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-9367-4814

Abstract. This article contains an analysis of the role of patriotism in shaping the youth environment of modern Russia as an important socio-cultural phenomenon. The author examines in detail various aspects of the manifestation of patriotism among young citizens of Russia, such as pride in the country and active participation in patriotic events and actions. Attention is also paid to the factors influencing the formation of patriotic sentiments of the younger generation, including education, the media and the Internet space. Challenges and contradictions related to patriotism in the youth environment are analyzed, and practical ways to strengthen and develop patriotic consciousness of young individuals are suggested. Specifically, the article describes the importance of educational programs, support for patriotic initiatives and intergenerational dialogue.

Particular attention is paid to the contradictions faced by ideas of patriotism in the youth environment of modern Russia, including the impact of globalization, diversity of values and socio-economic problems. The author emphasizes the necessity of creating conditions that promote active participation of young people in patriotic initiatives, such as patriotic events, educational programs and online resources.

This article scrutinizes the role of patriotism in the youth of modern Russia and its impact on socio-cultural aspects of society. It can be used by researchers, public figures and anyone involved in organizing the patriotic

© Третьякова Е.И., 2023

education of youth in Russia. Moreover, the article offers specific recommendations and ideas for strengthening patriotic valúes among young people and developing their active civic role.

Keywords: globalization, personal development, youth, education, patriotism, socio-cultural analysis, mass

media

Funding: Independent work.

For citation: Tretyakova, E.I. (2023) The Role of Patriotism in the Formation of Values of Russian Youth: Theoretical Analysis. Theory and Practice of Social Development. (9), 83-88. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.9.10 (In Russian).

В современном мире, где межкультурная взаимосвязь и глобализация преобладают над границами и расстояниями, важно понимать роль и значение патриотизма в молодежной среде современной России. Патриотизм, как социокультурное явление, имеет значительную историческую основу в России и является важным аспектом формирования идентичности молодых людей в настоящее время. Исследование данного феномена поможет прийти к пониманию того, как молодежь воспринимает и реагирует на концепцию патриотизма, какое влияние она оказывает на процесс формирования их ценностей, убеждений в повседневной жизни.

В современном российском социуме идеи патриотизма оказывают значительное влияние на формирование и развитие ценностно-смысловой системы в молодежной среде. Данное явление можно рассматривать как социокультурный феномен, охватывающий широкий спектр аспектов, в том числе таких, как любовь к родине, гордость за свою страну, уважение к истории и культуре, активное участие в общественной жизни и стремление к достижению национальных интересов. Тем самым аспекты патриотизма обладают интеграционной силой, которая позволяет людям, проживающим в разных точках пространства, ощущать себя таким же гражданином, как и другие люди, являющиеся носителями аналогичной патриотической идеи (Viroli, 2003: 24). С позиции феноменологического подхода в социологии патриотизм наделяет разных людей общими смыслами, образующими интерпретативную релевантность (Шюц, 2004: 270) - одинаковую схему понимания исторического опыта (народного прошлого), образа единой страны в настоящем и стратегий ее развития в будущем. Тогда разрушение патриотических смыслов способно привести к разложению общей схемы интерпретаций, с помощью которой конституировалось целостное «воображаемое сообщество» в виде граждан и соотечественников. Именно поэтому в «Основах государственной культурной политики» (2014) такая потенциальная «атомизация» общества, вызванная девальвацией общепризнанных духовно-нравственных ценностей, называется одним из опасных кризисов для будущего России1.

В связи с этим актуальность исследования данной проблематики объясняется несколькими факторами. Во-первых, молодежь является ключевым элементом общества, и ее участие в патриотических и социокультурных процессах имеет долгосрочные последствия для страны. Дело в том, что молодежь аккумулирует в себе различные смысловые проекции, которые зачастую противоречат друг другу (Зубок, Чупров, 2019: 167), что может привести к межпоколенческой и межгрупповой дезинтеграции российского общества. Следовательно, изучение воздействия патриотического воспитания на формирование ценностно-смысловой системы российской молодежи позволяет разработать эффективные стратегии и меры для поддержки общероссийской гражданской идентичности, нацеленной на повышение личной и коллективной ответственности граждан за позитивное развитие страны (Дробижева, Рыжова, 2015: 8).

Во-вторых, современная Россия сталкивается с вызовами и проблемами, которые требуют совпадения «интерпретативных релевантностей», то есть единства и солидарности населения. В условиях глобализации и информационного обмена молодежь сталкивается с иностранными влияниями, что может деформировать их патриотическое сознание и идентичность. Понимание того, как молодые индивиды воспринимают и интерпретируют патриотические ценности и какие факторы оказывают влияние на их формирование, поможет разработать стратегии по укреплению патриотических чувств и сопротивляемости негативным влияниям.

В-третьих, для молодежи патриотизм играет ключевую роль в контексте их личностного развития и самоопределения. Чувство патриотизма помогает осознать и ценить историческое и культурное наследие своей нации, а также прививает уважение к наиболее значимым ценностям и традициям.

Следует отметить, что в последние два десятилетия научное сообщество проявляет повышенный интерес к пониманию феномена патриотизма, его формированию и роли в современной российской культуре. За это время появилось значительное количество работ, которые отличаются исследовательским подходом к полному осмыслению предложенной проблематики.

1 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 г. [Электронный ресурс] // Правительство России. 11Р1_: http://government.ru/docs/all/94274/ (дата обращения: 12.07.2023).

В представленном исследовании нами в качестве научной основы использовались работы таких авторов, как Т.В. Беспалова, рассматривавшая патриотизм как основной компонент политико-правовой культуры личности; А.И. Вдовин, который также обращался к рассмотрению проблемы патриотизма в рамках формирования нового государства; С.Г. Зырянов, С.Ю. Иванова, исследовавшие патриотизм как социокультурный феномен с позиции деятельностного подхода. Такие авторы, как А.А. Крупник, Г.А. Куманев, В.А Литвинов, Н.П. Лузик, учитывая изменения в социокультурной реальности, рассматривали различные аспекты патриотизма, в том числе проблемы его возрождения и развития в современном обществе. Эти работы представляют новый взгляд на проблематику и предлагают глубокое исследование этого явления.

Однако данные исследования не в полной мере раскрывают научную корреляцию феномена патриотизма в современных социокультурных условиях российской реальности. В настоящее время концепция патриотизма в российском общественно-научном пространстве приобрела особый исследовательский статус. Это отражает постоянные изменения в понимании и роли этого явления не только в научной оценке, но и в системе общественных ценностей в целом, претерпевающих определенную трансформацию в условиях обострения геополитического и информационного противостояния российского государства со значительной частью мирового сообщества.

Анализируя исходные базовые понятия феномена патриотизма, следует отметить, что наиболее полное их определение мы находим в «Концепции патриотического воспитания» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 на период до 2022 года. Так, в ней представлено следующее определение: «Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами»1.

Вместе с тем, современные российские исследователи М.Ю. Мартынов, А.И. Габеркорн в одной из своих работ, посвященной концептуализации понятия «патриотизм», отметили: «В самом общем смысле современный гражданский патриотизм можно определить как особую установку политического сознания и поведения на взаимное выполнение обязательств гражданина (гражданского долга) и власти (государственных институтов), выступающую основой формирования национально-государственной идентичности» (Мартынов, Габеркорн, 2020: 238).

В научной трактовке данного явления существует понятие «деятельностный патриотизм», которое подразумевает активное стремление к улучшению и развитию своей страны. Так, например, профессор А.Д. Карнышев в одной из своих работ отмечает: «...деятельностный патриотизм -это патриотизм, отраженный в жизненных ценностях и проявляющий себя в наиболее важных жизненных сферах деятельности человека (образовательной, профессиональной, семейной, сфере общественной жизни и увлечений)»2.

Следует отметить, что анализ основных направлений, способствующих развитию патриотизма в молодежной среде, позволяет в качестве основных механизмов влияния выделить следующие:

- исследование истории государства с помощью авторитетных источников, обеспечивающих понимание основ формирования национальной идентичности и патриотического сознания в контексте социокультурных изменений;

- анализ национальной политики Российской Федерации с учетом современных геополитических факторов и их влияния на формирование патриотических настроений в молодежной среде;

- вовлечение молодежи в общегражданские, социально значимые и политически актуальные проекты, способствующие формированию патриотической активности и гражданской ответственности;

- формирование информационно-коммуникативной культуры, способствующей осознанию роли массовых коммуникаций в формировании патриотических ценностей и ориентаций;

- противодействие ценностным инверсиям, то есть идеологиям и культурным течениям, которые девальвируют патриотические чувства и национальное самосознание;

- ознакомление молодежи с примерами героического настоящего России для более полного осознания своей сопричастности и принятия их как части своей национальной идентичности;

1 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 12.07.2023).

2 Лидерам молодежи о патриотизме и межнациональном согласии : монография / А.Д. Карнышев [и др.]. Иркутск, 2016. 318 с.

- воспитание и укрепление патриотических чувств и национального самосознания, гордости за принадлежность к гражданству России через активное социальное взаимодействие, формирование групповой идентичности и развитие патриотического духа в молодежной среде.

На наш взгляд, данные направления помогают стимулировать и поддерживать патриотические настроения в молодежной среде России, а также позволяют более глубоко осмыслить динамику и влияние социальных факторов, определяющих патриотическую идентичность в современном обществе.

Настоящая исследовательская позиция разделяется и рядом современных ученых. Так, Д.Б. Казанцева в своей работе отмечает: «Формирование общероссийского гражданского патриотического самосознания в молодежной среде возможно благодаря объединению усилий всех субъектов патриотического воспитания; формированию новых механизмов системных масштабных проектов решения первоочередных, глобальных задач подготовки нового поколения россиян; обеспечению межпоколенческого обмена опытом, ценностями, смыслами, мировоззренческими принципами» (Казанцева, 2019: 96).

Другой российский ученый, Н.В. Корж, в одной из своих работ пишет: «Формирование патриотического сознания у молодого поколения является сложным и длительным процессом. В связи с этим вопрос об этом в рамках воспитательной работы с молодежью необходимо решать на государственном уровне. Необходимость патриотического воспитания молодежи, развитие ее активной гражданской позиции предполагает формирование гражданского самоопределения личности. Молодое поколение выступает гарантом будущего нашей страны, в связи с этим большое внимание сейчас отводится работе с молодежью» (Корж, Каримова, 2022: 84).

Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности использования содержащихся в ней рекомендаций и предложений при разработке эффективных мер для создания комплексной системы работы с молодыми людьми, способствующей формированию патриотических настроений и ориентаций. Также важно отметить, что исследования теоретической сущности патриотизма могут способствовать и развитию гражданской, и общественной активности современной молодежи.

Вместе с тем, в ходе проведенного исследования нами сформулированы основные пути укрепления и развития патриотического сознания в молодежной среде:

1. Образование играет ключевую роль в укреплении и развитии патриотического сознания среди молодежи. Учебные программы должны включать изучение истории, культуры и достижений России, а также развивать гражданскую ответственность и патриотические ценности.

2. Средствам массовой информации следует активно поддерживать патриотические инициативы и распространять положительное представление о стране и ее достижениях. Важное значение имеет организация доступа представителей молодого поколения к различным информационным ресурсам, которые могут помочь им лучше понять и оценить культурное и героическое наследие своей страны.

3. Еще одним немаловажным аспектом укрепления патриотического сознания также является формирование патриотических идей на базе специализированных молодежных площадок, таких как форумы, конференции и мероприятия патриотической направленности, которые способствуют укреплению патриотического сознания молодежи на основе общечеловеческих ценностей.

Дополнительно следует отметить, что некоторые исследователи отмечают наличие в молодежной среде ряда противоречий и вызовов, способных оказывать негативное воздействие на уровень патриотического сознания молодого поколения.

Так, Е.В. Сайганова в одной из своих работ отмечает: «Современное состояние патриотизма среди молодежи является проблемным в связи с трансформацией ценностей и норм в обществе. Это обусловлено отсутствием полноценной развитой системы общественной работы с молодыми людьми, недостаточной нацеленностью на патриотизм в семьях и недостаточной информированностью. В результате, молодежь проявляет безразличие и равнодушное отношение к патриотизму, а их гражданская и общественная активность остается низкой» (Сайганова, 2020: 290).

Данное мнение еще раз подтверждает актуальность представленного нами исследования, наряду с другими аспектами подчеркивает необходимость его углубленного анализа.

В качестве научных выводов рассмотренной проблематики считаем возможным представить следующие утверждения:

1. Глобализация является одним из существенных факторов, с которым сталкивается молодежная среда. Данное явление опосредует разнообразие культур, субкультур, контркультур, а также ценностей и идентичностей, которые предлагают противоречивые схемы интерпретации окружающего мира. В таких условиях именно патриотическое сознание, как центральная аксиологическая доктрина, может быть ключевым фактором успешной интеграции современной молодежи в социокультурное пространство страны, способствующим укреплению российской государственности.

2. Современная среда способствует возникновению в сознании молодежи определенной конфликтности между патриотическими настроениями и влиянием аксиологической предрасположенности, формируемой, в том числе, социальными рисками. Это также может вызывать сомнение и неопределенность в отношении собственной идентичности в процессе формирования патриотической идеологии.

3. Современная социокультурная реальность, подверженная влиянию, в том числе, геополитических конфликтов, актуализирует необходимость идеологического наполнения культурной плоскости в формирующих процессах применительно к молодежной среде. Социокультурные трансформации мировоззренческих позиций, обусловленные социальными факторами (наличием безработицы, экономической нестабильностью, коррупции и др.), должны блокироваться ростом патриотического сознания как принципиальной основой системы воспитания молодежной категории россиян.

Для реализации данной цели важно уделить должное внимание патриотическому воспитанию в рамках образовательных программ, а также активно использовать средства массовой информации и онлайн-пространство. Такой интегративный подход позволит обогатить молодежную среду патриотическими ценностями, способствующими гармоничному развитию личности и социокультурной среды в целом.

Также важно развивать у молодежи гражданскую ответственность и активное участие в жизни общества через организацию патриотических клубов, дебаты и проекты, связанные с патриотической тематикой.

Средства массовой информации, в свою очередь, должны представлять разнообразные позитивные образы, связанные с историей России, способные вдохновлять и мотивировать молодежь к патриотическим поступкам и инициативам. Важно формировать качественное патриотическое содержание медийного пространства, которое будет привлекательным и интересным для молодежи.

Интернет и социальные сети также оказывают значительное влияние на патриотические настроения молодежи. Эти платформы предоставляют возможность для обмена идеями, активного обсуждения и организации различных акций соответствующей направленности. Следует поддерживать и поощрять молодежные инициативы, связанные с патриотизмом, и создавать обеспечивающие онлайн-ресурсы.

Список источников:

Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 9-24. https://doi.org/10.17976/JPPS/2015.05.03.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. C. 164-186. https://doi.org/10.19181/vis.2019.314.614.

Казанцева Д.Б. Системообразующие компоненты образовательного пространства школ, ссузов и вузов в развитии граж-данско-патриотического самосознания обучающихся // Патриотическое воспитание молодежи в современной России : мат. Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгород-чине. Старый Оскол, 2019. С. 93-98.

Корж Н.В., Каримова Л.Ф. Проблема патриотизма среди современной молодежи в условиях геополитической напряженности // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 4. С. 80-89. doi: 10.21685/23079525-2022-10-4-9.

Мартынов М.Ю., Габеркорн А.И. О концептуализации понятия «патриотизм» в исследованиях современного гражданского общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. C. 236-243. https://doi.org/10.17223/1998863X/57/22.

Сайганова Е.В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях. // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, № 3. С. 286-290. https://doi .org/10.18500/1818-9601 -2020-20-3-286-290.

Шюц А. Размышления о проблеме релевантности // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. С. 235-400.

Viroli M. For Love of Country: An Essay on Patriotism and Nationalism. Oxford, 2003. 214 р.

References:

Drobizheva, L.M. & Ryzhova, S.V. (2015) Grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost' i obraz zhelaemogo gosudarstva v Rossii [Civil and ethnic identity and the image of the desired state in Russia]. Polis. Political studies. (5), 9-24. Available from: doi:10.17976/JPPS/2015.05.03. (In Russian).

Kazantseva, D.B. (2019) Sistemoobrazuyushchie komponenty obrazovatel'nogo prostranstva shkol, ssuzov i vuzov v razvitii gra-zhdansko-patrioticheskogo samosoznaniya obuchayushchikhsya [System-forming components of educational space of schools, colleges and universities in the development of civic-patriotic self-consciousness of students]. In: Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sov-remennoy Rossii [Patriotic education of youth in modern Russia]. Stary Oskol, pp. 93-98. (In Russian).

Korzh, N.V. & Karimova, L.F. (2022) The Problem of Patriotism Among Modern Youth in the Context of Geopolitical Tensions. Electronic Scientific Journal"Science. Society. State". 10 (4), 80-89. Available from: doi:10.21685/2307-9525-2022-10-4-9. (In Russian).

Martynov, M.Yu. & Gabercorn, A.I. (2020) Conceptualization of Patriotism in the Studies of Modern Civil Society. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (57), 236-243. Available from: doi:10.17223/1998863X/57/22. (In Russian).

Saiganova, E.V. (2020) Basic Factors of Formation of Patriotic Mood at Young Generation in Modern Social Conditions. Izv. Sarat. university New ser. Ser. Sociology. Political science. 20 (3), 286-290. Available from: doi:10.18500/1818-9601-2020-20-3-286-290. (In Russian).

Schutz, A. (2004) Reflections on the problem of relevance. In: Favorites: A world glowing with meaning. Moscow, pp. 235-400. (In Russian).

Viroli, M. (2003) For Love of Country. An Essay on Patriotism and Nationalism. Oxford. 214 p.

Zubok, Yu.A. & Chuprov, V.I. (2019) Self-Regulation of Life Purpose Values in Youth Cultural Space. Bulletin of the Institute of Sociology. 10 (4), 164-186. Available from: doi:10.19181/vis.2019.31.4.614. (In Russian).

Информация об авторе Е.И. Третьякова - аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, Майкоп, Адыгея, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.I. Tretyakova - PhD student, Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, Adygea, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.08.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 26.09.2023

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.